Игры

На что способны «карманные» убийцы? Обзор игры Assassin’s Creed 3: Освобождение для PS Vita

Немолодой орден Ассасинов давно и прочно обосновался на домашних консолях, в то время как портативные до сих пор довольствовались лишь урезанными спин-оффами популярной серии. "Освобождение" должно изменить сложившуюся ситуацию, дав PS Vita мир, окружение и полноценный геймплей «старших» игр про жизнь и приключения убийц-идеалистов. Но может ли принести сама портативная консоль что-нибудь новое в привычный игровой процесс? Давайте поглядим.

Название игры:  Assassin’s Creed 3: Освобождение (Liberation)
Жанр:  Third Person Action, adventure
Разработчик:  Ubisoft Sofia
Издатель:  Ubisoft
Похожие игры:  серии Assassin’s Creed, Prototype, Hitman
Платформы:  PS Vita
Дата выхода:  20 октября 2012 года
Официальный сайт:  http://assassinscreed.ubi.com/ac3/en-GB/games/assassins-creed-3-liberation/index.aspx 

Сначала, пожалуй, поговорим о самой игре. Итак, по мнению Ubisoft, к середине XVIII века ассасины не только не ушли в прошлое, но и проявляют немалую активность на землях Нового Света. Более того, там же творят свои козни и неистребимые Тамплиеры, жаждущие, как обычно, власти. И вот, пока преподаватели истории застыли в немом возмущении, а останки Жака де Моле переворачиваются в гробу, перед нами разворачивается история мулатки Авелины де Гранпре, появившейся на свет благодаря мезальянсу между чернокожей рабыней и ее владельцем.

На момент нашего знакомства с героиней она проживает в Новом Орлеане под одной крышей с больным отцом и мачехой (собственная мать Авелины исчезла в неизвестном направлении), борется за освобождение рабов и подрабатывает на орден Ассасинов, представленный престарелым учителем Агатэ. Нелегкое дело расшатывания устоев рабовладельческого общества помотает мадемуазель де Гранпре от Мексики до Нью-Йорка, заставит разыскивать древние мистические артефакты (ага, кажется, обнаружен прямой предок Лары Крофт) и, разумеется, приведет к обретению давно потерянной мамаши.

Познакомьтесь с молодой сменой ордена Ассасинов

Алкоголизм и в XVIII веке был проблемой

Противостоят Авелине служивые французской и испанской армий (мы застаем период владычества испанцев над частью Луизианы), злодейские Тамплиеры, бывшие соратники и иные заинтересованные личности. В пути доведется встретить главного героя основной третьей серии – Коннора, а также столкнуться с загадочным гражданином Э., чье своевременное убийство отразится на финале игры.

Анимус никогда без глюков не работал

Здравствуйте, мама!

И вам, коллега, привет

Что ж, сюжет нас ничем новым не порадовал – обычная для серии нехитрая история с неловкими интригами и не менее привычное издевательство над историческими событиями. Кажется, недалек тот день, когда ассасины сыграют решающую роль в Октябрьской Революции 1917 года.

Не первый раз в серии мы катаемся на повозках

 Главная особенность новой героини – это ее триединство, а точнее, три личины, в которых она может выступать и которые имеют свои сильные и слабые стороны. Облачение, собственно, убийцы наилучшим образом подходит для боевых ситуаций, но вызывает нездоровый интерес со стороны солдат и прохожих. Одеяние рабыни позволяет Авелине превратиться в человека-паука и взбираться даже по гладким стенам, плюс способствует маскировке: ну кто обратит внимание на подневольную замарашку, несущую деревянный ящик мимо караула? А на десерт AC:Освобождение позволит влезть игрокам в шкуру аристократки: к драке и акробатике благородная госпожа, конечно, не способна, зато ее навыки очарования и подкупа не имеют себе равных.

