История компании Kodak. Часть I: первая карманная камера, катушечная пленка и машина для проявки

Камеры Kodak в настоящее время почти не встречаются. На рынке цифровой фотографии бал правят японские компании: Nikon, Canon, Sony, Fujifilm, Olympus и Ricoh. Американцы, стоявшие у истоков фотографии, постепенно становятся достоянием истории. Давайте вспомним, с чего, а главное – с кого все начиналось в XIX веке.

Имя Джорджа Истмана многим кажется очень знакомым, однако люди затрудняются вспомнить, кем он был и чем мы ему обязаны. А ведь если бы не он, то, сегодня не было бы встроенных камер в телефонах. Не было бы компактных камер как класса. А Инстаграм назывался бы по-другому, а то и вовсе не существовал бы. Джордж Истман – отец компании Kodak, которая изменила представление о фотографии и фотоаппаратах более ста лет назад.

Вопреки расхожему мнению, Истман не был первооткрывателем фотографии. Это произошло еще до него. Француз Жозеф Нисефор Ньепс получил первое изображение в 1822 году, а первой сохранившейся фотографией стал его же снимок 1826 года. Джордж Истман основал свою компанию в 1881 совместно с Генри Стронгом, называлась она Eastman Dry Plate Company и занималась производством эмульсионных пластин для фотографии. За два года до этого Истман самостоятельно разработал и запатентовал машину для нанесения эмульсии на пластины, которые использовались одновременно вместо пленки и фотобумаги. Такие пластины подразумевали работу с крупногабаритной техникой в специально оборудованном помещении. Истман понимал, что для популяризации фотографии нужно придумать что-то более простое и доступное. Он даже столкнулся с проблемой лично, когда пытался взять фотоаппарат и штатив для поездки в горы.

Коробка с пленкой Kodak, 1884

В 1885 году Джордж Истман изобрел катушечную пленку, которая стала использоваться в фотографии и дала толчок развитию киносъемки. Впрочем, это уже совсем другая история. Спустя три года – 4 сентября 1888 – Истман зарегистрировал название Kodak, а ближе к концу года под этим названием вышла и первая камера. Она обладала фиксированным фокусом и позволяла получать круглые изображения диаметром 6,4 см (2,5 дюйма). Пленка, заряженная в камеру позволяла сделать ровно 100 фотографий. Все это обходилось в 25 долларов – довольно дорого по тем временам. И Истман сразу же поставил целью максимальное удешевление фотографии.

Само слово Kodak не значит ровным счетом ничего. Джордж Истман почему-то очень любил букву К, верил в ее особые свойства и, размышляя над названием, пытался придумать запоминающееся слово, которое начиналось бы и заканчивалось на букву К. Вот, что он сам говорил по этому поводу:

«Я сам придумал это слово. К — моя любимая буква алфавита. Она кажется мне сильной и запоминающейся. Мне пришлось перепробовать множество комбинаций букв, прежде чем получилось слово, начинающееся и заканчивающееся на букву К. Кодак — результат моих попыток»

Спустя 2 года в продажу поступил фотоаппарат с пленкой на 48 кадров, который обходился дешевле за счет сниженной стоимости производства. А спустя 10 лет – в 1900 году – Истман представил фотоаппарат Brownie с пленкой на 6 кадров, который стоит всего 1 доллар. Пленка была сменной и продавалась по цене 15 центов. Камера продавалась по себестоимости или даже в убыток, однако Истман позаимствовал эту идею у производителей бритвенных станков, которые еще в 19 веке стали зарабатывать исключительно на расходных материалах.

Оригинальная камера Kodak Brownie

Обновленная версия, Kodak Brownie 2

Стоит отметить важный промежуточный этап – в 1895 году вышла первая компактная камера Pocket Kodak, которая продавалась за 5 долларов и позволяла получать прямоугольные негативные снимки размером 1,5х2 дюйма. А спустя два года эта камера была упомянута в романе Дракула, благодаря которому о камерах Kodak заговорил весь мир.

Изначально компания Kodak не имела никакого отношения к фотобумаге (эмульсионной бумаге для печати фотографий с негативов), она лишь приобрела патент на бумагу Velox и Лео Бэкленда за миллион долларов.

Как первопроходец потребительской фотографии, Истман прекрасно знал о том, какие стереотипы останавливают людей от покупки камеры. Долгое время фотосъемка была сложным, медленным и очень дорогим процессом. Одним только выпуском компактных и недорогих камер ситуацию не изменить, так что Истман стал значительно вкладываться в рекламу и пытался объяснить людям, что с помощью его камер фотографировать может любой желающий. Истман лично создавал и утверждал слоганы. Реклама Kodak была известна еще в Российской Империи.

Успех камер Brownie обеспечен не только их простотой и дешевизной, но и многочисленными рекламными компаниями. К слову, особенной популярностью камеры Brownie пользовались у детей. Их дарили на день рождения, на рождество, их делали призами в детских соревнованиях.

Камера Brownie стала настоящим долгожителем и выпускалась на протяжении 75 лет. Ее устройство и внешний вид неоднократно менялись – порой радикально – однако общая идея оставалась неизменной. Простая и очень доступная камера для всех.

Вы нажимаете кнопку, мы делаем все остальное – самая известная реклама Kodak

После первых очевидных успехов Brownie Истман понял, что получать прибыль можно не только от продажи расходных материалов, но и от сервиса. Так, в 1902 году он разработал машину для проявки Kodak Developing Machine, которая за скромную плату избавляла фотолюбителя от возни в темной комнате. Машина стала прообразом современных фотолабораторий, хотя сейчас оригинальное изобретение сложно вообще назвать машиной.

Устройство Kodak Developing Machine для проявки пленки

Истман непрерывно совершенствовал технологии и процессы производства, разрабатывая новые типы пленки, совершенствуя состав эмульсии на фотобумаге и так далее. А в 1930 году акции Kodak были включены в состав индекса Dow Jones Industrial Average. Это был ошеломительный успех по тем временам, из небольшой производственной компании в городе Рочестер Kodak превратилась в транснациональную корпорацию с представительствами в десятках стран. Однако Джордж Истман в 1932 году покончил жизнь самоубийством, застрелившись из пистолета. На тот момент ему было 77 лет. Причиной послужило смертельное заболевание, диагностированное личным врачом.

Джордж Истман и Томас Эдиссон

После смерти основателя, компания Eastman Kodak продолжала совершенствовать пленку и активно развиваться. Вскоре компания представила пленку формата 135, которая стала самым популярным материалом для съемки. А затем Kodak вступила в эру цифровой фотографии. Как ни странно, у Kodak практически не было конкурентов. Фактически стала монополистом на американском рынке, более-менее серьезные проблемы у Kodak начались в 70-х годах, когда появились камеры Polaroid. А продолжились – в 80-х, когда на американский рынок вышла компания Fujifilm с очень агрессивной ценовой политикой. Компания Kodak оказалась не готовой к новым рыночным условиям и начала терять долю рынка. Впрочем, об этих событиях я расскажу во второй части материала.