Наука и технологии

Российский рынок ноутбуков вырастет на 40%

По прогнозам специалистов на 2003 год, ожидается более чем 40-процентный рост рынка ноутбуков в России. Если в прошлом году, по оценке IDC, было продано 120 тысяч ноутбуков, то в этом году ожидается 150 тысяч, и это пессимистический прогноз. В будущем, 2003 году, продажи могут достичь уровня в 210 тысяч ноутбуков. Хотя это все равно мало. Для сравнения: в Японии в 2001 году было продано 11 млн. ноутбуков.

В 2001 году на российские модели пришлось от 36 до 45% рынка, тогда как западные бренды получили все остальное. В этом году ситуация может зеркально измениться, причем сразу по двум параметрам, — считают производители ноутбуков. Изменится не только общая емкость рынка, но и соотношение между российскими и западными брендами.

Цена портативных компьютеров уже сейчас приближается к стоимости схожих по конфигурации настольных компьютеров. При этом ноутбуки готовы серьезно потеснить на рынке своих громоздких коллег, а в будущем и вовсе их заменить. Будущее доминирование ноутбуков прежде всего связывают с изменением стандартов потребления в обществе.

Современный пользователь компьютеров — мобильный профессионал, заинтересованный в оборудовании единого рабочего места в офисе и дома, а также, желательно, в машине, на даче, на поезде и в самолете. На помощь портативным компьютерам приходят беспроводные технологии типа Bluetooth, позволяющие связывать по радио каналу 2,4 GHz различные устройства, в том числе и мобильный телефон для выхода в Интернет. Полноценная работа вне зависимости от географического местоположения прельщает многих. О популярности ноутбуков говорит и статистика, не сулящая ничего хорошего производителям десктопов. В этом году в Западной Европе доля продаж ноутбуков относительно настольных систем составила 26% за первое полугодие 2002 г. Россия по этому показателю значительно отстает и на первое полугодие 2002 г. доля ноутбуков составила менее 5%.

До сих пор доминирование настольных компьютеров (десктопов) на рынке объяснялось их сравнительной дешевизной. В цену ноутбуков входила «премия» за минимизацию. Однако сегодня, когда на рынок вышли «карманные PC» и мобильные версии мощных процессоров, цены на настольные компьютеры и ноутбуки практически сравнялись. И в том и в другом случае продвинутый пользователь сегодня выбирает жидкокристаллический дисплей — но при этом ноутбук можно взять с работы домой или на дачу, а обычный компьютер — нет.

Особо перспективно на рынке компьютеров выглядят новые проекты по конечной сборке портативных компьютеров в России, которые значительно уменьшают стоимость ноутбука для конечного пользователя. При этом исходные материалы поступают по-прежнему от крупнейших мировых производителей. Например, линейка ноутбуков нового российского бренда MaxSelect по контракту поставляется тем же предприятием, что и Apple iBook, тогда как финальная сборка лежит на плечах региональных партнеров. Олег Осинкин, руководитель проекта MaxSelect, явно окрылен двукратным ежемесячным ростом продаж.

«На рынке работает не один, а несколько российских брендов, каждый из которых проводит активную, даже агрессивную рекламную и ценовую политику. Российским проектам вполне по силам вытеснить с рынка импортные модели, — говорит Осинкин — и мы продаем ноутбуки раньше, чем успеваем их разрекламировать». По его оценке, в 2003 году российские компании могут забрать от 60 до 70% рынка.