Незаконная деятельность ожидаемо ведет к повышению нежелательной известности той личины, в каковой она осуществляется. Снижать излишнюю популярность для каждого воплощения нужно своим способом: жизнь рабыни вы можете облегчить, срывая объявления о розыске, свидетели «мелких шалостей» аристократки подлежат немедленному истреблению, ну а незаметности убийцы поспособствует банальная коррупция – полученная чиновником взятка волшебным образом отведет глаза всем встречным солдатам. Идея со сменой образов не нова, но интересна, жаль лишь, что здесь ее потенциал не раскрыт должным образом – в большинстве случаев выполнение задания в различных личинах не слишком отличается друг от друга. 

Вот ждал ли он таких проблем от рабыни?

Аристократия скучать изволит

Геймплей игры  почти полностью повторяет таковой из оригинальной серии: героиня не хуже белки скачет по крышам, заборам и веткам, в один момент убивает свои беззащитные цели, ловко фехтует со стражниками и скрывается от погони. Некоторые отличия заметны лишь при использовании одеяния аристократки: передвигается она степенно и неспешно, врагов убивает стеснительно и элегантно, например, при помощи спрятанной в зонтике духовой трубки. Есть тут и некоторое подобие экономической стратегии, доступ к которой открывает письменный стол в вашем штабе, замаскированном под склад. В этой мини-игре вы можете загружать товаром свои корабли и отправлять их к другим берегам с торговыми целями. Чистейшая спекуляция – купить подешевле, продать подороже. В пути вашим судам угрожают погодные явления и пираты, зато цены на товары всегда остаются неизменными. Этот «ошметок стратегии» скучен, однообразен, но свою функцию обогащения героини он выполняет. Будет, что потратить во время шопинга по оружейным и портновским лавкам.

Духовая трубка – оружие настоящих убийц

С торговлей тут особо не развернешься

Есть и побочные миссии, пусть даже и не слишком много. В основном они касаются защиты ваших собственных или чужих деловых интересов и завязаны на кратчайший путь успеха в бизнесе – устранении конкурентов. Впрочем, порой можно будет взяться и за более благородные дела, например, исцеление больных лихорадкой. Впрочем, даже лечение в обязательном порядке предполагает предварительное избиение пациента до потери сознания. Вот такая передовая терапия.

Не слишком ли технологично для XVIII века?

Весьма достойная графика проекта радует глаз, впрочем, изредка впечатление портят исчезающие текстуры и «плавающий» горизонт прорисовки. Вот вроде бы,прямая улица, видно  метров на триста вперед, вдалеке люди гуляют, собаки чешутся, как вдруг под вашим носом из воздуха появляется, например, телега с лошадкой и сеном в комплекте. Огорчают и прочие, не такие уж редкие ошибки: пропадающие в небытие текстуры, «оживающие» трупы противников (они уже не атакуют и сами не поддаются вторичному убиению, просто ходят, словно зомби), самозабвенно гоняющиеся за собственным хвостом аллигаторы (это просто весело) и многое другое. Странно, что такой сравнительно крупный проект не подвергался должному тестированию.

А это вот мудрый учитель нашей Авелины

Этому крокодилу не до вас, он увлеченно охотится за своим хвостом, как щенок

Теперь перейдем к самому интересному – реализации игровых возможностей маленькой, но многообещающей консоли. Об основной части управления сказать почти нечего – оно осуществляется при помощи клавиш и стиков подобно тому, как оно исполнено в «старших» играх серии. Давайте лучше взглянем, например, на тачскрин.

Прикосновениями к экрану здесь, как правило, производится выбор из какого-либо представленного ассортимента. Решать, какой костюм подойдет к моменту или какое оружие лучше ляжет в руку, предстоит именно через тачскрин. Он же ответственен за «морскую торговлю» в упоминавшейся псевдостратегии – ткнули в кораблик, затем в товар, закупили требуемое количество и решительным нажатием пальца отправили судно в плавание. Собственно, такое использование тачскрина нам давно привычно и на игровой процесс влияет не сильно. А вот что действительно повысило удобство интерфейса, так это возможность выбора цели простым нажатием на нее. Этот прием в значительной степени облегчает и убийства, и воровство, позволяя не путаться в клавишах. А в качестве дополнительного бонуса нам позволяют немного поелозить пальцем по экрану в танцевальной QTE-сценке, напоминающей своим управлением некоторые эпизоды из Uncharted: Golden Abyss. Правда, там этих сценок было и побольше, да и сами они были куда как разнообразнее и динамичнее. 

