Высокий конец аналогового аудио

Анатолий Левенчук, 

10% стоимости аппаратуры, которые принято оставлять на звуковые кабели, можно было бы давно вычесть вместе со всем ухудшением звука, которое они приносят, если бы не копирайтный тормоз прогресса в аудио и видео. А что будет, если отпустить копирайтные тормоза?

Евгений Козловский, главный редактор еженедельника «Компьютерра», страстный аудиофил и меломан в одном лице, продемонстрировал нам с Романом Косячковым (главный редактор журнала «Домашний Компьютер») у себя дома единственный на сегодня в мире комплект, где хороший звук передается от плейера к ресиверу не пятью аналоговыми кабелями, а одним цифровым. Демонстрация прошла путем сравнения звучания плейера и ресивера при коммутации через пять неплохих аналоговых кабелей и через один тонюсенький цифровой. Разница в качестве звука оказалась столь же разительна, как и в цене соединения.

Эти 10% стоимости аппаратуры, которые глянцевые журналы рекомендуют оставить на звуковые кабели, можно было бы давно вычесть вместе со всем ухудшением звука, которое они приносят, если бы не копирайтный тормоз1 прогресса в аудио и видео. Реализованная в комплекте Pioneer передача хорошего звука по iLink, вроде бы как-то защищает хороший звук от пиратов. И вот свершилось: high fidelity-комплект плейер + ресивер зазвучал вполне как high end.

Я же все равно остался недоволен: мало того что фирма Pioneer заставила Козловского оплатить в этом своем «единственном в мире комплекте» два многоканальных набора ЦАПов (неиспользуемый в плейере и задействованный в ресивере), так еще и скомплектовала в один тяжеленный корпус семь дорогих усилителей по 170 Вт каждый — когда даже беглого взгляда на разномастные колонки хватало, чтобы понять всю техническую и финансовую несуразность такого решения.

Дурят нашу сестру-слушательницу, как написали бы политкорректные американцы. А что будет, если отпустить копирайтные тормоза?

Источником тогда станет просто дисковод (а вы что хотели?! Не навороченный же плейер!). Этот дисковод (забудем аудиофильское аналоговое «транспорт») должен выполнять единственную функцию: позиционироваться по команде и читать и перечитывать диски, буферизуя цифровой поток. Никаких ЦАПов, ибо в этом месте еще непонятно, сколько их понадобится и какие они должны быть — дорогие или не очень, видео или аудио. Но зато читать такой дисковод должен все форматы — и SACD, и DVD во всех его обличьях и инкарнациях, и СD во всех вариантах (и c DivX-фильмами тоже!), да хоть и Blue Ray.

Цифровой поток передается по какому-нибудь (зачем iLink? более дешевому!) протоколу в декодер: главное в этой архитектуре — устройство, которого сейчас на рынке нет.

Декодер имеет цифровой вход (заодно обеспечивающий питание) для дисковода и опциональные цифровые (без копирайтной паранойи аналоговых уже не нужно!) входы для других устройств. Еще в нем есть 7.1 цифровых выходов, которые тоже обеспечивают питание (в данном случае — мощное сетевое питание, ибо неизвестно, какая мощность от него может потребоваться). Питание — это сквозной пропуск 220 В из розетки, не думайте, что в декодере стоит какой-нибудь выпрямитель или фильтр. Ведь декодер не знает, какой мощности и какого класса будут куплены усилители.

Декодер выполняет три основные функции:
 • однократно, перед началом эксплуатации, вычисляет необходимые настройки в соответствии с расположением колонок, акустическими свойствами помещения и предпочтениями пользователя (это обычно делается во время проигрывания специального настроечного диска, внимательно прослушиваемого прилагающимся к декодеру измерительным микрофоном);
 • расщепляет, согласно различным форматам кодирования, цифровой поток на отдельные каналы (видео и необходимое число звуковых каналов);
 • подправляет цифровой звукопоток в каждом канале в соответствии с настройками (а этих настроек для канала будет поболе десятка: задержка, установки эквалайзера, подкрутка фазы, фильтры и т. д. и т. п.) и указаниями с пульта дистанционного управления.

