MP3-плейер iRiver iMP-150 CromeX: оптимальный выбор меломана за 90 долларов

Владимир Сперанский, 

Эта модель не нова на рынке, но заслуженно популярна, так как отвечает практически всем требованиям, которые сегодня могут быть предъявлены к MP3/CD-плейерам, и может служить хорошим ориентиром при выборе аналогичных решений.

При написании материала «Что подарить на Новый год?» я столкнулся с необходимостью исследовать ассортимент имеющихся на рынке MP3-плейеров. В процессе чтения аналитических статей и сравнивания прайс-листов разных магазинов я вспомнил, что мне тоже нужно сделать подарок, причем MP3-плейер «как раз подойдет»; следовало учесть еще, что послегарантийное обслуживание и снабжение контентом ляжет на меня. После осознания всего этого я приступил к исследованию вопроса с особенной тщательностью.

К серьезному рассмотрению принимались только устройства, использующие в качестве носителя оптические диски: они, конечно, имеют механику, которая может износиться, и линзы, которые могут загрязниться, размерами превышают коллег, работающих на флэш-памяти, но зато они удобны и дешевле любых альтернатив, что по первоначальным вложениям, что по последующим. Чтобы взять с собой в поездку семь-восемь стандартных альбомов современной музыки или пару классических опер потребуется $250 (столько стоит CF-карточка на 512 Мбайт, ее еще и не хватит) для плейера на флэш-памяти или около доллара для записи одной болванки1 — для дискового. MP3-плейеры, использующие в качестве носителя винчестер, мне не нравятся ценой самого аппарата. К тому же в домашней коллекции скопилось много составленных лично мною MP3-дисков и около полутора сотен музыкальных компактов, так что выбор был сделан2. Оставалось рассмотреть имеющиеся на рынке модели и выбрать наиболее подходящую.

Когда я два-три года назад присматривался к MP3-CD-плейерам, не нашел ничего подходящего. Модели, продающиеся в магазинах, либо не умели прослушивать CD-R/RW, либо не знали о битрейте свыше 128 или 160 кбит/с, либо были несоразмерно дороги, либо имели еще какой-нибудь критичный или просто неприятный для меня недостаток. Первой ласточкой был Lenoxx MP-786, который при массе достоинств не был способен отображать названия файлов и ID3-теги, потом описанный нами MiSEL MJ-2000, потом еще несколько моделей, в том числе RioVolt, который хоть и был удобен, но стоил, подобно MiSEL MJ-2000, сравнительно дорого. В конце концов я решил, что этим устройствам необходимо «дозреть» и перестал следить за новинками.

Предновогодний обзор рынка выявил несколько моделей, которые были подвергнуты пристальному рассмотрению. Сразу отмечу, что я совершенно не обращал внимание на плейеры «с наворотами», например с FM-тюнерами — радио не интересует адресата моего подарка. Аналогично — не хотелось покупать что-нибудь совсем дешевое, вроде PRO2 Eline MP3P-CDP2. В свое время мой знакомый приобрел самый дешевый из представленных на рынке плейер, и хоть ему он пришелся по нраву, обнаружилось, что мои запросы он не удовлетворяет. Не исключаю, впрочем, и того, что с тех пор устройства нижнего ценового диапазона перестали быть некачественными; мне, однако, хотелось, чтобы подарок не вызывал нареканий.

Expert ELINE CDE-338

NAPA DAV316

Jazzpiper MCD 650A

Expert ELINE CDE-338.

NAPA DAV316.

Jazzpiper MCD 650A.

Итак, мое внимание привлекли следующие модели: iRiver iMP-150 CromeX, Expert ELINE CDE-338, NAPA DAV316, Jazzpiper MCD 650A и некоторые другие. Совмещая тщательный анализ и броски монеты, я остановился на устройстве от корейской iRiver. Одним из решающих факторов стала цена: чуть меньше сотни долларов. Ближайшие модели, оснащенные аналогичными функциями, стоят значительно дороже.

iMP-150: анфас

iRiver iMP-150 CromeX.