Все оружие хорошо, выбирай на вкус

Заднему тачпаду отведена роль куда скромнее – с его помощью (в сочетании с, опять же, передним тачскрином) вы будете открывать письма и регулировать скорость каноэ при движении по воде. Первое довольно забавно и действительно похоже на процесс разрывания конверта – надо одновременно провести большим и указательным пальцами по экрану и задней панели PS Vita, второе же бессмысленно и неудобно – гораздо комфортнее было бы действовать клавишами. Видимо, разработчики не придумали никакого иного применения для тачпада, а жаль – пример Escape Plan, наглядно показывает удобство этого манипулятора.

Почта в Assassin’s Creed 3: Освобождение вскрывается просто

Если бы не требования сценария, проще было бы вплавь

Гироскоп в AC:Освобождение выполняет самую классическую из его развлекательных функций. Помните головоломки из первых сматрфонов, оснащенных датчиком уровня, обретшие электронное воплощение старые деревянные и пластиковые игрушки? Те самые, в которых по лабиринту катался шарик, а наклоном поверхности его требовалось загнать в нужную лузу? Так вот, здесь ровно то же самое – гироскоп используется для решения головоломок.  Точнее, одной головоломки. Очень простой круглый лабиринт, ленивый шарик без излишней инерции и никаких ловушек на его пути к центральной выемке. Развлечение где-то на полминуты, не больше.

Нехитрая загадка, не правда ли?

Не забыта и социальная составляющая консоли – режим near. По ходу игры вы собираете различные безделушки, бесполезные для общего сценария и предназначенные специально для этого режима. Встречайтесь с другими игроками, обменивайтесь виртуальной бижутерией, ну и собирайте коллекцию, что ли. Какой-либо иной смысл в этих взаимоотношениях пока не прослеживается.

Водокачка, свинья, рабыня…

…бал, менуэт, аристократия. Вот они, классовые различия

Ну и, наконец, самая проблемная часть AC:Осбобождение – использование камеры консоли при изучении некоторых карт и документов. На первый взгляд, ничего сверхъестественного от игрока не требуется, надо всего лишь направить заднюю камеру на источник яркого света, а затем повернуть виртуальную линзу на экране. По крайней мере, так нам сообщают внутриигровые подсказки. На деле же выясняется, что игра имеет какое-то свое, весьма оригинальное представление об источниках освещения – можно хоть час прыгать с консолью вокруг включенной лампочки и не дождаться заветного подрагивания линзы. А можно направить камеру боком к свету или, к примеру, вообще навести ее на темную, не отражающую поверхность, и вуаля – загадка раскрыта. Совершенно случайным образом. Так как подобная система прекрасно работала в том же Uncharted: GA, делаем вывод, что дело не в технических особенностях PS Vita,  а в недоработках игры. Как оно так вышло – вопрос к разработчикам.

Таинственные бумаги в Assassin’s Creed 3: Освобождение не сразу поддаются расшифровке

Резюмируя, собственно, игру, можем подтвердить: портативный Assassin’s Creed действительно вышел на общий уровень серии. Игровой процесс, окружение, сценарий – все в традициях привычных похождений киллеров в капюшонах. Если вы ощущаете в себе нежную привязанность к ассасинам из далекого прошлого и заодно являетесь счастливым владельцем PS Vita – не пропускайте AC:Освобождение, эта игра отлично сочетается с третьей частью для домашних консолей.

Что же касается игровых возможностей системы PS Vita, то в этой игре их использование, похоже, изначально планировалось по принципу «чтобы было». Без использования технических особенностей консоли игра почти ничего бы не потеряла. Похоже, авторы не очень хорошо осознали, с чем им предстоит иметь дело, ведь опыт множества иных игр демонстрирует нам, что даже в привычные игровые серии PS Vita способна привнести немало нового, взять, хотя бы, все тот же Uncharted: GA. Что ж, остается пожелать разработчикам поскорее «распробовать» молодую игровую систему, в противном случае они рискуют упустить немалую долю рынка.