Жизнь после Live - 2 : часть II (тестирование hardware Audigy2) и часть III (тестирование software)

Андрей Волов, 

Кого же заинтересует Audigy2 Platinum EX, с её ценой под пару сотен уе? И что в ней такого, что оправдывало бы столь неслабую стоимость...

В предыдущем материале, посвященном Audigy2 (см. www.ferra.ru/online/multimedia/22134/), повествовалось о новых технологиях, воплощенных неутомимым аудио затейником Creative. По весне европейское представительство любезно предоставило на тестирование предпродажный образец Audigy2 Platinum EX — наиболее продвинутую  модель из новоиспеченной серии. На днях вышел в свет Driver Pack — событие незаурядное для звуковой карты, даже такой навороченной как виновница, окрещенная за месяцы въедливого тестирования "Ау2". Таким образом, в руках оказались: последнее hardware и свежайшее software. В связи с чем было бы логичным, отталкиваясь от сравнительного анализа, продолжить начатую зимой тему, вызвавшую неоднозначные отклики у читателей.

Меломаны старой закваски сетуют, что, дескать, многоканальность и прочие навороты-примочки за полтораста уе на фиг нужны, достаточно стерео, только было бы качественное и по разумной цене. Из меломанов нового поколения, с молоком впитавших многоканальный звук, пока лишь единицы (да и то не на периферии России) могут себе позволить щегольнуть обновой. Крэйзи геймеров цена "Au2" тоже "ломает", хотя и не останавливает. Музыканты — публика с творческим гонором, больше доверяет мнению свойских коллег "по цеху" — те и подавно к появлению Audigy2 отнеслись с холодком. Кого же тогда заинтересует Audigy2 Platinum EX, с её ценой под пару сотен уе? И что в ней такого, что оправдывало бы столь неслабую стоимость?

Audigy2PLT_EX_b.jpg



Найди… тучу отличий

Для разминки взглянем на предшественницу, которая просто Audigy, и визуально сравним с Audigy2. Появилась не только добавочка в виде намалёванной цифры "2" на аудио процессоре: прежде всего изменились ЦАП, обслуживающие аналоговые выходы. Был 6-канальный кодек от Philips, а стал от 8-канальный от Crystal, который теоретически покруче децибелл так на десяток (при стендовых измерениях). Однако смена кодека еще ничего гарантирует, например, если его развязка-обвязка останется хилой, то звук если и улучшится, то на крохи. Ну да ладно, о привратностях начинки 24-битных непрофессиональных звуковух — разговор предстоит отдельный.

Плата Audigy2 с текстолитом цвета настоящего шоколада и золотистыми разъемами длиннее Audigy на каких-нибудь полсантиметра. Размерчик с добрую половину материнской платы формата micro. "Входит и выходит! Замечательно выходит!" Не подумайте плохого, это я про PCI слот и миди корпус.

1_Au.jpg

2_audigy2.jpg.

Разъемов на планке платы Audigy2 по сравнению с Audigy стало на один больше, гнезда (все имеют одинаковый диаметр мини разъема 3.5 мм) стоят плотнее, посему c толстым HiFi обрамлением штекера от супер медного кабеля накладочка выходит. До предела распираются остальные худосочные штекера от стандартных мультимедийных кабелей, а еще один HiFi штекер не всунешь. Отмеченная проблема не грозит лишь сбросившей "разъемно-коммутационный" балласт Audigy2 Platinum EX.

С платы Audigy2 Platinum EX исчезли все (!) аналоговые входы, из-за чего заметно поубавилось кондерно-резисторного хозяйства. Целый угол платы оказался вообще пустым: теперь держать-вставлять стало чрезвычайно удобно.

3_au2pex_soundcard.jpg

Разъем, виднеющийся в левом верхнем углу "Au2Pl ЕХ" — нечто иное как подключение питания, аналогичного флоппи драйву. Только вот Креатив требует, чтобы к ветке питания ничего из энергопотребителей кроме Au2Pl ЕХ не подключалось. Неслабо для начала, не правда ли?

С питанием вопрос не праздный, смею заверить. Когда в некий комп воткнул три звуковухи, две из которых Аудижи, а третья восьмиканальный 24-битный Терратек, то 250 ваттный блок питания не потянул. Как следствие, пошли непредсказуемые зависания виндов, стал глючить внешний модем (!), начало вышибать драйверы вновь устанавливаемых звуковух. Замена на 300 ваттный PowerMan полностью сняла проблему.

