Организация качественного звука на компьютере. Часть вторая. Акустические системы

Игорь Борисов, 

В первой части материала были рассмотрены основные постулаты создания качественной аудиосистемы на базе компьютера, а также даны советы по выбору звуковой карты с учётом области её применения. В данном материале будет затронут вопрос подбора акустических систем.

Читайте также «Организация качественного звука на компьютере. Часть первая».

Для начала немного терминологии. Само понятие «акустическая система» подразумевает некое устройство для преобразования электрической энергии в акустическую. Выполняться такое преобразование может при помощи различных типов излучателей – динамических*, электростатических**, NXT*** и так далее. Наиболее распространённым является первый тип преобразования – из-за относительно невысокой цены конструкции и возможности её эксплуатации без дополнительных хлопот, «не сдувая каждую пылинку». Электростатические излучатели применяются в основном в акустических системах класса High-End, поэтому речь сегодня о них идти не будет, а NXT в основной своей массе обладают очень посредственным звучанием и привлекают лишь малой толщиной корпуса и возможностью замаскировать такую колонку в интерьере.

* Динамические громкоговорители – привычные всем колонки с динамиками. Излучение звука происходит за счёт возбуждения звуковой катушки в магнитном поле при помощи подаваемого на катушку сигнала достаточно большой амплитуды и силы тока (от усилителя). Вибрация от катушки передаётся на диффузор – конусообразный или плоский, края которого закреплены на гибком подвесе для придания колебаниям максимальной свободы и точной центровки диафрагмы (диффузора).

** Электростатические громкоговорители устроены иначе. Между двумя пластинами, в сильнейшем электростатическом поле расположена металлизированная мембрана большой площади, под действием тока она совершает колебания «всем телом».

*** NXT, по сути, те же динамики, только соотношение мощности магнитной системы и площади диффузора здесь иное: звуковая катушка небольшая, а диффузор – плоская лёгкая мембрана – может быть очень крупным. За счёт этого и удаётся обеспечить малую глубину всей конструкции. Иногда диффузор раскрашивают и оформляют в рамку – получается «звучащая картина». Однако из-за слишком большой площади и малой жёсткости диффузора NXT могут воспроизводить лишь средние частоты и отчасти высокие. Именно поэтому NXT используют лишь как дополнительные излучатели в полноценных системах либо как средство фонового озвучивания помещения, где не предъявляются большие требования к качеству.

Динамические акустические системы (далее просто АС или колонки) бывают пассивными или активными. Во втором случае усилитель мощности располагается внутри корпуса АС. Как правило, активные колонки оснащаются заранее подобранным по характеристикам усилителем, имеют минимальную длину кабеля от усилителя до громкоговорителей, а также избавляют пользователя от покупки «колоночных» кабелей. Однако всё это относится в основном к более-менее качественным студийным активным АС (аудиомониторам) и высококлассным Hi-Fi-моделям. В доступной по цене мультимедийной акустике особым подбором усилителей и динамиков никто не занимается, а активными колонки делают исключительно для удобства пользователей – чтобы можно было подключить такие АС напрямую к выходу звуковой карты. Пассивные АС менее удобны в коммутации, предполагают необходимость самостоятельного подбора усилителя. Однако такой подбор позволяет более гибко влиять на качество звучания системы.

Выбор акустических систем

Перед тем как вы вознамеритесь выбирать колонки, задайте себе вопрос: «Что я хочу получить в итоге?» Ответ на этот вопрос будет напрямую определять тип, класс и стоимость.

Стереосистемы

Для фонового прослушивания музыки сгодятся и недорогие АС – выбор огромен, цены – в районе $20-40. Желание получить приемлемое, «почти Hi-Fi», качество звучания музыки в стерео подразумевает приобретение полноразмерных акустических систем 2.0, средняя стоимость которых варьируется от $50 до 100. В качестве примера приведём несколько заслуживающих внимания моделей.

Звук на ПК: Microlab Solo-1 Mk-3
Звук на ПК: Microlab Solo-1 Mk-3 (~$55 за пару). Третье поколение известной и чрезвычайно популярной АС. На фоне более современных конкурентов Solo-1 Mk-3 уже не выглядят безусловными лидерами, однако невысокая цена и всё ещё неплохое по современным меркам звучание вполне позволяют рекомендовать эту модель
Звук на ПК: Defender Mercury 50A
Звук на ПК: Defender Mercury 50A (~$75 за пару). Крупные активные колонки, обладающие большим запасом громкости и весьма качественным, учитывая цену, звучанием. Главное – чтобы на столе поместились, а иных противопоказаний нет. Отметим, что это, пожалуй, единственная «звезда» в линейке Defender, обладающая столь сбалансированным и приближенным к Hi-Fi звучанием
Звук на ПК: JetBalance JB-362
Звук на ПК: JetBalance JB-362 (~$70 за пару). Относительно новая модель компании пришла на смену известным JB-361. Колонки обладают открытым, основательным звучанием. Ничего сенсационного (хотя года четыре назад Рунет бы на ушах стоял), но потраченных денег однозначно стоят
Звук на ПК: Dialog Blues AB-32/AB-33
Звук на ПК: Dialog Blues AB-32/AB-33 ($55-70 за пару). Увидеть под брендом Dialog красивые и хорошо звучащие АС было удивительно, ведь до этого модели компании демонстрировали откровенно посредственное звучание. Тем лучше для покупателя: «творческий порыв» компании оказался настолько серьёзным, что AB-32 и AB-33 могут тягаться с более дорогими и именитыми конкурентами в категории «до $100»
Звук на ПК: Edifier S2000/S2000V
Звук на ПК: Edifier S2000/S2000V (~$210 за пару). Эти активные акустические системы представляют собой верхнюю ступень класса мультимедиа, по звуку вплотную приближаясь к активным студийным мониторам начального уровня. Колонки вполне можно использовать и в простой домашней студии, и как средство качественного (с учётом цены) воспроизведения музыки. S2000 оснащены не только встроенным усилителем, но и ЦАП. Модификация S2000V не имеет цифроаналогового преобразователя

Безусловно, в классе мультимедиа есть и другие интересные модели, но тут уж без обид – описать их все мы не имеем физической возможности. Предвосхищая возможный вопрос об отсутствии в статье упоминания о трифониках (системах 2.1), поясним: такие модели в основной своей массе создаются не для целенаправленного прослушивания музыки, а лишь для озвучивания компьютера «вообще». Когда много денег тратить не хочется, но в то же время есть желание заполучить мощный бас и по минимуму занять пространство на столе, трифоник станет достойным выбором, только про сбалансированное звучание в этом случае можно забыть. А вот для игр и кино такой сгодится. Напомним ещё раз: речь о системах класса мультимедиа. Составленные из профессионального или высококлассного бытового оборудования комплекты 2.1 – совсем другой разговор, но и цены в таком случае будут как минимум на порядок выше, чем цены среднестатистических трифоников-«чебурашек» с небольшими сателлитами и сабвуфером размером с обувную коробку.

Желание получить более качественный звук, нежели тот, что предоставляют мультимедиасистемы, подводит к дилемме. Один путь – покупка акустических систем класса Hi-Fi с отдельным усилителем. И подразумевается вовсе не дешёвая китайская продукция, которую гордо называют Hi-Fi и продают по $150 за пару колонок, а модели известных брендов, коих множество. Комплект из пары колонок и приличного усилителя обойдётся примерно в $500 и выше. Приводить примеры не имеет смысла, поскольку достойных вариантов – великое множество, в отличие от мультимедиа, где для того, чтобы подсчитать интересно звучащие модели, хватит пальцев двух рук.

Второй путь – покупка профессиональных мониторов ближнего поля. По своей сути это тоже активные колонки 2.0, однако качество усилителей, динамиков и конструкции в целом находится на совершенно ином уровне, нежели у систем мультимедиа. Мониторами же их называют потому, что изначально они предназначены для мониторинга звука, поскольку обладают нейтральным и точным звучанием и помогают звукорежиссёру выявить все огрехи записи. Но это в теории. На практике же настоящими мониторами можно назвать модели ценой более $1000, а то и $2000 за пару. Недорогие мониторы таковыми могут называться лишь отчасти: невысокая по меркам профессионального аудиооборудования стоимость вынуждает разработчиков идти на компромиссы, и многие из мониторных АС начального уровня по качеству звука не лучше «топовых» мультимедиамоделей. Но даже если мониторы качественные, то и тут следует помнить, что далеко не всегда «честное» звучание годится для прослушивания музыки: на поверхность выходят все недостатки записи. Так что непременно послушайте выбранные заочно мониторы лично, в акустически обработанной комнате и с использованием знакомых вам записей. Только вдумчивое и относительно продолжительное прослушивание даст представление о том, насколько колонки подходят лично вам. Это правило относится к любой другой акустике – как стерео, так и многоканальной.

Чтобы получить качество звука, которое реально превосходит таковое у систем класса мультимедиа, имеет смысл рассматривать активные мониторы ближнего поля (условно «настольные» модели) ценой от $450, а лучше – от $600 за пару. Из заслуживающих внимания моделей ценой до $1000 отметим следующие: Roland DS7, E-Mu PM5, Yamaha HS80M, Event TR-8, KRK RP6 и RP8.

Звук на ПК: несколько моделей активных мониторов ценовой категории «до $1000». Слева направо: KRK RP6, Yamaha HS80M, Event TR-8, E-Mu PM5
Звук на ПК: несколько моделей активных мониторов ценовой категории «до $1000». Слева направо: KRK RP6, Yamaha HS80M, Event TR-8, E-Mu PM5

В категории «свыше $1000» выбор значительно шире, а качество звука в подавляющем большинстве случаев ещё выше. При выборе активных мониторов будьте внимательны: часто цена указывается не за пару, а за одну колонку, поскольку в отличие от мультимедиасистем каждый монитор является завершённым устройством, позволяющим компоновать как стерео, так и многоканальные системы из одних и тех же моделей.


Автор
Игорь Борисов

Комментарии