Фото, видео и аудио

Акустические системы: инструкция по выбору

«Стерео или многоканальность?» Именно так звучит сегодня основной вопрос при выборе акустики. И если многоканальность, то какая? Усечённая 4.0 (без сабвуфера) или редкая 4.1, типичная 5.1 или замороченная 6.1–7.1? А если стерео, то классическое 2.0 или трифоническое 2.1?

«Стерео или многоканальность?» Именно так звучит сегодня основной вопрос при выборе акустики. И если многоканальность, то какая? Усечённая 4.0 (без сабвуфера) или редкая 4.1, типичная 5.1 или замороченная 6.1–7.1? А если стерео, то классическое 2.0 или трифоническое 2.1?

Увы, однозначно корректного ответа на сакраментальный вопрос «А что лучше?» не существует – всё зависит от личных предпочтений и от решаемых задач. Ну и, конечно, от бюджета.

SG-S 01 resize

Без комментариев

Уверяю вас, колонки с действительно полноценным, приятным на слух звучанием вы можете приобрести за весьма скромные деньги. Например, за $50–70. Если и это дороговато, тогда о качестве звука лучше позабыть, хотя бы на время. Комплект мультимедиа 5.1 активной (со встроенным усилением) акустики, имеющий сносное по меркам музыки звучание, обойдётся как минимум в $100–120, а если приличное – так в $250 с гаком. Если же вам требуется истинно высокодостоверное (Hi-Fi) звучание, тогда траты вырастут до $1000 и выше (тут уж всё определяется числом каналов).

В чём же разница между вышеупомянутым приятным звучанием и пресловутым высокодостоверным? Последнее, то бишь Hi-Fi, если закрыть глаза, мало отличимо от живого звука. В случае же просто приятного звучания любой слушатель с ходу определит, что, выражаясь фразой из старого анекдота про Леонида Ильича, «играет пластинка, кх-х-х, пластинка, кх-х-х, пластинка». Но играет качественно, и это главное.

Так вот, вёрнемся к ключевому вопросу – стерео или многоканальность. Лично я рекомендую многоканальность, и вот почему. Да, стерео способно обеспечить «объёмное» звучание с чёткой локализацией источников звука в пространстве, но при этом цена аппаратуры (усилитель плюс пара колонок) в сумме зашкалит за $800–1000, причём по самым скромным оценкам. Схожий объём и локализацию источников звука даст многоканальная аппаратура (ресивер плюс комплект акустики) стоимостью не более $500 – естественно, в случае стереозаписи при задействовании режимов эмуляции многоканальности типа ProLogic II Music и т.п. А в случае исходного сигнала в 5.1 (форматы Dolby Digital, DTS, DVD-audio, SACD) превосходство над стерео уже более чем убедительное. Таким образом, вырисовывается разница как минимум в $300–500. На данный профит можно много чего купить, например, легальных дисков с заведомо качественной записью звука. Конечно, никто не запрещает не экономить, а ещё вложить в ту же акустику, выйдя на более высокий уровень. Но это уже на любителя-ценителя.

Однако у многоканальной аппаратуры есть один недостаток, и выливается он в проблему с расстановкой колонок и проводкой тыловых кабелей (за исключением колонок, подключаемых по радиоканалу) в ограниченном пространстве. Поэтому если жизненное пространство вас стесняет или просто нет времени вникать во все тонкости расстановки, добро пожаловать в мир старого доброго стерео. Там уютно и укромно. Так что спорить, что лучше, стерео или «многоканал», абсолютно бессмысленно. «Лучше» – понятие относительное. Я бы даже сказал, индивидуальное. Тем не менее, следует признать, что перспектива за «многоканалом», даже если вся коллекция дисков до сих пор в стерео. Скажу откровенно, на правильной акустике лично мне нравится слушать стерео, но при условии, что запись сделана и сведена безукоризненно. А таковых дисков гораздо меньше, чем хотелось бы. Про «пиратскую» продукцию я и не говорю: тут мало что остаётся от исходных фирменных треков. Как правило, сграбленные песенки задирают по среднеквадратичному уровню, что даёт более яркое и громкое звучание на дешёвой аппаратуре, но приводит к сильнейшему клиппингу, который на хорошей аппаратуре «вылазит», подобно песочку на зубах. Не слушайте тех, кто утверждает, мол, при копировании в цифре оригинал полностью сохраняется. Ерунда! И дело тут вовсе не в джиттере (случайном коверкании отдельных нулей и единичек в цифровом потоке при искажении формы сигнала).