Пару слов о выносном модуле платиновой Аудижи2. Размеры его корпуса таковы, что в пятидюймовый отсек компа не вставишь. Судя по всему, корпус модуля для Au2Pl ЕХ достался от прошлогодней Extigy. Дизайн и материалы почти не изменились. Весь корпус сделан из пластмассы — не лучшее решение с точки зрения экранирования от внешних электромагнитных полей. Как позже выяснилось, прикосновение к ручке регулировки чувствительности микрофона дает наводку на входной сигнал. Модуль подключается к самой карте сдвоенным шнуром, первая часть которого служит для коммутации аудио сигналов, а вторая — для разветвления SB1394. Звуковая карта может функционировать сама по себе без подключенного модуля (проверено), но тогда будут доступны лишь аналоговые выходы на колонки. Все АЦП (более  «крутые» по сравнению с простой Ау2) прячутся во внешнем  модуле.

4_adg2pex_drive_2views.jpg

Тестирование

Тестирование осуществлялось на двух компьютерах попеременно. Первый — основной, с иголочки — имел следующую конфигурацию:
 •  корпус InWin J535 с блоком питания PowerMan 300 W, включенный в бытовую сеть 220+10 В через адаптер APC SurgeProtector  с заземленной нейтралью
 •  материнская плата Gigabyte 8PE667 PRO (бортовой звук изначально вырублен через BIOS)
 •  Celeron (IV) 2 ГГц
 •  DVD-ROM Pioneer 103S
 •  Gigabyte Radeon 9000 PRO 64 Mb
 •  Samsung DDR 256 Mb PC2700
 •  HDD Barracuda IV 80 Mb
 •  Звуковая карта Audigy2 Platinum EX, сначала в гордом одиночестве, позже к ней присоединилась многоканальная звуковая карта Terratec EWS88MT с внешним экранированным модулем 24-битных входов/выходов, а под занавес и бортовой АС97 кодек Avance 650
 •  Windows 2000 SP3 и XP Pro на разных логических дисках

Ранее, при сравнении Audigy2 с Audigy использовался один и тот же драйвер для обеих карт. В первую очередь была инсталлирована Audigy2, а установка Audigy прошла "на автомате" без задействования дополнительных драйверов. Хлебнув горя с трудно прогнозируемой неуживчивостью нескольких Ау2 на одном компьютере и вняв прозрачному намеку Креатив не обременять Audigy2 аудио соседями, пусть даже родственными, теперь тестируем, наращивая присутствие звуковых карт поэтапно.

Второй компьютер — вспомогательный — был попроще, с полуторагодовалым стажем, с чипсетом от VIA и 256 "мегами мозгов", с Windows ME на 600м Селероне, зато забитый под завязку всякой всячиной типа родного Live!, аппаратного DVD ускорителя (Encore Dx3) от вездесущего Креатив, TV тюнера от AVerMedia и т.п. Не смотря на разномастную начинку, старина хорошо себя зарекомендовал на предмет «потусторонних» помех-шумов, норовящих пролезть на звуковую карту откуда угодно (прежде всего с TV тюнера и его антенны).

На компьютере со свеже инсталлированной ХР креативовские драйверы и сервисное программное обеспечение встали без проблем. А вот под пережившими многое МЕ виндами процесс инсталляции шел тяжко, в несколько этапов с перезапуском компа. В результате микшер установленного ранее Лайва перестал функционировать. Демонстрашка звука 24 бит 24 кГц отказалась проигрываться. Вообще резко почувствовалось, насколько прожорливее к ресурсам стал в работе любой сервис от Креатив по сравнению со старенькими прогами к Live!. Забегая наперед, скажу, что после деинсталляции Audigy2 пришлось переставлять заново все драйверы и софт для Лайва.

