Компьютеры

Обзор видеокарт Sapphire Radeon X800 GTO 256 MB и Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition

Несмотря на скромную по современным меркам архитектуру и набор возможностей, видеоадаптеры на базе RADEON X800 порой смотрятся лучше, нежели аналогичные им по классу модели, основанные на новоиспечённых чипах.

Несмотря на выход нового поколения графических решений ATI X1000, семейство X800 продолжает своё шествие на рынке видеокарт. Стоит отметить, что решения, основанные на чипах X800, несмотря на их возраст, постоянно фигурируют в прайсах магазинов. Единственное объяснение такому явлению – большие запасы чипов прошлого поколения на складах ATI. В Hi-End секторе R480 и R423 делать нечего, его возможности и производительность на фоне GeForce 6/7 и RADEON X1000 выглядят очень скудно. А вот в среднем ценовом диапазоне RADEON X800 и его производные вполне могут потягаться с себе подобными. Взять, к примеру, RADEON X800 GTO – цены на видеокарты, основанные на базе данного чипа, выглядят очень привлекательно. Несмотря на скромную по современным меркам архитектуру и набор возможностей, видеоадаптеры на базе RADEON X800 порой смотрятся лучше, нежели аналогичные им по классу модели, основанные на новоиспечённых чипах.

Появление RADEON X800 GTO неудивительно – рынок требовал подобного продукта: очередное снижение цен NVIDIA в сентябре 2005 г. привело к тому, что цена очень удачного решения GeForce 6800, основанного на чипе NV42, опустилась ниже отметки в $200. Канадской компании ATI нечего было противопоставить своему конкуренту, калифорнийской компании NVIDIA, вследствие чего и появился RADEON X800 GTO. Таким образом, компания ATI убила сразу двух зайцев: восполнила пробел на рынке видеокарт в ценовой группе до $200 и частично избавилась от старых запасов чипов прошлого поколения.

Относительно недавно мы рассмотрели среднеценовые решения ATI RADEON X1600XT, а также взглянули на производительность ATI RADEON X800GT через призму сегодняшнего времени, однако за бортом остался очень интересный и актуальный продукт RADEON X800 GTO. Нам очень хочется восполнить этот пробел, к тому же исследование производительности X800 GTO в современных компьютерных играх и его сравнение с различными конкурентами будет действительно интересным и полезным. Ведь RADEON X800 GTO – «реальный продукт», имеющий демократичную цену, а прилавки магазинов в буквальном смысле завалены видеокартами, построенными на базе этого чипа. Ценовой сектор, в котором находится RADEON X800 GTO, наиболее популярен и востребован в России среди потребителей среднего достатка, поэтому, как нам кажется, данный материал очень актуален на сегодняшний день.

ATI RADEON X800 GTO

Графическое решение ATI RADEON X800 GTO представляет собой производную от хорошо нам знакомого RADEON X800 GT. Главным отличием от старшего брата является наличие у GTO всего 12 пиксельных конвейеров и уменьшенной до 400 МГц частоты графического чипа. Благодаря этому для RADEON X800 GTO можно использовать не только чипы R480 и R423, но и R430. Последние не пригодны для создания RADEON X800 GT, так как их частотный потенциал ограничен значением 420-430 МГц.

ХарактеристикиATI Radeon X800 GTOATI Radeon X800 GT
Графический чипR423/R430 / R480R423/R480
Техпроцесс, мкм0,130,13
Число транзисторов, млн.~160~160
Рабочая частота графического чипа, МГц400475
Рабочая частота памяти, МГц980 (GDDR-3) или 700 (DDR-I)980 (GDDR-3) или 700 (DDR-I)
Объём памяти, Мбайт256 или 128256 или 128
Тип памятиGDDR-3 или DDR-IGDDR-3, 2 или DDR-I
Ширина шины памяти256 Bit256 Bit
ИнтерфейсPCI-Express х16PCI-Express х16
Число пиксельных конвейеров, шт.128
TMU на конвейер, шт.11
Число вершинных процессоров, шт.66
Поддержка версии Pixel Shaders2.0b2.0b
Поддержка версии Vertex Shaders22
Теоретическая скорость закраски (Fillrate), Мп/с48003800
Полоса пропускания памяти, Gb/s31,431,4
Поддержка версии DirectX9.0b9.0b
RAMDAC2 x 400 MHz2 x 400 MHz

Прежде чем перейти к рассмотрению непосредственно самих видеокарт, мы решили привести небольшую табличку, в которой собрали технические характеристики ATI RADEON X800 GTO в сравнении с RADEON X800 GT.

