Темы: игра Stronghold

Обзор игры Stronghold 3. Дырявая крепость

Антон Белый, info@ferra.ru
Stronghold 3
Stronghold за номером 3 делали люди, причастные к первым двум частям, но игра получилась куда хуже предыдущих выпусков. Экономика, строительство и военное дело остались на своих местах, но удовольствие от них сошло на нет — виновата реализация! При этом кривизна игры, ее однообразие и гора программных ошибок всё равно рассчитывают на взаимную дружбу. Давать ли шанс?

Название игры: Stronghold 3
Жанр: Real-Time Strategy
Разработчик: Firefly Studios
Издатель/в России: SouthPeak Games, 7sixty/«1С-СофтКлаб»
Похожие игры: The Settlers 7: Paths to a Kingdom, 8th Wonder of the World, Stronghold 2, Cultures 2
Платформы: PC
Дата выхода: 25 ноября 2011 года
Официальный сайт: http://www.stronghold3.com/

Иногда замки действительно выглядят впечатляюще
Иногда замки действительно выглядят впечатляюще

одготовка к штурму. Красные против синих!
Подготовка к штурму. Красные против синих!

Экономическая стратегия Stronghold появилась в 2001 году, а три месяца назад справила крупный юбилей — 10 лет в седле. Успех игре обеспечила смелая по тем временам комбинация из градостроительного симулятора и классической стратегии в реальном времени с рыцарями, замками и налогами.

Третий крестовый поход и арабская тема, раскрытая в Stronghold Crusader, обеспечили дополнению к Stronghold любовь на долгие годы. Впрочем, больше всего игрокам понравились катапульты, стреляющие трупами подгнивших коров, и возможность обливать врагов кипящим маслом прямо с крепостных стен.

Вторая часть не повторила успеха оригинала, поэтому триквел было решено сделать «продолжателем традиций», начатых еще 10 лет назад. Без сомнений, Stronghold 3 — попытка вернуться к истокам. Но вот играбельной ли получилась дорога в прошлое?

Подготовка к ночному штурму
Подготовка к ночному штурму

Строительство «базы» типично для игр этого жанра
Строительство «базы» типично для игр этого жанра

Из главного меню игры на нас грозно взирает Волк — самый опасный из четверки оппонентов оригинальной Stronghold. Сюжет S3 продолжает историю, начавшуюся в S1 и не получившую затем никакого развития: главный герой, юноша голубых кровей, известный как The Boy, отомстил в первой части четырем лордам за смерть своего папаши. Этими лордами были Свин, Змея, Крыса и Волк.

Убитый в финале игры Волк (в миру герцог де Вольпе) был таинственным образом воскрешен и теперь жаждет мести. На сей раз Волчара будет действовать с иезуитской хитростью, сохраняя план отмщения в тайне.

Ну а расстановка сил прежняя: мы в дремучем Средневековье против четырех генералов. За прошедшее по сюжету десятилетие юноша успел поднабраться ума-разума, а у зомби-Волка появилось трое новых подручных. Двое из них являются сыновьями Свина и Крысы, а третий, полностью новый персонаж, откликается на прозвище Шакал. В начале повествования о нем известно лишь то, что на помощь Волку он прискакал с Востока, а вместо шлема носит голову шакала.

Встроенная энциклопедия попытается ответить на все ваши вопросы
Встроенная энциклопедия попытается ответить на все ваши вопросы

Наш герой, опальный принц, вместе с дамой сердца
Наш герой, опальный принц, вместе с дамой сердца

Под покровом ночи Вольпе разоряет деревни, а затем добирается и до главного замка протагониста. Именно с этой драматической ноты стартует первая кампания S3. Авторы предусмотрели две сюжетных кампании: одну экономическую, вторую военную. Эти кампании снабжены анимированными черно-белыми картинками, в которых закадровый голос преподносит сюжетные откровения.