Инфракрасное дистанционное управление (для модели Audigy2 Platinum EX)

Дизайн дисташки сразу настраивает на позитивные эмоции. Изящество и функциональность, помноженные на похвальное стремление всячески угодить потребителю. При инсталляции креативовский софт сам спросит, активировать дистанционное  управление (remote control), или нет. Красный огонек на выносном модуле вторит нажатиям на кнопки дисташки. Задержка отклика софта небольшая, но все-таки есть. Естественно, если пользуешься каким-нибудь сторонним плеером типа WinAmp, то на нажатия на дисташке реагирует только громкость звука, так как она регулируется через "виндовый" микшер. Шаг изменения громкости посредством дисташки размашистый, линейный во всем диапазоне, что может вызвать неудобства при подстройке уровней, близких к максимальным. Между отдельными модулями софта Креатив надо переключаться через меню remote control, иначе, например, в DVD-audio плеере перескакивания по трекам не заработают, если в этот момент активным является обычный плеер. Не очень удобно, но это неизбежная расплата за компьютерный универсализм. Дальнобойность дисташки хорошая, отраженным от стен лучом элементарно добиваешь до приемника на модуле. Единственное, чего не хватает для полного счастья, так это подсветки клавиш. Полумрак в помещении для релаксирования под музыку не дань интиму, а обязательное условие минимизации лишних раздражителей. Наломался за компом, настал черед расслабиться. Тогда гасишь свет, плюхаешься в горизонтальное положение подальше от доставшего монитора и, вооружившись дисташкой, наслаждаешься любимой музыкой. Мечта!

5_adg2pex_remote.jpg


Измеренные параметры (сигнал шум, АЧХ и т.п.)

Аудио измерения на персональном компьютере — занятие неблагодарное. Измеренные на вашем компе значения могут довольно сильно различаться от измеренных на других компах. Поэтому сейчас важно проследить тенденции, например, различаются ли по качеству линейные входы, которых на Au2 EX аж целых три (ну ни дать ни взять, зачатки микшерского пульта).

Измерения проводились посредством обычных кабелей примерно метровой длины. Подобными кабелями комплектуется приличная компьютерная акустика и "боксОвые" звуковые карты. На кой ляд, спрашивается, использовать для измерений эксклюзивный кабель длиной 10 см, если на практике применяются совсем иные "шнурки"? Ради абсолютизма самих измерений? А-а-а, конечно-конечно, знать максимально достижимую Жигулями скорость на высохших озерах Австралии, ну очень любопытно.

Измеренные характеристики (24 бит 96 кГц)

 

Сигнал/шум, дБ А

Динамический диапазон,дБ А

Режим записи What U Hear
(все аналоговые входы включены)

-90,5

88,9

Режим записи What U Hear
(все аналоговые входы выключены)

-99,7

97,3

Режим записи Wave/Mp3

-103,4

100,9

Цифровой выход* (S-PDIF RCA)

-101,6

98,7

Цифровой вход* (S-PDIF RCA)

-103,0

100,7

Аналоговый выход (фронт)

-93,7

92,7

Аналоговый вход
(№1, совмещенный с микрофонным входом)

-78,4

76,7

Аналоговый вход (№2)

-84,3

79,6

Аналоговый вход
(№3, RCA «тюльпаны» сзади модуля)

-96,7

94,3

Выход на наушники

-84,2

82,9

Оптический вход** (TOSLINK)

-94,6

91,0

* — как при комплектном RCA-RCA кабеле от видеокамеры, так и при самодельном шнуре из 75 омного коаксиального кабеля (от телевизионной антенны) и обычных разъемов "тюльпан".

** — как при 5ти метровом кабеле Optical Fiber Professional Luxmann, так и при 2х метровом из комплекта акустики ALtec Lancing 251 Digital (c выхода кодека Avance L650, встроенного в материнскую плату Gigabyte 8PE667 PRO).

Параметры в первых трех строчках таблицы получены без каких либо кабелей (т.е. сигнал, упрощенно говоря, перенаправлялся «внутри» самой Аудижи посредством её программного микшера). Включение-выключение аналоговых входов производилось в микшере Ау2, а имеющиеся кабельные соединения не трогались. Да-а-а… Вынесение аналоговых входов во внешний, «платиновый» модуль, безусловно, решение дальновидное, но без схемотехнических улучшений отнюдь не достаточное… Запись в режиме Wave/Mp3 фактически означает перенаправление потока чистой цифры, которая сама по себе для 24 бит имеет динамический диапазон под 144 дБ. Как видим, к чистой цифре успевает прилипнуть дермецо, пролезающее со всех щелей карты, и реальный динамический диапазон далек до заветного теоретического. Впрочем, у других звуковух стоимостью ориентировочно до 250 уе дела обстоят не намного лучше.

