Фото, видео и аудио

Обзор компактной 10-мегапиксельной фотокамеры LUMIX DMC LX-2

10-мегапиксельная матрица с соотношением сторон 16:9, широкоугольный объектив с 4-кратным увеличением и оптической стабилизацией, компактный корпус и стильный дизайн – встречайте компактную цифровую фотокамеру LUMIX DMC LX-2.

Совсем недавно, когда зеркальные цифровые камеры только перешагнули моральный порог в 1000 долларов за камеру с китовым объективом, множество «гуру» на форумах Интернета предрекали скорую смерть такому классу фотоаппаратов, как продвинутые камеры с несменным объективом, или, в просторечии, «цифромыльницы». И действительно, большая матрица и соответствующие недоступные значения ISO, сменная оптика на любой вкус, гораздо более быстрый и точный фокус – казалось, ничто не сможет остановить победного шествия зеркалок. Однако они уже вплотную приблизились к следующему моральному порогу – 500 долларов, а класс продвинутых «цифромыльниц», слегка видоизменившись, продолжает своё существование и не собирается сдавать свои позиции на рынке. За это время в нём практически (за исключением одной-двух моделей в ряду у каждой фирмы, таких как Sony R1 или Panasonic FZ-50 исчезли громоздкие модели, аппараты стали компактнее и при этом гораздо более функционально насыщены, технический прогресс позволил достичь равных с зеркалками значений ISO и свести к минимуму разницу в качестве автофокуса. Более того, большинство моделей стали оснащаться технологиями стабилизации изображения, и каждая модель обладает функционалом, недоступным зеркальным камерам, а именно – съёмкой видео. Конечно, полноценные видеокамеры обеспечивают гораздо больше возможностей для создания видео, но, согласитесь, приятный довесок к функционалу устройства, которое всегда можно кинуть в карман. Размер, вес, простота управления, фокусировка по большому LCD-экрану – вот что позволило камерам с несменной оптикой удержать свои позиции в этой битве за предпочтения пользователей. Никаких сумок и рюкзаков, веса по 5 и более килограммов – положил в карман костюма и забыл до той поры, пока не увидел интересный сюжет. Именно поэтому многие люди, серьёзно занимающиеся фотографией, в комплект к зеркальной камере покупают «мыльницу», благо современные «мыльницы» позволяют желающим использовать имеющиеся у них знания о выборе необходимой диафрагмы, фокусного расстояния, выдержки и значения ISO, обеспечивая управление в ручном режиме. Одно из таких универсальных устройств – LUMIX DMC LX-2 – и попало сегодня в нашу лабораторию.

Внешний вид

LUMIX DMC LX-2: внешний вид

LUMIX DMC LX-2: внешний вид

Технические характеристики
Матрица10 млн эффективных пикселей1/1,65” CCD
Объектив4-кратное оптическое увеличение, f=6,3…25,2 мм (28…112 мм в 35 мм эквиваленте при соотношении сторон 16:9)/F2,8…4,9
Цифровое увеличениеДо 4
Режимы фокусировкиАвто/макрорежим/ручная9 зон/3 зоны/1 зона/точечная
Дальность фокусировкиОт 50 см (при f=6,3)/120 см (при f=25,2) до бесконечности в программном режиме; от 5 см (при f=6,3)/30 см (при f=25,2) до бесконечности в макро- и ручных режимах
Серийная съёмка3 кадра в секунду (высокая скорость), 2 кадра в секунду (низкая скорость), около 2 кадров в секунду до исчерпания карты памяти
Количество кадров в серииДо 9, до 5, до исчерпания карты памяти
Запись видео1280х720/848х480/640х480/320х240 со скоростью 30 или 10 кадров в секунду
Светочувствительность ISOАвто/100/200/400/800/16003200 в режиме повышенной чувствительности
Скорость затвора60…1/2000 секунд в режиме «звездное небо»: 15, 30, 60 секунд1/30…1/20 000 секунд в режиме записи видео
Баланс белогоАвтоматический/дневной свет/облачно/темно/галогеновое/вспышка/2 ручных режима
РежимыПрограммный (P)/приоритета диафрагмы (А)/приоритета выдержки (S)/ручной (M)Компенсация экспозиции с шагом 1/3EV от –2 до +2 EV
Режимы экспозамераМногозонный/центровзвешенный/ точечный
LCD-дисплейНизкотемпературный TFT LCD 2,8” (около 210 000 пикселей) с полем зрения 100%
ВспышкаДальность 60 см – 4,1 мАвто/авто с уменьшением эффекта красных глаз/принудительное включение/ медленная синхронизация/принудительное выключение
Запись данныхВстроенная память на 16 Мбайт, SD/MMC карты памяти
Разрешение и стандарт изображенияФото в JPEG Fine/JPEG Standard/RAW
Формат 16:9 4224х2376, 3840х2160, 3072х1728, 1920х1080
Формат 3:2 3568х2376, 3248х2160, 2560х1712, 2048х1360
Формат 4:3 3168х2376, 2880х2160, 2304х1728, 2048х1536, 1600х1200, 1280х960
Видео в Quick Time
Формат 16:9 1280х720, 848х480
Формат 4:3 640х480, 320х240
ИнтерфейсыUSB 2.0 (Full Speed), NTSC/PAL композитный выход, аудиовыход (моно)
БатареяЛитийионная Panasonic CGA-S005E; 3,7 В; 1150 мА*ч
Габаритные размеры (ДхВхШ); масса105,7х55,8х25,6 мм; 212 г (с картой памяти и батареей)

Чёрный матовый корпус с первого же взгляда оставляет впечатление дорогого аксессуара. Размеры – чуть больше, чем у сигаретной пачки, да и то за счёт цилиндра объектива на передней панели, прикрытого до поры до времени крышкой, надёжно защищающей оптику, на которой красуется столь ласкающее многим слух название Leica. И сразу чувствуешь внимание к мелочам – от крышки к специальной проушине на боковой части фотоаппарата тянется тоненький шнурок, не позволяющий потерять крышку в азарте погони за интересным сюжетом.

LUMIX DMC LX-2: переключатели на объективе

LUMIX DMC LX-2: переключатели на объективе

На объективе удобно разместились два трёхпозиционных переключателя: выбор режима фокусировки и выбор соотношения сторон снимка. Такое расположение обеспечивает быстрый доступ к ним в случае необходимости, а шансы случайно их задеть минимальны. Помимо объектива на передней панели расположен лишь наплыв под средний и безымянный пальцы правой руки, обеспечивающий более удобное удержание фотоаппарата по сравнению с моделями прямоугольной формы. Несмотря на минимальные размеры, наплыв прекрасно справляется со своими функциями, и при использовании фотоаппарата не возникает никаких сомнений в его необходимости.

LUMIX DMC LX-2: вид спереди

LUMIX DMC LX-2: вид спереди

Большую часть места на задней панели занимает огромный 2,8-дюймовый LCD-дисплей с соотношением сторон 16:9, вызывающий желание купить для него защитную плёнку, чтобы ни в коем случае не поцарапать эту блестящую поверхность. Кстати, этот дисплей сможет послужить как маленькое зеркальце. Вытесненные элементы управления удобно расположились под большим пальцем правой руки, на отдельной площадке. Забегая несколько вперёд, скажем, что группы из пяти навигационных кнопок (четыре «стороны» и центральная), миниатюрного джойстика и трёх отдельных кнопок вполне достаточно для удобного управления камерой во всех режимах.

LUMIX DMC LX-2: вид сзади

LUMIX DMC LX-2: вид сзади

На верхней панели классически расположились колесо режимов, кнопка включения камеры, кнопка спуска с охватывающей её полосой изменения степени зумирования и вспышка с управляющей ею кнопкой. На одной из боковых панелей разместились внешние разъёмы для подключения, а на нижней – гнездо для штатива и крышка отсека, в котором размещаются карта памяти и аккумулятор. Все элементы – от конструкции крепления закрывающих отсеки крышек до самого маленького переключателя или кнопки – сделаны очень основательно и добротно, без каких-либо намёков на минимальные люфты, и весь фотоаппарат производит впечатление этакого крепкого, плотного (но ни в коем случае не страдающего ожирением!) человека невысокого роста в строгом костюме.

LUMIX DMC LX-2: вид сверху

LUMIX DMC LX-2: вид сверху

LUMIX DMC LX-2: вид снизу

LUMIX DMC LX-2: вид снизу

LUMIX DMC LX-2: вид сбоку

LUMIX DMC LX-2: вид сбоку

Ну и буквально несколько слов о комплектации устройства. Она достаточно стандартна и включает в себя всё необходимое: шнуры для подключения к компьютеру и телевизору, миниатюрное зарядное устройство, довольно пухлое руководство по эксплуатации и компакт-диск с программным обеспечением для просмотра и редактирования изображения.

Начинка

Содержимое этой фотокамеры вполне соответствует внешности. В первую очередь это прекрасная 10-мегапиксельная матрица с редким соотношением сторон 16:9, точно таким же, как на вашем широкоэкранном телевизоре, а это значит, что при просмотре фотографий на нём вам не придётся растягивать изображение по горизонтали или терять отрезанные сверху и снизу части картинки. Часто можно встретить мнение, что столь большое количество мегапикселей не требуется и чуть ли даже не вредно для обычного пользователя. Конечно, если вы собираетесь просматривать фотографии исключительно на экране монитора или телевизора, то столько вам не потребуется (только появившийся недавно стандарт HDTV предусматривает максимальное разрешение в 1920х1080 точек, а это всего лишь 2 мегапикселя). Но как только вы захотите напечатать понравившуюся фотографию в размере, большем чем «фотография 9 на 12 с наивной подписью «На память», – сразу вспомните про мегапиксели. Возьмём, к примеру, стандартный размер печати под рамку А4: 20х30 см (или 8х12 в дюймах). Фотографическое качество печати характеризуется широко известным значением в 300 точек (читайте – пикселей) на дюйм, и это значение взято не кем-то из головы, а является пределом разрешающего значения глаза. Иначе говоря, давая меньшее количество точек на дюйм, вы рискуете потерять в тех деталях изображения, которые могли бы заметить невооружённым взглядом. Запас, конечно, есть, и можно использовать 250 точек на дюйм или меньше, но он весьма невелик. Перемножаем и получаем 2400х3600 точек, что составляет 8,5 мегапикселя. Теперь осталось напомнить, что зачастую кадр делается с запасом по краям на выравнивание линии горизонта, исправление пропорций и т. п., этот запас срезается при редактировании, и вот уже 10 мегапикселей оказывается не много, а именно в самый раз.

Впрочем, помимо большого количества точек эта матрица обладает ещё и потрясающим значением максимального ISO в 1600 единиц. Конечно, на максимальном значении снимают очень редко, поскольку в любой камере при таких цифрах начинают появляться цветовые и световые шумы, обусловленные так называемыми темновыми токами утечки в матрице, которых при столь плотном расположении точек матрицы более чем достаточно. Столь высокое значение максимального ISO позволяет пользоваться значениями на одну или две ступени ниже без боязни увидеть впоследствии на экране монитора абстрактное цветное одеяло.

Также, говоря о начинке данного фотоаппарата, не могу не упомянуть великолепный объектив Leica DC Vario-Elmarit c диапазоном фокусных расстояний 28-112 мм и системой оптической стабилизации, обеспечивающей отсутствие «шевеленки» (смазывания на фотографии) при съёмках на достаточно длинных выдержках. Используемая в данном аппарате система оптической стабилизации отслеживает минимальные движения камеры во время съёмки и оперативно меняет положение линз в объективе таким образом, что изображение не изменяет своего положения на матрице и, соответственно, не смазывается. Конечно, 4-кратный зум (соотношение максимального и минимального фокусного расстояния, кратность «увеличения» объектива) этого объектива не может соревноваться со значениями камер категории «суперзум», но его вполне достаточно для съёмки большинства сюжетов. А вот значение короткого фокусного расстояния в 28 мм (а не 36, как у многих конкурентов) не раз порадует при съёмке групповых снимков или зданий. Ведь чем меньше это число, тем на меньшее расстояние вам придётся отойти от большого объекта, чтобы захватить его в кадр целиком. Так что если вы любите снимать архитектуру или пейзажи, то сочетание 10-мегапиксельной матрицы и широкоугольного объектива в этой камере определённо должно вам понравиться.

Меню и управление

Меню функционально разделено на две группы параметров: настройки, связанные с фотографированием (баланс белого, светочувствительность, режимы фокусировки и экспозамера, качество изображения, дополнительные эффекты), и общие настройки камеры (такие как формат данных, временной пояс, яркость дисплея, язык меню). В зависимости от выбранного режима количество настроек в первой группе изменяется от двух в автоматическом режиме до полного набора в программном и ручном режимах.

LUMIX DMC LX-2: меню настроек

LUMIX DMC LX-2: меню настроек

LUMIX DMC LX-2: меню установок

LUMIX DMC LX-2: меню установок

Общее впечатление: достаточно удобно и просто, чтобы человек, хотя бы поверхностно знакомый с фотографией, мог разобраться в большинстве из них и оперативно их изменять, не прибегая к помощи инструкции. И не последнюю роль в этом играет хорошая русская локализация меню, крупный легко читаемый шрифт и интуитивно понятные пиктограммы. Общий принцип управления достаточно прост: есть полностью автоматический режим, когда камера выставляет все параметры сама; режимы сцены, когда камера пользуется заранее заложенными приоритетами настроек (минимальное время выдержки в спортивном или, наоборот, сверхдлинные выдержки для съёмок ночного неба); есть программный режим, в котором съёмка происходит автоматически, но ISO, режимы фокусировки и экспозамера задаются в меню, и есть ручные режимы, включая режим ручной фокусировки, что непременно порадует людей, привыкших полностью контролировать процесс съёмки. Таким образом, камера будет удобна как для новичков, только делающих первые шаги в мире цифровой фотографии, так и для профессионалов. Особенно хочется отметить наличие формата RAW. При съёмке в этом формате на карточку пишется не изображение, а непосредственно данные с матрицы без какой-либо обработки. Обработка происходит позже, на компьютере, что позволяет полностью контролировать весь процесс. Особенно полезно это при съёмке в условиях сложного освещения.

Под стать меню и режимы отображения информации на ярком экране. В зависимости от вашего выбора он будет либо свободен от каких-либо символов и отображать только объект съёмки, либо на нём будет любая информация, которая только может вам потребоваться. Сетка из линий и индикация переэкспонированных (засвеченных) областей на изображении, расположенные по часовой стрелке: гистограмма, режим фокусировки, экспопара выдержка-диафрагма, экспокоррекция, режим фотоаппарата, режим вспышки, режим экспозамера, значение ISO, текущая настройка качества изображения, заряд аккумулятора, количество оставшихся кадров – всё это расположено аккуратно вдоль краев экрана и обеспечивает пользователя любой необходимой ему информацией.

LUMIX DMC LX-2: отображение информации на экране

LUMIX DMC LX-2: отображение информации на экране

В работе

Прогресс не стоит на месте, и большинство современных «мыльниц» не так уж и сильно отстают от зеркалок. LUMIX LX-2 не исключение: примерно за 1,5 секунды камера успевает включиться и выдвинуть объектив в рабочее положение. Скорость и точность автофокуса хотя и не показывают чудес, но находятся на достаточно стандартном уровне для современных компактных фотокамер. В обычном, не серийном режиме съёмки с использованием карты памяти Transcend 80х интервал времени между двумя снимками, затрачиваемого на обработку и сохранение кадра, составляет порядка 1-2 секунд, в зависимости от формата сохраняемого изображения. Один кадр максимального размера (10 мегапикселей, соотношение сторон 16:9) в формате JPEG максимального качества занимает около 4 Мбайт, а в формате RAW – 20 Мбайт. Очень удобно, что одновременно с сохранением RAW-файла на карточку пишется и JPEG в среднем качестве – это позволяет быстро просматривать и удалять неудачные файлы, экономя место на карточке, поскольку, как несложно посчитать, при использовании формата RAW на карточку 2 Гбайт поместится всего 90-100 кадров.

Автоматический баланс белого достаточно корректно отрабатывает естественное освещение в любых условиях, но склонен ошибаться в условиях смешанного освещения, особенно если это два разных типа ламп. Поэтому при съёмке в помещении мы бы рекомендовали использовать формат RAW.

Ну а теперь примеры фотографий:

LUMIX DMC LX-2: фото 1

(1024х576) (4224x2376, 1 Мбайт)

(1024х576) (4224x2376, 1 Мбайт)

LUMIX DMC LX-2: F4,5 1/200c L=28мм ISO100

Здания действительно потрясающие, а если к фотографии применить любое средство, позволяющее исправлять перспективные искажения, то можно получить отличную картинку. Вот, например, результат работы фильтра Andromeda lensdoc:

LUMIX DMC LX-2: фото 2

(1024х677) (2966x1962, 0,5 Мбайт)

(1024х677) (2966x1962, 0,5 Мбайт)

Обратите внимание на весьма малый уровень бочкообразных искажений, очень часто встречающихся при съёмке на широком угле.

LUMIX DMC LX-2: фото 3

(1024х576) (4224x2376, 1,05 Мбайт)

(1024х576) (4224x2376, 1,05 Мбайт)

LUMIX DMC LX-2: F4 1/160c L=28мм ISO100

Пейзажи этому аппарату удаются тоже отлично.

LUMIX DMC LX-2: фото 4

(1024х576) (4224x2376, 1,27 Мбайт)

(1024х576) (4224x2376, 1,27 Мбайт)

LUMIX DMC LX-2: F4 1/200c L=28мм ISO100

LUMIX DMC LX-2: фото 5

(576х1024) (2376х4224, 0,7 Мбайт)

(576х1024) (2376х4224, 0,7 Мбайт)

LUMIX DMC LX-2: F4,9 1/125c L=112мм ISO100

Эти два кадра были сделаны с одной точки и позволяют оценить диапазон фокусных расстояний фотоаппарата.

LUMIX DMC LX-2: фото 6

(1024х576) (3706x2085, 1,16 Мбайт)

(1024х576) (3706x2085, 1,16 Мбайт)

LUMIX DMC LX-2: F4 1/30c L=28мм ISO100

С макросъёмкой у камеры всё в порядке: при максимальном приближении спичка занимает практически весь кадр по ширине. Чтобы оценить резкость, вырежем часть изображения и рассмотрим при масштабе 100%:

LUMIX DMC LX-2: фото 7

Кроп со 100%-ным увеличением

LUMIX DMC LX-2: фото 8

(1024х576) (2623x1476, 0,3 Мбайт)

(1024х576) (2623x1476, 0,3 Мбайт)

LUMIX DMC LX-2: F2,8 1/30c L=28мм ISO100

Зима – это хорошо, но так хочется ярких красок. Пожалуйста!

LUMIX DMC LX-2: фото 9

(576х1024) (2376х4224, 1,3 Мбайт)

(576х1024) (2376х4224, 1,3 Мбайт)

LUMIX DMC LX-2: F3,2 1/20c L=39мм ISO800

LUMIX DMC LX-2: фото 10

Кроп со 100%-ным увеличением

А вот съёмка в тяжёлых условиях, и мы можем видеть пример работы оптической стабилизации. Несмотря на увеличение ISO до 800, условия съёмки всё равно требуют экспопары со значениями, выходящими за эмпирически выведенные поколениями фотографов пределы, которые описываются так: «при съёмке с рук выдержка должна быть равной или короче, чем единица, деленная на значение фокусного расстояния в мм». А у нас 1/20с и почти 40 мм фокусного, и никакой «шевеленки» благодаря стабилизации.

А что с шумами? Конечно, как можно видеть на рисунке выше, ISO800 является предельным, но не запредельным значением, особенно если применить к изображению программу шумоподавления, например Noise Ninja:

LUMIX DMC LX-2: фото 11

(576х1024) (2376х4224, 0,7 Мбайт)

(576х1024) (2376х4224, 0,7 Мбайт)

Давим шумы

LUMIX DMC LX-2: фото 12

Кроп со 100%-ным увеличением

LUMIX DMC LX-2: фото 13

(1024х576) (4224x2376, 1,2 Мбайт)

(1024х576) (4224x2376, 1,2 Мбайт)

LUMIX DMC LX-2: F5,6 1/200c L=28мм ISO100

LUMIX DMC LX-2: фото 14

(576х1024) (2376х4224, 0,9 Мбайт)

(576х1024) (2376х4224, 0,9 Мбайт)

LUMIX DMC LX-2: F4,91/200c L=112мм ISO100

Итог

LUMIX DMC LX-2 – отличная универсальная цифровая камера для тех, кто любит удобство, простоту, высокое качество и богатый выбор настроек, но при этом не готов покупать зеркальную камеру из-за веса, размера и невозможности использовать LCD-экран для визирования. Особенно довольны этой камерой будут те, кто часто фотографирует пейзажи и архитектурные сооружения, – благодаря уникальному сочетанию широкоугольного объектива и 10-мегапиксельной матрицы с соотношением сторон 16:9. Приятное дополнение к перечисленному выше – система оптической стабилизации изображения и возможность съёмки видео в HD-разрешении 1280х720.