Наука и технологии

Аналитика не для всех. Рынок ноутбуков, итоги первого квартала 2005 года

Аналитическое агентство IT monitoring подводит итоги развития рынка ноутбуков в первом квартале 2005 года.

Аналитическое агентство IT monitoring подводит итоги развития рынка ноутбуков в первом квартале 2005 года.

Основные события квартала:
• Acer – новый игрок команды лидеров;
• цены падают, рекламные бюджеты растут;
• уход директора по маркетингу Rover Computers.

На потребительском рынке происходят очередные перемены. В лидеры вырывается компания Acer. Пока ещё рано говорить о кардинальной перестановке сил, т.к. сам рынок является достаточно динамичным (за последние три года пятёрка лидеров менялась несколько раз). Однако, высокая активность тайваньских брэндов Asus и Acer, а также корейских Samsung и LG является серьёзной угрозой для лидеров рынка – iRU, RoverBook и Toshiba.

Успех компании Acer комментирует Геннадий Сочилин, бывший директор по развитию компании "НКА-Групп" (торговая марка iRU): «Девиз позиционирования недорогих моделей портативных ПК Acer – “Иномарка по российской цене!” – и постоянный ценовой натиск стали во многом залогом успеха розничных продаж ноутбуков Acer и предопределили направление конкурентной борьбы в текущем 2005 году».

Цены на ноутбуки продолжили стремительно снижаться, чему, в принципе, поспособствовала и мировая конъюнктура. Ноутбуки стоимостью ниже 1 тыс. долларов стали уже нормой и появились практически в каждой продуктовой линейке лидеров российского рынка. Ранее в сегменте бюджетных решений доминировали российские брэнды, но уже сейчас западные вендоры предлагают свои ноутбуки стоимостью $ 900 - 980 с вполне приемлемыми характеристиками.

В подтверждение тенденции к снижению цен можно отметить заявление компании MIT Media Lab о намерении создать самый дёшевый портативный компьютер стоимостью $ 100. Николас Негропонт, руководитель отдела Media Technology MIT, сообщил, что идею поддержали такие гиганты, как AMD, Google, Motorola, Samsung и News Corp. Нельзя не отметить и заявление российской компании "НКА-Групп", выпускающей ноутбуки под маркой iRU, о грандиозном снижении цен на все модели ноутбуков Intro, Novia, Stilo и Bravo. Цены на ноутбуки iRU упали в каждом конкретном случае на $ 10–170.

Наблюдатели отмечают, что рынок ноутбуков все активнее продолжает двигаться в сторону потребительской электроники. Однако сценарий его развития ещё не определен. Дальнейшая судьба его может быть близкой к рынку бытовой техники (множество брэндов и чёткое разграничение на две категории «А» – крупные мировые производители и «Б» – российские и менее известные восточно-европейские марки). Или же близкой к сценарию развития рынка мобильных телефонов, где главным потребительским критерием является внешний вид и дизайн телефона. Конечно, это вовсе не означает, что весь рынок будет развиваться именно по этому сценарию. Просто круг потребителей серьёзно расширился, пополнившись новыми потребителями.

Новые игроки, новые технологии

В первом квартале рынок продолжил пополняться новыми игроками. Компания Sony официально объявила о  начале продаж на российском рынке ноутбуков VAIO. Российское представительство компании BenQ объявило в выходе на рынок ноутбуков, представив линейку мобильных компьютеров под маркой Joybook. После долгих переговоров американское правительство одобрило сделку между IBM и китайской компанией Lenovo. Сделка стоимостью $1,25 млрд. будет завершена во втором квартале этого года, и бизнес IBM по производству ПК перейдёт китайской компании.

На рынке процессоров прошло сразу два громких анонса новых разработок в области мобильных платформ. Корпорация Intelпрезентовала обновленную платформу Intel Centrino, а AMD представила новое семейство 64-разрядных процессоров Turion 64 для тонких и лёгких ноутбуков.

Люди, должности, компании

Из наиболее значимых событий на кадровом рынке можно отметить уход Андрея Андреева с должности директора по маркетингу компании Rover Computers.

На должность менеджера по продукции в московском представительстве компании BenQ назначен Андрей Таскаев, ранее занимавший должность продукт менеджера по мобильным системам дистрибьюторской компании ASBIS.

Реклама – двигатель торговли

В прошедшем квартале зафиксирован значительный рост рекламных бюджетов. Так, с новыми рекламными кампаниями на ТВ вышли HP (продвижение ноутбука HP nx6110), Toshiba (ноутбуки серии Qosmio) и корпорация Intel (продвижение технологии Intel Centrino для мобильных ПК).

Samsung Electronics продолжила продвигать обновлённые ноутбуки Samsung серии X на российских телеканалах в рамках рекламной компании "Будь лидером". Известный российский продюсер, Андрей Разбаш, рекламирует ставший уже знаменитым ноутбук Samsung X10 plus. В продолжение телевизионного ролика реклама прошла и в российской прессе.

Интересно отметить, что практически все компании используют рекламную стратегию, применяемую на рынке мобильных телефонов – продвигаются не сами брэнды, а конкретные продукты.

Высокая рекламная активность в прессе была замечена за следующими марками: iRU, Fujitsu Siemens, Samsung и Asus.

Интернет также оставался одной из приоритетных рекламных площадок для продвижения ноутбуков, т.к. в сети сосредоточено более 60% потенциальных покупателей.

По оценкам компании IT monitoring, лучшим рекламным проектом в прессе является рекламная кампания ноутбуков iRU в журнале «Вокруг Света». Компания демонстрирует системный и креативный подход, а также учитывает особенности целевой аудитории, до которой доносится коммуникационное сообщение. Брэнд iRU в своей рекламной кампании перешёл на следующий уровень – от продвижения конкретного продукта к продвижению «customer experience».

Календарь мероприятий на апрель-май 2005 года
НазваниеДата проведенияКраткое описание
Edu-Infotech'2005. 4-я Международная выставка информационно-программных технологий, средств обучения и оборудования для образования.22.04.2005-26.04.2005Место проведения: Москва, КВЦ Сокольники, Сокольнический вал, дом 1, павильон 4Организаторы: Министерство образования и науки Российской Федерации, ЗАО "MВK", Образовательный центр "Бакалавр"Контакты: Тел. (095) 105-34-81http://www.exposokol.ru
Intel Developer Forum в Новосибирске27.04.2005Место проведения: Новосибирск.Организатор: Intel.Докладчики: представители высшего руководства корпорации Intel. Регистрация участников: www.intel.ru/idf
Семинар "ISO9001:2000 для ИТ-компаний"25.04.2005 – 27.04.2005Место проведения: Москва, IRIS Congress Hotel.Организатор: "КРЕС-Консалтинг".Контакты: Тел. +7 910-455-24-30 – Добрякова Марина (координатор семинара); e-mail: M.Dobryakova@kres.ru.http://www.kres.ru 
Международная выставка и конференция "Информационные технологии бизнеса и государства" – "BITS Russia – 2005"26.04.2005 – 27.04.2005Место проведения: Москва, Центр Международной Торговли, Краснопресненская наб., 12 http://www.bits-expo.ru
17-ая международная выставка систем связи, средств телекоммуникаций, компьютеров и оргтехники "Связь-Экспокомм-2005"10.05.2005 – 14.05.2005Место проведения: Москва, Экспоцентр на Красной Пресне Организатор: ЗАО "Экспоцентр" и фирма "И. Джей. Краузе энд Ассоусиэйтс, Инк." (США)  http://www.svyazexpo-online.ru
Неделя ИТ на Урале24.05.2005-27.05.2005Место проведения: ЕкатеринбургГеография участников: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Свердловская область, Пермь, Челябинск.http://www.uralex.ru/expositions/?expoid=188
Автор:
IT monitoring