Кстати, в процессе записи неизбежно цепляешь фоновый шум, источником которого являются всевозможные устройства (как аналоговые, так и цифровые), оказывающие взаимное влияние посредством электромагнитных полей. "Платиновая" Аудижи 2 здесь не исключение. Так, при положении фейдера в микшере (раздел RECORD), равном 50%, на голом входе Line-In 3 прихватишь шумов –84 дБ ( не дБ А !) по пику. Слава Богу, у Ау2 это практически белый шум, к которому наше ухо мало чувствительно. А при положении фейдера 100% уже под –80 дБ пиковых. Подключение к линейному входу внешнего аудио устройства по обычному кабелю может дополнительно увеличивать фоновый шум. Не удивляйтесь, когда при реальной записи получите фон в районе –74..-78 дБ по пику при 100% фейдера (даже если SNR вашего микрофонного/гитарного предусилителя, с которого сигнал подается, намного лучше). Вообще то не смертельно — шум такого уровня будет слышен лишь в паузах при громкости усилителя компьютерной активной акустики близкой к максимальной — но приятного мало. Высококачественной такую запись назвать нельзя.

6_UniScope_Free-Line.gif

Самое прискорбное, переход с 16 бит (32768 градаций амплитуды) на 24 бита (8388608 градаций амплитуды) Audigy2 с точки зрения отцифровки-записи характеризует не лучшим образом: в абсолютных единицах измерения (градациях амплитуды) фоновые шумы и искажения увеличиваются почти пропорционально. Как следствие, разница измеренных параметров в относительных единицах (дБ) для 24 бит отличается от 16 бит ну очень незначительно. Результаты измерений для 16 бит в данной статье не приводятся, дабы окончательно не сбить с толку утомлённого читателя.

Передвигая фейдер в разделе записи (REC) микшера Ау2 в крайне нижнее положение, загоняешь амплитуду соответствующего источника (Source) сигнала, поступающего в карту, полностью в ноль. Например, опустив до упора фейдер для микрофонного входа, при записи получишь нулевой сигнал, причем независимо (!) от положения ручки уровня микрофона, расположенной на выносном модуле. Чтобы переключаться на режим обычного линейного входа, сделано так, что упомянутая ручка входит в крайнее положение против часовой стрелки с приятным механическим щелчком. В момент включения режима микрофонного входа, в записываемый сигнал проходит мощный импульс переходного процесса даже при отключенном входе в микшере. Тем не менее, если предусмотрительно опустить фейдер, то и этот импульс не проникнет в запись. В догонку маленький совет: аккуратно пользуйтесь режимом «What U Hear» и не трогайте кабели при записи (не перемещайте вблизи выносного блока), а лучше, подальше от греха, отключайте вообще незадействованные кабели.

7_image003.gif

Параметры в строчках таблицы, начиная с четвертой, измерены с помощью сторонних звуковых карт. Ясно, что без кабелей здесь не обошлось. Чтобы не запутаться в многообразии кабельных вариантов, были взяты обычные шнуры (в частности из комплекта к Ау2), которые имели близкие между собой характеристики.

Факт, что цифровой выход от входа отличается на децибел с копейками (см таблицу выше), отнесем на статистический разброс. Тогда как другой факт, свидетельствующий о серьезном превосходстве цифрового выхода над аналоговым (почти на 10 дБ), уже не спишешь со счетов.

Налицо и явная закономерность с аналоговыми входами: чем меньше разного рода совмещений и чем лучше разъем, тем вход качественнее.  Разница под 20 дБ заметна даже пострадавшему от медвежьих происков оттоптать уши. Так что если требования к качеству записи-отцифровки повышенные, то используйте вход №3 (RCA разъемы), расположенный на тыльной части модуля.

