Фото, видео и аудио

Для тех, кто хочет слушать

Новогоднее приложение к разделу «звук» - обзор некоторых наиболее интересных на наш взгляд альбомов российских и зарубежных исполнителей, вышедших в 2004 году.

Новогоднее приложение к разделу «звук»

LIVING LOUD, Airy, Daisley, Barnes, Kerslake & Morse

LIVING LOUD, Airy, Daisley, Barnes, Kerslake and Morse

Появляясь на свет, младенец оглашает пространство своим криком. Некоторые люди предпочитают и в зрелом возрасте жить громко. Если это матерые солдаты рок-н-ролла, конечно.

Весь цвет хард-рока собрался, чтобы тряхнуть стариной: воспитанник блэкморовской RAINBOW клавишник Дон Эйри, басист Боб Дэйсли, игравший с Оззи, Ингви и опять же с самим Ричи, нынешний диппёпловский гитарист Стив Морс, австралийский вокалист №1 Джимми Барнс и потрясающий барабанщик из URIAH HEEP Ли Керслейк по прозвищу Медведь. Пластинка у звезд получилась на диво энергичной, почти нокаутирующей – так жестко и бескомпромиссно играла RAINBOW, когда ее фронтменом был похожий на беспощадного жидкого терминатора Т-1000 Грэм Боннет. И хотя музыкальная эрудиция великолепных стилистов Морса и Эйри порой и заставляет думать, что мы слушаем вовсе не классический хардешник, а прогрессив заокеанского разлива, Керслейк все-таки расставляет все точки над i.

IF ONLY STONES COULD SPEAK, The Bollenberg Experience

IF ONLY STONES COULD SPEAK, The Bollenberg Experience

Оч-чень симпатичный проект шведа Болленберга, выдержанный в лучших традициях  классических программных сочинений Рика Уэйкмана типа “Короля Артура” или “Шести жен Генриха Восьмого”. Кстати, великий йесовский клавишник принял в проекте благосклонное участие.

Почему благосклонное? Да потому что его шопенистые фортепианные пассажи навевают такую ностальгию по золотым временам, что впору доставать с полок пыльный и бесценный винил. Вообще, ностальгия нынче характерна для прогрессива: все чаще и чаще музыканты обращаются к нетленным образцам арт-рока, созданным в 70-е. Вот и этот шведский проект начала третьего тысячелетия навевает воспоминания не только об упомянутых опусах Уэйкмана, но и о некоторых полуакустических творениях группы JETHRO TULL. Тем не менее, свежесть мелодий и аранжировок позволяет утверждать, что еще не вся музыка написана и сыграна.

CROSBY & NASH

CROSBY & NASH

Двое бывших участников легенды Вудстока, американской группы “Кросби, Стил, Нэш энд Янг”, записали двойной альбом, исполненный мудрости, спокойствия и согласия. А ведь были времена, когда музыканты яростно полемизировали друг с другом даже в своих песнях.

Эта дивная музыка без истерик может быть порекомендована всем тем, кто разочаровался в Марке Нопфлере и ему подобных. Хитов нет. Но общее впечатление от музыки очень сильное и… правильное: песни Кросби и Нэша хотя и дают слушателю полновесный отдых-релакс, но всё-таки время, потраченное на их прослушивание, нельзя считать убитым.

ONE WAY OUT, The Allman Brothers Band

Самое дорогое у человека – это жизнь. И прожить ее нужно было в 60-е годы, чтобы не было потом мучительно больно за бесцельно прожитые 80-е, и чтобы не жёг позор за подленькие и мелочные 90-е. Вот.

Знаменитые психоделические концерты 60-х, описанные в книге Тома Вулфа “Кислотно-прохладительный тест”, проходили следующим образом: обкуренные и обдолбанные музыканты выходили на сцену и начинали играть, а обкуренные и обдолбанные зрители в восторге на сцену лезли, чтобы поучаствовать. Граница между исполнителем и слушателем исчезала, и все сливались в одном  Большом Джеме.

Сегодня, когда группа “Благодарный мертвец”  уже не может считаться действующей легендой психоделики  в связи со смертью своего лидера Джерри Гарсиа, “Братья Оллман” остаются единственным реликтом той эпохи, когда  концертные гитарные соло протяженностью в 15 минут не считались самозабвенными выходками – это было в порядке вещей.  Так действительно было.

