Боинг на столе: устройства для виртуальных пилотов

Денис Марков, 

Чего только не делают для фанатов авиасимуляторов: от примитивных джойстиков до настоящих самолетов. Ну, или почти настоящих.

Не секрет, что немалая часть фанатов компьютерных игр любит их за возможность испытать то, что в жизни никак не доступно. Скажем, мало кто из нас, вернувшись с работы домой, может покататься на автомобиле класса «Формула-1» или полетать над необъятными просторами родины на 737-ом Боинге. Специально для таких людей существуют игры соответствующих жанров: авто- и авиасимуляторы.

Летать на самолете при помощи мышки и клавиатуры - мало того, что неестественно, так еще и особого удовольствия не приносит. Поэтому настоящие любители симуляторов предпочитают использовать вместо них джойстики различных видов и модификаций. Рули, штурвалы, педали — их количество на рынке достаточно велико, и найти нужное вам устройство труда не составит. Хотите почувствовать себя вторым Михаэлем Шумахером — к вашим услугам точные копии руля гоночной «Феррари» Не дает покоя слава Покрышкина и Кожедуба — приобретайте «штурвал» понравившегося вам самолета, и в путь.

Но здесь, как и везде, помимо любителей, существуют профессионалы. Те, кто без виртуальных полетов жизни не мыслят. Одного джойстика им, как выясняется недостаточно. Нужно больше — нужны предельно приближенные к реальным ощущения и максимальный реализм. Ну а другие запросы — другой «инструментарий». Собственно, о железках для настоящих фанатов виртуальных полетов мы сегодня и поговорим.

Джойстики. Необходимое, но недостаточное условие для максимального реализма. Здесь есть два варианта: обычный штурвал или нечто более похожее на привычный джойстик. Прежде всего хотелось бы отметить продукцию практически неизвестной в России фирмы — CH Products. По части штурвалов они могут дать фору большинству популярных производителей. Цены также вполне демократичные. И это несмотря на то, что девайсы производятся в США. Интересен следующий экземпляр: Flight Sim Yoke USB.

usb_yoke.jpg

Flight Sim Yoke USB.

Как раз то, что надо для фаната авиасимов. С одного устройства можно управлять едва ли ни всем, начиная от положения закрылок и заканчивая шагом пропеллера. Согласитесь, гораздо более реалистично, чем нажимать кнопочки на клавиатуре. Но все равно это устройство — не предел совершенства. Ближе к последнему находится, скажем, один из последних продуктов Thrustmaster — Thrustmaster HOTAS Cougar. Девайс представляет собой ни больше ни меньше точную копию блока управления американского истребителя F-16. Сравните две картинки.

cockpit.jpg

Так выглядит кабина  пилота в истребителе F-16.


Seong-Ho_FLCS2.jpg

А это — Hotas Cougar.

Похоже, не правда ли? Ощущения, по идее, тоже должны максимально совпадать — в разработке устройства принимали участие люди, имеющие опыт пилотирования настоящего F-16. Единственный недостаток — цена. Чуть более 350 у.е. Ну для настоящего фаната это, думается, не преграда.

Впрочем, и это не предел. Приобрести полностью металлический штурвал Advanced Flight Control System III (или попросту AFCS III) можно за совсем уж нескромную сумму в 550$ (и это в США — если вдруг будут продавать у нас, попросят больше). Устройство реагирует на действия пользователя так, как реагировал бы настоящий штурвал тяжелого самолета. Рекомендуется любителям полетать на пассажирских или грузовых летательных аппаратах.

yoke1.jpg

Advanced Flight Control System III.

О, помимо джойстиков, существуют и устройства, позволяющие летать без помощи рук. Эдакая система hands-free для пилотов. TrackIR GX — типичный пример. Установив специальное программное обеспечение, вы сможете управлять самолетом просто наклоняя голову. TrackIR GX ставится на монитор и следит за любым движением пользователя. Включается и выключается девайс при помощи клавиши F8 непосредственно в игре (правда, единственная поддерживающая TrackIR игра — MS FlightSimulator 2002). Главное — не забыть выключить устройство перед тем, как, скажем, отойти на кухню попить.

Но в управлении самолетом, помимо рук, участвуют еще и ноги, которые обычно давят на педали. Нормальный вариант — симметричный комплект из двух педалей. В отличие от системы «газ-тормоз» в автомобиле, в самолете это устройство выполняет совершенно другие функции. На земле педали отвечают за повороты, в воздухе — за скольжение в сторону.

CH Products предлагает довольно недорогое (90$) решение — пластиковые педали USB Pro Pedals. Главные достоинства — возможность переключаться из режима автомобиля в режим самолета и обратно, а также довольно низкая цена. При этом обозреватели различных онлайн-изданий (например, см. здесь: http://www.joy-stick.net/reviews/other/proped.htm) весьма тепло отзываются о качестве этого продукта. В принципе, USB Pro Pedals представляют собой идеальное решения для тех, для кого авиасимы — просто способ отдохнуть. Серьезным игрокам порекомендовать Pro Pedals не рискну — дешевый пластик все же не для них.

Полностью металлические педали Cirrus были разработаны фирмой Precision Flight Controls. Последняя занимается производством устройств для профессиональных летных тренажеров. В принципе, уже это является гарантией качества. Внушает уважение и цена — почти 400$. Девайс подключается в Gameport или, вместе с Advanced Flight Control System III в USB-порт.

Еще один комплект все от той же компании Precision Flight Controls — Precision Jet-Style Rudder Pedals. Все сделано из стали и алюминия. Опять-таки обеспечивает максимально реалистичные ощущения. Стоит на этот раз чуть больше — около 550$.

Но основные органы управления — это еще не вся кабина.

acp_screen.jpg

Панель управления Боинг-737. Почти как настоящая...


full_acp_web.jpg

Она же, но без монитора.

Это панель управления самолета Boeing 737. Все эти лампочки, кнопочки, переключатели, индикаторы... да, их тоже можно приобрести всего за $350 и подключить к PC. Вещица под названием ACP Compact позволит вам почувствовать все прелести сидения перед приборной панелью самолета. Автопилот, закрылки, шасси, радио — это лишь часть функций, которые вы сможете перенести на эту панель. Устройство подключается в порт для клавиатуры. Гарантируется полная совместимость со следующими играми: MS Flight Simulator 2000, MS Flight Simulator 98, Fly!, Pro Pilot, AS-2 и Flight Unlimited. В комплектацию входит подробный мануал на английском и немецком языках.

На  ACP Compact  похожа также система управления GF-AC. Модули, выполняющие разные функции, приобретаются отдельно, и монтируются затем в специальную металлическую подставку. Каждый модуль — отдельное USB-устройство. Таким образом, исходя из финансовых возможностей и личных предпочтений, пользователь может выбирать устраивающую его конфигурацию. У GF-AC есть немаловажное достоинство: показатели различных датчиков и индикаторов отображаются непосредственно на панели управления. Цифры же на ACP Compact играют исключительно декоративную роль — следить за курсом, высотой и прочими данными придется только по экрану монитора. Но есть и недостатки. Во-первых, необходимо несколько свободных USB-портов. Если ACP-Compact подключается одним кабелем, то здесь сколько модулей, столько и проводов и, соответственно, портов. С другой стороны, использовать USB-хаб ничто не мешает, хотя он тоже стоит денег.

Что касается непосредственно набора фунцкий модулей, он ничем особенным не выделяется. Все то же самое: закрылки, шасси и т.д.

Цены зависят от конкретного набора оборудования. Максимум — что-то около 600$. Подробный набор комплектующих и цены на них можно посмотреть на http://store.yahoo.com/avsim-store/gfaccocconsy.html.

Но и это не все. Контроль тяги двигателей, подачи топлива и т.п. осуществляется при помощи отдельных устройств. Скажем, интересен такой девайс, как PFC Throttle Console & Quadrants. К небольшой коробочке с большой ценой (ок. 300$) присоединяется один набор рычагов. Какой — зависит от типа самолета, на котором вы хотите полетать. Для одномоторных — один комплект, для реактивных — другой, для нереактивных самолетов с несколькими моторами — третий. Цены на каждый из комплектов колеблются от 200$ до 400$.

Возможно некоторые из вас, прочитав все написанное выше, подумали: «Да за такие деньги можно купить настоящий самолет!». А что — можно и самолет! Конечно, не настоящий. Но симулятор — вполне. Начать лучше, правда, с какой-нибудь его части. Основное — кокпит. На http://www.stimbox.com есть возможность заказать кабину истребителя (какого конкретно, к сожалению, не указывается). В кабине находятся устройства, похожие на вышеописанные, а также системный блок, монитор (производители устанавливают мониторы с диагональю до 22 дюймов — по желанию заказчика) и клавиатура — запустить игру без неё довольно-таки сложно. Стоит упомянуть и о звуковой системе, обеспечивающей полный эффект присутствия. Для удобства перемещения вся конструкция снабжена колесиками внизу. Чтобы пилоту было удобней залезть на место, одна из боковых стенок откидывается в сторону. По желанию покупателя изготовитель может написать фамилию, имя, звание и эмблему пилота на боковой стороне фюзеляжа. Возможно изготовление и двухместного кокпита. Цена — от 6000$ до 15000$.

Если отдельная кабина вас не устраивает, ничто не мешает заказать самолет целиком. По этому адресу: http://dtsims.com/beach.htm — можно посмотреть на фотографии моделей BeechCraft и Cessna 172. Внутри опять-таки исключительно компьютерная начинка. Процессор Pentium-4 1.7 GHz, 512 Mb RAM, GeForce (конкретная модель видеоадаптера не указывается. Написано лишь, что используется память DDR объемом 64 Мб). К самолету прилагается экран с диагональю размером 62 дюйма. Минимальная цена — 10000$ за BeechCraft и 13000$ за Cessna 172. При этом стоимость джойстиков, педалей и прочих подобных устройств в комплект не входит, за эти деньги вам отдадут лишь корпус самолета, компьютер, установленный внутри, и экран. В общем, если захотите полетать на таком вот оборудовании, будьте готовы выложить сумму, сопоставимую со стоимостью неплохой иномарки. Заказ можно сделать на http://dtsims.com.

beach3.jpg

Настоящий самолет, а внутри — компьютер.


DTS0002.jpg

Катапультируемся!

Если денег на подобные изыски нет, то все тот же http://dtsims.com предлагает по приемлемым ценам приобрести различные устройства для настоящих самолетов по сходным ценам. Подключить к ПК вы их, разумеется, не сможете. Но просто украсить игровое место — вполне. С точки зрения нормального человека, конечно, звучит, как бред сумасшедшего. Но фанат он на то и фанат, чтобы приобрести, скажем, ручку катапультирования за 15$. Надеюсь, ее сняли не с упавшего самолета...

Слава богу, что её нельзя подключить и заставить работать... А то пришлось бы или играть на улице, или резать в потолке окно для вылета тела.

Как известно, любой фанат немного (или не так уж и немного) сумасшедший. Теперь я почему-то уверен в справедливости сего суждения на все сто.


Автор
Денис Марков

Комментарии