Другие параметры, такие как THD, IMD и Crosstalk составили для цифровых и аналоговых входов, соответственно около 0.0003%, 0.004%, -97 дБ и 0.003%, 0.03%, -80 дБ (в среднем). Причем для входа №3 взаимопроникновение каналов было на ~10 дБ получше. Для цифрового выхода параметры близки к входным. Для аналогового выхода на фронт картина такая: 0.0044%, 0.0098% и -84 дБ. Т.е. чем то лучше, чем то хуже по сравнению с аналоговыми выходами.

Измерения для оптического входа носили предварительный характер: так сказать, разведка боем. Подав вход на выход и активировав в микшере от Au2Pl EX запись с S-PDIF, для 24 бит получили странную АЧХ, вызвавшую ассоциации с вальсом "Амурские волны" (см отображаемое на рис зеленым цветом). Не менее странно, что после 24 кГц волны вырождаются в прямую линию. Для 32 битного сигнала АЧХ сначала повторяла волны, но перед 20 кГц свалилась и на 24 кГц улетела в пропасть. Ага, тут пересчет по битам сработал корректно.

8_Audigy2-EX-FR_.jpg

Причина, почему АЧХ пошла волнами, крылась в том, что в микшере вход источника S/PDIF-In был открыт на воспроизведение, а его фейдер был поднят до упора. Кажется Ау2 дюже не нравится, когда таким образом свой оптический вход на свой же выход запузыривается.

По ходу дела совет: чтобы частотный состав цифрового выхода не пошёл кривой рябью, не забывайте в настройках Ау2 (Device controls) выставлять для Digital Output Sampling Rate значение частоты дискретизации, строго соответствующее частоте дискретизации воспроизводимого сигнала.

Device-Controls_Sampling.jpg

После отключения упомянутого выше входа источника S/PDIF-In и настройки фейдера в S/PDIF-In по записи (!) на уровне 50% получаем…, получаем…, У-у-й, ё-о-о… В один прекрасный момент получаем подозрительно идеальную АЧХ, а в другой — совсем не идеальную, взаправдашнюю, с резким спадом на 20 кГц. Чехарда какая то… С этой чехардой будем разбираться, но чуть позже.

По поводу подозрительно скромных измеренных показателей для оптического входа Ау2 (см таблицу выше). Напрашивается вывод, что подвел недорогой оптический выход, в данном случае "бортовой" звуковой карты. Однако измерения по оптике вход на выход Ау2 (после тщательной настройки в микшере в период отсутствия проявлений «чехарды») дают не намного лучшие цифры: -99.4 дБА сигнал шум и 97 дБА динамический диапазон. Правда, АЧХ фантастически линейна вплоть до 23 кГц.

С оптического выхода бортовухи на Avance L650 измеренная АЧХ совсем иная (на рис выше голубенькая такая): спад начинается чуть ли не со средних частот, составляя на 20 кГц около -5 дБ с гаком. Так-так-так, похоже, что владельцы бортовух с оптическим выходом могут не спешить бежать в магазин за фибер кабелем, замечу, весьма недешевым. Обычный, электрический, вероятно будет не хуже. И спасет ли экономичный преобразователь сигнала в оптический от распространения импульсных щелчков, пробирающихся по питанию? Похоже еще одна тема для расследования с пристрастием нарисовалась.

Судя по странностям измеренных АЧХ, Audigy2 не любит, когда любой сигнал с её выхода подается на её же вход, если превышен некий порог уровня в микшере. Тогда с сигналом на входах начинает твориться нечто невообразимое. Так, на измеряемых АЧХ появляются дикие горбы. Посему для проведения корректных измерений параметров Audigy2 без сторонней аудио карты не обойтись.

Вообще, АЧХ серии звуковых карт всей серии Audigy2 требует отдельного разъяснения. Дело в том, что на запись АЧХ одна, а на воспроизведение – обычно другая, с задавленными частотными составляющими начиная с 20 кГц. Путь к такому выводу был долог и тернист, ведь злополучная чехарда с воспроизведением постоянно сбивала с толку.

АЧХ получали-оценивали с помощью разных программ и методик — результат тот же. В целях сопоставимости приведем картинку АЧХ, выданную лишь программой RightMark AudioAnalyzer, так как по причине удобства и простоты ею пользуется множество "журнальных" тестеров и малоопытного народа.

9_image005.jpg

АЧХ аналогового входа и аналогового выхода Au2 Pl EX.