Sapphire Radeon X800 GTO 256 MB

VGA

Технические характеристики карты Sapphire Radeon X800 GTO 256 MB
Производитель картыSapphire
Графический процессорR4 80
Частота чипа, МГц400
ПамятьG-DDR 3, 256 Мбайт
Частота памяти, МГц490 (980 DDR)
Ширина шины памяти, бит256
ИнтерфейсPCI Express 16x
RAMDAC2x400 МГц
Количество вершинных конвейеров6
Количество пиксельных конвейеров12
APIDirectX 9.0 b, OpenGL 1.5
Контроль системы охлажденияЕсть
Дополнительное питаниеОтсутствует
Разъёмы подключения мониторовD-Sub и DVI
Наличие TV-OutДа
Наличие TV-INНет
Цена, $170-180

Видеокарта Sapphire поставляется в небольшой коробке стандартного для данной продукции дизайна.

box1

Мы уже не раз говорили о набивших оскомину работах и прочих компьютерных существах. И всё же в целом коробка, выполненная в чёрно-красных тонах, выглядит достаточно симпатично. На лицевой стороне можно лицезреть отрендеренную, компьютеризованную девушку, которая, судя по выражению лица и позе рук, медитирует. Помимо представительницы прекрасного пола, лицевая сторона коробки говорит о том, что перед нами PCI Express видеокарта, оснащённая 256 мегабайтами памяти. Отдельные стикеры, расположенные там же, символизируют о наличии в комплекте поставки:

  • программы triXX, предназначенной для оверклокинга и мониторинга температурного режима графического процессора и видеокарты в целом;
  • купона «GuildWars», который предоставляет игрокам 10 бесплатных часов онлайновой одноименной игры.

kupon

Обратная сторона бокса рассказывает нам об основных технических характеристиках Sapphire Radeon X800 GTO 256 MB и комплекте поставки, информация о котором написана аж на 5 языках.

box2

Внутри красивой глянцевой коробки находится ещё одна,

box3

выполненная из плотного картона и имеющая следующее содержимое:

komplekt

  • 1 переходник DVI-I->D-Sub;
  • адаптер-разветвитель для HDTV и VIVO;
  • HDTV кабель и переходник;
  • кабель S-Video;
  • руководство по установке;
  • CD с драйверами;
  • CD с ПО PowerDVD 6;
  • купон «GuildWars».

Комплект поставки порадовал – в нём есть всё необходимое. Единственный минус – отсутствие коммутационного блока, который мы видели в комплекте поставки видеокарты GigaByte GV-RX80L256V.

Из-за того, что последний отсутствует, задействовать видеовход одновременно с подключением HDTV устройства не удастся. С обычными разветвителями VIVO, YPbPr и кабелями S-Video RCA осуществить это попросту невозможно. Разъём VIVO на видеокарте один, поэтому или – или.

Посмотрим на видеокарту…

В качестве основы Sapphire Radeon X800 GTO 256 MB использует референсный дизайн PCB ATI RADEON X800XL, отличающийся от последнего оригинальной системой охлаждения. В остальном видеокарты идентичны и в точности повторяют друг друга. В том, что Sapphire применила референс-дизайн хорошо знакомой всем RADEON X800 XL, нет нечего удивительного – разрабатывать свой собственной дизайн очень дорого, а учитывая тот факт, что Radeon X800 GTO – промежуточное решение, которому суждена относительно недолгая жизнь, и вовсе бессмысленно.

Система охлаждения Sapphire Radeon X800 GTO 256 MB прикрывает исключительно графический чип, чипы памяти лишены каких-либо элементов охлаждения.

cooler

Кулер представляет собой медное основание, к которому припаяны рёбра, прикрытые кожухом из пластика. Вентилятор с несколько изогнутыми редкими и большими лопастями направляет воздушный поток в стороны от себя, прогоняя его через медные рёбра.