Начать тестирование я решил сразу после покупки: зарядил в плеер прилагающиеся батарейки Duracell, вставил предусмотрительно взятый с собой диск и побежал по морозцу к метро. К сожалению, никакой сумочки, клипсы или чего-нибудь в этом роде к плееру не прилагается; повесить его на пояс нет никакой возможности3. В частности, это означает, что расхаживать по квартире, одновременно слушая музыку, нельзя. К моей радости выяснилось, что аппарат влезает в карман куртки, а прищепка пульта ДУ хорошо цепляется к воротнику. Температура в кармане наверняка была ниже нуля, при котором еще гарантирована работа плеера (снаружи было минус 21), но он этого никак не показал.

В качестве тестировочного был специально для проверки записан 700-мегабайтный компакт-техноболванка с операми А. Л. Веббера, сжатыми с компрессией VBR (256-320 кбит/с). Слушая, например, «Phantom of the Opera», можно оценить и общее качество звука, и качество воспроизведения частот всего спектра. Сразу хочется отметить, что файлы плейер прочитал без малейших нареканий, в том числе и те, которые были за пределами классических 650 мегабайт. Забегая вперед, можно сказать, что спокойно читаются CD-R и CD-RW, в том числе мультисессионные и с незакрытыми сессиями, а также записанные в пакетном режиме (по крайней мере болванки, записанные Roxio Direct CD и Nero InCD, читались нормально). В инструкции, впрочем, рекомендуется «высокоскоростные» болванки записывать на скоростях на одну-две меньше — для лучшей совместимости; у меня проблем не возникло. Файлы с «неправильными» расширениями (то есть, собственно, не с MP3 или WMA) плеером не читаются. iMP-150 действительно понимает заявленный диапазон компрессии 8-320 кбит/с, а также VBR, хотя в последнем случае (и это отмечено в документации) надо быть готовым к тому, что может не совсем корректно отображаться время композиции при скоростном прокручивании ее взад-вперед. Аналогичная проблема с VBR-файлами, кстати, наблюдалась и в некоторых версиях программного кодека от Fraunhofer.

Наушники

Наушники меня обрадовали. Они хорошо звучат, в степени, разумеется, соответствующей их габаритам. В отличие от многих других головных телефонов-капель (особенно прилагающихся к недорогим плеерам) они не хрипят, более-менее прилично выводят высокие и низкие частоты и удобно сидят в ушах. В начале эксплуатации я немного грешил на них (об этом позже), но после перепроверки выяснилось, что грешил понапрасну.

Remote Control

Во время поездки в метро я прочитал прилагаемую инструкцию на английском языке. Она впечатляет подробностью и заботливостью. Пользователям, в частности, рассказывают, чем CD отличается от CD-RW, почему не следует всегда держать регулятор громкости на максимуме, что такое VBR и многое другое. Поездка также выявила два момента. Во-первых, со стандартными «ушами» плеер не забивает шум движущегося поезда. Только на остановках было слышно что-то кроме скрипок и бас-гитар. Во-вторых, меню плеера позволяет настроить приличное количество параметров, причем по умолчанию выставлены по большей части удобные значения.

Меню

Контрастность и подсветка дисплея регулируются от «еле видно под лампой» до «сияй в ночи, мой маячок». Наиболее удобным мне показался режим, при котором подсветка вообще не гаснет при работе от сети, но выключается через несколько секунд при питании от батареек. Регулируется скорость быстрой прокрутки взад-вперед для поиска нужного места в композиции, а также функция «скачков» (двойное нажатие на соответствующую кнопку прокрутки) — можно «перепрыгивать», ориентируясь по структуре директорий или по количеству файлов. Можно отключить показ ID-тегов или отрегулировать способ их прокрутки на экране: горизонтальный (слева направо) или вертикальный (сверху вниз). Запрограммированы четыре режима проигрывания композиций по кругу и пять — вразнобой, можно включить режим ознакомления — по десять секунд от каждой песни. Можно даже ввести некую произвольную информацию объемом до двенадцати символов, которая будет отображаться при старте и в режиме останова. Умную мысль, конечно, не запишешь, но вот телефон на случай утери — вполне.