При декабрьском тестировании Audigy2 различия в АЧХ между записью и воспроизведением то наблюдались, то исчезали. Тогда мы отнесли эту особенность к недоработке драйвера, и не стали гнать лошадей с вердиктом, полагая, что обновление драйверов не за горами. С тестированием подоспевшей Au2 EX (кстати, имеющей не только переработанный сервисный софт, но и более свежий драйвер) появилась надежда, что все встанет на свои места.

В режиме воспроизведения 96 кГц с Audigy2 "случилась незадача" ("... , я и это залечу. Я на Вачу ехал плача, возвращаюсь — хохочу" — В.Высоцкий). На старых драйверах хорошая АЧХ время от времени самопроизвольно сбивалась на не хорошую АЧХ, поруганную ранее для Audigy. Т.е. после 24 кГц полезные составляющие фактически исчезали, а вместо них появлялись "фаллические" выпуклости:

10_UniScope_96kHz_LineIn.gif

Чехарда Audigy2 с частотным откликом при дискретизации 96 кГц творилось как в МЕ, так и в ХР и в 2000. Что, впрочем, неудивительно: ведь драйвер (на момент тестирования 5.12.1.283 от сентября 2002) Креатив забацала один и тот же для обеих операционных систем.

Датированный 9 мая 2003 года долгожданный драйверпак, как заверят Креатив, оптимизирует возможности ЕАХ3 и CMSS2 (о последнем подробности далее) под 98SE, ME, 2000 и ХР. После установки данного семимегобайтного драйверпака получаем более устойчивый частотный отклик. Рабочая полоса частот (при воспроизведении с частотами дискретизации от 48 кГц и выше) ограничена: спад на 24 кГц составляет около 5 дБ, а на 26 кГц под 80 дБ. М-да-а..., повторюсь, обновлять акустические системы на новомодно аудиофильские с рабочими частотами, уходящими в ультразвук, рановато будет. Тогда как при записи с частотой дискретизации 96 кГц АЧХ практически линейна аж до 47 кГц. Т.е. записываться будут все частотные компоненты вплоть до ультразвуковых.

Тем не менее, майский драйверпак «чехардиную» болезнь с частотным откликом при воспроизведении  с частотой дискретизации 96 кГц и выше полностью не излечил. Т.е. не исключено, что по воле случая (?) на какие то периоды при воспроизведении частотный отклик Ау2 выше 24 кГц будет изменяться как для цифровых, так и для аналоговых выходов. Одна из моих версий первопричины состоит в том, драйвер путает воспроизведение на 192 кГц и на 96 кГц дискретизации с воспроизведением на 48 кГц !!! Фактически драйвер временами начинает пороть горячку, заключающуюся в самовольной передискретизации из 96 кГц в 48 кГц !!!!! Однако, на слух сия «АЧХардиная» болезнь на не аудиофильской аппаратуре не заметна. Что вполне естественно: пертуберации происходят  в области ультразвука, сигналы  в которой обычной акустикой не воспроизводятся, а обычным усилителем просто не усиливаются.

11_cheharda-s-ACH.gif

При измерении воспроизведения 96 кГц с фронтального выхода случайно зафиксировано отсутствие передискретизации (АЧХ зеленого цвета).

Для специалистов будет интересным узнать, для аналогового и цифрового выходов ультразвуковая область АЧХ (фактически нерабочих частот) у Au2 EX несколько различается. У цифрового выхода отсутствуют изломы АЧХ, но уровень ультразвуковых шумов (полезный сигнал если в эту область и пролезет, то исказится и ослабится) так же высок, как и для аналогового выхода. Самое сильное подавление шума в ультразвуковой области по цифре доходит до -60 дБ, а по аналогу ~-80 дБ. Следовательно, не имеет смысла подключать к Au2 EX акустику-усиление с рабочей полосой, простирающейся за 20 кГц. С одной стороны это не так уж плохо: нет нужды обновлять классические колонки-усилители, или покупать дорогущие наушники с рабочей полосой частот, например, до 38 кГц. С другой стороны: отсутствие ультразвуковых составляющих в воспроизводимом сигнале вряд ли обрадует прожженных аудиофилов. Для музыкантов главное, что в режиме дискретизации 96 кГц полноценно запишутся все звуки вплоть до ~47 кГц. Ну а ограничение при воспроизведении по 20 кГц независимо от того, какая дискретизация, 96 или 192 кГц — еще можно простить.

