Темы: ноутбук TOSHIBA Рынок ноутбуков

Российский рынок ноутбуков – чему верить?

Геннадий Сочилин, info@ferra.ru
Российский рынок ноутбуков – чему верить?
5 сентября компания Toshiba провела круглый стол, главной темой которого стала справедливая оценка рынка портативных компьютеров России исследовательскими компаниями и то, как результаты этих оценок влияют на рынок ноутбуков. Прокомментировать результаты работы круглого стола Toshiba мы попросили нашего эксперта – Геннадия Сочилина, директора по развитию Tenfold Group.

О самом круглом столе Toshiba мы уже писали - подробности вы можете узнать из нашей ленты новостей. Самое время узнать, как видят ситуацию эксперты.

На наш взгляд, данный круглый стол – всего лишь часть PR-компании по привлечению внимания участников рынка и пользователей к своей продукции, которую ведёт московское представительство компании Toshiba, что в очередной раз показывает серьёзность намерений компании вернуть себе утраченные позиции на российском рынке портативных ПК.

Используемый метод «откровенно говоря о злободневных темах», интересующих участников рынка – метод старый, хорошо проверенный, позволяющий декларировать открытость компании и под шумок продемонстрировать свои достижения и технологические новации.

Затронутая на круглом столе тема актуальна уже не первый год, очевидные расхождения в оценках рынка порой вызывают просто смех у «посвящённых» и многих приводят в недоумение. Приведённая аргументация снижения маржинальности товара за счёт информационной перегретости рынка и завышенных ожиданий вызывает сомнение.

Скорее всего, снижение маржинальности товарной категории «ноутбуки» является естественным следствием роста объёма поставок за счет увеличения числа участников рынка и постоянного давления на дистрибуторов со стороны вендоров, обуреваемых желанием во чтобы то ни стало занять лидирующее положение или удержать существующую долю. Активные «боевые действия» сопровождаются непрекращающейся рекламной и PR-шумихой, свойственной обычной маркетинговой войне, войне бюджетов, которая, в свою очередь, набирает обороты год от года в соответствии с ростом рынка и желанием участников занять лучшее место под солнцем.

Всё это приводит к дополнительной популяризации продукта на фоне изменения уровня IT-культуры населения, охваченного желанием присоединиться к мобильному образу жизни. И спрос начинают формировать слои потребителей с невысоким уровнем дохода, не готовых переплачивать за мифические ценности тех или иных брэндов, ещё толком не сформированные в сознании россиян.

Вкупе с вышесказанным рынок действительно постепенно входит в фазу насыщения, темпы роста рынка снижаются уже не первый год. По нашим оценкам, рынку осталось расти опережающими темпами ещё два-три, максимум – четыре года. В таких условиях участники рынка просто вынуждены идти на понижение цены продажи для стимуляции сбыта.

Однако наиболее примечательным является то, что Toshiba начала дискуссию по данному вопросу в период, когда все дистрибуторы указанного производителя, как по команде, без видимых причин стали регулярно, раз в две недели, поднимать отпускные цены на ноутбуки данного производителя. Не правда ли, напоминает хорошее прикрытие сговора по удержанию цены?

То, что рынок переоценен и то, что по некоторым вендорам цифры завышены – не вызывает никаких сомнений. Не называя имён, отметим, что у одних сформировалась многолетняя привычка прибавлять к своим продажам 10% и более; другие подают данные с учетом backlog’a по отгрузкам; третьи умудряются просуммировать всю мобильную группу товаров, не отделив ноутбуки от остальных портативных устройств; некоторые умело играют данными продаж по СНГ и в зависимости от необходимости показывают нужный рост в интересующем их регионе, а кто-то просто списывает сомнительные объёмы на прямые поставки корпоративным клиентам.

Если от вендоров спуститься по каналу сбыта на уровень вниз – дистрибуторы, торговые сети, реселлеры, то и здесь цифры будут «гулять». Так, одни завышают цифры, чтобы казаться крупней и успешней в глазах конкурентов, другим же это надо для увеличения объёмов выделяемых им маркетинговых и рекламных фондов со стороны вендоров. Есть и те, кто будут, наоборот, занижать данные о своих продажах, дабы не привлекать к себе лишнее внимание со стороны конкурентов, фискальных органов или скажем, «оборотней в погонах».

Так что названная цифра в 15 –20% может оказаться весьма недалека от истинного положения вещей. Непрозрачность экономики страны, несовершенство и противоречия законодательства вполне закономерно приводят к «кривой» статистике. В таких условиях даже тот факт, что большинство участников рынка подают в аналитические компании абсолютно правдивые цифры о своих продажах, пока не делает статистику рынка более точной, а работу аналитиков – более простой.

* Напомним, что по мнению Главы департамента персональных компьютеров московского представительства Toshiba Europe GmbH Игоря Снытко, рынок переоценён на 15%-20%.

Поделиться:
Увидел опечатку? Выдели текст и нажми Ctrl+Enter
Мобильное приложение