На мгновение отвлекусь, рассказав «чудесную» историю. Недавно легально скачал, честно заплатив денежки и выбрав достаточно высокий битрейт, некий Мр3-трек с одного официального сайта. Каково же было мое удивление, когда в полученном файле я обнаружил злосчастный клиппинг, причём удручающе неприятный… Всё!!! Больше я Мр3 покупать не буду. Ни разу ещё мне не попадалось приемлемого по качеству (даже с учетом сжатия) звука, в том числе, на дисках. А ведь существуют вполне нормальные Мр3 (в частности, на www.telarc.com), которые ещё и предлагаются бесплатно – чисто для ознакомления, конечно.

Как ни грустно признать, но любая, даже самая солидная фирма (за исключением разве что B&W – Ролл-Ройса в мире акустики) порой выпускает неудачные модели, и чаще всего – в бюджетной нише. Тут уж ничего не попишешь – таковы суровые реалии технологической гонки, подстегиваемой нещадной конкурентной борьбой.

Стереоподзвучка

Когда-то компьютерные миниколонки делались пассивными, благо, в саундкартах имелся символический усилитель мощности. Те времена канули в лету. Теперь любая полубутафорская колоночка – активная и норовит что-то там усилить и озвучить, хотя её назначение – элементарная «подзвучка», и не более того. Стерео, как правило, получается натянутым, поскольку взаимопроникновение каналов в усилении никто толком никогда не измерял. На эту удочку могут попасться крайне экономные покупатели.

Выбор здесь осуществляется исключительно по внешнему виду. Все представители сей диаспоры играют примерно одинаково. Исключение, пожалуй, составляет стереопара JBL Duet, которую мне довелось лично протестировать (см. обзор «JBL Duet - один я и двое их»). Однако цену её маленькой не назовешь (вот она – расплата за миниатюрность).

SG-S 02

Мал золотник, да дорог (>50$)

Относительно неплохо звучит старина Sven 611, а также новые скромняшки от Dialog, которые обзавелись тканевыми ВЧ-динамиками. Учитывая цену (около $30), для школьного начала они сгодятся. Если же вам требуется звук и помощнее, и покачественнее за «символические» деньги, тогда перепрыгивайте далее по тексту в подраздел «полноценные стереопары».

Портативная акустика

Разновидность подзвучки, но уже с серьёзными функциональными намерениями. Характерное отличие данных акустических систем – малый размер и наличие питания от батарей. На российском рынке сия ниша представлена продукцией Creative, например, модель Travel Sound. Рекомендуется путешествующим владельцам ноутбуков (особенно суперлёгких) и Мр3-плееров. Когда производитель ноутбука, раздувая щеки, заявляет, что встроил сабвуфер объёмом 50 куб. см, то ему остаётся только посочувствовать. Природу не обманешь! Портативная акустика позволяет реально исправить ситуацию, однако презентацию с её помощью лучше не делать.

Ждать большой мощности в портативной акустике неоткуда. Тем не менее, уже можно с удовольствием смотреть DVD-фильмы. По крайней мере, озвучивание будет адекватным, голоса зазвучат узнаваемо, а множество звуков не уйдёт в тень или (зависит от частоты) не забьёт передний план.

SG-S 03 resize

Creative Travel Sound 500

Заправилы акустической моды вроде JBL не чураются делать портативные активные колонки, причём довольно оригинальные. Например, с раздвижным корпусом для усиления басовитости.

Полноценные активные стереопары

Наиболее оптимальная (по соотношению «цена/качество звука/внешний вид») стереопара на сегодняшний день – это MicroLab Solo-1 mk2 (см. обзор «Сравнительный тест стереопар стоимостью около $50»). Преимущества: приятный звук, большой запас по регулировке ВЧ- и НЧ-тембра, относительная компактность. Недостаток: проблемы с фазировкой в широкой полосе частот, и как следствие, нечёткие стереоэффекты. Замечу, сей недостаток присущ почти всем (особенно недорогим) мультимедиа-колонкам, так как строгий подбор по параметрам всех компонентов фильтров – очень дорогое удовольствие. Вот в первой версии, которая просто Solo-1, АЧХ почти не подправляли, посему и фазу не коверкали… Конечно, раскладка лево-право у «мк-2» отрабатывается неплохо, ну а про глубину сцены и локализацию лучше не вспоминать.

SG-S 04 resize

Оптимальная Solo1 mk2

Так что если лично вам важны нюансы стереоэффектов, то обращайте внимание на строгую синфазность правой и левой колонок. Напомню, запаздывание излученной звуковой волны во времени зависит от частоты и, хотя составляет порой миллисекунды, является важным фактором для формирования глубины и панорамы стерео. Для проверки сфазированности на слух существуют специальные тестовые диски, например, Аудио Доктор, выпущенный журналом Salon Audio Video в мартовском номере 2005 года.

Несколько получше по фазировке обстоят дела у Sven 332 (если бы не суховатый бас, быть ей лидером). Вообще, удачная получилась модель – звонкая на верхах и быстрая на низах. Вдобавок довольно чистые средние частоты и гармоничный внешний вид. Единственное неудобство – большой (по меркам настольной акустики) рост, поэтому лучше размещать колонки на отдельных полках-подставках.

Тенденция выбора либо благозвучной АЧХ, либо правильной фазировки, думаю, в ценовой нише до $80 укоренится надолго – до тех пор, пока не изобретут удешевлённую технологию производства кросс-фильтров. Так что при выборе среди новичков и малоизвестных марок следует учитывать и этот аспект.

Несмотря на кажущуюся простоту классической стереопары, многие фирмы в спешке ломают об неё зубы. Например, гонятся за мощностью в ущерб звучанию или, накрутив цену, наводят внешний лоск, позабыв о звуке как таковом. Случается, что проштрафившуюся модель улучшают на ходу; как следствие, в продаже может оказаться одновременно несколько модификаций, причём внешне похожих, как две капли воды. Так или иначе, выпускается множество моделей-середнячков, коих потребителям, предъявляющим к звуку повышенные требования, следует избегать. Но середнячки вполне способны удовлетворить негурманов звука

Не бойтесь компаний-новичков, ведь на старте они вынуждены выпускать действительно конкурентноспособные модели. Например, AVE-50 – звонко басовитая парочка с двумя микрофонными входами, выдерживающими подключение электрогитары. Но не забывайте принцип «доверяй, но проверяй», который ещё никто не отменял. Так, не советую брать AVE-60 и AVE-70 первой модификации без индивидуального прослушивания.

Если для вас важно дистанционное управление, причём за смешные деньги, то выбирайте между MicroLab Pro2 (осторожно – маркая ткань гриля) и темнокожим «молочным братом» – моделью Dialog серии «блюз». Звучание у них очень схожее, с зернистыми грубоватыми «верхушками» (обнаруживает чуткий слух). Очевидно, весь бюджет съело инфракрасное управление. Удалось ли избежать вышеупомянутых подводных камней в нетривиальной модели Dialog W3200 «собственной» разработки, не знаю.

SG-S 07 resize

«Блюзовый» Dialog: найдите три отличия

Совсем иное дело с фазировкой у JetBalance 381 (чудес не бывает, эта модель уже из другой ценовой категории – >110 уе). Плюс роскошный бас и практически идеальные средние частоты. Регулировки выведены на лицевую панель одной из колонок. Правда, недостатки тоже имеются: система ловит импульсы напряжения в электросети (желателен хороший фильтр-пилот с заземлением нейтрали), вдобавок фактически отсутствует запас по увеличению ВЧ-тембра (обидно! у многих людей слух требует подъёма на высоких частотах).

SG-S 08

JetBalance JB-381 (2 модификации) – наиболее «звучная» и элегантная стереопара на сегодняшний день

Об ещё одной продвинутой модели JetBalance – JB362 – распространяться не буду, так как буквально на днях ей был посвящен отдельный обзор (см. обзор «Классика жанра. Обзор стереопары JetBalance JB-362»).

Очень прилично и мощно звучит Defender модели «полтинник», судьбоносная модификация которой вот-вот должна появится в продаже. Вынужден предупредить: это самая объемно-габаритная стереопара в стане мультимедиа из числа полочных. На удивление по «хай-файному» сбалансированное звучание у неказистого внешне (стиль ретро) «сороковника», но эту модель, по слухам, скоро снимут с производства.

SG-S 09

Лучший звук 2003 года

К сожалению, не получила (пока?) развития интереснейшая модель Defender Volcano-1 (см. обзор «Hi-Fi акустика Volcano от Defender: подробности и размышления»). Кажется, вершины «хай-фай» оказались слишком тяжелы для покорения, в том числе, массовым покупателем.

SG-S 10

Hi-Fi требует жертв

Пассивные Hi-Fi стереопары

Неоднозначная ниша. Разница в цене на штуку «бакинских» ничего не гарантирует. В нижнем ценовом секторе куча посредственности скрывает разбросанные то там то сям алмазные крупицы. В мире Hi-Fi индивидуальное прослушивание перед покупкой считается хорошим тоном. Но смотрите в оба: в случае перезаглушенного (хлопок в ладоши мгновенно затухает, а намек на эхо быстро тонет-исчезает) помещения «прослушки» легко нарваться на кота в мешке. В домашнем помещении с «живой» реверберацией колонки зазвучат иначе.

Рекомендую обращать внимание на акустику типа английской Acoustic Energy, модель AESPRIT С300 (уже не производится, замещена новой линейкой) с пищалками от датской ViFa. Правда, С300 не помешает усилитель примерно за $600 (например, джентльмен Rotel) и подключение по Bi-Wire правильным кабелем. Вот тогда эти аккуратные колонки себя раскроют во всей красе. В частности, в их исполнении тарелки звучат столь реалистично, что впору вводить в заблуждение публику в шоу «скрытая камера». Локализация источников звука в пространстве просто удивительна.

SG-S 11 resize

AE C300

Не рекомендую конкретно Monitor Audio модель-красавицу Bronze B2 – крайне привередливые колонки из Англии с пиком АЧХ на ультразвуковых килогерцах. По всей видимости, сказывается весьма специфическая зависимость сопротивления от частоты. Уж не знаю, какой усилитель эту «бронзовую Би-Ту» и полюбит. Подозреваю, без «би-вайринга» тут не обойтись.

SG-S 12

Красота порой так обманчива

Трифоники

Да, трифоники позволяют экономить место и получать углубленный бас при минимальных габаритах. Но цена хорошо (читай, приятно) звучащего трифоника будет превышать стоимость активной стереопары с аналогичным качеством звука. Самый недорогой трифоник с конкурентоспособным звучанием на сей момент – это AVE 39. Распространённые недорогие трифоники от Creative, славящиеся более продвинутым дизайном, звучат не так красиво, но помощнее, причём разница в 6 долларов может разительно сказаться на звучании. Например, если сэкономили на твитере, оставив прежним среднечастотный динамик.

Ярким примером трифоника с повышенной басовитостью, но аскетичной внешностью является Defender SPK G2.1.

Следует иметь ввиду, что очень маленькие трифоники с очень скромным по размерам сабвуфером, как бы ни была именита фирма-производитель, звучат постольку-поскольку, а зачастую просто отвратительно.

Существуют производители (например, Genius), которые специализируются на так называемой «декоративной» акустике, как правило, с привлекательной ценой. Акцент в ней делается исключительно на броский дизайн, а на звук обращают внимание, только если осталось что-то от бюджета. Продвинутые, чуть подороже, решения подобного рода получили обобщенное название Style Life. Так поступают все фирмы, включая солидные Panasonic, Samsung и т.д.

Немалая цена таких бонзов, как Altec Lancing, или раскрученных типа Logitech объясняется высоким качеством изготовления и оригинальным дизайном. Звучание – своеобразное, по традиции с акцентированием средних частот и гипербасом. Рекомендуется людям с ослабленной чувствительностью слуха, а также владельцам источников звука с хорошими эквалайзерами.

SG-S 15

Altec Lancing MX5021 (198 $)

Надоел «квадратурный» дизайн, да ещё и в тёмных цветах? Тогда вам надо взглянуть на JBL Creature II (см. обзор «Сумма технологий: активная акустическая система Creature II от JBL»). Этакий презент от НЛО. Большинство девушек замирает от восторга! На удивление, звучание вполне приятное (если не переусердствовать с громкостью).

SG-S 16

«Летающая тарелка» JBL Creature II

Отличный «хай-тек» и приятный, с богатым басом звук недавно продемонстрировала JetBalance (см. обзор «Хай-тек заказывали? Обзор трифоника JetBalance JB-491»).

Требуется нечто сверхоригинальное? Пожалуйста: Harmon/Kardon SoundSticks II! Прозрачная ударопрочная пластмасса, синяя подсветка сабвуфера и т.д. Отличный подарок боссу (конечно, если у него дома или в кабинете уже не стоит какой-нибудь Hi-End вроде умопомрачительного Bang&Olufsen). Уверяю вас, звучание весьма приятственное и не посрамило легендарное имя Harmon/Kardon. Некоторые китайские фирмы взялись копировать сие произведение искусства, но, боюсь, на пути к звёздам их ждет череда неудач.

SG-S 17 resize

Harmon/Kardon SoundSticks II (222$)

Замахнулись на трифоник с утонченно «хай-файным» звучанием? Среди мультимедиа, представленного на российском рынке, таковых пока не замечено. Увлечение истинным высокоточным Hi-Fi и здесь потребует серьёзных (около $1000) капиталловложений.

Активные мультимедиа системы 5.1

Здесь очень горячо. AVE, Altec Lancing, Creative, Dialog, Defender, Edifier, MicroLab, …, Sven – как списочек, впечатляет? Он ещё далеко не полный! Ничего удивительного, сегодня это ударная позиция. И спрос только начинает расти.

Начнём по алфавиту, с AVE. Самая удачная из 5.1 систем сей многообещающей фирмы – модель С-120. Звук – тянет на «полтора-два раза дороже». Цена – доступнее не бывает. Недостаток: слепое управление.

SG-S 18 resize

AVE C-120 (< $100)

Другой демократичный 5.1 театрал – Edifier R-501. Отличный бас. Удобное управление. Табло индикации уровня. Низкие частоты тыловых каналов в первой версии обрезались, но фирма обещала исправить. Сателлиты однополосные и им порой трудно справится с мощными всплесками звука.

SG-S 19 resize

Edifier R 501 ($) – вторая версия

Следующая ценовая веха (150) – знаковая. Переход в иное качество. Тут уже и внешний вид, и качество изготовления не хромают (например, Sven 480).

SG-S 20

Sven 480 ($ 155) – качественный скачок

А что дальше? О-о-о! Дальше – для гурманов звука. Рубеж в 250. За ним подпрыгивает ещё и мощность. Характерный пример: Sven 1400 и 1410 (предстоит отдельный разговор с пристрастием). Часто во имя звука приходится экономить, используя устаревающее табло и т.п. (Edifier S51). Замечу, весьма недешёвые, с продвинутым сервисом модели от Altec Lancing и Logitech не вписываются в разделение на ценовые рубежи в 150 и 250 долларов.

SG-S 21 resize

Edifier S51 – мощная основательность

SG-S 22 resize

Пощупай колотушку… и извинись!

Отдельные компании умудряются выжать и звучание, и дизайн, вписавшись в рекордный бюджет. Хочется отметить модель MicroLab AH-500, звучание и внешний вид которой устраивают многих меломанов. Некоторые «брэнды» отваживаются пройтись по лезвию бритвы, сбалансировав между звуком и внешним видом. Вот-вот появится в продаже выглядящая на полштуки Defender SPK DK5.1 Hollywood 100 (каюсь, «заценить» звучание  возможности не было).

Кстати, сейчас модны сателлитные колонки, выполненные в виде стройных колонн, корпуса которых изготавливаются как из ДВП, так из алюминия, реже – из пластмассы. Алюминиевые колонны могут давать специфические призвуки (требуется грамотное демпфирование), поэтому желательно перед покупкой их прослушать, не позарившись на красоту.

Активные системы 6.1/7.1

Нужны ли дополнительные тыловые каналы? Ответ: для покрытия «сурраундом» небольшой площади – реальной нужды нет, а вот проблем с прокладкой кабелей прибавляется. Тем более что звука в формате 7.1 раз-два и обчелся, да и то всё киношные дорожки. Музыка в 7.1 не записывается, и в обозримом будущем подобное не предвидится. Вот для не (!) домашних кинотеатров с большим числом посадочных мест дополнительная тыловая акустика актуальна. Впрочем, заядлые игроманы могут себя потешить комплектами 7.1, благо, звук в играх практически весь моделируется. Единственное, рекомендую взять 7.1 если у вас несимметричное помещение, чтобы более равномерно озвучить зону просушивания (за счёт запараллеливания дополнительных тыловых каналов).

Безусловно, лидер в мультимедиа – Creative Giga Works S750. Чрезвычайно мощный сабвуфер. Не исключено, что бас захочется убавить до нуля. Плюс ультразвуковые (до 40 кГц) твитеры из титана. Семь штук солидных сателлитов, выносной блок управления и инфракрасная «дисташка». Учтите: упаковка тяжеленная, хотя выглядит миниатюрной. Звучание на средних частотах к «хай-фай» отнести трудно, но тут многое зависит от качества записи. Отлично воспроизводится многоканальный, тщательно прописанный Dolby Digital.

SG-S 23 resize

GigaWorks S750 (~450$)

Giga Works S750 затыкает за пояс по всем параметрам своего собрата по цеху Creative Inspire T7700. Хотя справедливости ради следует признать, что Т7700 очень даже сгодится для геймеров.

6.1 системы живьём лично мне на прослушку не попадались. Как-то пытался соорудить 6.1 из 5.1, подцепив на 7-й канал активный монитор. Бесполезно! Сетевые шнуры, розетки и т.п. Вдобавок без кропотливой настройки вряд ли выйдет что-то путное

4.0 и 4.1 в продаже представлены также крайне скупо (если не изменяет память, есть модель у Jazz Speakers). А зря! При озвучивании одного места (как раз компьютерного!) центральным каналом можно было бы пожертвовать, поскольку правильно сделанные фронты с успехом воссоздадут срединные источники звука.

Пассивные комплекты 5.0 и 5.1 (с активным сабвуфером)

Здесь поле выбора гигантское! Однако если вы задались целью предельно минимизировать расходы на акустические системы, то придётся крепко поломать голову. Опять-таки хочется, чтобы всё было красиво. Боюсь, придётся жертвовать красотой во имя звука или платить по полной программе (всегда успеется, не так ли?). В остальном критерии выбора отсутствуют. Можно лишь оговориться, что, какова бы ни была цена, возможность нарваться на посредственное звучание не исключается.

Итак, стартуем с ценового минимума. Советую не пройти мимо 5.0 комплектов AVE 330 (4 Ом) и AVE360 (8 Ом), подробное описание которых мы уже делали (см. обзор «Обзор новейших 5.0 комплектов пассивной акустики AVE»). Напомню, цена от $250 и $270 соответственно. За такие деньги найти звучание получше будет непросто.

Ближайший конкурент (в плане соотношения цена-качество) – SVEN. У этой фирмы есть целый ряд интересных моделей, причём как готовых комплектов, так и компонентов, из которых можно собрать весьма впечатляющее театральное окружение. Особенно привлекательна свежайшая линейка HP-780 (на момент написания статьи в торговые точки не поступала. Не порадовали нас свеновцы и предпродажным сэмплом). Кстати, как бы ни ругали Sven на форумах отдельные бахвалистые личности, сравнивая с дорогой Hi-Fi акустикой той же шведской Audio Pro, свои деньги многие «свены» (например, НР-830 и НР-831) отыгрывают с лихвой. Никто не спорит, в стерео фронтальные колонки не слишком сильны, но это уже неизбежные издержки бюджета.

SG-S 24

Свеженький Sven HP-780. Открытие года или…?

Корпуса со скруглёнными боковыми стенками – не дань антуражу. За этим кроется мудрый акустический расчёт борьбы с паразитными резонансами. Однако изготовление подобных корпусов намного дороже, чем обычных параллелепипедов, посему производители бюджетных моделей будут вынуждены экономить на динамиках, фильтрах и т.п. Не поверите: вскрыв некую якобы солидную колоночку, обнаружил пластиковую (!) раму у низкочастотных динамиков. Не мудрено, что фирма-производитель сего чуда не оставила за собой опознавательных следов.

Быстро ставшая народной в России, китайская ВВК буквально заполонила прилавки не только плеерами, ресиверами и прочей всячиной, но и акустическими системами. Положа руку на сердце, среди обилия ассортимента попадаются небезынтересные как по звучанию, так и по дизайну модели (за сабвуферы не ручаюсь, не прослушивал).

SG-S 27 resize

Комплект BBK Contra – промашка вышла

Датская Jamo, широко известная в мире дорогого Hi-Fi, решилась приблизиться к народу, выпустив бюджетную линейку, фактически дочернюю марку под названием PJ. Надеемся, что она вряд ли будет выдавать плохой звук, разве что если бес попутает.

Наконец, ещё одна демократичная «хай-фай» фирма Eltax, опять-таки из Дании. Качество изготовления – на должной высоте! Примечательно, что фирма проектирует и изготавливает не только акустические системы, но и ресиверы начального уровня. Заслуживает уважения чёткая градация на Hi-Fi акустические системы и многоканальные «театральные» комплекты. Даже на размещённых на официальном сайте картинках честно указан характер звучания. В случае модели Matrix: smooth – мягкий не только на средних, но и на высоких частотах.

Вообще комплект Matrix показателен во многих отношениях. Во-первых, типичный «slim», и, как следствие, возникает необходимость в сабвуфере. Во-вторых, импеданс неравномерен (заявлено 4-8 Ом), поэтому ординарному ресиверу приходится тяжко, а тут ещё заложенная мягкость высоких частот... Короче, без подстройки тембра вряд ли обойтись.

SG-S 30 resize

Комплект Matrix (~250$) от Eltax

SG-S x2

Eltax – «атомный» сабвуфер

У акустики Eltax чётко прослеживается повышение качества звучания по мере роста стоимости. Т.е. комплект за $560 с тем же (бюджетным!) ресивером звучит заметно лучше, чем комплект за $280. Удивлены? Бывает, что наоборот! Или без заметной разницы.

Вообще, бюджетники 5.0 нынче посыпались, как из рога изобилия: Akira, Shinko, Huyndai и т.д. Нередко модели конкурентов по звучанию толком не отличаются, да и внешне их можно легко спутать…

Спустилась с небес и активно атакует бюджет проамериканская Aleks. Без сомнения, за ней потянется вереница брендов. Однако если у вас возникло желание взять нечто этакое, чтобы как слух, так и реноме не пострадали ни при каком стечении обстоятельств, то ориентируйтесь на сумму от $1000 и на таких производителей, как KEF (модель 2005.2 с активным сабвуфером, выполненным по схеме closed box), ELAC («хай-тековский» комплект CINEMA PIPE XL), MORDAUNT-SHORT (нашумевшая модель Genie) и т.п., или, по крайней мере, на Infinity (комплект Beta HCS, ~$550).

SG-S x1

Mordaunt-Short модель Genie (~$1400) – на десерт

Остаётся упомянуть, чем усиливать всё вышеперечисленное хозяйство. Если в спецификации колонок указано, что их импеданс составляет 8 Ом, то можно попытаться сдружить акустику с ресиверами Pioneer (515 и тд). В последних моделях предусмотрено переключение на 6 Ом, так что запас на экстренную ситуацию есть.

SG-S 31 resize

Ресивер Pioneer 915 в работе

Если в документации отмечено, что акустические системы имеют импеданс 4-8 Ом, то лучше не рисковать и обзавестись ресиверами с бронебойным усилением, например, Yamaha (440 и выше) и Sony (790, 795). Богатырскую экзотику вроде Harmon/Kardon не предлагаю по причине дороговизны. Кому по карману – вперёд!

Несоответствие импеданса колонок нагрузочной способности усилителя может приводить как к вырубанию последнего (его же автоматикой) на неком повышенном уровне мощности, так и к ухудшению звучания в целом. Причем впечатляющий коэффициент демпфирования сам по себе ещё ничего не гарантирует. Понятно, что чем ниже выходное сопротивление усилителя, тем лучше, но поскольку и оно (равно как и импеданс колонок) зависит от частоты, то их стыковка друг с другом – дело тонкое.

Владельцы акустики Sven могут сэкономить, купив многоканальный усилитель 921-й модели. Как он сыграется с иной, чужеродной акустикой – вопрос открытый, а с родной – обязан по определению.

SG-S 32

Sven 921 ($) – передняя панель из алюминия

Активные студийные мониторы

Многие требовательные к звуку меломаны озадачиваются вопросом: а не прибомбить ли студийные мониторы (в каждом собственное независимое усиление), благо цена на некоторые не выглядит заоблачной. Тут следует заметить, что любая мониторная акустика не предназначена для прослушивания музыки в своё удовольствие. Она безжалостно вскрывает, выставляя на показ все огрехи записи (в случае действительно классного монитора). Или же звучит настолько нейтрально пресно, что скулы сводит. И если ваш слух достаточно чуток и остр, то, боюсь, вы вряд ли получите удовольствие – сразу выяснится, где не хватает высоких, где задраны средние, где бас жидковат. Увы, студийное качество записи не доходит до крупносерийных носителей музыки типа CD-аудиодисков. В частности, по той простой причине, что студийный «исходник» (24 бит 48/96 кГц) перед конвертацией в 16 бит 44.1 кГц специально подвергается компрессии и эквализации, чтобы лучше звучать на массово бытовой акустике, включая заскорузлые динамики радиоточек. А ведь как хочется приятно-комфортного (ну и что, что раскрашенного?) звучания на всех дисках из домашней коллекции! Поэтому имеет смысл выбирать ту акустику, которая скрывает недостатки записи, а не выпячивает их.

Настоящий студийный монитор – это профессиональный инструмент, а не средство для отдыха, и стоит он не одну тысячу долларов (в частности, продукция прославленной Genelic).

SG-S 33 resize

Как они выглядят (студийные мониторы в Ферре ещё не тестировались): начальные M-Audio…

SG-S 36 resize

Дизайн исключительно мониторной KRK до боли напоминает что то мультимедийное !

Необходимо отметить, что развелось много поделок под студийные мониторы, и эту привлекательную по цене продукцию внешне трудно отличить от мониторов начального уровня (от $200 за штуку), предназначенных для домашних «проджект»-студий.

Цена на мониторы часто назначается поштучно, а не на пару, как принято в бытовой стереоакустике. Связано это с тем, что нередко мониторные колонки приобретаются по три, по пять и т.п. штук для оснащения специализированных (например, многоканальных) студий.

Док-станции

Новое направление в мультимедиа-звуке. Настолько новое, что ничегошеньки к нам на тест ещё не попадало. Посему ограничусь одной картинкой (из которой ясно назначение данного типа устройства) и одним замечанием. Если приглянувшийся продукт – изделие уважаемой акустической фирмы, то шансы заполучить качественное звучание резко возрастают. Но не надейтесь, что цена будет демократичной.

SG-S 37 resize

Американская Bose SoundDock

Не удивлюсь, если док-станциии обзаведутся последним веянием – цифровым звуковым проектором, обеспечивающим трёхмерность звучания за счёт решётки точечных излучателей и учёта отражений волн в конкретном помещении.

Заключение

Для тех, кто читает с конца. Данная статья, призванная облегчить выбор «от мала до велика», изложена по следующему принципу: логическая схема «если …, то…» с приведением примеров как удачных моделей, так и некоторых «промашек».

SG-S 38 resize

Замрите! Новое достижение Bang&Olufson. Вопрос о цене здесь не уместен

_ P.S. _

Акустические системы баснословной цены не рассматривались умышленно – о них и так много пишут в «хай-файных» глянцевых журналах. Кстати, на предложение взять на тест комплекты пассивной Hi-Fi акустики стоимостью до ~$500 одна весьма солидная компания ответила резко отрицательно. Реплика сводилась к следующему: «А зачем? Они и так хорошо продаются! Берут не глядя.» Странно, если всё так безоблачно, то почему форумы забиты вопросами по поводу оптимального выбора именно в данной ценовой категории? Получается, что сняты лишь «сливки», а огромная часть потенциальных покупателей попросту мнётся, не отважившись выложить припасенные денежки.

Автор:
V_A_N