Также нашлось место для курса юного военачальника (интерактивной обучалки), для редактора карт, исторических битв и режима свободной игры. А вот народно любимый режим Kingmaker из предыдущих частей, который позволял играть с компьютером или напарником на произвольных картах, отсутствует.

Прямо скажем, хотя в игре и похвально много режимов, но схема игрового процесса слабо меняется вне зависимости от выбора. Сейчас поясним, как такое вообще может быть.

Запахло жареными пейзанами. Выживших не будет
Запахло жареными пейзанами. Выживших не будет

Игровой процесс описывается двумя словами: «унылая возня». Практически в каждой миссии от нас требуется обеспечить жителей города провизией, армию ресурсами, да так, чтобы все при этом были довольны. Для достижения этих целей требуется постоянно добывать ресурсы и возвести несколько построек, начав со складов для сырья и готовой продукции. Затем требуется возвести таверну, церковь, казармы, свинофермы и сыроварни, то есть здания, обеспечивающие нужды населения или дрессирующие нам войска.

Командовать войсками проблематично — неуклюжие солдатики частенько не откликаются на выполнение команд или вместо атаки начинают, например, рыть траншеи. Отклик войск на команды вообще весьма чувствителен: стоит только на миллиметр промахнуться мимо мельтешащих врагов, как войска обреченно двинутся умирать в толчею вражеских сил.

Вид с высоты птичьего полета неплох
Вид с высоты птичьего полета неплох

Тот самый «Волк» в своей зомби-ипостасти
Тот самый «Волк» в своей зомби-ипостасти

Выстраивать с нуля средневековый город не так-то просто, но стоит единожды найти правильный путь, как все миссии с экономическим упором станут однотипными. Уровень отношения к нам граждан зависит от размера налогов и обеспеченности едой, остальное малосущественно. Такая вот схема развития города.

Однако у всех наших подопечных, как мирных, так и военных, есть одна неприятная особенность: юниты с завидной регулярностью застревают в зданиях, и лекарства, которое избавляет их от этой физиологической особенности, пока нету. В случае, когда на одном участке застревает несколько человек, спасает только перезагрузка сохраненной игры или перезапуск миссии. Это касается не только складов — любая постройка в игре потенциально способна парализовать любого солдафона, оставив его стоять, позабыв о делах и родине.

Регулярно инспектируйте войска, это — ключ к победе
Регулярно инспектируйте войска, это — ключ к победе

Для успешного царствования необходимо не только развивать инфраструктуру поселения, но и возводить защитные укрепления, параллельно тренируя солдат. Главный из наших бойцов — сам лорд, который, подобно хозяину подземелья в Dungeon Keeper, олицетворяет игрока и является самым могучим юнитом в игре. Стены и башни возводятся так же, как в других играх, например, «доисторической» Age of Empires.

Военные действия в целом сводятся к штурму крепостей или защите собственных шедевров зодчества. К сожалению, боевая часть в Stronghold 3 сделана чрезвычайно халтурно: во-первых, нет ощущения взаимной борьбы войск, как в Total War. Ощущение, будто персонажи бестелесны и проходят друг через дружку. Во-вторых, войска подчас не слушаются команд, лучники бросаются в рукопашную драку, а дикие медведи или волки сделаны настолько свирепыми, что способны перегрызть треть роты ополченцев.

Искусственный интеллект юнитов явно не лишен синдрома Дауна: распознавания пути нет, войска всегда идут напрямик, через костры и ловушки, аккурат в середину сечи. Об историческом реализме тоже не стоит помышлять: отряд мечников запросто разрушает каменную стену за 20-30 секунд яростной рубки, животные способны забираться по крепостным лестницам, вражеские крестьяне легко уничтожают осадные орудия. А у нас, ко всему прочему, связаны руки — гражданскими лицами особо не покомандуешь, ведь функция прямого контроля фермерами отсутствует.

Солдаты идут на смерть во имя своего царя. Штурмуе-е-ем!
Солдаты идут на смерть во имя своего царя. Штурмуе-е-ем!

Уютные мельницы
Уютные мельницы

К величайшему сожалению, весь этот псевдоисторический балаган справедлив для любого из аспектов игры. Неплохим получился лишь сюжет, да и тот, пожалуй, во многом обязан любви фанатов к первой части линейки, сюжет которой преподносится в видоизмененной форме.

Интересной также оказалась возможность переиграть сценарии реальных битв в одноименном режиме. Он позволяет примерить роль либо защитника крепости, либо инсургента, штурмующего ее стены. Как утверждают разработчики, у нас появился шанс изменить историю, переписав исход битвы. Средневековые замки якобы были воссозданы по чертежам, которыми располагает современная наука.

Но в теории «играть» интереснее, чем на практике, и виной тому безнадежно устаревшая визуальная оболочка игры.

Границы влияния отмечены демаркационными линиями, красной и синей
Границы влияния отмечены демаркационными линиями, красной и синей

Обороняться в игре проще, чем штурмовать. Как-никак, на стороне обороны ловушки
Обороняться в игре проще, чем штурмовать. Как-никак, на стороне обороны ловушки

Графику можно совершенно честно, без обиняков назвать плохой — уровня ниже среднего. На игру больно смотреть. Для триквела был использован графический движок Trinigy Vision от Stronghold 2, игры провальной и скучной, а в качестве физического движка авторы прикрутили к игре известный Havok. Именно он позволяет хоть как-то скрасить унылые виды города красиво разваливающимися домиками и осыпающимися стенами.

Графически игра напоминает о таких раритетах как первый Medieval: TW или Takeda 3. Тому виной однообразная растительность, неубедительные пейзажи, скучная серо-зеленая палитра и минимум ландшафтных изысков. Даже отечественный «Тевтонский орден» с устаревшей графикой готов дать фору S3! Все действительно настолько плохо, причем бедно оптимизированная игра тормозит на конфигурациях, спокойно удерживающих Crysis 2 и Heroes VI.

Ладно скроенный город, лорд и ополченцы греются около костра. Идиллия!
Ладно скроенный город, лорд и ополченцы греются около костра. Идиллия!

Stronghold 3 оставляет горькое послевкусие наспех сделанной халтуры. У разработчиков было предостаточно времени на исправление ошибок второй части (напомним, ее рейтинги по версиям крупнейших сайтов Metacritic и Gamerankings составляют 63 и 66/100). Поэтому, поигрывая в прошлом году в онлайновую Stronghold Kingdoms, мы верили, что уж третья-то часть возьмёт реванш за провал сиквела.

Но деградация продолжилась, так что в этом смысле традиции серии сохраняются — нынешний средний балл в 47/100 более чем справедлив. Увы-увы, но игру в ее текущем виде не вылечить никакими заплатками. Возможно, Stronghold 3 спасет качественное дополнение, каким стал в свое время Crusader для S1, но для такого результата придется кардинально модернизировать внутриигровую механику и позаимствовать пару идей у коллег из Blizzard.

Крестьяне будут трудиться на этих каменоломнях веками, ведь они не знают старости и болезней
Крестьяне будут трудиться на этих каменоломнях веками, ведь они не знают старости и болезней

Осада лондонского Тауэра из режима «Исторических осад»
Осада лондонского Тауэра из режима «Исторических осад»

Наш вердикт: игра понравится только преданнейшим фанатам серии, терпеливейшим стратегам и всем тем, кто искренне считает Stronghold 2 хорошей игрой. Остальным, т.е. 99,9% игроков, лучше познакомиться со StarCraft 2, Cultures или любой из частей The Settlers, а косолапую Stronghold 3 обойти стороной.

Поделиться:
Увидел опечатку? Выдели текст и нажми Ctrl+Enter
Мобильное приложение