12_Au2EX-frequency-response.gif

АЧХ аналогового и цифрового (RCA) выходов.

Спору нет, использование Терратек EWS88 в качестве референсной карты нельзя назвать удачным. Ведь нельзя же оценить точность линейки в миллиметрах с помощью другой такой же линейки в миллиметрах. В идеале нужна референсная карта, все характеристики которой по крайней мере на порядок превышают тестируемую. Однако сейчас речь не о погрешности измерений в первом или втором знаке. Все в этом мире относительно, отсюда и будем плясать. Две разных линейки, но с единой шкалой миллиметрах между собою можем же сравнить! Почему-то вышеупомянутый ТерраТек выдает по аналогу на своем выходе до -105 дБА, а Audigy2 в условиях тестирования ну никак не дотягивала до -95 дБА. Очевидно, Audigy2 имеет худшую «помехозащищенность».

Напряжение на том фронте у Audigy2 довольно высокое: аж 2.5 Вольта пиковых при максимуме положения фейдера в микшере и воспроизведении 24 битной 1 кГц синусоиде под -0 дБ пиковой амплитудой. Несмотря на всевозможные ухищрения, разрекламированный SNR в -106 дБА заполучить так и не удалось. На тыловых каналах в том числе. А на сабвуферном, центральном и "заднем" каналах и подавно.

Необходимо отметить, в отличие от первых "Live!" у Audigy2 тыловые и "центр+саб+зад" каналы оживают либо если включена креативовская  искусственная пространственность SMSS, либо если воспроизводится многоканальный звук (например, в формате АС-3), либо если в игре задействованы функции ЕАХ. Во всех остальных случаях звук будет только на колонках, подключенных к фронту. Как АС3, так и SMSS превносят в сигнал частотные преобразования. Так что измерить параметры не фронтальных каналов — та еще задачка.

13_VAN_record-without-monit.gif

С первым программным обеспечением к обычной Audigy2 не обошлось без дурнопахнущих сюрпризов. Для записи с линейного аналогового входа (Line-In/CD/AUX/TAD/PC) Креатив зачем то придумала некий режим под партийной кличкой "record with monitoring". Кому он нужен, остается гадать, но АЧХ в области частот до 24 кГц с драйвером версии 5.12.1.283 он превращает в американские горки. Так что не забывайте тушить свет, пардон, инициировать "галочку" в окошечке, выплывающим по клику на красном крестике отдела записи в микшере.

Под занавес повествования об измерениях еще раз вернемся к частотному оклику Ау2 при воспроизведении.

Рост уровня собственных шумов примерно на 15 дБ по мере увеличения частоты с 24 кГц является безобидной платой за совсем не тяжкие грехи. А вот "нулевая частота" (точнее говоря, смещения нуля в сигнале) оказалась довольно высокой: -86.9 дБ для левого и -86.4 дБ для правого фронтальных сигналов.

Нарисовать АЧХ ЦАП при частоте дискретизации 192 кГц (то бишь воспроизведения продвинутого DVD-audio) не могу: референсная карта записывала лишь с частотой дискретизации 96 кГц. Пришлось достать из закромов профи осциллограф, а в любимом звуковом редакторе понаделать синусоид разной частоты и понаблюдать, что будет хотя бы на фронтальном выходе. А творилось нечто мистическое. Уже на 24 кГц амплитуда наблюдаемого аналогового сигнала заваливалась раза так в два по отношению к 20 кГц. Около 30 кГц наблюдался некий подъемчик наряду с сильным искажением формы сигнала чистого тона. А уже на 32 кГц все полезные составляющие сходили на фоновый шум и далее с возрастанием частоты не появлялись. Напомню, теоретически при частоте дискретизации 192 кГц рабочий диапазон частот должен простираться до 96 кГц (правда, с искажениями формы самых высокочастотных составляющих). Очевидно, Креатив решила, что лучше озвучивать до 20 кГц без искажений формы сигнала и с малым отношением сигнал-шум, нежели чем залезать в загадочно неслышимый ультразвук. Или опять чехарда с самовольной передискретизацией посредством драйвера?


Автор
Андрей Волов
Теги

Комментарии