Хочется чего-нибудь такого. Обзор акустических систем Oh от итальянской Tutondo (реальный Handmade!)

V_A_N, 

Абсолютный эксклюзив! На Новый год подвалил эдакий сюрприз. Итальянская Hi-Fi-акустика издавна в почёте, а тут ещё лучшие дизайнеры от души постарались. Если у вас родственник крутой банкир, или крестник начинающий олигарх, или кто надумал озвучить модный ресторан, то после прочтения этого обзора будет что конкретно посоветовать. Ну и так ознакомиться, для расширения кругозора… Ведь обозреваемая нами сегодня акустика – в своём роде Ferrari. Или – бери выше – Lamborghini?

Грамотная конструкция акустической системы определяется её назначением. Так, для концертной акустики требуются мощность, дальнобойность и предельно высокая чувствительность. А для студийной акустики нужны прежде всего линейность, беспристрастная  «аналитичность» и высочайшая микро/макродинамика. А вот домашняя акустика, как вы уже догадались, может быть разной, поскольку и помещения-квартиры далеко не одинаковые, и слушательские пристрастия единообразными никак не назовёшь. Нетрудно догадаться: всё, что делается абы как, на глазок, звучит соответствующе. Конечно, встречаются универсальные акустические системы, так сказать, мастерицы на все руки, но либо они изначально задумывались таковыми (и долго-долго доводились эмпирическим путём), либо получились спонтанно, как исключение из правила.

Универсальные акустические системы позволяют реализовать фоновое озвучивание разнообразных помещений, однако специфика задачи на самом деле столь сильна, что лучше обратиться к «заточенным» колонкам. Поясню. Чтобы музыка не мешала разговору всех людей, находящихся в помещении, но при этом радовала слух отчётливостью и гармоничностью, требуется масса нетривиальных инженерных решений. А чтобы акустика вписалась в дизайн практически любого помещения, не обойтись без дизайнерских шедевров. Сколько будет стоить удовлетворение перечисленных требований? В определённых ситуациях торг неуместен!

Упаковка и комплектация

Уже внешний вид упаковочной коробки говорит о многом. Перефразируя известное изречение, о скромности умолчу, но по поводу вкуса не удержусь! Во всём, начиная с упаковки, чувствуется высокий стиль.

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: упаковка сателлита

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: упаковка сателлита

В комплекте к каждому сателлиту имеется акустический кабель высокого качества. Предусмотрены разные варианты расцветки ткани грилей. Переходное кольцо к грилю можно подобрать по цвету на свой вкус.

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: грили и кабели

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: грили и кабели

Спецификация

(по сведениям производителя)

Модель

SX33
(настенное/полочное исполнение)

SX31
(напольное исполнение)

Диапазон рабочих частот, Гц

135…20000 (+/-3 дБ)

Сопротивление, Ом

8 (мин. 4,5 Ом на 350 Гц)

Чувствительность, дБ/м

86

Выходная мощность, Вт

70 (IEC 268-5, long term max power)

Динамики

115 мм – СЧ
25 мм – ВЧ

Фазоинвертор

Двухпортовый

Вес, кг

3,7

10,4

Габариты, мм

290x225x240

250x250x1200

Активный сабвуфер модели PC33ASL имеет встроенный усилитель мощностью 200 Вт (RMS) и диапазон рабочих частот 35…135 Гц.

Технические решения

Девиз (он же рекламный слоган) производителя – «The shape of sound». Форма звука, значит. А чтобы придать воплощаемому звуку форму, желательно реально трёхмерную, пришлось крепко подумать.

Sweet point (дословно – «сладкая точка»). Что это такое и с чем его едят? Полноценно наслаждаться стереоэффектами, когда воссоздаваемая глубина сцены и локализация источников звука предельно реалистичны, обычно получается, лишь находясь в одной, довольно узкой по площади, точке пространства. Сместишься на полголовы влево или вправо, и вся «акустическая» картина рушится, как карточный домик, или расползается, как снеговик на дожде. Редко какие Hi-Fi-колонки способны создавать широченную зону максимальных по ощущениям стереоэффектов. Как правило, это колонки из числа дорогой акустики. Увы, как ни грустно признать, но это факт. Причём если у акустики не выражена направленность (зависимость частотного отклика от угла отклонения), то площадь стереоэффекта наибольшая, зато размывается локализация источников звука в пространстве. Узконаправленная акустика даёт самый максимальный стереоэффект, но смещаться, удаляться от «сладкой точки» нельзя ни на сантиметр.