Понятно, что версию софта в таком декодере можно будет время от времени обновлять, добиваясь просто невероятных акустических результатов.

На выходах декодера — видео и звуковые потоки для одиночных цифровых каналов.

Мощные цифровые кабели ведут от декодера каждый к своей активной колонке, которых должно быть от двух (стерео без сабвуфера — а почему бы и нет?) до 7.1, в зависимости от финансовых возможностей и предпочтений владельца. Мощные — это толстые провода электропитания в одной оплетке с цифровым линком2. Цифра передается все равно по какой технологии: хоть Еthernet по витой паре, хоть прямо по проводам питания, хоть отдельное оптоволокно — лишь бы подешевле.

Каждая активная цифровая колонка будет иметь свой ЦАП и использовать принцип bi или даже triamp3. Таким образом, каждая такая колонка позволяет нам сэкономить на двух «традиционных» дорогих аналоговых кабелях: коаксиальном — от источника к усилителю (от 100 долларов за канал), и толстым медным или даже серебряным (и тоже отнюдь не дешевым) — от усилителя к громкоговорителям. Сведя весь этот аналоговый тракт к десятку фабрично выполненных безразъемных сантиметров внутри колонки, мы получаем неплохой выигрыш — не столько в уже упоминавшихся десяти процентах от цены аппаратуры, сколько в качестве звука.

Теперь можно выбирать в том числе и разные колонки, ибо декодер тщательно согласует их друг с другом в ходе настройки. Скажем, дорогие фронтальные колонки и дешевые тыловые. Дорогие — это и ЦАП дорогой, и усилители с правильным блоком питания, и громкоговорители, и корпус. А дешевые — дешевле будет каждый компонент. Так и набегает серьезная экономия по сравнению с сегодняшним вариантом, когда мы вынуждены довольствоваться и усилителями, и ЦАПами одного дорогущего фронтального класса, и только пассивные колонки рационально берем для фронта и для тыла разной стоимости (у Козловского разница чуть ли не в десять раз). Более того, при таком подходе можно и число колонок наращивать постепенно — начать с двух, а затем переходить к 2.1, 5.1, 7.1.

Итак, ежели честные хардверщики будут действовать в интересах общества, а не копирайтщиков, нынешнему аналоговому high end этот самый высокий конец и наступит. Пока же общество оплачивает не столько технический прогресс, сколько охоту на ведьм… тьфу, на студентов… ой, на пиратов…


1. Хороший звук сейчас использует источники с 24 битами и 96 килогерцами дискретизации или около того — а именно SACD и разные варианты DVD-аудио вкупе с современными форматами кодирования звука на DVD-видео. Или даже еще круче — частотой дискретизации 192 кГц, хотя таких дисков в природе пока всего два наименования. О преимуществах высокоразрадности и высокочастотности звука подробнее расскажет сам Козловский, причем восторженней и лучше меня. Паранойя со стороны музыкальной индустрии заставляет производителей бытовой аудиоаппаратуры бояться дешевых цифровых решений и не передавать хороший звук «по цифре». [вернуться]

2. Аргументацию, почему питание активной цифровой колонки нужно подводить именно от этого мощного цифрового кабеля, а не из ближайшей розетки, и почему в качестве цифрового соединения не будет использован Bluetooth, я предлагаю читателям разработать самим. Ну, обеспечение дешевизны соединения, неудобство опутывания современной квартире двумя наборами проводов и т.д. и т.п. [вернуться]

3. Проще и дешевле иметь несколько узкополосных усилителей и маломощный кроссовер с высокой добротностью, чем один сверхширокополосный усилитель и мощный кроссовер непосредственно перед двумя-тремя громкоговорителями. Подробнее см. http://sound.westhost.com/bi-amp.htm. [вернуться]

По материалам еженедельника «Компьютерра».


Автор
Анатолий Левенчук

Комментарии