Ресивер против усилителя: отборочный поединок

V_A_N, 

Из уст в уста, от форума к форуму кочует-плодится, обрастая причудливыми фантазиями, мнение, что многоканальный ресивер в принципе не может переиграть по звучанию стереоусилитель. Многие попадаются на эту удочку и выкладывают немалые деньги. Настал черёд прояснить, «кто есть кто», на примере скромного ресивера Yamaha и продвинутого усилителя Harman/Kardon.

Почему выбор пал на, в общем-то, бюджетный (~270 у.е.) ресивер Yamaha THR-5460RDS, с одной стороны, и на именитый, причём флагманский усилитель Harman/Kardon HK-970 (~400 у.е.) – с другой?

Во-первых, данная Yamaha – не что иное, как обновлённая европейская версия знаменитой 440-й модели (призёра авторитетной EISA), обладающей незаурядными возможностями усиления в стереорежиме. Во-вторых, эта модель имеет непосредственное отношение к целой плеяде ресиверов Yamaha, завоевавших широкую популярность у покупателей во всём мире («исторически» ресиверы Yamaha не отрубаются на высокой громкости даже с нагрузкой 4 Ом). В-третьих, просто это очень удачная модель ресивера, отлично справляющаяся с усилением 5 каналов. «Вопросы есть? Вопросов нет».

Стереоусилитель Harman/Kardon модели HK-970 является развитием отлично себя зарекомендовавшей чисто аналоговой модели НК-670. Благодаря полностью цифровому управлению в HK-970 появилась возможность настраивать тембр и баланс прямо с пульта. В плане выходной мощности к любым усилителям Harman/Kardon нареканий, как правило, не бывает. Аппараты фирмы славятся высокой скоростью изменения тока и минимальной отрицательной обратной связью при высоком коэффициенте демпфирования. Отмеченные факторы позволяют укрощать даже самую строптивую акустику, в том числе низкоомную.

R-vs-A 01

Стереоусилитель


R-vs-A 02

Ресивер

Спецификация

(по сведениям производителя)

 

Ресивер Yamaha HTR-5640RDS

Стереоусилитель Harman/Kardon HK-970

Средняя выходная мощность, Вт на 8 Ом (при указанных искажениях)

65 (при THD 0,06%)

80 (при THD 0,09%)

Динамическая мощность, Вт

8 Ом - 85
6 Ом - 105
4 Ом - 140
2 Ом - 170

8 Ом - 115
4 Ом - 200
2 Ом - 295
1 Ом - 380

Частотный диапазон, Гц

10...100000 (-3 дБ)

5...150000 (-3 дБ)

Коэффициент демпфирования (в области частот 20 Гц - 20 кГц)

>100

>125

Обеспечиваемая скорость нарастания силы тока, А/с

?

80

Чувствительность входа, мВ (при входном сопротивлении, кОм)

150 (при 47 кОм)

270 (при 43 кОм)

Отношение сигнал/шум, дБ

100

95

Диапазон регулировки тембра, дБ

+/-6 (50 Гц)
+/-6 (10 кГц)

+/-10 (60 Гц)
+/-10 (20 кГц)

Потребляемая мощность, Вт

360

410

Вес, кг

11

10,35

Технические решения

Большинство современных транзисторных Hi-Fi-усилителей (тем паче расхожего класса В) построено по традиционной схеме: за входным каскадом следует усилитель напряжения и выходной каскад с последовательным питанием транзисторов по постоянному току. Зачастую «супербюджетники» имеют непосредственное, без переходного конденсатора, подключение нагрузки. С недавних пор вместо биполярных транзисторов в выходном каскаде стали использовать полевые с изолированным затвором (MOSFET). По сравнению с биполярными транзисторами MOSFET выгодно отличаются линейностью характеристик и существенно лучшими частотными свойствами. Отмеченные особенности полевых транзисторов позволяют достигать высокого качества звучания усилителя относительно простыми средствами. Наиболее распространены «полевики» фирмы Toshiba. В последнее время новоявленные интегральные микросхемы усиления (так называемые операционники) начали вторгаться в святые пенаты хай-фай. Дискретное, то есть чисто транзисторное, раздельное по каналам усиление уже преподносится как существенное преимущество и обязательно отмечается в рекламе жирным шрифтом. В остальном сходства больше, чем различий, а если судить по демонстрируемым параметрам, то принципиальных нововведений и того меньше. Первейший козырь – мощность усилителя. Что именно за этим стоИт (и почему столько стОит), не принято афишировать.

Чем же могут отличаться нынешние усилители при одинаковой мощности помимо качества элементной базы? Как известно, даже хорошо спроектированный усилитель подвергается «коверканию» при технологической реализации. Из-за чего появляются искажения сигнала, вызванные, в частности, монтажными наводками (от токов выходного каскада на входные цепи усилителя). Особенно это заметно на высоких частотах, на которых усиливаются паразитные связи. Но главное в усилителе – это питание. У большинства серийно изготавливаемых усилителей ёмкость накопительных (фильтрующих) конденсаторов блока питания явно недостаточна по той простой причине, что электрические конденсаторы больших номиналов (>10 000 мкФ) – далеко не самые дешёвые элементы. А «бюджетная» ёмкость фильтрующих конденсаторов приводит к так называемой «зажатости» динамики усилителя (которую проблематично оценить посредством стандартных измерений). Отдельные авторы утверждают, что «настоящий звук» начинается при суммарной ёмкости фильтрующих конденсаторов не менее 45000 мкФ при напряжении питания 40 В. Правда, повышение напряжения питания, скажем, в 2 раза даёт увеличение энергии в 4 раза, так что, как говорится, возможны варианты.

Начинку рассматриваемого ресивера оригинальной не назовёшь. Действительно, зачем изобретать велосипед? Что касается питания, то было бы наивно ждать фантастической щедрости от производителя в бюджетном сегменте. Трансформатор, конечно, не тороидальный (видали мы и таковые, но без должного звука), зато немаленький и увесистый. Если не придираться к мелочам и обилию перемычек на унифицированных платах, то всё сделано без ляпов. Но хитрО. Короче, почти всё видно на фото. Пользуясь случаем, замечу: компоновку элементов лихо копируют производители «третьего эшелона», выпускающие, мягко говоря, не шибко музыкальные ресиверы дешевле 200 у.е. 

R-vs-A 03

R-vs-A 04

R-vs-A 05

R-vs-A 06

ЦАПы, АЦПы и прочие цифровые чипы сегодня нас мало интересуют. Отмечу лишь одно: даже если ЦАП в ресивере качественный, это ещё не значит, что достаточно любого дешёвого плеера с цифровым выходом (у многих «супербюджетников» цифровой выход реализован не намного лучше аналогового).

Так, а как выглядит современный Hi-Fi-усилитель изнутри? Шикарно. Внушительные радиаторы с более правильным оребрением. По две «банки» конденсаторов (12000 мкФ 63 В) на канал. Ферритовые кольца на силовом проводе. Ну и прочие излишества.

R-vs-A 07

R-vs-A 08

R-vs-A 09

Что касается аналоговой части, то она явно побогаче ресиверной. Да и монтаж покачественнее (цена и падающий на стереоусилители спрос обязывают). Никто не спорит, не обошлось без фирменных ноу-хау как с той, так и с другой стороны. Однако что покажут измерения?


Автор
V_A_N

Комментарии