Наука и технологии

Интервью с директором направления Windows Live Уолтером Харпом

Уолтер Харп отвечает в Microsoft за направление сервисов Windows Live. Мы побеседовали с ним о прошлом и будущем онлайновых служб, о том, для кого и для чего существуют сервисы Windows Live, и об их преимуществах перед конкурентами.

Уолтер Харп, директор направления Windows Live

Уолтер Харп, директор направления Windows Live

Вы работаете над Windows Live более шести лет — это заметный срок для компьютерной индустрии и особенно для интернета. Что изменилось за это время? Были ли переломные моменты, повороты, которые вас удивили?

За эти годы роль электронной почты в жизни людей лишь только выросла, и за этим интересно было наблюдать. Особенности моего личностного склада таковы, что меня вообще ничто не удивляет. Конечно, не стоит делать из этого выводы о том, что я такой умный, что я могу предсказывать будущее, но – просто как-то не удивляюсь. Поэтому могу вам рассказать именно о том, что мне было интересно наблюдать.

Объём использования почты продолжал расти, почта стала иметь большее значение в жизни людей и, скажем так, проявляться в этой жизни более многомерно.

Когда я учился в колледже, у нас почтой как-то не пользовались. А когда начали пользоваться, то поначалу это были простые текстовые сообщения – как обычные письма. Потом я закончил колледж, и буквально через несколько лет началось массовое распространение почтовых сервисов – Yahoo!, Hotmail, других. В Microsoft я пришёл работать в 2004 году, и в этом же году был открыт сервис Gmail. Это уже само по себе изменило моё представление о почте – уже потому,  что они сразу же предложили почтовый ящик размером 1 ГБ.

И вот что произошло за эти годы, больше половины десятилетия. Первое, что изменилось – то, что почты стало еще больше. Образно выражаясь, почта пожарным шлангом вкачивается в почтовые ящики каждого человека, и её становится всё больше и больше. Что еще изменилось? Максимальный размер почтового ящика в Hotmail в 2004 году составлял 20 МБ, а сейчас он неограничен. Кстати сказать, это был не просто волевой шаг, нам для этого пришлось переделывать техническое решение: если раньше Hotmail работала на основе юниксовой системы, то затем она была переделана и теперь работает  на основе Microsoft Windows Server.

Hotmail адаптируется под современные явления. За это время средства для борьбы со спамом у нас были значительно улучшены. По состоянию на 2006 год доля спама в среднестатистическом ящике Hotmail составляла порядка 30 процентов. На данный момент – 4%. Кроме того, мы запустили новую функцию – Sweep («Почистить»). Допустим, у меня в ящике скопилась куча писем от компании, которая мне нравится, но почту от которой я получать не хочу. С помощью функции Sweep я могу «пройтись» по всему ящику и избавиться от всей той почты, которая не является спамом, но, тем не менее, нежелательна. Выбираем папку, и даже если окажется, что у меня там лежит тысяча сообщений этих отправителей, то я могу их оттуда переместить одним нажатием кнопки.

Появился Facebook. В 2004 году Марк Цукерберг ещё в общежитии жил, а сегодня в среднем по всему миру примерно 25 процентов сообщений во «Входящих» – это уведомления из Facebook. (Кстати, Hotmail умеет самостоятельно группировать письма из социальных сетей в одну папку – И. Р.)

Ещё изменилось количество фотографий и размер каждого снимка. В 2004 году я купил цифровую камеру, и, по-моему, у неё разрешение было 1 мегапиксель. А недавно  я купил новый аппарат – совершенно рядовую камеру, но разрешение у неё уже 12.1 Мпикс. И когда я делаю фото на ней, то оказывается, что файлы с этими изображениями слишком велики. Словом, стало больше фотографий и файлы теперь большего размера. Кстати, через службу Hotmail люди могут отправлять до 10 ГБ фотографий, а всего в месяц пользователи службы обмениваются полутора миллиардами фотографий.

И ещё две вещи, которые изменились за это время. Вредоносного ПО стало как никогда много. Наблюдается всё больше и больше попыток нарушителей («угонщиков») осуществить несанкционированный доступ к учётной записи и перехватить эту запись на себя. В Symantec подсчитали, что в одном только 2007 году было создано больше вредоносного ПО, чем за 20 предшествующих лет.

Ну, и последнее, что изменилось – появились смартфоны. Вы знаете, что всё больше людей становятся пользователями смартфонов, и их уровень ожидания к этим устройствам постоянно растёт. iPhone ведь появился только в 2007 году.

В чём вы видите преимущество Windows Live перед схожими решениями конкурентов – например, перед решениями Google (Gmail, Docs и другими)?