Кристалл графического процессора контактирует с подошвой радиатора через слой густой серебряной термопасты (такая же паста поставляется с кулерами Titan). Охлаждение организовано довольно грамотно, ни GPU, ни память не перегреваются.

Видеокарта Sapphire Radeon X800 GTO 256 MB использует сложную схему управления оборотами кулера: таходатчик присутствует, вентилятор подключается к плате тремя проводами. Скорость вращения вентилятора автоматически регулируется в зависимости от температуры.

Акустические характеристики применяемой системы охлаждения порадовали. Система охлаждения видеокарты Sapphire Radeon X800 GTO 256 MB не доставляет особого дискомфорта, даже когда вентилятор работает на максимальных оборотах.

Место для установки чипа Rage Theater у Sapphire Radeon X800 GTO 256 MB расположено на оборотной стороне платы, однако сам чип не распаян.

rage

Видеокарта оснащена следующими выходами: один D-Sub, один DVI и S-Video.

porti

Снимаем систему охлаждения…

как видим, в основе Sapphire Radeon X800 GTO 256 MB лежит графический чип R480.

Разъём для подключения внешнего питания отсутствует, так как мощности, подаваемой через разъём PCI Express x16, вполне достаточно для питания ATI RADEON X800 GTO. Даже 16-конвейерные RADEON X800 XL обходились без дополнительного питания. Таким образом, можно предположить, что мощности, подаваемой через разъём PCI Express x16, с избытком хватит для 12-конвейерного RADEON X800 GTO.

pitanie

Посадочные места для памяти имеются с обеих сторон PCB, чипы памяти расположены в традиционном стиле ATI в виде буквы L.

Графический процессор, как и положено по спецификации RADEON X800 GTO, работает на частоте 400 МГц.

В видеокарте используется память Samsung K4J55323QF-GC16. Эти чипы имеют ёмкость 256 Мбит и время доступа 1,6 нс.

memory

Номинальная рабочая частота составляет 490 (980 DDR) МГц. Поскольку ёмкость одной микросхемы равна 256 Мбит, 8 таких микросхем в сумме дают нам 256 Мбайт. Ширина шины памяти составляет 256 бит.

Разгон

Память Samsung с маркировкой K4J55323QF-GC16 показала себя довольно хорошо. Нам удалось повысить частоты с номинальных 400 МГц и 490 (980 DDR) МГц до 460 МГц и 550 (1100 DDR) для графического чипа и памяти соответственно. Таким образом, прирост таковых частот в процентном показателе составил 15% для чипа и 12% для памяти.

Видеокарта разгонялась при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась с помощью бенчмарка 3DMark 2006, который прокручивался три раза. Если на мониторе появлялись искажения, то частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если компьютер зависал, то частоту графического ядра понижали на несколько мегагерц. Если же все три раза бенчмарк прокручивался нормально, то разгон удался. Для дополнительного охлаждения применялся, в частности, вентилятор, обдувающий память видеокарточки.

Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition

VGA

Технические характеристики карты Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition
Производитель картыSapphire
Графический процессорR4 80
Частота чипа, МГц400
ПамятьG-DDR 3, 256 Мбайт
Частота памяти, МГц490 (980 DDR)
Ширина шины памяти, бит256
ИнтерфейсPCI Express 16x
RAMDAC2x400 МГц
Количество вершинных конвейеров6
Количество пиксельных конвейеров12
APIDirectX 9.0 b, OpenGL 1.5
Контроль системы охлажденияЕсть
Дополнительное питаниеОтсутствует
Разъёмы подключения мониторовD-Sub и DVI
Наличие TV-OutДа
Наличие TV-INНет
Цена, $190-200

Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition попал к нам на тестирование в OEM-варианте, поэтому, кроме самой видеокарты, в металлизированном пакетике поставляется только диск с драйверами.

Данная видеокарта использует всё тот же хорошо нам знакомый референс-дизайн PCB от ATI RADEON X800 XL: Radeon X800 GTO FireBlade Edition имеет точно такой же тёмно-синий текстолит, что и Sapphire Radeon X800 GTO 256 MB. Обе видеокарты в точности повторяют друг друга до самого последнего элемента. Чип Rage Theater у FireBlade Edition также отсутствует.

Единственные различия между данными решениями заключаются в системе охлаждения: так, Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition использует более дорогостоящую и более производительную систему охлаждения от ATI RADEON X850 XT.

К медному основанию припаяны рёбра, более массивные, нежели у Sapphire Radeon X800 GTO 256 MB. Радиатор прикрыт кожухом, изготовленным из пластика. Турбина с несколько изогнутыми частыми рёбрами направляет воздушный поток в стороны от вентилятора, прогоняя его через медные рёбра, выдувая его из корпуса. Система охлаждения сделана двухъярусной, поэтому нагретый воздух выдувается турбиной за пределы корпуса.

cooler

Кристалл графического процессора контактирует с подошвой радиатора через слой густой белой термопасты, память тоже имеет контакт с отдельной алюминиевой пластиной через прокладки. Чипы памяти, расположенные с обратной стороны печатной платы, прикрыты обычной алюминиевой пластиной.

cooler2

Охлаждение организовано довольно грамотно, ни GPU, ни память не перегреваются.

Все бы хорошо, но уровень шума! Он просто невыносим! Даже на низких оборотах – 40-50% – система охлаждения Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition не просто шумит, она ужасно завывает. Однако нам очень хотелось опробовать Radeon X800 GTO FireBlade Edition в разгоне, поэтому, сделав музыку погромче, мы решили заняться оверклокингом.

Разгон

Память Samsung с маркировкой K4J55323QF-GC16 показала себя очень хорошо. Не последнюю роль в успешном разгоне сыграла мощная система охлаждения. Нам удалось повысить частоты с номинальных 400 МГц и 490 (980 DDR) МГц до 560 МГц и 630 (1260) для графического чипа и памяти соответственно. Таким образом, прирост таковых частот в процентном показателе составил 40% для чипа и 28,5% для памяти.
Видеокарта разгонялась при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась с помощью бенчмарка 3DMark 2006, который прокручивался три раза. Если появлялись искажения на мониторе, частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если компьютер зависал, частоту графического ядра понижали на несколько мегагерц. Если же все три раза бенчмарк прокручивался нормально, то разгон удался, а автора данного материала посещало чувство глубокого самоутверждения. Для дополнительного охлаждения применялся, в частности, вентилятор, обдувающий память видеокарточки.

Тестирование

В тестировании принимали участие следующие комплектующие:

Материнская плата:

  • ASUS A8N SLI Deluxe (NVIDIA nForce4 SLI).

Процессор:

  • AMD Athlon64 4000+.

Память:

  • 2 х 512 MB Hynix DDR 500.

Жёсткий диск:

  • Seagate Barracuda 7, 80 GB (Serial ATA).

Звуковая карта:

  • SoundBlaster Audigy ZS.

Видеокарты:

  • ATI RADEON X1600 XT;
  • ATI RADEON X700 Pro;
  • ATI RADEON X800 XL;
  • NVIDIA GeForce 6800 GT;
  • NVIDIA GeForce 6600 GT;
  • NVIDIA GeForce 6800;
  • Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition (ATI RADEON X800 GTO);
  • Sapphire Radeon X800 GTO 256 MB (ATI RADEON X800 GTO).

На тестовом стенде была установлена операционная система Microsoft Windows XP с установленным Service Pack 2, а также тестовые программы и реальные игровые приложения:

Драйверы:

  • драйвер для видеокарт NVIDIA: ForceWare 78.01;
  • драйвер для видеокарт ATI: CATALYST 8.173.1-050921a-026915E;
  • драйверы для материнской платы на NVIDIA nForce4 SLI: последние с сайта NVIDIA на момент тестирования.

Трёхмерные шутеры с видом от первого лица:

  • «Chronicles of Riddick»;
  • «Doom III»;
  • «Far Cry»;
  • «F.E.A.R. »;
  • «Half-Life 2»;
  • «Unreal Tournament 2004»;
  • «Prince of Persia: Warrior Within»;
  • «Quake 4»;
  • «Serious Sam 2»;
  • «Colin McRae Rally 2005»;
  • «Age of Empires 3».

Как проходило тестирование

На плате ASUS A8N SLI Deluxe (NVIDIA nForce4 SLI) активизировался двухканальный контроллер памяти посредством вставки двух одинаковых модулей памяти 512 MB Hynix DDR 400 в соответствующие слоты. Тайминги памяти были выставлены как 2.0/5/3/3.

Основные параметры в драйверах видеокарт NVIDIA и ATI были выставлены следующим образом:

NVIDIA ForceWare 78.01:

  • Image Settings: Quality;
  • Trilinear optimization: On;
  • Anisotropic mip filter optimization: Off;
  • Anisotropic sample optimization: On;
  • Vertical sync: Off;
  • Остальные настройки: по умолчанию.

ATI CATALYST:

  • Mipmap Detail Level: Quality;
  • Adaptive antialiasing: Off;
  • Temporal antialiasing: Off;
  • Quality AF: Off;
  • CATALYST A.I.: Standart;
  • Wait for vertical refresh: Always off;
  • Остальные настройки: по умолчанию.

Качество 2D

Этот параметр довольно спорный, и оценить его можно только субъективно, так как качество выводимого изображения зависит и от монитора, и от соединительного кабеля.

Качество используемых в тестировании видеокарт в разрешениях 1600 х 1200 х 85 Гц, 1280 x 1024 x 100 Гц, 1024 x 768 x 120 Гц можно охарактеризовать как хорошее.

Результаты тестирования

Мы уже неоднократно отмечали, что архитектуре ATI RADEON X8 очень хорошо даётся обработка шейдеров версии 2.0. Видеокарты Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition и Sapphire Radeon X800 GTO 256 MB не стали исключением. Данные решения обеспечивают достаточной уровень производительности для комфортной игры даже в разрешении 1600 х 1200.

Включение полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации приводит к падению общего количества FPS, однако «FarCry» на Radeon X800 GTO играбелен вплоть для разрешения 1280 х 1204. В 1600 х 1200 производительности ATI Radeon X800 GTO явно мало. Разгон позволяет открыть второе дыхание, и это хорошо видно на примере Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition, которая позволяет наслаждаться игрой в FarCry даже в самом тяжёлом режиме FSAA 4x + Aniso 16x в разрешении 1600 х 1200.

Давайте сравним производительность ATI Radeon X800 GTO и NVIDIA GeForce 6800. Последняя не имеет никаких шансов перед решением канадской компании. Продукт калифорнийской компании явно подводит медленная память.

ATI Radeon X800 GTO без проблем опережает новоиспечённый RADEON 1600XT, уступая первенство более дорогим и производительным решениям в лице Radeon X800XL и GeForce 6800 GT, и то лишь в штатном режиме. Оверклокинг кардинально меняет ситуацию, и наш удачный экземпляр ATI Radeon X800 GTO в обличии Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition становится бесспорным лидером в данном игровом приложении.

Каждый раз, приводя результаты тестирования в «Doom III», мы говорим о так называемой большой любви данной «игрушки» к ускорителям NVIDIA. И в этот раз мы не можем не согласиться с этим утверждением – достаточно посмотреть на диаграммы, чтобы в этом убедиться.

Как видим, ATI Radeon X800 GTO проигрывает NVIDIA GeForce 6800, продукт канадской компании выручает лишь оверклокинг. Видеокарта Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition с разогнанными частотами чипа и памяти опережает GeForce 6800, однако даже с такими частотами GeForce 6800 GT для Radeon X800 GTO оказался не по зубам.

Детище канадской компании позволяет комфортно играть в «Doom III» лишь в разрешениях 1024 х 768 и 1280 х 1024, в более высоких разрешениях спасает лишь разгон, производительность в разрешении 1600 х 1200 безнадёжно падает ниже отметки в 45 fps.