НОЧНОЙ ЗВОНОК, Валерий Леонтьев

НОЧНОЙ ЗВОНОК, Валерий Леонтьев

Пожалуй, Валерий Леонтьев – самый великий отечественный эстрадный певец за последние четверть века. Вот только последнее время композиторы (к г-ну Чернавскому особые претензии!) не шибко балуют его ярким песенным материалом.  Но и даже из того, что попадает в его распоряжение, певец умудряется сделать парочку пристойных  хитов –  элегическая “Рыжая девочка”, например, или  грустно-беззаботная  “Ветер знает”.

Внимания заслуживает также боевик “Королева Шантеклер”, написанный гитаристом группы Gorky Park Алексеем Беловым на слова Ольги Кормухиной (Помните такую рок-диву?). Остальные треки представляют собой весьма добротный продукт, намеренно аранжированный под «дискотеку 80-х» – продюсеры точно прицелились в определенную возрастную категорию слушателей, успешно переживших кризис среднего возраста и уже вплотную подошедших к своей первой ностальгии. Одним словом, очень гуманная пластинка. В смысле, душевная.

ВЕТЕР В ГОЛОВЕ, Сергей Трофимов

ВЕТЕР В ГОЛОВЕ, Сергей Трофимов

Среди бесчисленного шансонного сброда Трофим – белая ворона, и его песни заслуживают повторного прослушивания. Если бы он был гордый, то играл бы он клубную музыку, типа той, что играет арбенинское “Зимовья зверей”. Но Трофим не гордый. Нет на нём этого самого греховного из всех грехов.

А еще Трофим умный и остроумный. И тексты его песен без особых натяжек можно считать поэзией. И где-то даже проглядывает Саша Черный. Особенно, если песенка грустная.

АТАКА, Линда

АТАКА, Линда

Теперь Линда не поет песни толстяка Фадеева: большой Макс предпочел талантливой взрослой певице пубертатную “Фабрику звезд”. Линда аскетично пережила такое продюсерское коварство, и жалостная когда-то музыка бывшей “вороны-марихуаны” стала теперь разящей, словно самурайская сталь в беспощадных руках Умы Турман.

Песни на альбоме словно иероглифы. Каждая (или каждый?) – сама по себе. Под эту музыку хорошо шагать, бежать или ползти – у нее какой-то естественный, природный ритм и темп. Вдох-выдох. Вдох-выдох. Вдох-выдох…

Аранжировки модные и эффектные – электронно-этнические. Треть песен принадлежит самой Линде. Ей же принадлежит и “спасибо за участие в Судьбе” крэйзанутой певице Бьорк, с которой Линду связывает нежная творческая дружба.

PROPHECY, Soulfly

PROPHECY, Soulfly

Стоило бразильским трешерам Макса Кавалера лишь на одно деление убавить звук своих ревущих гитар, как сразу стало понятно, что перед нами феноменально одаренные инструменталисты, безупречные стилисты и тонкие аранжировщики.

Действительно, чтобы играть такую плотную и зажигательную музыку, нужно владеть гитарами  на уровне выше среднего. Тем более, если в пьесах совершенно сумасшедшим образом совмещаются, не мешая друг другу, джазовые арпеджио бас-гитары, внезапные всплески фламенко, балканское рондо и интонации любимого всеми бразильцами “самбиста” Жобима. Настоящий трэш-карнавал, которому позавидует и сам маэстро Карлос Сантана. Одна беда – эту музыку нужно слушать на полной громкости.

BREAK AWAY, Chris Norman

BREAK AWAY, Chris Norman

Есть такой жанр – просто хорошая песня. В этом жанре Крису Норману нет равных. Даже Крис де Бург отдыхает.

Новый альбом бывшего лидера “Смоков” сработан в лучших традициях  любимой народной группы, так славно певшей когда-то про иголки и булавки: две быстрых, одна медленная – и так чередуется до самого конца. Никаких новаций, никаких дурацких сюрпризов – все однажды найдено и много раз повторено. Правда, повторено мастерски. Это – как умение красиво курить – даётся от рождения.

SONIC NURSE, Sonic Youth

SONIC NURSE, Sonic Youth

Последние могикане-ветераны альтернативной музыки все-таки могут сочинять столь же изящные мелодии, что и Джон Леннон или Эдриан Белью. Но в самый последний момент, когда дело доходит до записи в студии, кто-то нехороший и вредный путает музыкантам все ноты, и они начинают извлекать из своих гитар пугающие звуки и созвучия.  Слава богу, длится это недолго. Будто пришла медсестра и вколола  ребятам успокоительного.

НЕРВЫ, Черный ОбелискГранд Рекордс, 2004

Черный обелиск

Легендарная хард-энд-хэви группа без своего харизматичного секс-символа Анатолия Крупнова чувствует себя хорошо. Также хорошо, как  когда-то чувствовала себя группа DOORS без Джима Моррисона. Даже лучше.

Такое впечатление, что Крупнов с нами: настолько голос и манера пения Дмитрия Борисенкова    идентичны Крупновским. Воистину верно спето было им когда-то: «Да, я остаюсь, чтобы жить».

Новый альбом имеет очень плотный и агрессивный саунд, близкий к американцам SLAYER – на фоне такой отчаянной музыки даже одиозная супер-группа АРИЯ кажется немножко попсовой. И хотя альбом этот и имеет несколько рефлексивное название НЕРВЫ, уверяю вас, что ни какой истерикой здесь и не пахнет – нервы у ребят на самом деле железные.

REISE, REISE, Rammstein2004, Universal Music

REISE, REISE, Rammstein

Похоже, что “раммштайны” решили поискать нелегких путей в искусстве. Иначе чем  тогда объяснить эклектичность их новейшего альбома, на котором они играют  буквально все подряд: то вкрадчивый дум, то угрюмую готику, то тяжелый рок-н-ролл, а то и вовсе  режут по живому в безжалостной и невменяемой манере американцев Limp Bizkit.

Гитлерюгенд устал маршировать – в общем и целом музыка на этом альбоме медленная, балладно-эпическая. Альбом записан не только с привлечением струнного оркестра и хора советских пионеров, но являет собой результат кропотливого студийного труда. Все шорохи, придыхания и хрипы, столь свойственные бармалейскому обаянию восточноберлинских пиротехников, переданы с высочайшим качеством и при первом прослушивании даже вызывают нешуточный испуг. Но испуг проходит довольно быстро, и буквально к четвертому треку начинаешь понимать, что ты опять купился на великолепную работу саунд-продюсера, сделанную с подлинным немецким качеством.

Музыку RAMMSTEIN ни в коем случае не следует считать принципиальной новинкой в роке: это всего-навсего идеально просчитанный коммерческий проект, уходящий своими корнями в творчество знаменитой гэдээровской команды №55, исполнявшей в 80-е годы раммштайноподобную музыку, в которой, однако, не было столь неприкрытого цинизма.

Asia, SILENT NATION2004, InsideOutMusic

Asia, SILENT NATION 2004, InsideOutMusic

Вокалист и басист Джон Уэттон – выдающийся музыкант во всех отношениях. Как только он покинул ASIA, из ее саунда исчезла слащавость. На смену которой пришла аристократичная мужественность Джона Пейна.  Разница почти такая же, как между Маккартни и Ленноном.

Отсутствует в группе и американский гитарист-виртуоз Эл Питрелли, который играет теперь в родном “металлургическом” MEGADETH. Впрочем, это тоже пошло на пользу ASIA: экономные гитарные проигрыши Пейна выгодно отличаются от триольных «запилов» Питрелли своей афористичностью и редкой мелодикой. Пришел в группу и барабанщик Крис Слэйд, выступавший в свое время с самим Манфредом Мэнном, а потом на долгое время связавшийся с AC/DC –  теперь лысый маэстро опять играет умную, а не громкую музыку. Да и сам лидер и основатель группы клавишник Джефф Даунис вовсе не склонен терзать синтезаторы почем зря: о таких “молчунах” сдержанные англичане обычно говорят, что они производят неплохое впечатление, если за время трехчасовой беседы они не подадут ни одной реплики.

MAGIC NIGHT, Uriah Heep2004, Bronze Records

MAGIC NIGHT, Uriah Heep

За свою более чем тридцатилетнюю историю одна из самых симпатичных рок-легенд и рок-икон Uriah Heep записала изрядное количество концертных альбомов. Но такого альбома у них  еще не было: основателю группы  лидер-гитаристу Мику Боксу удалось чудо – хиппы играют так, как не играли в золотые времена Хенсли и Байрона. Столь бодрых духом ветеранов еще нужно поискать!

