Наука и технологии

Взлеты и падения IT индустрии с 12 по 18 января

Самым заметным событием недели, безусловно, является не какая-то сделка, квартальный отчет, или что-то еще в этом духе. Самое яркое и глобальное, что произошло за минувшие дни – это громкая ссора между Google и китайским правительством.

Запалом послужило то, что еще в декабре кто-то взломал аккаунты Gmail некоторых китайских диссидентов. И хотя нет никаких доказательств того, что китайские спецслужбы как-то связаны с этим событием, Google заявил о рассмотрении «целесообразности нашей деловой активности в Китае». Это как примерно если бы жена заявила мужу, после того, как в доме погас свет, что они разводятся. Возможно, конечно, что свет отключили из-за того, что муж забыл за него заплатить, но, все же, вряд ли это стоит считать причиной для таких заявлений. Очевидно, что проблемы начались раньше, и они куда серьезнее.

1

Источник изображения

Собственно, суть проблем ни для кого секретом не является. Всем известно пристрастие правительства КНР держать руку на пульсе китайского сегмента интернета. Не то, чтобы они держат его полностью под контролем; лазеек, для тех, кто хочет ими воспользоваться, хватает, но, тем не менее, скажем так, «на стратегических высотах пулеметы расставлены». Соответственно, все крупные интернет-компании, от Microsoft до Google, за время своей работы в Китае так или иначе, но сталкивались, например, с цензурными ограничениями. И каждая из них была вынуждена делать выбор – подчиняться, или уходить с этого рынка, одного из наиболее привлекательных в мире (по крайней мере – по объему). До сих пор, очевидно, все подчинялись, включая и Google, исключивший, к примеру, в 2006 году ряд острых тем из своих результатов поиска.

2

Источник изображения

Теперь же, на первый взгляд, взлом аккаунтов Gmail стал для Google той последней каплей, которая переполнила чашу его терпения. Ответ на вопрос «кому выгодно» дал очевидного подозреваемого – правительство КНР, отсюда и все произошедшее. Первый вопрос, который возникает – это, очевидно: а чего Google вообще взбрыкнул, дались ему эти диссиденты? Ну, как мы знаем, Google – компания с высокими моральными качествами, «не делать зла» - ее основной девиз, так что она не могла не встать на защиту потерпевших. Защита получается относительно активной – угроза отключить все свои сервисы на китайском и, возможно, даже закрыть свой китайский офис. Если правительство не позволит им осуществлять нецензурируемый поиск. Как видим, почта, ставшая поводом для выяснения отношений, моментально была отодвинута на второй план.

3

Источник изображения

Второй взгляд. Решение выглядит весьма странным, учитывая, что в каждой стране существуют свои нормы, и ни одно уважающее себя правительство в мире не позволить влиять на них кому-то со стороны. Получается, что что в результате действий Google в выигрыше могут оказаться:

  1. Самолюбие Сергея Брина
  2. Справедливость
  3. Baidu – крупнейший конкурент Google в Китае, владеющий примерно 75-80% локального поискового рынка
  4. Силовики в правительстве КНР, добившиеся еще большего контроля над китайским сегментом интернета

4

Источник изображения

В проигрыше:

  1. Китайские пользователи Google
  2. Китайские сотрудники Google
  3. Все акционеры Google
  4. Либералы в правительстве КНР

Вопрос: ну и кому будет лучше, если Google уйдет из Китая? «Отморожу себе уши, чтоб соседу было хуже», есть поговорка у северного соседа КНР. Больше всего в этой ситуации пока что жаль сотрудников Google, которые сейчас, те несколько недель, которые компания отвела на переговоры с правительством КНР, будут находиться в весьма подвешенном состоянии. Перед ними Google извиняется.

5

Источник изображения

Третий взгляд. А был ли мальчик? Сказать сложно. Теоретически речь идет где-то о нескольких десятках аккаунтов Gmail, принадлежащих китайским правозащитникам, к которым на постоянной основе шел доступ третьих лиц. Предполагается, что это была не атака через сервер, а просто-напросто выяснение пароля непосредственно с компьютера этих самых людей, посредством фишинга или заражения вирусами. Может быть сделано как спецслужбами, так и обычными хакерами. Хотелось бы, конечно, получить статистику – сколько еще китайских пользователей Gmail могут пожаловаться на подобное? Если их тысячи и тысячи, то правозащитники оказываются всего лишь обычной частичкой общей толпы «чайников», не заботящихся об установке антивируса на свой компьютер. Хотя, да – они же, как борцы за права людей, главнее всех остальных этих самых людей.

К слову, судя по информации, крупным кибер-атакам в последнее время подвергся отнюдь не только Google. Пострадали Yahoo, Adobe, и даже Baidu. Последний – со стороны некоей "Iranian Cyber Army". Это, однако, не послужило для китайского поисковика объявлять джихад правительству Ирана.  А вот Yahoo уже выразила полную свою поддержку позиции Google, чем довела сотрудников своей китайской дочки, Alibaba.com, практически до инфарктного состояния. Alibaba уже издала свой пресс-релиз о том, что считает обвинения «безрассудными», учитывая отсутствие доказательств, и вообще, «не разделяет эту [принадлежащую Google] точку зрения».

6

Источник изображения

Более того, как утверждает сам Google, «основываясь на нашем расследовании, на данный момент можно сказать, что цель атаки не была достигнута. Только к двум ящикам на Gmail был получен доступ и эта активность была ограничена получением информации об акаунте (например, когда он был создан) и заголовках писем, а не их содержанием». И из-за двух аккаунтов Gmail, взломанных неизвестно кем, компания практически объявляет о своем уходе с китайского рынка (600 миллионов долларов прибыли в год даже при нынешней мизерной доле, не считая прочие вещи, типа больших надежд на Android на самом большом в мире рынке мобильных телефонов)?! Ха, расскажите это акционерам!

Четвертый взгляд. По поводу возможного участия спецслужб. Безусловно, китайцы – не ангелы, и толпы китайских хакеров на компьютерах того же Пентагона пасутся вряд ли исключительно из-за интереса к познаниям. Но этим занимаются разведки любой страны и среди частных компаний вообще как-то не принято устраивать скандалы на эту тему. Ну представьте, как если бы Microsoft, вместо того, чтобы выдать ФСБ исходные коды Windows, устроила бы истерику на тему того, как ей все это надоело, и она сворачивает свою деятельность в России.

7

Источник изображения

Не говоря уже о том, что Google у нас сам замечен в плотном сотрудничестве с АНБ и прочими аналогичными структурами США, которые борцами за права человека отнюдь не являются. И, к слову, американские спецслужбы как раз помогают Google расследовать ситуацию с этим взломом ящиков Gmail. Что навевает некоторые вопросы. По поводу, так сказать, конфликта интересов.

Особенно учитывая, что к делу моментально подключился Госдеп США, чья глава, Хиллари Клинтон, уже потребовала у правительства КНР расследовать, что произошло, и объяснить, что они предпримут по этому поводу. Из взлома пары почтовых ящиков, дело мгновенно перерастает в политическую плоскость, где беспокойство США вызывают «акции, которые угрожают универсальным правам свободного Интернета». Список прав, очевидно, утверждается в Белом доме.

8

Источник изображения

В-пятых. Обращает на себя демонстративность ультиматума Google. Судя по всему, компания даже на время отключала фильтры, ограничивающие результаты поиска. По крайней мере, ряд «криминальных» вещей, которые там раньше не появлялись, в недавние дни снова там всплывали. Выглядит как явная "игра мускулами перед правительством КНР, что, конечно, является одной из переговорных тактик, но, все же, вызывает некоторые вопросы по поводу своей целесообразности. Даже если ситуация каким-то образом разрешится, то в будущем, при работе на китайском рынке, после такого демарша у Google будут большие проблемы. Причем, не только с поисковым сервисом.

Впрочем, потенциальные проблемы с поисковиком наиболее очевидны, так что не зря акции Baidu пошли вверх, как на дрожжах – на десятки процентов за прошлую неделю. Они и так-то почти полностью контролировали китайский поисковый рынок (так что Google, на данный момент, по крайней мере, не так уж и много потеряет – в его возможном уходе из Китая больше пиара), а уж уход Google и вовсе может сделать их практически монополистами. По оценкам аналитиков, в случае ухода Google, трафик Baidu вырастет процентов на 30, а годовая прибыль – на 15-20 процентов. В худшем случае. Кто ж не обрадуется такому подарку от конкурента?

Yahoo, Microsoft, Cisco, Nokia, и прочие, такой благотворительностью заниматься не стали. Они трусливее, чем Google? Возможно. Но, опять же – скажите это их акционерам. Баллмер уже заявил по поводу всей этой ситуации: мол, лично им «не нужен новый подход к Китаю», и «мы четко дали понять, что мы будем работать в Китае и мы будем подчиняться законам». А также: «Атаки идут каждый день… Мы атакуемся каждый день со всех частей света, и я думаю, что все остальные – тоже. Мы не видим в произошедшем ничего экстраординарного».

9

Источник изображения

В-шестых. При всем при том, Google не заявил об уходе. Он заявил о том, что лишь рассматривает такую возможность, и что он будет работать с правительством КНР с целью попытаться выяснить… (ну, неважно - понятно, что никто ему там не даст возможность работать вообще без цензуры). Сделан жест, позволяющий уладить ситуацию, хотя, в сочетании с вышесказанным, выглядит он очень странно.

В-седьмых. Безусловно, правительство Китая не в восторге от демарша Google. Безусловно, его уход нанесет некоторый небольшой ущерб репутации для КНР. Однако, понятно, что сравнивать Google и Китай – это просто смешно. Посмотрим, чем кончится дело, но пока что официальный Китай послал Google, со всеми его требованиями, на три буквы – в США. Мол, «Китай приветствует международные интернет-компании в их бизнесе в КНР в соответствии с законом». А кто не хочет делать это в соответствии с законом, может сворачивать лавочку. Теперь, после этих встречных заявлений, и начнется закулисная торговля.

10