Проба «шестиканальных» наушников Sony MDR-DS5100

Илья Хрупалов, 

Можно ли получить в наушниках эффекты объемного звучания Dolby Digital и DTS? Шесть каналов в наушниках? И нужны ли все эти пресловутые DVD-театры?

Не секрет, что в головных телефонах, или попросту говоря наушниках, количественно точного звуковоспроизведения добиться проще и значительно дешевле, нежели на акустической системе. Иными словами, почти безупречный звук в электродинамических наушниках, возьмусь утверждать, начинается от 150–200 долларов. Аудиофилия, как известно, не знает ценовых границ, но, например, электростатические наушники, выпускаемые считанными компаниями и имеющие цену от 500 долларов, ввиду превосходных характеристик и вовсе требуют специальных усилителей (которыми чаще всего и комплектуются). Насколько хороша пара колонок за такую сумму — спросите у Анатолия Левенчука и Евгения Козловского, наших хайфайщиков-бутиковедов. Думаю, оценят максимум на троечку.

Тем не менее курсив в первом предложении стоит не зря: качественно любые стереонаушники, — вот именно здесь вспомним приставку, — уступают акустическим системам в способности воссоздавать стереофоническую картину оригинальной записи. Разумеется, вы без труда определите, какой инструмент был слева, чей голос — справа и тому подобное. Но если же дорожки (звуковые темы) микшированы в оба канала одинаково, возникает неприятный эффект: кажется, что источники звука находятся у вас в голове, буквально между ушами. От этого нетрудно мысленно отвлечься, прослушивая инструментальную музыку, но сольное пение уже не доставляет удовольствия.

(В оправдание идеи головных телефонов вообще тут же заметим, что в ряде случаев они незаменимы и чрезвычайно удобны: без них немыслима профессиональная деятельность певцов и музыкантов, звукоинженеров и диджеев. Кроме того, благодаря наушникам и портативным плейерам любимая музыка может быть всегда с вами.)

Эту проблему не раз пробовали решить. Известный путь — бинауральная запись, когда стереомикрофоны располагаются в усредненной модели человеческой головы, и тому подобные технологии. Но что делать с обычными фонограммами? Чтобы вытеснить звук из черепной коробки, в современных звуковых картах (например, в известной линейке Creative SB Live!) на него накладывают эффекты эха и реверберации. Собственно, этим и отличается воспроизведение звука на акустической системе в реальном интерьере, поэтому такая обработка дает впечатляющие результаты. Так, специально синтезированное квадрофоническое звуковое сопровождение компьютерных игр ощущается в наушниках ненамного хуже, чем на четырехканальной акустике.

Image14.jpg

Комплект Sony MDR-DS5100. Выход на проводные наушники
(кстати, все разъемы комплекта позолочены) имеет регулятор
громкости. Под красными полупрозрачными фильтрами
видны множественные излучающие светодиоды.

О том, чтобы передать в головных телефонах звук, записанный в формате Dolby Pro Logic, Dolby Digital или DTS, казалось, нельзя было и мечтать. Но не так давно компания Sony предложила комплект MDR-DS5100, куда входят звуковой процессор DP-IF5100 и беспроводные (ИК) наушники MDR-IF5000, в которых реализуется объемное звучание, не уступающее реальному шестиканальному театру. Верилось в это с трудом, но благодаря российскому представительству Sony мы получили образец и испытали его действие на себе.

MDR-DS5100 Block Diagram

Блок-схема комплекта Sony MDR-DS5100.

Мозг системы — DP-IF5100, процессор окружающего звука (digital surround processor), получающий на вход цифровой (увы, только по оптическому интерфейсу TosLink) или аналоговый (обычный стерео, два коаксиальных разъема) сигнал. Этот сигнал (аналоговый предварительно оцифровывается 18-разрядным преобразователем пятого порядка с 64-кратной передискретизацией) направляется в Dolby Digital/DTS-декодер, а затем в так называемый Logic3D-процессор. По сути это 24-разрядный DSP компании Motorola с производительностью 125 MIPS, на который возложены алгоритмы реверберации, эха и прочие, одной Sony известные преобразования, моделирующие распространение звука от шести источников в пространстве комнаты (предустановка «Music») или кинозала (выбор «Cinema», впрочем, на мой взгляд, предпочтителен для любого аудиоматериала). Основных эффектов, или режимов, не считая традиционное воспроизведение, у MDR-DS5100 два: «Virtual Front» и «Virtual Surround» (с любого формата). Первый применим скорее к обычному стереосигналу и выносит источник звука из головы в виртуальную стереосистему, расположенную перед вами. Второй разворачивает любой сигнал на всю окружающую вас плоскость.

MDR-IF5000 ControlsПрежде чем дать краткую оценку разработке Sony, обратим внимание на беспроводные наушники MDR-IF5000. В их конструкции есть ряд замечательных особенностей:
• автоматический выключатель питания, связанный с пружинящим ремнем оголовья (то есть питание от двух элементов AA включается, только если наушники надеты на голову; к слову, время работы от щелочных батареек или хороших аккумуляторов благодаря инфракрасной передаче составляет не менее 80 часов);
• четыре ИК-приемника (по два спереди и сзади) для уверенной работы при любых перемещениях в десятиметровой зоне действия передатчика;
• собственные регуляторы громкости и баланса;
• специальное обшитое мягкой тканью кольцо отделяет излучатель от ушной раковины, чтобы он «зависал» над ухом в определенном положении (забавно: когда мы разглядывали наушники на сайте Sony, все были уверены, что в кольце спрятаны дополнительные излучатели окружающего звука — см. фото).

MDR-IF5000 Earpad

Наушники имеют не просто открытую конструкцию
(то есть не изолируют от внешних звуков),
но и специально полуоткрытые амбушюры.
Блестящие шишки — ИК-приемники под фильтрами.

Процессор DP-IF5100 может параллельно обсуживать еще одни наушники MDR-IF5000 и одни проводные, но! — эффект объемного звука достигается только в MDR-IF5000 или проводных MDR-F1 от Sony. Мой Sennheiser HD590 в режимах виртуальности выдавал жуткое гулкое звучание.

Наконец, краткая оценка и некоторые замечания. Прослушивание тестового AC-3-материала с диска Video Essentials DVDI 0711 (увы, записей в формате DTS под рукой не было) показало, что наушники отчетливо позиционируют в плоскости ушей окружающие каналы. Левый, правый и центральный располагаются в передней полусфере значительно выше головы слушателя, что некомфортно при просмотре фильмов на мониторе или телевизоре, но, возможно, DP-IF5100 Connectorsточно будет соответствовать проекционному экрану небольшого кинозала. Эффект «Virtual Front» не впечатляет вовсе, поэтому даже для стереозаписей предпочтителен «Virtual Surround». На аудиоматериале с диска «The Sheffield / A2TB Test Disk» отчетливо проявили себя ЦАПы комплекта. Беспроводная часть использует всего лишь 18-разрядное преобразование (ограничение ИК-метода), в то время как проводная — 24-разрядное. И это, увы, заметно: низкие частоты от 20 Гц и там, и там воспроизводятся одинаково, но в беспроводных наушниках на тестовом тоне от 15 кГц начинается не просто провал, а, как бы это сказать… свистопляска. Кроме того, MDR-IF5000 при слабом сигнале или его отсутствии на большой громкости ощутимо шумят. Проводная часть же — выше всяких похвал и едва уловимо, но лучше, чем кодеки SB Live! Platinum. Впрочем, как я уже говорил, окружающие эффекты можно получить только в проводных наушниках Sony.

Никаких категорических выводов делать не буду. Комплект MDR-DS5100 недешев — около 500 долларов в столичной рознице (в комплект также входят два акумулятора, зарядное устройство к ним и фирменный оптический кабель), но, как и вся продукция Sony, чрезвычайно эффектен в дизайне и некоторых приятных мелочах. Не упускайте из виду, что он рассчитан на узкое применение с довольно дорогой аппаратурой, оборудованной оптическим цифровым интерфейсом, и, к сожалению, отсекает обладателей звуковых карт с обычным электрическим интерфейсом — оптические панели, как правило, продаются отдельно или входят в дорогие комплекты.


Основные характеристики комплекта Sony MDR-DS5100


Процессор окружающего звука DP-IF5100

Режимы декодера

Dolby Digital (два или шесть каналов)
Dolby Pro Logic
DTS

Режимы обработки звука

без обработки («Off», как в обычных наушниках)
виртуальная двухканальная картина («Virtual front»)
виртуальная пятиканльная картина («Virtual Surround»)

Несущая частота ИК-передатчика, МГц

2,8 для правого канала
2,3 для левого канала

Радиус действия передатчика, м

10 (конус)

Диапазон передаваемой
звуковой частоты, Гц

20–20000

Уровень нелинейных искажений, %

1 (на частоте 1 кГц)

Беспроводные наушники MDR-IF5000

Диапазон воспроизводимых частот, Гц

12–24000

Источник питания

два элемента АА

Масса, г

1000



Автор
Илья Хрупалов

Комментарии