«Волшебная ночь» состоит из двух частей. Первая сыграна в электричестве – классический хипповский звук и редкая взаимосвязь вокальных и инструментальных партий, а вторая часть – модный нынче акустический unplugged, сделанный, однако, с такой мощью и страстью, что начинаешь понимать простую истину – настоящим рок-музыкантам киловатты не нужны. У них у самих вместо сердец – пламенные моторы.

Диск содержит 15 треков, начиная классическими боевиками  Easy Livin’ и  Stealin’ и заканчивая более поздними работами Бокса и Ко, вплоть до самых последних шедевров с альбома Sonic Origami.

Nouveau calls, WISHBONE ASH2004, Frontiers Records

Знаменитая британская рок-группа, стартовавшая еще в середине 70-х, выпустила альбом инструментальной музыки. А чего же еще ждать от коллектива,  раньше остальных придумавшего играть в две соло-гитары!

Великий дуэт лидер-гитаристов Энди Пауэлла и Тэда Тёрнера демонстрирует на этом альбоме чудеса правильной игры. Здесь вы не услышите экспрессивных квази-блюзовых “запилов” а-ля Джими Хендрикс или бессодержательных ладовых импровизаций в духе братьев Оллмен. Там, где другим музыкантам не хватает и сотни нот, ветераны из Wishbone Ash обходятся неполным десятком. Никакого музыкального мусора. Воистину образец британской сдержанности и разборчивости.

Рекомендации:

Коль скоро диск выдержан в неагрессивных фьюжн-тонах, то одинаково сгодится как для снобов-хайэндщиков, так и для банальной офисной озвучки.

Blood&Belief, BLAZE2004, SPV

Когда в Iron Maden на смену Брюсу Дикинсону пришел вокалист Блэйз Бэйли, то многие фанаты от группы просто отвернулись. Когда же Блэйз ушел из «Железной девы» и занялся сольным творчеством, то число его фанатов стало расти со скоростью лесного пожара.

Это третий альбом популярного хэви-вокалиста. Музыка у Бэйли густая, вязкая и очень забористая. Мелодии запоминающиеся, риффы цеплючие, ритм гипнотический. Очень певцу удаются среднетемповые номера, где наиболее сильно проявляется его неумолимый драйв и незаурядное вокальное мастерство. И правильно сделал, что покинул Iron Maden: их «кавалерийскую» музыку, постоянно сбивающуюся с галопа на рысь, под силу исполнять только таким бравым крикунам, как Дикинсон. Но никак не певцам, чья вокальная манера напоминает Оззи Озборна.

Рекомендации:

По тонким ценителям тяжелого плачет эта музыка.

ОЛЕГ СКРИПКА, Вiдрада2004, Ворнер/Чаппел Москва

По большому счету, этому человеку не нужны никакие «Вопли Видоплясова»: он сам себе и оркестр, и композитор, и аранжировщик, и певец, и актер, и даже поэт. Удивительно и разнообразно одарен этот Скрипка! Куда там Челентано!

Во-первых, очень стильно! Во-вторых, свежо! Мультиинструменталист Скрипка очень по-своему исполнил  несколько известных отечественных и зарубежных поп-шлягеров, тройку народных песен и романс Булахова «Не пробуждай воспоминанья». А чтобы альбом имел право называться авторским, Олег включил в него песню собственного сочинения, давшую альбому название. К бесспорным шедеврам  диска можно отнести:

• советскую лирическую песню «Ромашки спрятались», ту самую, про пиджак наброшенный, оказавшуюся 100-% блюзом
• песню бельгийца Сальваторе Адамо про снег идет, ту самую, которую вы уже слышали в непотребной версии Гарика Сукачева
• французский боевик 40-х годов Rien de rien, тот самый, который Эдит Пиаф пела пастору Шлагу в автомобиле Штирлица по дороге к  швейцарской границе.

Отдельного восхищения заслуживает Fever, посвященная памяти Элвиса Пресли. Не сомневаюсь, что сам Рэй Чарльз встал бы из гроба, чтобы пожать Скрипке руку. Не менее хорош и Булаховский романс, который так и просится в саунд-трек к фильму «Азазель».
Но самое главное то, что все эти  песенные сокровища Олег поет. Причем поет так, как пели когда-то великие эстрадники 70-х Энди Вильямс, Энгельберт Хампердинк и Пол Анка. Сейчас так не поют, сейчас напевают.

Рекомендации:

Для  беспричинной радости и прививания хорошего вкуса.

Marbles, MARILLION2004, Intact

Группа с таким “толкиенутым” названием просто обязана играть бравурную музыку в стиле героического пауэр-металла типа Blind Guardian или Rhapsody. И играла бы, будь она немецкой или итальянской. Англичанам же такое просто в голову не приходит.

Вообще-то, Marillion сегодня – это Genesis времен своего расцвета. Еще 15 лет назад группе пеняли на ее почти полную идентичность великим предшественникам. Нынче же подобные упреки просто абсурдны. Несмотря на то, что с легкой руки Фила Коллинза «генезисы» давно уже сползли в поп-рок для голубоволосых домохозяек, их место всё-таки свято. И пустым оно быть не должно.
Вслушайтесь в эту «мраморную» музыку, и вы услышите отголоски таких классических альбомов Genesis, как Trespass и Foxtrot.
Музыкантов из Marillion и вправду можно считать продолжателями, хранителями и наследниками. Не зря же бывший гитарист «генезисов» Стив Хэккет записал с группой почти десяток совместных альбомов.

Рекомендации:

Для умных. Для скучных. Для одиноких.

Inferno, MOTORHEAD2004, SPV

Байкерская рок-икона выдала на гора очередной альбом. Какой он по счету, не имеет значения. Главное, что альбом этот новый и очень-очень-очень крутой! Прямо-таки демонический!

В жизни каждого мужчины случаются моменты, когда ему очень хочется, чтобы жизнь была проще. Тогда невмоготу охота вмазать водки, врезать кому-нибудь по физиономии, подцепить в кабаке сговорчивую красотку, усадить ее на бензобак своего байка… и дать по газам.

И вот тут-то у мужчины под рукой должен оказаться диск с музыкой  разбойника Лемми Килмистера и его верных оруженосцев Фила Кэмпбелла и Микки Ди. Эта музыка безумна, бесстрашна и беспощадна. И она будет звучать, пока в ваших жилах еще течет хоть одна капля высооктанового бензина!

Кстати сказать, репутация Лемми как музыканта в мире рок-музыки очень высока. Он  феноменально владеет бас-гитарой,  свою рок-карьеру начинал в легендарном британском прог-роковом составе Hawkinds  и в молодости даже играл с самим Джими Хендриксом. Зато теперь с ним самим напросился поиграть Стив Вэй, гитарный вундеркинд и воспитанник Джо Сатриани.

Рекомендации:

Слушать громко, обязательно с сабвуфером и в кругу единомышленников!

YELLOW MATTER CUSTARD, Mike Portnoy, Neal Morse, Paul Gilbert, Matt Bissonette 2004

YELLOW MATTER CUSTARD, Mike Portnoy, Neal Morse, Paul Gilbert, Matt Bissonette

Четверка инструменталистов-виртуозов, сливки современного прог-рока, собрались в Нью-Йорке, чтобы сыграть песни Beatles. Получилось очень достойно и столь же трогательно.

Лидер Dream Theatre барабанщик Майк Портной, гитарист Нил Морс из группы Spok’s Beard, гитарный сорви-голова Пол Джилберт из Racer X и мастер хэви-фьюжн басист Мэтт Биссонет  совершили невозможное – они умудрились не испортить битловские шедевры. Двойной концертный альбом включает 34 трека, каждый из которых – показательный пример того, как можно успешно сочетать трепетное почтение к классике с новаторскими закидонами.

Это вовсе не коммерческий трибьют. Это трактовка, выполненная с отменным вкусом, столь не свойственным американцам.

OCEAN VIEW, Andre Andersen2004

OCEAN VIEW, Andre Andersen

Лидер легендарной датской группы Royal Hunt клавишник Андрей Андерсен выпустил сборник фортепианных пьес, убедительно доказывающих, что влияние русской классической музыки на современный рок с годами ничуть не ослабевает.

В 70-80-е годы русскую классику – Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, Свиридова – любили играть абсолютно все кому не лень: от англичан Emerson, Lake & Palmer и голландцев Focus до гэдээровских немцев Stern Combo Meissen,  венгров-демократов из Edda Muwek и советского АВТОГРАФА.  Нынче классическое наследие рокеры осваивают не так интенсивно, но если и случаются  редкие вторжения на академическую территорию, то, как правило, успешные. Сольный альбом Андрея Андерсена – одно из таких бесспорных достижений: изумительной красоты темы, великолепная исполнительская техника, заставляющая вспомнить самого Сергея Рахманинова, и поразительной широты музыкальный кругозор. Здесь вы встретите тонкие намеки не только на известные фортепьянные шедевры, но и  интонации этнические, джазовые и даже парафразы на темы советской эстрады времен ВИА. Ничего удивительного: Андерсен родился и вырос в России, но теперь руководит супер-группой, у которой имеются фан-клубы даже в США и Бразилии. Истинно сказано: нет пророка в своем отечестве.

ADAM & EVE, The Flowers Kings2004

ADAM & EVE, The Flowers Kings

В своем новом альбоме шведские Цветочные Короли умудрились собрать воедино все то лучшее, что создал британский арт-рок  в пору своего расцвета.

Если кто-то и заслуживает внимания из современного прогрессива (именно так сейчас принято именовать арт-рок), так это The Flowers Kings и их бессменный лидер Ройне Стольт, изумительный гитарный стилист и обладатель необычной техники игры.

Концепт шведов, несмотря на протяженность в семьдесят с небольшим минут, увлекает и доставляет слушателю массу удовольствия. Шведы вовсе не претендуют на принципиальные открытия в области новых стилей, но вот наработками  своих великих предшественников они распорядились блестяще. Грамотное и изысканное сочетание хрупкости Yes, абсурдных гармоний Genesis, пафоса ELP, восточной мистики Camel, чопорной бравурности Gentle Giant и фри-психоделии Soft Mashine – вот далеко не полный список всех ингредиентов этого роскошного звукового блюда. Плюс мощный драйв и редкое для музыки качество – сюжетность.  Я ж и говорю, увлекает!

MUSICOLOGY, Prince2004

MUSICOLOGY, Prince

Двенадцатитрековый каталог популярных стилей от американского певца и музыканта Принса. Везде он чувствует себя как рыба в воде, будь то соул, блюз, фанк, даб, рэгги, нойз или эстрадный джаз а-ля Синатра. Проколов нет. Одним словом, гений.

На этом альбоме любой слушатель в возрасте от 14 до 44 лет обязательно найдет что-то и для себя. Надо сказать, что подобным умением потакать массовым вкусам и в то же время сохранять свою индивидуальность может похвастаться не всякий. Кроме Принса на ум приходят разве что Ленни Кравитц, Стинг да Крис Ри. И хотя Принс у нас в России  всегда считался попсой, назвать его поп-исполнителем язык не поворачивается. Он просто музыкант с большой и стильной буквы «М». Кто понимает, конечно.

БИОГРАФИКА, Юпитер и Бутусов2004

БИОГРАФИКА, Юпитер и Бутусов

У бывшего лидера “Наутилуса” весьма сомнительные вокальные данные, он посредственно играет на гитаре, а иногда кажется, что и слух у него тоже отсутствует. Откуда, однако, берётся эта удивительная музыка?

Альбом радует наличием (наконец-то можно перестать слушать FM!!!) двух мега-хитов: “Песня Идущего Домой” и  “Девушка По Городу”. Имеется курехинская “Птица Каратель” (однозначный шедевр) и четыре шедевра самого Бутусова, которым по определению не суждено стать хитами: “Эхолов”, “Белые пятна”, “Биометрия” и “Так любил”. Слава Богу,  вся музыка написана не на угрюмые тексты Кормильцева, а на стихи самого лидера “Юпитера”.

Правда, непонятно, зачем в альбом включен “Колесницегонитель”, относительно дремучая вещь, еще времен “Наутилуса” –  она аранжирована так избыточно, что производит впечатление саунд-трека к какой-нибудь “Годзилле” или очередному экологическому кинокошмару режиссера Эммериха. В остальном –  все идеально.

Тег: