Телефоны

Эмуляторы игровых приставок для КПК на Windows Mobile

Вспомним те времена, когда персональный компьютер многим был не по карману, а единственными распространёнными игровыми платформами были приставки, подключаемые к телевизору. Сегодня мы рассматриваем несколько наиболее интересных и удобных программ-эмуляторов различных игровых платформ для КПК, работающих под управлением ОС Windows Mobile.

Тема эмуляции различных игровых платформ на РС достигла пика своей актуальности и популярности году эдак в 1996-1997, когда на рынке появилась первая Sony PlayStation. Тогда же начались и извечные споры о том, что же всё-таки лучше прибрести для игр – приставку или РС, не смолкающие и по сей день. Ни для кого не секрет, что приставки опережают РС по скорости развития и по доступным на момент выхода мощностям. К примеру, готовящаяся к релизу Sony PlayStation 3, по самым скромным оценкам, на момент своего появления будет в два раза производительнее среднестатистического ПК. Так что ни о какой эмуляции пока не может быть и речи. То же самое можно сказать и о приставках нынешнего поколения, эмуляция которых ещё не получила широкого распространения. Но сегодня речь пойдёт об эмуляции игровых систем на карманном компьютере. И если каких-то три-четыре года назад мощностей КПК было недостаточно для большинства задач, возлагаемых на РС, то сегодня они без труда воспроизводят видео в высоких разрешениях, справляются со сложными базами данных и вполне могут эмулировать большинство игровых приставок.

Итак, что же нужно для того, чтобы насладиться играми времён вашей молодости на карманном компьютере с операционной системой Windows Mobile?

Оказывается, не так уж и много. Прежде всего, сам КПК, причём чем мощнее, тем лучше. Как показывает наша практика, желательно, чтобы процессор имел частоту 400 МГц. Конечно, многие эмуляторы прекрасно работают и на более слабых устройствах – с 200 или 266-мегагерцовыми процессорами, однако если вы хотите играть в игры с довольно продвинутых консолей (например, PlayStation или GameBoy Advance), придётся запастись процессором помощнее. Лучше всего большинство эмуляторов работает со стандартными QVGA-экранами. В разрешении 480 x 640 некоторые эмуляторы могут работать некорректно или же вообще не запускаться. То же самое можно сказать и об экранах 240 х 240,  набирающих популярность среди коммуникаторов.

С выбором КПК разобрались. Теперь осталось найти подходящую программу-эмулятор и ROM-файл нужной вам игры. Эмуляторов в сети разбросано великое множество, однако в рамках этого материала мы остановимся на самых достойных или же – для некоторых платформ – единственных. В большинстве своём эмуляторы распространяются бесплатно по той простой причине, что пишут их преданные фанаты приставочных игр, не желающие расставаться с классикой, а не компании разработчиков, пытающиеся получить на этом прибыль. Однако есть и исключения.

Что касается ROM-файлов, то они являются образами того, что записано на картриджах приставок. На разных платформах – разные форматы этих образов, и, следовательно, с ними могут работать разные программы-эмуляторы .

Что ж, теперь пора перейти к рассмотрению самих эмуляторов. Начнём с первого поколения приставок.

Dendi, Nintendo, Zhiliton...

Платформа NES (Nintendo Entertainment System) была очень популярна в нашей стране в начале девяностых. Лучше всего отечественным геймерам она знакома под названием Dendi или просто Nintendo. Ну а также можно вспомнить различные вариации этой платформы от других (в основном, конечно, китайских) производителей, например, тот же Zhiliton или прочие безымянные приставки. Без всякого преувеличения можно сказать, что эмуляторов этой платформы как на РС, так и на КПК сегодня абсолютное большинство. Причина проста – для этой приставки выпущено бесчисленное множество игр, многие из которых – бессмертная классика вроде «Super Mario», «Monsters In My Pocket», «Battle City» и «Darkwing Duck».

NES

PocketNester

  • Эмулируемая платформа: NES (Nintendo Entertainment System) и прочие Dendi/Zhiliton.
  • Количество доступных игр: более 2000.
  • Распространение: бесплатная.
  • Сайт: http://sourceforge.net/projects/pnester.

Во всех отношениях очень приятный эмулятор. Он не требует высокого быстродействия процессора: можно комфортно играть как на динозаврах вроде HP iPAQ h1910, так и на современных моделях. Не возникает никаких проблем ни с ОС Windows Mobile 5.0, ни с разрешением экрана 480 x 640. Эмулятор корректно работает со звуком, то есть из динамика своего наладонника вы услышите всё то, что слышали некогда из телевизора. Многие другие эмуляторы звук не воспроизводят вовсе. Так что этот факт сразу можно записать в графу достоинств PocketNester.

Что касается управления, то здесь можно настроить функции аппаратных кнопок КПК как заблагорассудится. Правда, для переключения кнопок в режим Turbo придётся заглянуть в отдельный раздел меню и поставить соответствующую галочку. Вряд ли это следует расценивать как неудобство – для большинства игр достаточно раз и навсегда установить Turbo для кнопки «B» и больше об этом не беспокоиться. Программа поддерживает сохранение игры в любой момент. В общей сложности игроку доступно 10 слотов для сэйвов, чего должно хватить на все случаи жизни, а также функцию быстрого сохранения и загрузки. Кстати, загрузка сохранённых игр происходит мгновенно, не в пример многим играм, написанным специально для КПК. Ещё одним неоспоримым достоинством PocketNester является тот факт, что он способен работать с ROM-файлами, запакованными в zip-архивы. А ввиду того, что ROM-ы для этой платформы редко превышают в размерах 500 кбайт, вы легко сможете носить с собой большой набор игр, даже если в КПК не вставлена карта памяти.

Что касается скорости работы, то здесь вы вряд ли когда-нибудь заметите подтормаживания. Даже на слабых КПК эмулятор запросто выдает по 40-50 кадров в секунду, чего более чем достаточно для комфортной игры. Однако у него, похоже, есть некоторый потолок fps – нам ни разу не довелось увидеть цифру больше 60 fps даже на монструозных по быстродействию КПК (HP iPAQ hx2750).

Резюме: отличный эмулятор, способный порадовать стабильной работой и неплохим набором возможностей. Если бы он ещё мог эмулировать несколько игровых платформ, то наш сегодняшний обзор свёлся бы к описанию одного-единственного PocketNester. Для полного счастья не хватает разве что возможности совместной игры по Bluetooth.

Есть и другие эмуляторы платформы Nintendo Entertainment System, однако вряд ли на них стоит останавливаться столь же подробно. Например, программа PocketNES. Во многом она похожа на вышерассмотренный PocketNester. Здесь также есть возможность ручного назначения функций всем аппаратным клавишам КПК и возможность сохранения/загрузки игр. Однако для этой цели выделен всего один слот, и к тому же отсутствует функция быстрого сохранения/загрузки. А ещё нам показалось, что PocketNES хуже работает со звуком (иногда динамик и вовсе умолкает). Возможности работы с архивами здесь нет. Также наблюдаются некоторые сбои в работе. Программа зачастую некорректно загружает ROM-файлы и может намертво «повесить» КПК безо всяких видимых причин. Кроме того, следует отметить и тот факт, что PocketNES может конфликтовать со сторонним ПО, работающим на вашем устройстве. По скорости работы нареканий нет – программа выдаёт столько же fps, как и PocketNester. Так что мы рекомендуем всё же именно его.

Другие эмуляторы не работают со звуком, не позволяют настраивать клавиши, страшно глючат или вовсе работают всего на одном-двух устройствах. Скажите честно, оно вам надо?

GameBoy, GameBoy Color и GameBoy Advance

Эту игровую систему можно считать дальней родственницей современных Sony PlayStation Portable (PSP) и Nintendo Dual Screen (DS). Вышла она в те времена, когда большой популярностью пользовались домашние приставки NES. Основная задумка – дать возможность поклонникам игр играть в них (или нечто похожее) в транспорте, во время просиживания в очереди и т.д. По технической части GameBoy был слаб даже во время выхода на рынок. Он имел процессор с частотой чуть больше 4 МГц и монохромный дисплей с разрешением 160 х 144. Но это была первая (или по крайней мере первая удачная) переносная консоль, которая запитывалась от четырёх пальчиковых батареек и работала на них около 30-35 часов. В немалой степени привлекала потенциальных покупателей и возможность играть «вмногером» – была возможность соединения до 4 GameBoy посредством специальных кабелей. Популярность GameBoy и выпущенного чуть позже GameBoy Color была довольно высока. Об этом свидетельствует количество выпущенных игр: в сумме для GB и GBC доступно почти 2000 ROM-файлов, а сколько ещё игр осталось «за кадром»! Впечатляет, не правда ли?

PocketGNUboy

  • Эмулируемая платформа: GameBoy и GameBoy Color.
  • Количество доступных игр: в сумме около 2000.
  • Распространение: бесплатная.
  • Сайт: http://hp.vector.co.jp/authors/VA032810.

Этот эмулятор очень похож на пресловутый PocketNester. Он отлично и стабильно работает на разных устройствах, как на старых, так и на тех, которые только что сошли с конвейера. Проблем в работе тоже не наблюдалось. Конечно, нельзя об этом говорить с полной уверенностью, но мы опробовали эту программу в семи различных играх и не столкнулись ни с какими трудностями. Так же, как и PocketNester, PocketGNUboy позволяет настраивать все аппаратные кнопки вашего девайса вручную.

Поддерживается сохранение игры в любой момент времени. Доступно 10 ячеек для save-файлов, а также функция быстрого сохранения/загрузки. Но ввиду того, что все игры для этой платформы не слишком продолжительные, то многие из вас, скорее всего, и вовсе не будут пользоваться сэйвами. Помимо обычных ROM-файлов, программа работает и с архивами, причём не только с zip-файлами, но ещё и c gz. Несмотря на то, что все игры для GameBoy адаптированы к разрешению 160 х 144, на экране КПК они отлично выглядят, благодаря использованию сглаживания. Можно, конечно, играть и в маленьком окошке.

Что касается быстродействия, то здесь тоже не наблюдается никаких проблем. Полноценно играть можно практически на любом существующем КПК с операционной системой Pocket PC 2002, Windows Mobile 2003, 2003 SE или 5.0. Звук также воспроизводится вполне корректно. В семи опробованных играх, по крайней мере, всё было гладко.

Резюме: великолепный эмулятор, во многом напоминающий по функциональности PocketNester. Для полноты картины хотелось бы сюда ещё и эмуляцию GameBoy Advance – следующей реинкарнации GameBoy, но пока будем довольствоваться тем, что есть.

В качестве ближайшей альтернативы можно назвать разве что GNUboy CE. По большому счёту, это полный аналог PocketGNUboy, имеющий чуть больше настроек, многие из которых показались нам совершенно ненужными. Например, вы можете вручную выставить ограничение fps (от 10 до 60). Но есть и минус – при выборе сглаживания в меню настроек не самым лучшим образом происходит обработка картинки монохромных игр для GameBoy. С их цветными аналогами такого не наблюдается. В остальном же можно просто повторить всё то, что мы только что сказали о PocketGNUboy: имеется возможность ручного назначения клавиш, поддерживаются сохранения, имеется возможность быстрого сохранения/загрузки, можно работать с архивами. Правда, размер дистрибутива GNUboy CE гораздо больше такового у PocketGNUboy. Если для вас это не является проблемой, то можете попробовать.

PocketGBA

Честно говоря, работает эта «софтинка» далеко не образцово-показательно. Но с этим придётся смириться, поскольку PocketGBA – единственный эмулятор платформы GameBoy Advance, который нам удалось отыскать в сети. Поэтому вместо того, чтобы восторгаться плюсами программы (вышеуказанного достоинства – единственности – вполне достаточно), мы перечислим её минусы, на которые вам (при желании поиграть) придётся закрыть глаза.

Итак, прежде всего необходимо упомянуть об отсутствии системы сохранений. Сохранять игру нельзя вообще, не говоря уже о функции Quick Save/Quick Load. Далее, здесь отсутствуют какие-либо настройки графики – в меню можно лишь выставить никому не нужное ограничение по частоте кадров в секунду. Не нужно оно в первую очередь потому, что тут, собственно и ограничивать нечего. На слабых КПК эмулятор работает крайне медленно, выдавая порой по 4-7 fps, играть при которых попросту невозможно. Ну и плюс ко всему, PocketGBA не работает со звуком, то есть во все игры придётся играть либо в тишине, либо параллельно прокручивая любимую пластинку «In Flames»/«Cannibal Corpse»/Фабрики Звёзд.

Но, с другой стороны, как мы уже сказали, это единственный эмулятор GameBoy Advance, поэтому ему многое простительно. Если говорить о стабильности работы, то здесь тоже всё довольно гладко. Эмулятор у нас вообще ни разу не зависал, всегда корректно открывал ROM-файлы, не конфликтовал с установленным ПО. Так что не так всё и плохо, как могло показаться поначалу. Однако до PocketGNUboy или PocketNester ему, к сожалению, далеко.

Резюме: Для GameBoyColor на данный момент вышло не так уж много игр. Так что можно предположить, что этот эмулятор будет использоваться очень небольшим количеством людей. С учётом того, что это единственный доступный эмулятор GBA на КПК, можно поставить оценку «удовлетворительно».

Sega Genesis и Super Nintendo

Sega Genesis, более известная под именем Sega MegaDrive 2, знакома, наверное, каждому, кто знает о том, что такое игры, то есть почти каждому человеку на земле. Популярность этой платформы была довольно высокой, даже на территории бывшего Советского Союза. Приставка вышла в далёком 1989 году, но у нас большое распространение получила где-то в середине девяностых. Это была первая 16-битная приставка, которая работала на основе процессора от Motorola с частотой 7,8 МГц. По тем временам это был настоящий прорыв для приставок. А сейчас – небольшая ностальгическая улыбка и воспоминание о сериях «Sonic», «Mortal Kombat» и «Comix Zone».

Главным конкурентом приставки от Sega стала Super Nintendo Entertainment System, SNES или же просто Super Nintendo, появившаяся в 1991 году , спустя 2 года после релиза консоли Sega Genesis. По всем параметрам новая приставка Nintendo была слабее своего конкурента, но это не помешало ей стать одной из самых популярных игровых систем своего времени. В ней использовался 3,6 МГц процессор, но благодаря ряду технических хитростей игры на Super Nintendo выглядели ничуть не хуже (а зачастую даже лучше), чем на Sega Genesis. Из запомнившихся игрушек можно выделить несколько новых серий про Mario («Yoshi Island»), «Killer Instinct» и «Castlevania 4».

PocketGenesis

  • Эмулируемая платформа: Sega Genesis (Sega MegaDrive 2).
  • Количество доступных игр: около 1200.
  • Распространение: бесплатная.
  • Сайт: http://www.pocketemulator.com.

И здесь, к сожалению, сразу можно отметить существенный недостаток: этот эмулятор не поддерживает сохранения. Но это, пожалуй, единственная особенность, за которую PocketGenesis можно поругать. Да, программа плохо работает на КПК с экранным разрешением 480 x 640, но поскольку сейчас более распространены наладонники с классическими QVGA-экранами, мы не будем причислять это к серьёзным недостаткам.

Из прочих радостей отметим имеющуюся возможность ручной настройки аппаратных кнопок, большой набор графических опций, а также более-менее стабильную работу. Иногда, конечно, программа может зависнуть на ровном месте и заставить вас делать своему КПК «мягкую перезагрузку». Скорость работы можно назвать приемлемой. Эмулятор легко выдаёт от 20 до 60 fps, в зависимости от сложности сцены в игре. Этого вполне достаточно для комфортного использования.

Резюме: довольно неплохой эмулятор. Могло, конечно, быть и лучше. Но всё же, если вас не пугают отсутствие возможности сохранения игры и редкие зависания, мы можем безо всякого зазрения совести рекомендовать PocketGenesis к скачиванию.

PocketSNES

  • Эмулируемая платформа: Super Nintendo Entertainment System (SNES) или просто Super Nintendo.
  • Количество доступных игр: около 1200.
  • Распространение: бесплатная.
  • Сайт: http://paqpark.nuclearfallout.net/.

Очень приятный эмулятор, набор возможностей которого можно сравнить с «эталоном» нашего обзора PocketNester. Здесь также можно настроить функции аппаратных кнопок КПК по своему хотению и аналогичным образом происходит переключение клавиш в режим Turbo.

В общей сложности игроку доступно 9 слотов для сэйвов (у PocketNester, напомним, было 10), а также функция быстрого сохранения и загрузки. Загрузка сохранённых игр происходит мгновенно. Ещё одним неоспоримым достоинством и очередным сходством с PocketNester является возможность работы с zip-архивами. В случае с PocketSNES это более оправдано, поскольку игры для Super Nintendo занимают гораздо больше места (бывает до 10-12 Мбайт против 100-500 кбайт у Dendi). Приятно порадовал этот эмулятор возможностями по работе со звуком. Здесь звук не просто отменно воспроизводится, но доступно ещё и множество различных настроек.

Что касается скорости работы, то по этому показателю мы тоже не можем придраться к PocketSNES. На средненьком со сегодняшним меркам КПК HP iPAQ rx3715 эмулятор выдавал по 30-60 fps. На машинках послабее этот показатель опускался до 10 fps. Но если смотреть с позиции человека, имеющего в своем распоряжении КПК с частотой процессора выше 400 МГц, а таковых сейчас большинство, то можно заключить, что SNES – довольно быстрый эмулятор.

Резюме: Отличная платформа, отличные игры, отличный эмулятор. Вам лишь осталось дополнить этот ряд словосочетанием «отличный владелец». Высокая скорость работы, большая функциональность, завидная стабильность. Вряд ли кому-то этого покажется мало.

Другие платформы и эмуляторы DOS

Из прочего можно выделить платформы NeoGeo, PlayStation и MS DOS, под которым тоже выходило немало стоящих игр. Подробно останавливаться на эмуляторах этих систем мы не будем. Причин для этого несколько. Во-первых, образы игр для NeoGeo и PlayStation довольно объёмны. Особенно это касается консоли от Sony. Во-вторых, действительно классных эмуляторов здесь нет. Поэтому заключительная часть сегодняшней статьи будет краткой.

Для консоли NeoGeo существует эмулятор NEOpocott, имеющий очень ограниченную функциональность. В частности, не поддерживается ручная установка клавиш управления, отсутствует функция сохранения/загрузки. Более того, программа не работает с заархивированными ROM'ами и не содержит никаких настроек ни графики, ни звука. Зато скорость работы довольно высока. На HP iPAQ rx3715 эмулятор выдавал порядка 20-30 кадров в секунду, которых вполне достаточно для комфортной игры. Также следует отметить неплохую стабильность в работе и совместимость с VGA-экранами и операционной системой Windows Mobile 5.0. Хотя для нас остаётся загадкой, каким образом он ухитряется под ней работать, ведь вышел эмулятор несколько лет назад и с тех пор ни разу не обновлялся. Ситуация осложняется тем, что это единственная известная нам программа-эмулятор консоли NeoGeo. Так что придётся либо со всем смириться, либо играть в игры с других платформ.

Для Sony PlayStation также существует один-единственный эмулятор, предназначенный для работы на КПК. Речь идет об FPSEce, который, не в пример вышеупомянутому NEOpocott, реализован весьма неплохо. Он поддерживает все необходимые «фичи», включая сохранения в любой момент времени, возможность разворота экрана в ландшафтную ориентацию, а также совместим со всеми играми для этой платформы. Однако, как вы понимаете, самой главной трудностью здесь становятся объёмы. Игры для PlayStation выпускались на CD-ROM, поэтому их образы занимают по 200, 300 а то и все 700 Мбайт. Так что тем, кто захочет поиграть на своём КПК в игры для первой PS, придётся довольствоваться несколькими «обрезками» – образами игр, которые не содержат никаких звуков и видеовставок. Ну а это, как вы понимаете, всё равно что лишить «Quake» рейлгана – удовольствия от игры будет гораздо меньше.

Ну и последнее, о чём мы сегодня расскажем, – эмулятор IBM PC/XT с процессором 80186, 1 Мбайт оперативной памяти, CGA-совместимой видеокартой и операционной системой MS DOS 6.22. Называется эту чудо программистской мысли незамысловато – PocketDOS. Под этим эмулятором вы сможете не только запускать многие старые игры, но ещё и ранние версии C++ и Pascal.

Вместо заключения

Надеемся, каждый нашел себе эмулятор/игры по вкусу. Сейчас нам остаётся лишь привести небольшой набор ссылок на специализированные сайты, дабы ваш набор ROM'ов постоянно обновлялся.

Сайты, посвящённые эмуляторам на КПК:

Сайты с ROM'ами: