Мнение: зачем Microsoft превращает Xbox в компьютер
Консолям PlayStation 4 (обзор) и Xbox One пошел третий год. Для обеих платформ вышло приличное количество игр, поэтому судить об успехе игровых приставок восьмого поколения уже можно. По сути, жизненный цикл консолей подбирается к своему экватору. Обе приставки базируются на процессоре AMD Jaguar. Система-на-кристалле получила восемь ядер, графику на архитектуре GCN и 8 Гбайт общей памяти. В плане вычислений все очень плохо. Вычислительная архитектура «Ягуара» даже в 2012 году считалась отсталой: ядра медленные, к тому же работают они на очень низкой частоте, а графика, по меркам 2016 года, соответствует уровню настольных видеокарт Low-end. 3D-ускоритель с аналогичной производительностью — Radeon R7 370. Встроенное видео состоит из 20 модульных блоков CU (Compute Unit) — основной боевой единицы графической архитектуры GCN. В PS4 активировано только 18 юнитов. Каждый блок имеет по 64 потоковых процессора. Вот так и получаются заявленные 18х64=1152 потоковых процессора. В Xbox One используется всего 768 потовых процессоров, так как активировано только 12 блоков CU. Топовая видеокарта для ПК — AMD Radeon R9 Fury X — хвастает 4096 потоковыми процессорами. Грубо говоря, он в 3,5 раза мощнее графики PlayStation 4 и в четыре раза — Xbox One.
Вывод прост: консоли уже с момента выхода безбожно устарели в техническом плане. Это подтверждает ряд фактов. Игры ААА-класса для «Плойки» и «Хуана» зачастую не работают в родном разрешении 1080p. А если и работают, то не всегда при 60 кадрах в секунду. ПК же сейчас вовсю покоряет разрешение Ultra HD. Пока получается так себе, но уже в 2016 году и AMD, и NVIDIA со своими новыми видеокартами сделают огромный шаг вперед. А еще набирает популярность VR, для которой тоже потребуется много вычислительной мощности. Существующие игровые приставки останутся на своем прежнем месте ровно до того момента, пока не появится новое поколение. В Microsoft решили убить сразу двух зайцев: продвигать Xbox, а вместе с ней и операционную систему Windows (или наоборот). В этом компании поможет создание универсальной игровой платформы, которую пользователь самостоятельно улучшит при необходимости.
Какой будет новая Xbox
Первые намеки на слияние Xbox и ПК появились еще в прошлом году, когда вышла Rise of the Tomb Raider. Сначала игра появилась для всех обладателей Xbox One, но сразу же было объявлено, что «пекари» получат доступ к новым похождениям Лары Крофт чуть позже. Затем Microsoft объявила, что Xbox-эксклюзив Quantum Break выйдет в том числе и на ПК. Правда, с некоторыми софтовыми ограничениями. Во-первых, игра использует DirectX 12, то есть запустится только на компьютере с Windows 10. Во-вторых, шутер от третьего лица будет продаваться только через магазин Microsoft. Наконец, весной этого года выйдет условно-бесплатная Forza Motorsport 6 Apex. Исключительно под DirectX 12 и Windows 10. Как видите, реализация стратегии по слиянию персонального компьютера и Xbox в единую экосистему началась. Пока поддержка DirectX 12 во всех случаях выступает в роли своеобразного ограничителя. Хочешь играть по правилам Microsoft? Обновляйся до Windows 10!
Все точки на «i» расставил глава игрового подразделения Microsoft Фил Спенсер (Phil Spencer) на прошедшей на днях пресс-конференции в Сан-Франциско. Высшее руководство поставило перед ним задачу подготовить плацдарм для создания универсального программного интерфейса, который использовался бы и в Xbox, и в компьютере под управлением операционной системы Windows. А именно интегрировать так называемую UWA-платформу (Universal Windows Applications), ведь технически приставки и компьютер не отличаются. Microsoft планирует пойти еще дальше: в рамках UWA-приложений будет реализована полная кроссплатформенность. То есть гибрид Xbox и ПК сможет запускать софт, разработанный для смартфона и/или планшета.
Второе важное нововведение. Xbox приобретет явные черты ПК. Консоль лишится своей главной и незыблемой характеристики — постоянства технической конфигурации. Гибридную приставку получится проапгрейдить самому.
Что-то новенькое? Не тут-то было! Такая приставка уже существует. Это Steam Machine. Консоль Valve с горем-пополам появилась на рынке в конце прошлого года. Особой популярностью детище Гейба, впрочем, не пользуется. Из-за ряда технических неурядиц не все поставщики собирают свои версии «паровой машины». Думаю, в Microsoft поступят другим образом. Будет создана референсная приставка, которую при желании всегда можно будет проапгрейдить из списка специально совместимого оборудования. Никакой самодеятельности.
Или же в Microsoft поступят еще проще (еще дороже), а именно разработчик выпустит сразу несколько версий Xbox с разным железом, но с обратной совместимостью. И будет обновлять конфигурации приставок каждые год-два. Сэкономил на консоли? Играй во все те же игры, но на более низких настройках. Хочешь максимума? Бери самый дорогой «бокс».
Основная цель ухода от «консольных канонов», когда определенное поколение приставок имеет строго фиксированную конфигурацию, в теории развяжет программистам руки. Использование более мощной конфигурации поднимет качество графики в играх на новый уровень. В Xbox One и PlayStation 4 даже в 2016 году оно так себе. Неизменный набор комплектующих — это плюс, ведь в таком случае проще оптимизировать код. Появление гибридной приставки Xbox с разным железом осложнит эту задачу. Справедливости ради, отмечу, что даже для Xbox One и PlayStation 4 стали выходить неоптимизированные игры. Кардинально в худшую сторону ситуация вряд ли изменится.
Microsoft пересаживает всех на Windows 10. Сопротивление бесполезно! Поэтому и появились игры, работающие только с DirectX 12. Истинная цель новейшего API — развязать разработчику компьютерной игры руки, предоставив низкоуровневый доступ к железу. Следовательно, в играх под DirectX 12 должна увеличиться производительность, но уменьшиться системные требования. Но этого не происходит! У анонсированной Quantum Break в рекомендуемых требованиях значатся Radeon R9 Fury X, GeForce GTX 980 Ti и 16 Гбайт оперативной памяти. Только что вышла ПК-версия Gears of War: Ultimate Edition, работающая исключительно в Windows 10. «Эта игра специально создана для того, чтобы показать вам новейшие возможности ПК» — написано на странице продукта. Только вот по факту «шестерни войны» тормозят даже на самых мощных игровых системах. Оптимизацией и не пахнет. Пока первые игры на DirectX 12 только расстраивают.
В заключение
Чем же так хороши консоли? Тем, что ты покупаешь устройство, которое как раз не надо апгрейдить. И не надо копаться в настройках графики игры, ведь все уже сделано за тебя. Я просто покупаю приложение, устанавливаю его и играю. Все, лишних звеньев в этой цепочке нет и не должно быть. Затем, по истечении 6-7 лет, старая консоль отправляется на свалку, а на ее место приобретается новая. Поэтому меня терзают смутные сомнения, что консольщики с энтузиазмом воспримут возможность самостоятельного апгрейда того, что апгрейдить не нужно, или же смену приставки целиком каждые год-два. Даже под предлогом качественного улучшения графики в играх. Вопросы вызывает и оптимизация игр. Как это будет происходить на гибридных приставках с разным железом? DirectX 12 пока не радует.
Второй неоспоримый плюс консолей — наличие эксклюзивов, которых нет на ПК. Как видите, теперь игры для Xbox One обязательно будут выходить и под Windows 10. Логичный вопрос: а зачем тогда мне вообще нужна консоль?
Гибридная приставка — это в любом случае интересно. На наших с вами глазах вершится история. Либо задумка Microsoft удастся, и Xbox в графическом плане заметно опередит каноническую PlayStation. Вместе с ней увеличится популярность персонального компьютера как игровой системы. Либо затея с треском провалится. И тогда Microsoft уже никогда не сможет конкурировать с Sony. Как говорится, будем посмотреть. Когда появятся первые гибридные Xbox пока неизвестно.