Наука и технологии

Из прошлого в будущее. Интервью с главой подразделения технологического маркетинга AMD Сашей Маринковичем

Мы поговорили с Сашей Маринковичем о роли центральных и графических процессоров в современных компьютерах, о конкуренции с Intel, о планах по выпуску ARM-процессоров, а также о жарком лете в России и ближайшем будущем домашних компьютеров.

Олег Горобец (Ferra.ru): Добрый день. Спасибо, что согласились уделить нам немного времени. Я Олег, а это мои коллеги из Ferra.ru Антон Сучков и Александр Михеев. Можем начинать?

Саша Маринкович (AMD): Думаю, да. Можно для начала задать вам вопрос? Вы – эксперты в области высоких технологий. Как вы считаете, был ли полезен мой экскурс в эволюцию CPU и историю появления IGP и APU, объединенных принципом Архитектуры Гетерогенных Систем (HSA)?

Саша Маринкович

Олег (Ferra.ru): Да, все было изложено просто и доступно, и если для нас это, в целом, известная история, то нашим читателям наверняка будет интересно и полезно узнать о подробностях этой эволюции.

Саша (AMD): Здорово!

Олег (Ferra.ru): Как я понимаю, это ваш второй визит в Россию?

Саша (AMD): Третий.

Олег (Ferra.ru): И как вам наше неожиданно жаркое лето?

Саша (AMD): О, мне нравится! К несчастью, у нас в Торонто сейчас вовсе не жарко. Погода вполне приятная, но мне, выросшему в Черногории, больше по нраву летняя жара.

Олег (Ferra.ru): Отлично! Кстати, о жаре. Еще не так давно процессоры AMD были известны как достаточно «горячие», однако сейчас ситуация переменилась. Как вы считаете, удастся ли AMD победить своего основного соперника по такому показателю, как тепловыделение? Подразумеваются продукты, занимающие аналогичные ниши на рынке.

Саша (AMD): Конечно! Помните, мы рассуждали на презентации о том, как эволюционировала архитектура? Теперь центральный процессор – не единственный воин в поле; многое выполняет за него GPU. В играх, работе с графикой и воспроизведении видео мы предлагаем более продолжительное время работы от батареи. Если брать только CPU, то в Intel постоянно его оптимизируют, но мир уже стал другим, и эффективности одного лишь центрального процессора недостаточно. Взгляните на то, например, как люди используют свои планшетные компьютеры.

Олег (Ferra.ru): Имеется в виду изменение модели использования ПК?

Саша (AMD): Совершенно верно! Сейчас многие воспринимают высокую производительность процессора как должное. Но как только дело доходит до конкретных задач, они внезапно обнаруживают, что «тяжелое» видео тормозит, а в игры просто невозможно играть. На наших же системах все работает великолепно, и в этом разрезе мне кажется бессмысленным говорить о тепловыделении. А чтобы убедиться в этом, Вы всегда можете самостоятельно их протестировать.

Новое поколение APU от AMD меньше кушает и меньше греется

Олег (Ferra.ru): Несомненно, как только получим сэмплы новых APU. Да у нас тут еще огромный список вопросов! Пора, пожалуй, перейти к следующему. Мы часто слышим утверждение, что история развивается по спирали. Некогда CPU обслуживал все типы вычислений, включая графику. Как вы считаете, куда приведет нас новый виток этой спирали, с учетом дальнейшего развития идеологии HSA? Может ли случиться так, что граница между CPU и GPU снова окажется стертой?

Саша (AMD): Давайте начнем с сущности CPU. Его сила – в последовательной обработке задач. И я не могу представить себе, что в ближайшее время эта схема кардинально изменится. И, конечно, он лучше приспособлен для последовательных вычислений, нежели GPU. С другой стороны, графический процессор увереннее справляется с параллельной обработкой аналогичных задач. К примеру, возьмем известное видео на YouTube, с краном и бочкой. Одну «бочку» CPU наполняет быстро и эффективно. Но если мы возьмем вместо бочки пятьдесят бутылок, а кран останется один, много воды прольется мимо. Именно это и происходит, когда мы хотим заставить один и тот же элемент архитектуры обрабатывать все подряд – потери слишком велики. И поэтому важно, чтобы CPU и GPU работали вместе, в гармонии, так, чтобы всегда была возможность использовать наиболее эффективный инструмент для той или иной задачи.

Схема процессора, использующего HSA

Олег (Ferra.ru): Да, разумеется. Однако сегодня все чаще звучат разговоры о распараллеливании вычислений и о внедрении принципов параллельного программирования. Так может, вопрос заключается только в том, чтобы научить разработчиков использовать эти возможности?

Саша (AMD): Думаю, что ситуация уже ушла еще на один шаг вперед, и это именно то, что мы хотим сделать в рамках HSA. Фокус в том, чтобы у программистов больше не было необходимости учиться и делать многие вещи с нуля, и поэтому специалисты, работающие на C++, Eiffel или Java, смогут легко писать программы и для GPU. Да, это не только OpenCl-щики и «ниндзя-программисты», как мы называем гениев программирования, это доступно каждому! Теперь аппаратная часть подстраивается под нужды программного обеспечения, а не наоборот. Как это происходило раньше? Блок процессорной памяти копировался в память GPU, он его обрабатывал, отправлял обратно, и так далее. В HSA в этом нет необходимости: память едина, и CPU с GPU жонглируют всего лишь указателями, которые передают друг другу. Все происходит автоматически, и совсем необязательно быть гением, чтобы уметь этим пользоваться.

Олег (Ferra.ru): Я бы хотел уточнить, какую роль при этом играет «промежуточный язык HSA» (HSA intermediate language). Он ведь предназначен как раз для того, чтобы упростить работу программистов, пишущих на традиционных языках, верно? Значит, все же есть аспекты, которые придется изучить?

Саша (AMD): Мне нужна пара схем, чтобы пояснить это. Давайте, я принесу свой ноутбук; там есть хорошая диаграмма. О’кей, вот они… О, мой компьютер делает что-то странное! Определенно, нужно сменить его на один из новых, с AMD Kabini на борту. Кстати, что вы думаете о продуктах, которые мы представили на сегодняшней пресс-конференции?

Олег (Ferra.ru): Думаю, они интересные и у них большое будущее.

Саша (AMD): А какой из них Вам понравился больше всех?

Олег (Ferra.ru): Младший (Temash) и старший (Richland). Младший потому, что он напрямую связан с еще одним нашим вопросом – про рынок ультратонких мобильных решений. Ну а топовый продукт – всегда топовый; читатели, возможно, не все могут позволить себе купить его, но все любят про такое читать.

Саша (AMD): О, да. Не каждый может купить Феррари, но все любят читать про Феррари. Посмотрите, это как раз тот слайд, который я хотел показать Вам. Думаю, вы имеете в виду HSA-финализатор и все остальное, вроде среды разработчика HSA. Таким образом, у нас есть среда разработчика, все необходимые библиотеки, языки (такие, как С++ и OpenC) и инструменты, вроде Code XL и GPU Visual Studio. Так что программистам вполне достаточно этого уровня подготовки, чтобы начать создавать приложения для HSA-систем, по-прежнему впечатляя конечных пользователей. Мы же планируем всячески помогать им в этом, создавая инструменты, компиляторы и ассемблеры.

Схема взаимодействия в HAS-ориентированной системе разработки

Олег (Ferra.ru): Понятно. Пожалуй, я передам эстафетную палочку моему коллеге, Антону Сучкову.

Антон (Ferra.ru): Вы не против, если я буду задавать вопросы на русском языке?

Саша (AMD): Пожалуйста. Я даже немного понимаю по-русски.

Антон (Ferra.ru): Intel сейчас сосредотачивается исключительно на концепции ультрабука, и практически все силы — новейшие технологии, реклама — вкладываются именно в нее. Интересно, будет ли AMD также продвигать какую-то свою уникальную концепцию? На сегодняшней презентации мы слышали, что, конечно, компания не стоит на месте, разрабатываются новые технологии, проектируются сверхтонкие ноутбуки, но будет ли какой-то фирменный бренд?

Саша (AMD): Мы говорим об «ультра» по меньшей мере, последние три года. В то время как Intel продвигал концепцию нетбука, мы предлагали те же ноутбуки, но в менее габаритном форм-факторе. И не пытались при этом искусственно ограничивать возможности кремния, говоря: «Пусть экран будет 10 дюймов, и только определенная версия Windows». Мы считаем, что в первую очередь нужно дать пользователю хороший чип, разрешение 1080p и производительность, достаточную для работы с ним – и все это разместить в том самом компактном форм-факторе. И нам не нужно тратить триста миллионов долларов, чтобы заставить людей осознать, что они хотят в ноутбуке это самое «ультра». Они просто приходят в магазин, видят там настоящее «ультра», вроде нового Asus U38 и говорят: «Вау! Вот это, и правда, Ноутбук с большой буквы, хочу такой!». На самом деле все прекрасно понимают, что ноутбук – это ноутбук, и этим все сказано. А в таком небольшом форм-факторе – это просто здорово! Вот, посмотрите на Acer: небольшой экран 11,6”, тачскрин, клавиатура с подсветкой – совершенство! Им достаточно прийти в магазин и просто увидеть этот продукт, и не нужно никакой надписи «ультрабук», чтобы заставить их сказать: «Это ноутбук, который я хочу!»

Не ультра. Просто клёвый ноутбук на APU AMD, мощный, но легкий.

Антон (Ferra.ru): Еще один вопрос. Где-то осенью 2012 года по многим новостным лентам известных западных сайтов прошел слух, что AMD может выпустить свою линейку твердотельных накопителей SSD под брендом Radeon. Это в принципе было бы логично, почему бы нет?

Саша (AMD): Такой длинный вопрос, и такой короткий ответ. Мы не можем комментировать все слухи. Одно время ходили слухи, что Intel нас купит. Так что если мы начнем опровергать или соглашаться… Вы понимаете.

Журналисты Ferra.ru пытаются выяснить правдивость слухов

Антон (Ferra.ru): У меня вопрос по поводу десктопных процессоров. Насколько нам известно, c выпуском процессоров на архитектуре broadwell компания Intel собирается прекратить розничную продажу процессоров класса i3, т.е. они будут выпускаться только в комплекте с материнскими платами соответствующего класса. Что вы об этом думаете, и не собирается ли AMD поступить подобном образом с аналогичным классом процессоров?

Саша (AMD): У нас есть AM3 и FM2-инфраструктура для процессоров FX и A серий, и да, у нас есть BGA-упаковка для некоторых систем с низким энергопотреблением, вроде Brazos. Но, в общем и целом, мы планируем продолжать в том же ключе, что и раньше.

Олег (Ferra.ru): Мы сегодня уже достаточно поговорили о планах Intel, думаю, стоит вернуться к планам AMD. Вы упомянули о грядущем выпуске процессора c ARM-архитектурой. Можно поподробнее об этом?

Саша (AMD): Да, мы об этом говорили. Я думаю, у нас отличная позиция для покорения рынка ARM-инфраструктуры, и вот почему: мы знаем, как строить 64-битную архитектуру, мы умеем делать отличные GPU и IGP, и мы способны модифицировать все это в соответствии с потребностями тех рынков, которые нас интересуют. Так что мы проанализировали рынок программного обеспечения и поняли, что он нуждается в 64-битных серверах с очень низким энергопотреблением и большой плотностью размещения, способных обрабатывать большие объемы трафика. И в следующем, 2014 году мы намерены начать поставки.

В 2014м году мир увидит серверная система-в-чипе, AMD Seattle

Олег (Ferra.ru): То есть, ARM планируется только для серверов, но не для ультрамобильного сегмента?

Саша (AMD): Да, для серверов. Что касается всего остального, у нас есть множество мыслей, но официально мы пока ничего не объявляли.

Олег (Ferra.ru): О’кей. Но для этого сегмента, все же, предназначен Temash, так? По крайней мере, для планшетных компьютеров.

Саша (AMD): Да, Temash – это однокристальная система: в ней все основные компоненты — CPU, GPU, ввод/вывод – размещены на одном кусочке кремния. Поэтому, когда появляется необходимость выжать больше из подобного форм-фактора, у нас для этого есть все возможности: GPU качает, CPU дает больше времени работы от батареи при большей производительности. Так что все правильно, Temash занимает свое место.

Схема APU Temash

Олег (Ferra.ru): И, если я правильно понимаю, все планшетные компьютеры на Temash будут работать под управлением Windows 8?

Саша (AMD): Да, операционная система Windows 8 очень важна для нас, особенно когда речь заходит о доверии и преемственности; ведь люди привыкли к Windows, и они хотят работать с ней и дальше. Понимая это, мы фокусируемся на продуктах именно для этой экосистемы. Хотя, разумеется, мы стараемся быть гибкими, поэтому ведем постоянное наблюдение за рынком, и потребностями пользователей. И всегда готовы принимать новые решения, и эти решения обязательно будут самыми лучшими для тех, кто в них заинтересован.

Олег (Ferra.ru): Большое спасибо. У нас есть еще немного времени, и я хотел бы задать один довольно абстрактный вопрос. Расскажите, как Вы видите домашний компьютер ближайшего будущего? Какие функции, по-вашему, должны стать популярными в будущем, из тех, что еще получили распространения сегодня?

Саша (AMD): О, их миллион!

Олег (Ferra.ru): Ну, хотя бы несколько примеров.

Саша (AMD): Как насчет естественных интерфейсов взаимодействия с пользователем, интерактивного общения с вашим устройством? Сейчас эти технологии становятся все более осязаемыми, и мы уже начинаем желать того, чтобы распознавание голоса работало абсолютно корректно, чтобы система распознавала жесты, чтобы можно было избавиться от паролей — вряд ли найдется что-то, раздражающее больше постоянного переспрашивания пароля после антивирусного сканирования и зачистки сохраненных учетных данных. Вы заходите на Facebook, вводите пароль, потом еще один на LinkedIn, и еще, и еще. Думаю, у меня около 35 различных паролей на разных веб-сайтах, и, сменив хотя бы один из них, неизбежно приходится менять и все остальные. Что уж говорить о хранении этого несметного количества паролей… Представьте, вы открываете страничку – и она сама вас авторизует! Думаю, для нас это пока что только перспектива. Или, например, вы используете Skype на своем устройстве – и перевод появляется моментально, автоматически. Я говорю по-английски, а собеседник слышит мою речь на русском языке, я говорю по-русски – а устройство передает мои слова по-английски. Это интуитивно, и могло бы позволить нам делать больше интересных вещей, и делать их легче. Вообще, вся сущность компьютера заключается в том, чтобы делать нашу жизнь легче, а не наоборот. И, конечно, я жду того дня, когда мы достигнем такой производительности, которая позволит нам моделировать человеческий мозг, его возможности. Это могло бы помочь победить миллион разных болезней, ведь если бы мы могли экспериментировать с лечением, не опасаясь за жизнь пациентов, то было бы гораздо легче найти лекарство.

Олег (Ferra.ru): Да. И это вплотную приблизило бы нас к Трем Законам Робототехники Азимова.

Саша (AMD): Вполне вероятно. И, я думаю, многих людей эти технологии могут действительно испугать.

Быть может, компьютер будущего будет выглядеть так?

Источник изображения

Олег (Ferra.ru): Да уж, AI (Искусственный Интеллект) сам по себе – довольно пугающая вещь.

Саша (AMD): Пугающая, разумеется. Ведь ни для кого не секрет, что на протяжении всей истории человечества едва ли не всякая новая технология вызывала страх, верно? Машины заменили людей, делая за них тяжелую работу и отобрав у кого-то рабочие места, но ведь это, в конечном итоге, улучшило жизнь всего человечества, не так ли? Сейчас, когда мы говорим о компьютерах, мы иногда воображаем мир, захваченный машинами. Но история свидетельствует, что люди каждый раз все же принимали правильные решения и брали все под контроль. Ядерная энергия легко может быть использована ради разрушения и повлечь за собой необратимые последствия, но я верю в то, что мы, люди, постараемся использовать ее только для того, чтобы наша жизнь стала лучше. Взгляните на искусственный пейсмейкер (водитель сердечного ритма): ведь так и хочется вскрикнуть от восторга! Получается, что люди с искусственными пейсмейкерами – только наполовину люди? Искусственные водители ритма помогают людям жить дольше, и с гораздо меньшими проблемами. Я очень хочу быть оптимистом, и верю, что мы делаем все это на благо человечества, а не наоборот.

Олег (Ferra.ru): О’кей. Хотелось бы поговорить подробнее об одном из упомянутых моментов – системе распознавания лица. Эта система используется в устройствах уже сейчас, но что, по вашему мнению, может измениться? Быть может, добавим инфракрасный спектр?

Распознавание лица происходит по ключевым биометрическим точкам

Источник изображения

Саша (AMD): Не знаю, читали ли вы эту статью, но я нашел упоминание о том, что один университет работает над технологией авторизации по сердечному ритму. Для снятия блокировки достаточно лишь одного прикосновения, однако, это вовсе не то же самое, что знакомое всем распознавание отпечатка пальца. Ведь если вы повредите палец, система может вас не опознать, а сердцебиение остается с вами до тех пор, пока вы живы. И ритм сердцебиения, согласно их исследованиям, уникален для каждого живого человека. Кстати, это очень похоже на то, ради чего мы продвигаем принципы HSA: как можно больше упростить работу программистов и разработчиков приложений и таким образом предоставить им возможность больше думать о том, как сделать свою работу наилучшим образом. Им, творцам, мы даем холст, на котором они могут воплотить все свои задумки.

Олег (Ferra.ru): Да, художникам нужно давать возможности для самовыражения. Еще один вопрос: HSA – сильнейшая разработка, она практически выводит компьютеры на новый уровень. Но у большинства людей APU и вообще применение HSA-принципа ассоциируется, прежде всего, с интегрированными системами. А это означает весьма среднюю мощность графики, то есть совсем не то, что хотят пользователи. Как вы считаете, возможно ли достичь высокопроизводительного уровня, одновременно используя преимущества HSA-идеологии, и что для этого нужно?

Саша (AMD): Хороший вопрос. Ответ лежит в области ограничений, накладываемых форм-фактором, в том числе и размером экрана. Сложно разместить мощную графику в планшете с экраном диагональю 9-10 дюймов. HSA здорово помогает в устройствах, на которые накладываются такие ограничения. Да, в большом корпусе-башне много места, там можно разместить мощный блок питания, GPU любого размера, и при желании можно было бы пытаться применить наши инновации к этому классу устройств. Но гораздо интереснее создать устройство, которое, будучи мощным, способно очень экономно расходовать энергию — совершенный баланс производительности и экономичности. С HSA в этой области можно достичь небывалых успехов. Думаю, до сегодняшнего дня рынок не очень хорошо воспринимал технологии Intel, интегрировавшей графику в северный мост, а затем в APU: графика действительно не отличалась первоклассным качеством. Вы видели видео на планшетах с такой графикой? Сплошные сбои воспроизведения. А мы располагаем встроенной графикой Radeon, которая делает все это гораздо лучше, включая игры, и не такие примитивные, как “Angry Birds” или “Cut the Rope”, но и трехмерные игры с действительно глубоким погружением в игровой мир. Если же сравнивать с игровыми платами – то с каким энергопотреблением? 3 ватта? 5? 15, 25, 35? Или предел – только небо?

Суперкомпьютер в формфакторе планшета? Вряд ли завтра. Но, быть может, послезавтра

Источник изображения

Олег (Ferra.ru): Быть может, со временем получится привести все составляющие к общему знаменателю – мощность, энергопотребление, тепловыделение? Есть класс устройств, которые обладают огромным экраном, но все их компоненты располагаются практически в плоскости монитора. Большой, но при этом тонкий, он мог бы обладать достаточно высокой мощностью.

Саша (AMD): Да, и с учетом того, что мы хотим привнести игровую интерактивность в кино и при этом стремимся к кинематографическому качеству в играх, это выглядит вполне реально.

Олег (Ferra.ru): И ведь это было бы очень здорово, просто волшебно, если бы такая мощная система могла бы оставаться изящной, прохладной и тихой. Именно поэтому я и говорю о сочетании HSA-архитектуры и производительной графики. Думаете, это возможно в обозримом будущем?

Саша Маринкович: Я верю, что все, что мы делаем – на благо человечества.

Саша (AMD): Знаете, если взглянуть на графику сегодняшнего дня, которая встроена в современные APU AMD, то нельзя не заметить, что по производительности она сходна с дискретной графикой 6-7-летней давности. Но сегодня графика, которая не имеет ограничений по питанию, может быть в 10 раз производительнее той, что была у вас всего год назад. Вопрос в том, какое устройство вам нужно. Мы все еще очень далеки от универсального чипа, подходящего для любого типа решений, но у нас уже есть двухваттный чип, который дает жизнь сразу многим классам устройств. Однако то, о чем вы говорите – это так называемый гран (grain), устройство на кристалле, способное выдать производительность в 1 ExaFLOP и оперировать памятью 3.2 петабайт в сотне слотов. Думаю, мы еще очень далеки от такого уровня.

Олег (Ferra.ru): Отличный ответ. Большое вам спасибо!

Теги:
,
,