В случае многоканального озвучивания направленность акустических систем играет существенно меньшую роль, а зона воспринимаемых на слух пространственных эффектов намного шире, чем в стерео. Тем не менее оптимизировать направленность излучения желательно и в «многоканале», поскольку слушателей-зрителей предполагается поболее одного человека.

Справедливости ради следует признать, что в стерео сравнительно неплохо озвучивается всё помещение (в длину) с точки зрения частотного баланса и т.п. Стереоэффектами на большей части пространства наслаждаться не получится, они лишь обозначены «право-лево» – и не более того. С «многоканалом» ситуация иная: звук вне «сладкого» круга заметно деградирует. То есть если в помещении после типичной расстановки сложилась зона многоканального озвучивания, например, в виде круга, вписанного в прямоугольник, то вне этого круга звучание в плане частотного баланса может оказаться никудышным. Фактически звук от дальних колонок приходит в такие места примерно вместе с отражённым от стен звуком, идущим из ближних (по отношению к слушателю «вне игры») колонок. Получается жуткая катавасия даже в помещении с обычной реверберацией. На отдельных частотах звуки как бы гасят друг друга, а на других, наоборот, складываются, увеличиваясь в амплитуде. Ну а что касается низкочастотных резонансов, особенно в углах помещения, то эта проблема присуща как стерео, так и «многоканалу».

Короче, озвучить большое по площади (сложное по форме) помещение без провалов по амплитуде и частотных пертурбаций – задача очень непростая, а в «многоканале» ещё и весьма специфическая.

Направленность как таковая тесно связана с типом излучения акустических волн. Как известно, помимо привычно-обычных акустические системы бывают биполярными (излучение группы динамиков в одной фазе в выбранных направлениях, направленность ослабевает на определённых частотах), дипольными (излучение вперёд и назад в противофазе, диаграмма направленности имеет форму восьмёрки на всех частотах), омниполярными (излучение равномерно во все стороны посредством акустической линзы, направленность практически не выражена).

Отдельный, стоящий особняком способ излучения звука является разновидностью обычного классического и состоит в коаксиальном (соосном) расположении динамиков, работающих в разных частотных полосах. Ясно, что типичное разнесение динамиков приводит к коверканью диаграммы направленности, ведь на стыках частотных полос строгую синфазность получить крайне проблематично. В идеале звук всех частот должен излучаться одной колебательной поверхностью, причём большой для низов (иначе невозможно в принципе, то есть физически) и маленькой для верхов (противное трудно реализовать технически).

Точечный излучатель – идеал с точки зрения теории акустики. Однако создать таковой в жизни для широкой полосы озвучиваемых частот – архисложно. Отсюда возникают замысловатые конструкции коаксиальных динамиков (например, английские Tannoy и Kef размещают «пищалку» с диффузором на том месте, где обычно торчит пылезащитный колпачок) или иные схожие по физической сути технические решения. Идея, насколько возможно приблизить «пищалку» к среднечастотному динамику, не нова, но на практике применяется крайне редко. Не исказить амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) пагубной дифракцией – вот в чём закавыка.

Инженеры Tutondo пошли на смелый шаг. Высококачественный тканевый с пропиткой твитер разместили так, что его задняя часть корпуса, имеющая сферическую форму, служит рассеивателем для средних частот, излучаемых СЧ/НЧ-динамиком. Кстати, все элементы корпуса толстостенные, выполнены из алюминиевого сплава и тщательно задемпфированы. В итоге получили комбинацию омниполярного излучателя на СЧ и соосно расположенного ВЧ-динамика.

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: сателлит без гриля

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: сателлит без гриля

Предусмотрена ориентация сателлита в двух плоскостях. Углы поворота заложены такие, что позволяют вывернуть сателлит в нужном направлении при любом монтаже основания. 

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: поворотная конструкция сателлита

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: поворотная конструкция сателлита

Основание сателлита обладает достаточной массой и площадью опоры, чтобы  просто поставить на горизонтальную поверхность.

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: сателлит, общий вид

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: сателлит, общий вид

Акустический гриль выполнен из металла, причём не очень упругого. Дребезга-призвука такой материал не вызовет, но ронять гриль с высоты на твёрдый пол категорически не советуем. Ткань синтетическая, довольно легко тянется, к грилю приделана намертво.

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: защитный гриль

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: защитный гриль

Основание легко крепится к вертикальной поверхности. Мягкий фетр предотвращает нежные покрытия от царапин.

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: крепёж настенного сателлита

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: крепёж настенного сателлита

Зажимы-клеммы оригинальные, пружинные. Чтобы подсоединить оголенный конец кабеля, достаточно нажать на головку клеммы, после чего откроется зазор приличного сечения. Просто отпустив палец «с гашетки», надёжно фиксируем акустический кабель. При монтаже на высоте это очень удобно.

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: разъёмы

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: разъёмы

При взгляде на сфотографированный сабвуфер поначалу берёт оторопь. Лаконичный минимализм был явно не чужд итальянскому дизайнеру. Следует признать, вживую сабвуфер не вызывает ассоциации гигантского скворечника без насеста. Воистину всё гениальное – просто!

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: сабвуфер, общий вид

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: сабвуфер, общий вид

Басовый динамик располагается внутри корпуса, разделённого на две камеры. Фазоинверторный порт профилирован по сечению и завивается улиткой. Акустическое оформление такого типа позволяет получить рекордный по КПД и глубине бас. Расплатой будет рост искажений на определённых частотах и характерный отклик во времени.

Все органы управления и коммутация расположены с тыльной части сабвуфера. Предусмотрены высокоамплитудные входы. Но выходы – как линейные, так и высокоамплитудные – отсутствуют.

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: сабвуфер, вид сзади

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: сабвуфер, вид сзади

Помимо отключаемого кроссовера, который регулируется от 30 до 120 Гц, имеется так называемый сабвуферный эквалайзер. Самые низкие частоты можно обрезать на выбор с 20 до 50 Гц. Настройка фазы двойная: плавная и скачком на 180 градусов. Обратите внимание, помимо уникального серийного номера на тыльной стороне каждого изделия гордо красуется личная подпись итальянского сборщика.

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: сабвуфер, коммутация и управление

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: сабвуфер, коммутация и управление

Чёрная круглая подставка выполняет не только декоративную функцию. Пять резиновых пятачков, расположенных по окружности, конечно, идеальной виброразвязки с полом не осуществляют, однако ставить сабвуфер на шипы, которые то и дело норовят продырявить пол, гораздо хуже по возможным последствиям для дорогой гостиной.

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: сабвуфер, вид снизу

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: сабвуфер, вид снизу

Как видим, у сабвуфера тороидальный трансформатор от Hypex Electronics.

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: сабвуфер, трансформатор

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: сабвуфер, трансформатор

Ещё пару слов о дизайне – и перейдём к сугубо техническим нюансам. Металлизированные логотипы названий модели и фирмы, расположенные с тыльной части сателлитов и на каждой подставке, смотрятся исключительно изящно.

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: сателлит, вид сзади

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: сателлит, вид сзади


Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: сателлит, вид с синим грилем

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: сателлит, вид с синим грилем

Любой производитель акустических систем крайне неохотно раскрывает информацию о применённых динамиках. Tutondo здесь не стал исключением. Внешний осмотр показал, что сомневаться в качестве динамиков нет никаких причин. Диффузор, подвес, рама, клеммы – всё на высочайшем уровне.

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: СЧ-динамик

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: СЧ-динамик

Платы кроссоверов для настенного и напольного вариантов сателлитов различаются по форме, но не по содержанию. Плотный монтаж заставил отказаться от катушек с воздушным сердечником на тех звеньях, где это не особо критично. В общем, на Hi-End Oh не замахиваются, зато Hi-Fi отрабатывают на все сто процентов.

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: кроссовер

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: кроссовер

Напольное исполнение сателлита отличается стойкой с массивным плитой-основанием и изящным «стеблем», к которому крепится наклонный «журавль». Высота зубчатого крепежа фиксирована, но приведение «журавля» в вертикальное положение позволяет заметно прибавить в росте. «Стебель» не имеет никаких распорок и в случае отклоняющего воздействия немного качается под весом сателлита (при угле наклона «журавля» 90 градусов конструкция качается сильнее). Впрочем, колебания сами по себе затухают и на средних частотах не сказываются. Тем не менее лучше размещать «напольники» так, чтобы разгулявшиеся гости их не опрокинули.

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: напольный сателлит, общий вид

Эксклюзивная акустика Oh от Tutondo: напольный сателлит, общий вид


Автор
V_A_N

Комментарии