Главное, что отличает Hotmail от Gmail – это то, в какую сторону мы направляем усилия. Смотрите, у них есть какие-то функции, которых у нас нет, и наоборот, у нас есть какие-то функции, которых у нет у них. Эта борьба за новые функции будет продолжаться всегда. И тут хочу сразу оговориться, что Gmail – это великолепно построенный с технической точки зрения сервис. Но обратите внимание на то, как ведет себя Gmail. Люди, которые занимаются Gmail, в стратегическом плане пытаются делать две вещи. Первая: они стремятся составить конкуренцию Microsoft Exchange как средству для бизнес-почты. Пытаются. Второе: они опять же пытаются конкурировать с Facebook. И именно поэтому, как вы, наверное, заметили, несколько месяцев назад они запустили сервис Google Buzz. Вот, собственно, два стратегических направления, на которые Google делает упор в последнее время. И когда появляется новая функция, она чётко укладывается в одно из этих двух направлений. Ну, либо просто какой-то там инженер в свободное время сделал что-то уж больно классное, и они решили это использовать. Эти функции могут быть классными, но совсем не обязательно имеют большое практическое значение с точки зрения возможностей пользователя.

А у нас в Hotmail есть одна простая цель: мы хотим быть самой эффективной почтовой службой для тех людей, которые постоянно заняты. Мы не хотим превращаться в бизнес-почту, и мы не хотим конкурировать с Facebook. Напротив, мы хотим дополнять Facebook, точно так же, как мы хотим дополнять вашу деловую почту. Именно поэтому у нас есть, например, интеграция с Outlook. Но самое главное: мы хотим сконцентрироваться на том, чтобы быть личной почтой, причём обеспечивающей максимальную эффективность. Почему это важно: потому что даже когда люди работают с личной почтой, они всё равно хотят повышать продуктивность, может быть, не работы, но жизни. Мы чётко обозначили, что не являемся ни социальной сетью, ни бизнес-почтой, а концентрируем свои усилия на том, чтобы решать проблемы, которые наши пользователи называют главными: спам, загромождение почтовых ящиков, возможность работы с аттачами большого размера, повышение продуктивности работы с почтой.

А что касается тех людей, которым нравится всё новенькое просто потому, что оно новенькое, которые любят поиграться с экспериментальными функциями, придуманными кем-то в лаборатории, - сразу скажу, этому мы уделять внимание в первую очередь не будем. Это может быть классно, интересно, но не из-за этого люди пользуются нашей почтой.

Домашняя страница Windows Live

Домашняя страница Windows Live

Windows Live — это огромный массив сервисов, их действительно много. Как меняется его состав, как вы перенаправляете усилия?

Мы сконцентрировали своё внимание на трёх основных сервисах, которые входят в семейство Windows Live: Hotmail, Messenger и Essentials («Основные компоненты»). Если мы понимаем, что что-то является важным, то мы в это дело вкладываемся, инвестируем. А в качестве примера того, что за последнее время стало устаревшим, могу привести Windows Live Spaces. Таких персональных пространств уже более 100 миллионов по всему миру. Мы создали этот сервис где-то в 2004-2005 году, и тогда, кстати, ещё не было Facebook. Это был промежуточный вариант – блог, в то же время обладающий элементами социальной сети. А потом мы подумали и приняли решение, что мы не хотим превращаться в социальную сеть, мы, напротив, хотим быть хорошим дополнением к Facebook. Мы хотим быть лучшим почтовым сервисом для Facebook, мы хотим быть лучшей системой обмена мгновенными сообщений для Facebook. И, кстати, именно поэтому через Windows Live Messenger вы можете в режиме чата общаться с вашими друзьями по Facebook. И в этом году мы вообще выводим сервис Spaces из эксплуатации. Нашим партнёром по блогам теперь стал Wordpress, и в блоги мы больше вкладываться не будем.

Вы сказали о том, с помощью Messenger можно общаться с друзьями из Facebook. Но как насчёт других сервисов, поддерживающих режим чата — например, GTalk?

Пока этой возможности нет, но мы бы очень хотели это реализовать.

То есть преградой этому не служит общая конкуренция с Google?

Нет. Мы, конечно, с Google конкурируем, но процесс этот сейчас особенный – конкурируешь за счёт того, что проявляешь большую открытость. Именно поэтому Hotmail работает во всех браузерах: и в Chrome, и в Firefox – сервисом можно пользоваться не только с помощью Internet Explorer. И системы мгновенного обмена сообщениями развиваются точно так же.

Для нас то, что пока что у пользователей нет возможности достучаться до любого из их друзей, объясняется расстановкой приоритетов при разработке. Каждый раз, когда встаёт вопрос о том, что включить в новую версию, оказывается, что список необходимых вещей очень велик. А процесс разработки предусматривает линию отсечки – «хотлайн». Конечно, все, кто участвует в этом процессе, каждый раз возлагают на новую версию очень большие ожидания, переживают, что не смогут вложить туда максимум нового. А потом, когда начинается непосредственно программирование, тестирование, получается так, что линия отсечки под воздействием этих ожиданий поднимается всё выше и выше. И в конечном итоге вопрос о том, что мы успеем реализовать – скажем, встраивать ли интеграцию с Office Web Apps или с GTalk — определяется возможностями людей, потому что в конечном итоге это реализуют одни и те же разработчики.

Самый популярный IM-сервис в России — ICQ. Однако в последнее время многие разработчики сторонних ICQ-клиентов прекращают поддержку этого сервиса. В связи с этим возможно заметное перетекание масс пользователей в другие IM-сервисы. Собирается ли Microsoft использовать это как удачную возможность привлечения бывших пользователей ICQ в Messenger?

В действительности на всём Земном шаре есть лишь две страны, где присутствие ICQ хоть сколько-нибудь заметно — это Россия и Германия. Мы не собираемся делать в своей маркетинговой кампании какой-то особый упор на перетягивание к себе пользователей ICQ. Мы будем просто продолжать продвигать Hotmail и Messenger, напоминать людям о том, что с помощью этих систем они могут общаться в том числе в мгновенном режиме, причём не только в рамках этих служб, но и с друзьями по Facebook. И тем самым будем напоминать аудитории ICQ, что наш сервис для них представляет интерес.

Поговорим о других сервисах Windows Live. Домашняя редакция MS Office недорога, однако всё же стоит денег. В то же время потребности многих домашних пользователей могут быть удовлетворены возможностями Office Live. Выходит, Microsoft конкурирует сама с собой?

Мы хотим чтобы Office был доступен на всех трёх экранах, во всех трёх форматах: мобильные устройства, Web и телевизор.

А по Office Web Apps могу привести такие статистические данные: несмотря на то, что имеется некоторая доля пользователей, которые создают документы в Office Live, 95-98 процентов людей предпочитают составить документ на компьютере, а затем уже выложить его в Сеть для доступа коллег или друзей.

В 2010 году было выпущено обновление для семейства служб — Wave 4. На какое время запланирован выпуск Wave 5?

Четвёртая «волна» всё ещё катится. Например, в ноябре была добавлена возможность использования для доступа к сервисам не-хотмейловских адресов.

Внедрение обновления Wave – это не непрерывный процесс, он состоит из множества этапов. Например, четвёртая волна состояла из таких частей, причём два из них были разбиты на две части. И следующая волна тоже будет реализована таким образом. Мы будем выпускать обновлённый код каждые 3-4 месяца. Некоторые из этих обновлений будут видны пользователям, будут затрагивать интерфейс служб, другие же затронут  инфраструктуру.

В 2008 году была закрыта программа Butterfly. Планируется ли в каком-либо виде вернуться к практике ограниченного тестирования вне компании?

Да. Еще при подготовке Wave 4 мы предоставляли доступ к ранним версиям ПО для предварительного тестирования, но делали это в более закрытом режиме, в первую очередь по соображениям конкуренции. Ведь мы должны быть более осторожны, предоставляя людям доступ к сервисам прежде, чем они выходят в окончательном виде. Мы продумываем способы предоставления такого раннего доступа для энтузиастов, для партнёров статуса MVP (Most Valuable Professional – наиболее ценный специалист). Кстати, MVP при разработке Wave 4 привлекались на очень раннем этапе.

Ну, и в заключение беседы, расскажите, какими вы видите сервисы Windows Live в будущем, например, через 5 лет?

Я думаю, в целом то, что люди делают с нашими сервисами, остаётся в значительной мере тем же самым. Просто со временем немного меняется то, как они с ними взаимодействуют. Например, теперь я могу провести сеанс видеосвязи с вами, причём с видео высокой чёткости. То есть если я захочу, я смогу обменяться с вами объёмом информации, измеряемым десятками гигабайтов. Теперь я могу использовать новые средства для самоорганизации и своей работы – такие, каких не было прежде, например, Office Web Apps. И это всё соответствует тем трём основным вещам, которые составляют пищу и воздух интернета, основные задачи, ради которых люди пользуются Сетью: общение, взаимообмен и самоорганизация.

И в следующие пять лет этот процесс продолжится, люди будут по-прежнему искать более эффективные инструменты для решения задач, а компании-поставщики сервисов будут стараться предложить более интересные способы их решения. Изменения, которые вы увидите, в первую очередь затронут работу через мобильные устройства. Причём это будет касаться не только приложений, которые доступны на мобильных устройствах, а самой инфраструктуры территориально распределённых сетей, через которые эта мобильная работа будет осуществляться.