Creative D.A.P. Jukebox: большим детям — дорогие игрушки

Александр Карабутов, 

Впечатления о цифровом аудиоплейере Creative D.A.P. Jukebox со встроенным винчестером на 6 Гбайт, поддержкой форматов MP3, WMA, WAV и записи звука.

Несмотря на яростное сопротивление крупнейших мировых звукозаписывающих компаний (см., например, «КТ» и «КТ-online»), аудиоформат MP3 (алгоритм сжатия звука по MPEG 1, layer 3) продолжает победное шествие по планете и фактически уже стал стандартом де-факто для хранения и распространения музыкальных произведений в Интернете, персональных компьютерах, радиостанциях и пр., уже не говоря о музыкальных коллекциях на CD-ROM. Попытки подменить его каким-либо другим форматом, имеющим более благосклонное отношение со стороны столпов звукозаписи, например, новым набирающим силу форматом Microsoft WMA (позволяющим при том же качестве звука иметь даже меньший объем файлов), пока не имеют большого успеха.

JUKE_B

Постепенно формат MP3 проникает и в бытовую аудиоаппаратуру — прежде всего, в портативные (карманные) плейеры, и сейчас новым MP3-плейером удивить покупателя уже трудно. Практически в любом крупном магазине аудиотехники вам предложат на выбор несколько моделей флэш-карточных «уолкменов» от разных производителей. Не в диковинку и MP3/CD-дискмены (например, Lenoxx MP-786, см. «Феррариум» в «КТ» #357), причем фирма TDK даже обещает плейер, способный самостоятельно записывать (!) диски CD-R/RW.

Lenoxx_open TDK-mp3cdrw HanGo PJB-100

Есть также увесистые (и пока весьма дорогие — свыше $500) экземпляры подобных «игрушек» с применением портативного винчестера, способные хранить аж сто и более часов музыки, например, Personal Jukebox PJB-100 от корейской фирмы HanGo Electronics (см. «Феррариум» в «КТ» #353).

Тем не менее, новый «винчестерный» плейер Creative D.A.P Jukebox, безусловно, заслуживает отдельного разговора, уже хотя бы потому, что устанавливает новую планку для подобного рода устройств.

С виду пятисотдолларовый D.A.P. (Digital Audio Player) Jukebox (модель No. DAP6G02), входящий в новую линейку продуктов Creative — PDE (Personal Digital Entertainment), похож на обычный дискмен (портативный CD-плейер) и имеет габариты 140х136х36 мм. Правда, он слегка толстоват и тяжеловат (около 400 грамм), зато такая форма позволяет носить его в обычных сумочках для дискменов (для прямоугольного PJB-100, имеющего размеры 150х80х26 мм, нужна специальная сумочка).

FujitsuHDDВнутри плейера находится шестигигабайтный винчестер Fujitsu MHK2060AT форм-фактора 2,5 дюйма из тех, которые используются в ультраплоских ноутбуках — диск имеет толщину всего 9 мм при весе менее 100 грамм. Его форматированная емкость составляет 5719 Мбайт, что позволяет хранить около 100 часов музыки так называемого «CD-качества» (сжатой по формату MP3 или WMA) или записать через линейный вход до 40 часов несжатого звука в формате WAV. Диск имеет одну двухстороннюю магнитную пластину, буфер 512 Кбайт, среднее время поиска/доступа 13/20 мс и внутреннюю скорость чтения до 22,4 Мбайт/с при вращении шпинделя 4200 об./мин. Интерфейс диска — UltraATA/66 (SIDE). Кроме того, что диск достаточно тихий (30 дБ) и экономичный (питание от +5 В током не более 0,55 А), он весьма надежно защищен от ударов, что немаловажно для носимого устройства — рабочая ударостойкость составляет 150 g (2 мс), а нерабочая (когда диск не вращается) — до 700 g (1 мс), что в несколько раз лучше, чем для современных «настольных» винчестеров. Диапазон рабочих температур диска: от +5 до +55 градусов по Цельсию, что ограничивает применимость плейера на горнолыжных курортах и в суровых условиях русской зимы. Кстати, самостоятельно заменить винчестер (даже на идентичный, уже не говоря о более емкой модели) нельзя, так как на нем сформирована специальная файловая система, позволяющая обеспечить высокую производительность при работе с файлами большого объема.

PlateЭлектронная начинка плейера содержит  антишоковый буфер на 8 мегабайт, которого должно быть достаточно для 5-минутной защиты от сбоев при проигрывании MP3. Реально же подкачка данных с диска в буфер происходит примерно вдвое чаще — каждые 3,5 минуты для битрейта 128 бит/с MP3 (и пропорционально чаще для более высоких битрейтов), что соответствует опустошению буфера максимум наполовину. Перепрограммируемый контроллер плейера поддерживает аудиоформаты MP3, WMA и WAV, а позже обещается поддержка других форматов (например, AAC) и расширение функций управления, поскольку оригинальная «real-time» операционная система плейера легко обновляется через обычный компьютер, и на сайте плейера www.creativejukebox.com уже лежат такие обновления. К сожалению, опознать микросхемы контроллера и аудиокодека по данному экземпляру плейера не удалось — маркировка была тщательно затерта (см. фото). Зато для аудиотракта заявлены полоса частот 20-20000 Гц, отношение сигнал/шум лучше 90 дБ и гармонические искажения менее 0,1%. Это, конечно, не совсем Hi-Fi, но для носимого плейера вполне удовлетворительно. На слух же посторонний шум при проигрывании все-таки слегка заметен.

SysInfoСемистрочный графический (132х64 пикселей) жидкокристаллический экран с автоматически отключаемой подсветкой позволяет бороздить многоуровневое меню выбора композиций и управлять настройками воспроизведения/записи при помощи 11 кнопок на передней панели (см. рисунок). Размеры видимой части экрана (50х26 мм) на наш с Ильей Хрупаловым взгляд маловаты (у плейера PJB-100 экран раза в полтора крупнее) — работать с ним можно на расстоянии не более 30-40 см, а, например, в автомобиле (одно из возможных мест использования плейера) будет уже неудобно — мелковат шрифт. Названия композиций, исполнителей и альбомов отображаются по ID3-тегам, а вот общая продолжительность или объем трека (и тем более альбома) — нет (только текущее время воспроизведения трека). Меню управления хорошо продуманное, достаточно богатое и имеет много уровней вложенности, но логику управления нельзя назвать до конца интуитивно понятной, и мне несколько раз приходилось консультироваться с описанием. Однако ловкость в управлении плейером легко «достигается упражнением». Я не буду детально описывать все функции меню, чтобы не уподобляться манулам. Скажу только, что меню позволяет легко и быстро выбирать треки по имени артиста, названию альбома, музыкальному стилю и настроению (есть даже система поиска трека по нескольким буквам названия!). Версии с поддержкой других европейских языков имеются , но русского среди них нет и пока даже не предвидится.

По бокам корпуса расположены электронный регулятор громкости, блокиратор доступа к управлению и разъемы — два линейных стереовыхода (на передние и тыловые колонки, кстати, это первый плейер, поддерживающий аудио 4.1), линейный стереовход (для записи звука на плейер), отдельный выход на наушники (рекомендуются низкоомные «уши» сопротивлением не более 32 Ом), USB и внешнего питания. Спереди на корпусе также имеется окошко инфракрасного порта для будущих расширений (например, пульта ДУ).

DAP-back

С плейером поставляются простенькие 32-омные «ушки» от Creative (см. фотку девочки наверху и плейера внизу), обладающие, тем не менее, сносным качеством звучания, USB-кабель для связи с ПК, компакт-диск с софтом и компактный преобразователь для питания плейера от сети ~110-240 В при неавтономной работе и подзарядке аккумуляторов, обеспечивающий ток до 1,3 ампера при напряжении +12 В. Опционально могут присутствовать аксессуары автомобильного плана — адаптер для питания от бортовой сети «авто» и держатель для удобного крепления плейера внутри салона.

Четырех встроенных аккумуляторов формата АА емкостью 1,6 ампер-часа (см. фото), составляющих основную долю веса плейера, хватает в лучшем случае на 4 часа автономного воспроизведения. Поэтому подзарядку крайне рекомендуется делать везде, где возможно — четыре часа проносятся как миг, даже если просто непрерывно слушать (когда винчестер включается на 30 секунд, сбрасывая фрагмент в буфер, а затем останавливаясь на 2-3 минуты). А уж если производить операции выбора треков, настройки и записи звука в плейер, когда диск работает постоянно, батарейки «садятся» просто на глазах. Действительно, измеренный мною ток потребления от аккумуляторов составляет около ампера (точнее 0,6-1,3 А) при работе винчестера и примерно 0,23-0,31 А (в зависимости от использования подсветки экрана) при проигрывании композиций в паузах между работой диска. Несложно подсчитать, что, скажем, для битрейтов 128-192 кбит/с свежих аккумуляторов хватит на 4-4,5 часов чистого воспроизведения, что и наблюдалось мной на практике — музыка обрывалась безо всякого предупреждения и в самый неподходящий момент.

Batteries

Кстати, по USB питание на плейер не поступает, поскольку порт не может обеспечить требуемую силу тока, и при общении с ПК (как и при записи звука) внешнее питание плейеру необходимо как воздух. Ток подзарядки аккумуляторов составляет около 1,2 ампера, поэтому требуется более часа для восстановления полностью разряженной батареи (плейер в процессе подзарядки полностью работоспособен). Интересно также, что в выключенном состоянии ток потребления плейером от батареи не такой уж слабый — около 0,7 мА. То есть аккумуляторы сядут всего за три месяца бездействия «игрушки». Хотя я сомневаюсь, что тот, кто потратил на плейер $500, позволит ему бездействовать так долго.

Попутно замечу, что при воспроизведении несколько раздражали большие паузы между композициями, обусловленные тем, что новая композиция читается, только когда закончилась предыдущая (то есть, без упреждения). Надеюсь, в обновленных версиях микропрограммы плейера этот недостаток устранят. Жаль также, что отсутствует прокрутка внутри трека, ставшая уже привычной в программных MP3-плейерах.

EAXD.A.P. Jukebox имеет много возможностей по цифровой обработке звука в реальном времени, доступных из меню управления. Трехполосный эквалайзер с изменяемой частотой средней полосы имеет диапазон регулировки ±12 дБ. Спатиалайзер (как одним словом перевести?) позволяет выбрать один из трех режимов для наушников (по принципу действия это типичный расширитель стеребазы) и два режима для четырех колонок. Жаль только, что нет простейшей регулировки стереобаланса. Одна из специфических для Creative изюминок — встроенная поддержка «объемного» звучания по технологии EAX — 12 алгоритмов реверберации для разных помещений и окружения (город, стадион, спортзал, «кухня», «пивной бар» и пр.).

И еще один интересный эффект — регулируемый ускоритель/замедлитель прослушивания композиций без изменения тона (то есть, вместо баса нервного бельканто не будет). Для музыки это вряд ли пригодится (разве что — по приколу или смикшировать типа по ритму две «плясовые»), а для цифровых аудиокниг и образовательных программ (например, обучение иностранному языку) эта функция может быть весьма полезна. К сожалению, сохранять настройки ЕАХ и другие индивидуально для трека или плей-листа невозможно. Если же говорить о полезности всех этих эффектов при прослушивании музыки, то, на мой слух, лучше всего воспринимается все же… чистый ничем не искаженный звук, по минимуму скорректированный эквалайзером в зависимости от применяемых наушников или колонок. Все остальные эффекты несколько «замутняют» его прозрачность.

PlayCenter2

Для управления «Жукбоксом» с компьютера по USB служит удобная (правда, пока еще слегка сыроватая) программа Creative PlayCenter2 (см. скриншот). Она позволяет под Windows 98/2000 (есть версия и для «Макинтошей») запихать в плейер добрые четверо суток музыки так называемого «CD-качества» (MP3 c 128 кбит/с или соответствующего WMA). Программа умеет считывать аудио компакт-диски в цифровом виде (digital extraction), перекодировать WAV в MP3 или WMA (и обратно) и поддерживает (как и плейер) битрейты для MP3 от 20 до 320 кбит/с (я лично проверил 64, 128, 192, 256 и 320) и от 48 до 160 кбит/с для WMA.

Качество кодирования/декодирования MP3 неплохое, поскольку лицензирован фраунхоферовский алгоритм (психоакустическая модель). По крайней мере, при кодировании на 192-320 кбит/с отличий от оригинала я не заметил. (Здесь имеется в виду проигрывание на компьютере треков, закодированных этой программой, поскольку их прослушивание через плейер очевидно связано с привнесением артефактов от встроенного аудиотракта плейера. Специально измерить качество аудиотракта плейера я не имел возможности, а субьективно оно не выше, чем у недорогого музыкального центра.) Но и на 64 кбит/с (стерео) качество кодирования было очень даже неплохое (уж получше, чем у большинства продаваемых в ларьках компакт-кассет), поскольку алгоритм от Fraunhofer-Institute изначально оптимизирован для невысоких битрейтов 96-160 кбит/с, которые и используются наиболее часто для формата MP3.

Bitrate_shot

Программа также позволяет пересылать музыкальные файлы с расширениями *.mp3, *.wma и *.wav (и ни с какими другими!) из компьютера (винчестера или компакт-диска) в плейер, удалять их из плейера, редактировать теги и плейлисты плейера (жаль, пока невозможна трансляция плейлистов из файлов типа *.m3u), настраивать парамерты плейера, причем делать многие операции с плейером через компьютер значительно удобнее, чем в меню самого плейера. Кстати, программу Creative PlayCenter2 очень удобно использовать и без плейера — для перевода аудио-CD в WAV, кодирования и декодирования WMA и MP3 (все-таки кодек от Fraunhofer со всеми битрейтами), поскольку она имеет простой интерфейс и много гибких настроек. Так, например, программа смогла прочесть сильно поцарапанный CD-аудиотрек с минимальными потерями, тогда как обычные цифровые программные плейеры с него «соскакивали». Замечу попутно, что плейер способен проигрывать файлы только с «правильным» соответствием расширения типу файла — например, MP3 файл с расширением *.wav (как это любят делать некоторые изготовители музыкальных коллекций на CD-ROM’ах) на плейере проигрываться не захотел (как, впрочем, и остальные «неправильные» сочетания), а после правильного переименования зазвучал как миленький.

Одной из наиболее интересных особенностей плейера Creative D.A.P Jukebox является возможность записи (оцифровки) звука с внешнего источника через линейный вход. Звук оцифровывается как 16 бит стерео с частотой из набора 48, 44.1, 32, 24, 22,05, 16, 12 или 11,025 кГц и пишется на плейер в несжатом формате WAV, который затем можно перегнать в компьютер по USB. При 44,1 кГц на диск помещается до 10 часов музыки, а при 11 килогерцах — до 40 часов (данный режим удобен, например, для речи). Однако в качестве диктофона применить плейер вряд ли получится. И этому — три причины.

Первая — к сожалению, не поддерживается микрофон, и для записи с микрофона нужен внешний предусилитель. Хотя, на мой взгляд, создатели могли бы встроить в меню функцию подачи напряжения на линейный вход, как это сделано в микрофонных входах ряда звуковых карт, с тем, чтобы можно было подключать к нему распространенные дешевые микрофоны со встроенным предусилителем (на полевом транзисторе или т. п.), благо чувствительность линейного входа плейера высокая. (Если бы плейер был мой, я бы для этого первым делом подпаял пару отключаемых резисторов к линейному входу.) Другая причина — катастрофически короткое время автономной работы плейера при записи! Ток потребления от аккумуляторов при записи равен примерно 1 амперу (диск постоянно работает), то есть комплекта свежих батарей хватит в лучшем случае на полтора часа. Вместе с тем, для одной пресс-конференции, лекции или недолгого интервью этого может быть и достаточно. Зато — сразу преимущества цифровой записи и последующей компьютерной обработки! Попутно отмечу, что встраивать в плейер собственный MP3-кодер пока не планируется. Ну и третья — отсутствует крайне важная для диктофона функция автоматической регулировки усиления — только вручную из меню. При этом если есть даже малейшая перегрузка по входу, возникают жуткие искажения!

Как видим, функция записи у «Жуквокса» , очевидно, ориентирована на качественную «полустудийную» оцифровку музыки. При этом разработчики обещают, что качество записи на Jukebox будет лучше, чем на мини-диск, и так же хорошо, как на DAT-кассету. Однако реальное применение данной «игрушки» для таких целей вызывает большие сомнения — все же обычно для этого выбирается более серьезная аппаратура. Субъективно же качество записи (оцифровки) звука плейером было сравнимо со средним музыкальным центром при записи на аналоговую кассету. Очень огорчило, что при проигрывании записанных (как и закачанных из компьютера) WAV-композиций периодически возникали паузы по 10 секунд внутри трека для разгона и подкачки данных с диска! Хочется надеяться, что со временем этот недостаток будет устранен.

Теперь посмотрим, можно ли записывать в плейер абстрактную информацию (немузыкальные файлы), чтобы переносить их между компьютерами. Иметь такую возможность (вместе со всеми музыкальными функциями) было бы очень полезно! Однако формально плейер сделать это не позволит. Дело в том, что D.A.P. Jukebox является полностью SDMI-совместимым устройством, так как компания Creative входит в группу SDMI (Secured Digital Music Initiative). Технологии SDMI, как и DRM (Digital Rights Management) призваны защитить авторские права фирм звукозаписи и ввести ограничения на копирование лицензионной музыкальной продукции. Несмотря на то, что выпуском данного плейера Creative может вступить в конфликт с RAAI (ассоциация авторских прав), невольно поощряя людей копировать нелегальные MP3-файлы из Интернета или с контрафактных CD, официальная позиция компании состоит в том, что она «не одобряет использование своего продукта для нелегального копирования музыки».

Более того, в Creative ведутся работы по встраиванию в «Жукбокс» защиты от подобных действий. Так, SDMI не позволяет встраивать в плейер, являющийся по классификации SDMI клиентским устройством, цифровой и оптический выходы, не дает пользователю доступа к микропрограмме плейера, а главное — запрещает копирование музыкальных файлов из плейера в компьютер! И это — большое разочарование. То есть мы не можем, загрузив в плейер музыку в формате MP3 или WMA, затем переписать ее с плейера обратно на компьютер (этот или другой)! Даже если это наша собственная музыка.

Однако лазейка все же осталась! Поскольку плейер имеет функцию записи звука в файлы WAV, он разрешает и двухсторонний обмен такими файлами (из компьютера в плейер, и наоборот; напомню, что никакие другие расширения файлов, кроме *.wav, *.mp3 и *.wma плейером пока не поддерживаются). Остальное — дело техники. Берем нужные файлы данных (коллекцию эротических картинок, отчет для начальника, дистрибутив Windows…), архивируем их по возможности в меньшее число конечных файлов, переименовываем расширения архивов в WAV (поэтому не стоит создавать многотомных архивов), копируем в плейер, потом из плейера в другой компьютер (можно и в этот же самый, если вы мазохист), переименовываем обратно и разархивируем. Просто как день темной ночью! Проверено лично — и пока работает (до очередного обновления микропрограммы?).

PlayCenter2_zip_copy.gif

Другой вопрос — скорость передачи. Вот тут-то нас ждет еще одно разочарование. Несмотря на достаточно высокую теоретическую скорость передачи по интерфейсу USB (до 12 Мбит/с), реальная скорость закачки файлов из компьютера в плейер составляла всего около 280 Кбайт/с (обратный процесс — из плейера в компьютер — шел немного быстрее при 400 Кбайт/с). То есть в несколько раз медленнее максимальных возможностей интерфейса! Это не так критично, если надо перегнать 100-мегабайтный архив (примерно 6 минут в один конец). А если необходим 1 Гбайт (1 час + 40 минут обратно) или больше? Невольно задумаешься, что быстрее будет подключить обычный винчестер (например, в Mobile Rack).

View_HeadsАналогичная ситуация и с музыкой. Средний альбом (MP3, 128 кбит/с) запишется в плейер за три минуты (не считая времени считывания с аудио-CD и кодирования в MP3). Коллекция на CDROM (650 Мбайт) — уже за 40 минут. А на заполнение всего плейера музыкой (все равно, какого формата) уйдет 6 часов! При этом плейер слушать невозможно — только компьютер. А ведь уже есть такие полезные игрушки, как MP3/CD-плейеры (дискмены) по цене от $100. Плюс четырехскоростной CD-R/RW-приводик за $150. Скидываем нужную музыку на CD-RW (еще $1, ну $2). Причем вдвое быстрее, чем в плейер D.A.P. Jukebox — 600 кбайт/с все-таки. И наслаждаемся музыкой автономно уже не 4, а 10-11 часов без подзарядки. И вдвое дешевле! И не надо хитрить с «переименованием» файлов в WAV. Так что же выгодней? А вот это решает каждый для себя. Надеюсь, что в компании Creative это тоже понимают и, сняв первые «сливки» по $500 за 1 штуку плейера, снизят цену хотя бы вдвое (сами видите, что по «железу» это больше $200 никак стоить не может). Вот тогда-то и обратят широкие массы взор свой… Игрушка ведь действительно весьма забавная. И местами очень полезная.


Благодарим восточно-европейское представительство Creative Labs за предоставленный на пробу плейер.
Автор
Александр Карабутов

Комментарии