Меню — схема

Схема настроек плеера.

iMP-150 понимает списки файлов в формате WinAmp (.m3u) в количестве до двадцати на диск. Помимо этого можно составлять программы вручную, добавляя в плей-лист отдельные файлы и целые директории. Аналогично можно прямо в процессе прослушивания выбрать следующую композицию или каталог. С аудиодисками эти функции тоже работают. Плей-листы (как и все остальные настройки) сохраняются во флэш-памяти устройства; на сколько дисков хватает памяти мне выяснить не удалось, ясно только, что более чем на десяток.

Интересной и нужной мне показалась функция Fade In, которая медленно наращивает звук при старте композиции сразу после включения. Сделано это для того, чтобы не быть оглушенным, если в прошлый раз случайно установил черезчур высокую громкость, например, для не самых качественных MP3, а теперь вставил Audio CD.

Еще одна функция iMP-150 заставила меня обратиться мысленным взором ко временам далекого отрочества, когда я заканчивал гимназию и готовился к поступлению на романо-германское отделение филологического факультета МГУ. В те времена (я не знаю, как с этим дела обстоят в настоящее время) на филфаке было меньше блатников, чем в ИнЯзе; это было связано с тем, что требования на этом факультете были выше — предполагалось, что туда приходят двигать науку, а на ИнЯз разрешалось поступать из карьерных соображений. Так или иначе, с языком у меня было все нормально и я занимался в свободное время тем, что «ставил» себе произношение. Для этих целей я таскал с собой повсюду кассетный плеер с заряженной в него вечно одной и той же кассетой с лингафонным курсом, который в те времена в Москве был редкостью. Иногда приятели просили у меня послушать музыку, которой я постоянно внимаю, но очень быстро перестали. Английские леди и джентльмены, повествовавшие о своей стране с магнитной пленки, делали это нарочито быстро, и мне приходилось напрягаться, для того, чтобы понять некоторые слова. Плейер был дешевый и кнопкой rewind оборудован не был, поэтому для того, чтобы прослушать непонятное слово или предложение еще раз, мне приходилось совершать массу телодвижений: достать плейер, открыть, перевернуть кассету, промотать, ориентируясь исключительно «на слух» — по звуку проматываемой пленки — десяток секунд, перевернуть кассету, так повторять до тех пор, пока непонятный оборот не переставал быть таковым. Эта операция полностью занимала обе руки и больше ничего в это время делать уже было нельзя. Поэтому чаще всего (особенно зимой, когда надо было снимать перчатки) я плевал на это дело и предпочитал прослушать лишний раз обе стороны, что, впрочем, пошло мне на пользу (очень хочется на это надеяться).

Так вот, возвращаясь к настоящему, к плейеру iRiver iMP-150 CromeX. У него есть интересный режим «Study Mode», при котором нажатие на Stop «перематывает» запись назад на пять или десять секунд (в зависимости от настроек), после чего возобновляет проигрывание. Эта функция работает и с пульта, так что можно ею пользоваться не доставая сам аппарат. В сочетании с возможностью отрегулировать под себя скорость быстрой прокрутки файла, Study Mode сильно облегчит работу с различного рода языковыми аудиопособиями. Только, как заботливо предупреждает инструкция, не надо сжимать их с компрессией VBR — могут возникнуть проблемы с ориентированием внутри файла.

В плейере есть эквалайзер. Можно выбрать один из пяти предустановленных пресетов — Normal, Rock, Classic, Jazz, Ultra Bass — или самостоятельно выставить значения. Мне в процессе эксперементирования удалось выставить такие значения4, которые при прослушивании некоторых композиций вызывали «зашкаливание», звуковые артефакты. Аналогично, специальное тестирование показало, что на пиках заявленного диапазона 20-20000 Гц наблюдаются проблемы: «чистые» 20 Гц были еле слышны, а 20 и даже 15 кГц звучали хрипловато. Вначале я грешил на наушники, но после обнаружил, что Koss R/100 и Philips SBC HP900 тоже подхрипывают в тех же местах. Качественнее наушников под рукой не было, и пришлось констатировать, что это сам плейер не может выдать требуемых частот. С другой стороны, при прослушивании струнных и клавишных концертов Паганини и Шимановского (на которых мне заведомо известны места, где звук достигает «критической» высоты, что подтверждалось в том числе позором дешевых плейеров и магнитол) никаких претензий не возникло. Вообще, субъективное тестирование показало, что звук iMP-150 выдает очень приличный, вполне достойный наушников и получше, чем прилагаемые. На линейном выходе искажений еще меньше, что естественно. Замеры показали, что заявленное соотношение сигнал/шум в 90 дБ соответствует действительности. При выведенном на максимум регуляторе громкости (линейный выход выдает всего 0,57 В на нагрузке 47 кОм) неравномерность АЧХ не превышает заявленных значений, скорее наоборот. Настройки эквалайзера при увеличении громкости нивелируются для тонкомпенсации, так что при выведенном на максимум регуляторе разница практически не слышна.

iMP-150 понимает файлы с частотой дискретизации 8-44 кГц. 8-килогерцовый файл мне найти не удалось, но композицию, записанную со студийного оборудования с дискретизацией 48 кГц, плеер опознал, честно написал «48 kHz» и на этом общение с файлом прекратил. Вообще следует отметить, что дисплей предоставляет достаточно информации: когда аппарат не проигрывает файл, отображается информация о количестве треков и общем времени записи (Audio CD) или общее количество файлов на диске (MP3 CD). Если на музыкальном диске записана таблица содержимого (Table Of Contents), то информация из нее выводится на экран. Во время навигации отображаются имена директорий и файлов или дорожек5, а также типы файлов. Что высвечивается на дисплее в процессе проигрывания композиции, можно увидеть на иллюстрации ниже. «Played time» может иллюстрировать время, прошедшее от начала файла, или оставшееся до конца; это настраивается, но, к сожалению, для переключения требуется минимум шесть нажатий. Индикатор заряда батареек сменяется автоматически на пиктограмму штепселя при подключении сетевого адаптера, батарейки можно не вынимать. Точность индикатора оставляет желать лучшего: при наполовину разряженных батарейках он то показывал два деления из четырех, то три, а то вообще начал мигать, сигнализируя о близкой кончине батареек. Время работы плеера от батарей соответствует заявленному в инструкции: чуть больше семи часов Audio CD и около 16 часов MP3. Батарейки можно без проблем заменить на аккумуляторы.

Экран

Время работы антишока можно регулировать. Стандартные значения составляют 10 секунд для Audio CD и 30-120 секунд для MP3 CD. Их можно увеличить до 40 и 60-120 секунд соответственно. В первом случае это будет сделано за счет качества звука, во втором за счет времени работы от батарей. Компания iRiver разработала собственный антишоковый алгоритм, который буферизирует первые секунды следующей песни для ликвидации «пауз на раскрутку» в самом начале композиции, буде в это время случится встряска.

Плеер RioVolt от компании SonicBlue в свое время был очень интересной моделью, но имел (помимо всего прочего) некий раздражающий недостаток: он самостоятельно выключался через пару минут безделья (то, есть, например, зашли вы в магазин и выбираете покупку, консультируясь с продавцом), после чего приходилось вручную искать место, на котором была сделана пауза. С тех пор почти все производители решили эту проблему тем или иным путем, не осталась в стороне и iRiver. Помимо собственно включения/выключения режима Resume в прошивке 1.11 добавлен режим Track #ON, при котором проигрывание возобновляется с той же композиции, но с начала файла.

Ну вот, мы и подошли к обновлению микропрограммы. Около недели я эксплуатировал iMP150 с прошивкой 1.03 — той, которая была залита производителем. Никаких нареканий у меня не возникло. Тем не менее, я решил сходить и проверить наличие прошивки на сайте iRiver. Список добавлений, реализованных к версии 1.12, оказался настолько обширным, что можно только удивляться и радоваться добросовестности разработчиков, не оставивших пользователей на произвол судьбы. Устанавливается новый микрокод просто: файл загружается из Сети и записывается на болванку. Плеер находит его самостоятельно. Единственное неудобство — все настройки сбрасываются в значения «по умолчанию». Интересно отметить, что большая часть новшеств суть не исправление ошибок, а добавление новых функций. Ниже перечислены основные.

Добавлены несколько новых готовых настроек для эквалайзера — Metal, Pop, Dance. Внесена возможность некоего контроля за экспериментами с пользовательскими настройками — она немного ограничивает свободу регулировки басов и верхних частот, зато лимитирует такие значения, при которых становится невозможным нормальное прослушивание. Реализована интересная функция автоматической регулировки эквалайзера в зависимости от значения поля Genre в ID-Tag'е.

Регулировка батарейки

Разработчики попытались решить проблему с индикатором заряда батареек. Ссылаясь на невозможность автоматической регулировки, они предложили пользователям самостоятельно подстраиваться под конкретные батарейки или аккумуляторы.

Теперь в заголовок дерева файлов вынесена метка диска. Эксперимент показал, что метки в формате Joliet и/или на русском языке также превосходно читаются. Символическое отображение файлов и директорий стало еще более удобным и теперь совсем смахивает на Windows Explorer.

Визуализация

К уже существующим режимам визуализации добавлен еще один, очень нужный — при нем виден прогресс прослушивания файла. Раньше его очень не хватало, особенно если учесть черезчур хлопотное переключение показателя времени с «прошло» на «осталось». На мой взгляд это самое ценное добавление.

Добавлена игрушка Snakebyte. Серьезно. Слезы умиления навернулись на мои глаза, когда я увидел знакомую еще со времен VAX'ов змейку, поедающую яблоки. Игрушка вполне полноценная, с несколькими уровнями; ее можно запускать прямо во время прослушивания. Единственная явная недоработка — в игре не функционируют управляющие кнопки на самом плеере, приходится использовать для этой цели пульт управления. Это явно будет решено в ближайших выпусках микропрограммы. Будем их ждать с тайной надеждой на Word-совместимый текстовый редактор и Quake 3.

iMP-150: вид сбоку

Технические характеристики

Аудио

Частотный диапазон: 20Гц ~ 20кГц
Линейный выход: 0,57 В / 47 кОм
Отношение сигнал/шум: 90 дБ
Неравномерность АЧХ: не более 2 дБ

CD

CD-DA, CD-Text (8см/12см)
CD-ROM Mode 1, Mode 2 Form 1
Enhanced CD, CD-Plus,
Смешанные CD (звук + данные)

CD-R/RW

Packet-Write, ISO9660, Joliet, Romeo,
Multi-Session

Файлы

MPEG 1/2/2.5 Layer 3, WMA, ASF
Битрейт: 8-320 кбит/с
Частота дискретизации: 8-44 кГц
ID Tag: ID3 V1, ID3 V2 2.0, ID3 V2 3.0

Питание

Две батарейки или аккумулятора AA
Сетевой адаптер 4,5 В 300 мА

Габариты

13,5x14,5x30,5 см
Вес: 235 г вместе с батарейками

Время работы

Audio CD: около 7 часов
MP3 CD: около 16 часов


1. Я слушаю только MP3-файлы с компрессией 256-320 Кбит. Избалован привычкой к высокому качеству и хорошим слухом. [вернуться]

2. По этой же причине я с сожалением отмел минидиски от Sony. [вернуться]

3. Можно, конечно, приобрести чехол отдельно, но он стоит где-то $15-20 — в специализированных магазинах. Я довольствовался купленным в фотоотделе универмага за 200 рублей. [вернуться]

4. По чести говоря, для комфортного прослушивания музыки — по крайней мере, известной мне музыки — совершенно непригодные. [вернуться]

5. Кстати, с русским языком у iMP-150 полный порядок: нужно выбрать великий и могучий в списке языков в меню и после этого ID-тэги, названия файлов и прочая информация (в том числе в кодировке Unicode) будет отображаться корректно. [вернуться]


Автор
Владимир Сперанский

Комментарии