Включение антиалиасинга и анизотропной фильтрации очень пагубно сказывается на производительности ATI Radeon X800 GTO. Играть в «Doom III» в столь тяжёлых режимах на Radeon X800 GTO просто невозможно. Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition выручает поднятие частот чипа и памяти: играть с включёнными FSAA 4x + Aniso 16x можно лишь в разрешении 1024 х 768.И всё же субъективно для комфортной игры в «Doom III» данного количества кадров в секунду недостаточно.

Для тестирования в «Half-Life 2» мы, как всегда, пользуемся собственной демкой, которая представляет собой сцены уличных сражений (уровень d3_c17_02) с огромным количеством выстрелов и взрывов. Наше демо очень сильно нагружает не только видеокарту, но и процессор.

Производительность ATI Radeon X800 GTO в «Half-Life 2» нас порадовала. Играть можно в любых разрешениях, включая самые тяжёлые режимы с включённым полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией. Исключение составляет разрешение 1600 х 1200 с включённым FSAA 4x + Aniso 16x, в данном режиме Radeon X800 GTO демонстрирует 40 кадров в секунду, такого количества fps, исходя из собственного опыта, для комфортной игры в «Half-Life 2» мало. Разогнанная Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition значительно улучшает ситуацию, демонстрируя 57 fps, чего вполне достаточно для того, чтобы насладиться этой замечательной игрой.

В сравнении с конкурентами, ATI RADEON X800 GTO держится молодцом. Он значительно опережает своего главного конкурента NVIDIA GeForce 6800 и без проблем разделывается с новоиспечённым RADEON X1600XT. Стоит отметить, что в некоторых режимах RADEON X800 GTO смог обогнать более дорогого оппонента GeForce 6800 GT. Однако включение антиалиасинга и анизотропной фильтрации расставила все точки над i: RADEON X800 GTO отстаёт от GeForce 6800 GT и от старшего брата RADEON X800 XL. Однако разогнанная версия RADEON X800 GTO в лице Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition по-прежнему является лидером, сохраняя своё преимущество вплоть до разрешения 1600 х 1200.

«F.E.A.R.» является очень сложным испытанием для видеокарт. Современный Direct X 9.0 движок игры наводнён различными шейдерами (включая шейдеры версии 3.0) и всевозможными эффектами.

Компьютерная игра «F.E.A.R.» играбельна лишь в самых простых режимах. В 1024 х 768, с отключёнными FSAA 4x + Aniso 16x, играть на ATI RADEON X800 GTO вполне комфортно. Увеличение разрешения до 1280 х 1024 пагубно сказывается на комфорте игры, всё-таки 36 fps для «F.E.A.R.» маловато. Исправляет ситуацию оверклокинг, производительности Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition вполне достаточно для чудесного времяпрепровождения в виртуальности «F.E.A.R.».

В разрешении 1600 х 1200 не спасает даже разгон, данный режим обладателям RADEON X800 GTO противопоказан.

Включение полноэкранного сглаживания и антиалиасинга в буквальном смысле ставит видеокарты «на колени». Более-менее комфортно играть в столь тяжёлом режиме можно лишь в разрешении 1024 х 768, и то исключительно на разогнанной по чипу и памяти видеокарте Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition. Производительности штатного ATI RADEON X800 GTO недостаточно.

Разницы в производительности между ATI RADEON X800 GTO и NVIDIA GeForce 6800 практически нет, наблюдается паритет с незначительным преимуществом в 1-2 fps в сторону продукта канадской компании.

Игровой процесс «Quake 4» достаточно динамичен, поэтому для комфортной игры требуется приличное количество кадров в секунду. Нужный fps RADEON X800 GTO обеспечивает практически во всех режимах. С отключённым антиалиасингом и анизотропной фильтрацией можно комфортно играть во всех разрешениях, за исключением 1600 х 1200. Субъективно 45 fps нам показалось мало, однако если вам повезёт с разгоном, можно будет получить около 60 fps в разрешении 1600 х 1200.

Включение FSAA 4x и Aniso 16x несколько снизило количество кадров в секунду, однако в разрешении 1024 х 768 «Quake 4» вполне играбелен. Игра в более высоких разрешениях на штатном ATI RADEON X800 GTO нам показалась не очень комфортной. Здесь смогла себя показать разогнанная видеокарта Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition, комфортно играть на которой можно было даже в разрешении 1600 х 1200.

Сравнивая производительность ATI RADEON X800 GTO с конкурентами и соратниками, можно отметить, что продукт канадской компании без проблем опережает своего главного конкурента в лице NVIDIA GeForce 6800 и mainstream-решение RADEON X1600XT. Также стоит отметить, что, благодаря высоким частотам, разогнанный RADEON X800 GTO в тяжёлых режимах смог обогнать старшего брата RADEON X800 XL и GeForce 6800 GT.

ATI RADEON X800 GTO демонстрирует ужасные результаты. Дело в том, что архитектура ATI RADEON X8 лишена поддержки Shader Model 3.0. Если вы собираетесь приобретать ATI RADEON X800 GTO и планируете играть в «Serious Sam», то вам придётся играть лишь в разрешении 1024 х 768 и обязательно снизить детализацию.

Однако поддержка Shader Model 3.0 – не единственная проблема, с которой сталкивается RADEON X800 GTO. Столь плохие показатели fps показывает не только X800 GTO, но и другие видеокарты, основанные на графических чипах ATI, включая RADEON X800XL. Даже в самом лёгком режиме при разрешении 1024 х 768 и с отключенным полноэкранным сглаживанием и антиалиасингом на ATI RADEON X800 GTO играть невозможно, компьютерная игра то и дело подтормаживает.

Давайте посмотрим на результаты NVIDIA. Им тоже приходится нелегко, и всё же они опережают продукты канадской компании. Также стоит отметить, что на GeForce 6800GT можно играть в разрешении 1024 х 768. Включение FSAA 4x + Aniso 16x в буквальном смысле ставит участников тестирования на колени – ни один из них не справился с обеспечением хотя бы минимального уровня игровой производительности в 30 fps.

Компьютерная игра «Chronicles of Riddick» использует API OpenGL, а с этим API, как известно, у продуктов ATI, что называется, «не очень хорошо», что и видно из графиков. Видеокарты, основанные на чипах компании NVIDIA, значительно опережают своих конкурентов – решения ATI.

И всё же на ATI RADEON X800 GTO можно комфортно играть в «Chronicles of Riddick» в разрешениях 1024 х 768 и 1280 х 1024. В более высоком разрешении 1600 х 1200 частота кадров падает до катастрофически малого – 26 fps. Для комфортной игры этого явно мало. RADEON X800 GTO не спасает даже оверклокинг, так, разогнанная по чипу и памяти видеокарта Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition демонстрирует 33,6 fps, чего опять же мало для комфортной игры в «Chronicles of Riddick».

Включение анизотропной фильтрации и антиалиасинга в значительной мере сказывается на общем показателе fps: «Chronicles of Riddick» играбельна лишь в разрешении 1024 х 768.
В более высоких разрешениях с включёнными FSAA 4x и Aniso 16x число кадров в секунду безнадёжно падает ниже отметки в 30 fps.

«Unreal Tournament 2004» – достаточно простой тест для современной видеокарты, поэтому об играбельности говорить не приходится: практически все участники тестирования без особых затруднений обеспечивают достаточно большой уровень fps во всех разрешениях, включая тяжёлые режимы с использованием полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации.

Давайте сравним производительность ATI RADEON X800 GTO с конкурентами. В тестировании с отключёнными FSAA 4x и Aniso 16x продукт канадской компании несколько проигрывает своему конкуренту NVIDIA GeForce 6800, однако с включением полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации мы наблюдаем совершенно противоположную ситуацию: решение калифорнийской компании начинает сдавать свои позиции. Разгонная видеокарта Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition показала себя очень хорошо, особенно в тяжёлых режимах с включёнными антиалиасингом и анизотропной фильтрацией.

Prince-of-Persia-Warrior-Wi

«Prince of Persia: Warrior Within» использует достаточно простые пиксельные шейдеры, с обработкой которых у ATI RADEON X800 GTO нет проблем. Видеокарты Sapphire Radeon X800 GTO 256 MB и Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition показывают очень хороший результат: можно без проблем играть во всех разрешениях, включая 1600 х 1200. Даже в этом режиме ATI RADEON X800 GTO обеспечивает достаточное количество fps для комфортной игры.

На фоне конкурентов RADEON X800 GTO также выглядит очень достойно, и если в разрешении 1024 х 768 NVIDIA GeForce 6800 опережает продукт канадской компании, то в более высоких разрешениях наблюдается паритет. Разгон очень благоприятно сказывается на производительности ATI RADEON X800 GTO. В «Prince of Persia: Warrior Within» Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition в некоторых разрешениях опережает более дорогие продукты, такие как NVIDIA GeForce 6800 GT и ATI RADEON X800 XL.

ATI RADEON X800 GTO в «Colin McRae Rally 2005» чувствует себя очень уверенно. Данное решение позволяет наслаждаться игрой практически во всех разрешениях, включая самые тяжёлые решения с включённым полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией.

Видеокарты Sapphire обеспечивают приличный уровень производительности, особенно при поднятии частот чипа и памяти. Даже в разрешении 1600 х 1200 RADEON X800 GTO обеспечивает так называемый минимум fps, при котором «Colin McRae Rally 2005» играбельна, однако это всё условности: кому-то достаточно 30 fps, а для кого-то мало и 50.

При включённом сглаживании и анизотропной фильтрации играть можно в разрешениях 1024 х 768 и 1280 х 1024. При более высоком разрешении о комфортной игре с RADEON X800 GTO можно забыть. Однако разогнанная по чипу и памяти Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition даже в столь тяжёлом режиме выглядит прекрасно.

Что касается общего fps, то Colin McRae Rally 2005 демонстрирует преимущества продуктов канадской компании. Несмотря на то, что ATI RADEON X800 GTO показывает несколько меньший уровень производительности, нежели RADEON X800XL, она без проблем опережает GeForce 6800GT.

Как видим, «игрушка» получилась достаточно требовательной – ни одна из участвующих в тестировании видеокарт не смогла преодолеть рубеж 50 кадров в секунду. Ближе всех подобралась видеокарта Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition.

Производительности ATI RADEON X800 GTO более-менее достаточно лишь для игры в разрешении 1024 х 768. Более тяжёлые режимы, особенно с включением FSAA 4x и Aniso 16x, оказались не под силу не только ATI RADEON X800 GTO, но и большинству участвующих в тестировании видеокарт.

Для того чтобы комфортно играть в «Age of Empires 3» на ATI RADEON X800 GTO, придётся отказаться от максимальных настроек качества графики. Также мы советуем в настройках игры включить режим Shader Model 2.0 – данная манипуляция несколько увеличит количество fps.

Разогнанный по чипу и памяти ATI RADEON X800 GTO выглядит значительно лучше.

Вечный вопрос первенства ATI и NVIDIA на примере ATI RADEON X800 GTO и NVIDIA GeForce 6800 в «Age of Empires 3» закончился преимуществом канадской компании.

Выводы

На сегодняшний день видеокарты на базе чипов ATI RADEON X800 GTO смотрятся очень привлекательно. За $180 мы получаем достаточно производительное решение, обеспечивающее приличный уровень производительности в современных компьютерных играх. Во многих приложениях RADEON X800 GTO опережает своего калифорнийского конкурента NVIDIA GeForce 6800. Исключение составляют пресловутый «Doom III», «Serious Sam 2» и компьютерные игры, использующие API OpenGL, например, «Chronicles of Riddick». Будем надеяться, что в будущем компания ATI исправит ситуацию, выпустив эффективные драйверы для OpenGL, и устранит проблемы с распределением памяти.

Что касается самих видеокарт Sapphire Radeon X800 GTO 256 MB и Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition, то это довольно хорошие продукты с отличным качеством изготовления и привлекательной ценой. Разгонный потенциал видеокарт порадовал, однако это понятие не стоит обобщать для всех видеокарт. Из явных минусов хотелось бы отметить очень сильный уровень шума у системы охлаждения Sapphire Radeon X800 GTO FireBlade Edition, однако, если вас это не пугает, данная видеокарта станет хорошим выбором с прицелом на оверклокинг.

Теги: