Электромобили в России: как есть и как будет
Особенности национальной эксплуатации авто на батарейках/imgs/2021/12/22/12/5120687/2ae762f34404489d0f01e2dd73c886c5bfcb6ed9.jpg)
Для большинства россиян электромобили доступны на вторичном рынке, так как стоимость новых моделей остается высокой. В среднем, электрокар на вторичном рынке, по данным Авито Авто за II квартал 2021 года, обойдется в 699 000 рублей. Давид Бабаян, менеджер по работе с ключевыми клиентами в Авито Авто, рассказал о том, какие особенности эксплуатации электромобилей важно учитывать в условиях существующих ограничений.
Электромобили наступают?
Количество сделок по покупке новых электромобилей не позволяет говорить о взрывном росте продаж альтернативного транспорта в России, по данным АЕБ, за первое полугодие 2021 года в нашей стране реализовали 554 экземпляра новых электрокаров через официальные дилерские центры. В целом, доля автомобилей на альтернативном топливе в России не превышает 3%, сообщает BCG (Boston Consulting Group).
/imgs/2021/12/22/12/5120689/eb0a9177c0db717b0774beeb9d4dc44e62064944.jpg)
Однако, ситуация постепенно меняется. Россияне стали активнее приобретать электромобили на вторичном рынке. По данным Авито Авто, на вторичном рынке потребительский спрос на электромобили увеличился за первое полугодие 2021 года на 124% по сравнению с первым полугодием 2020 года, а предложение за аналогичный период на 129%.
Вторичный рынок электрокаров предлагает более широкий выбор моделей (в 2019 году в линейке новых автомобилей на электротяге, предлагаемых в России, насчитывалось лишь 8 моделей, в 2020 — уже 15), и более выгодные условия приобретения, так как средняя стоимость электромобиля на вторичном рынке составляет 699 000 рублей.
Для сравнения, стоимость Tesla Model S на вторичном рынке составляет 3 124 000 рублей, а новая модель обойдется покупателю примерно в 8 000 000 рублей. При этом чаще всего новинки бронируют на заказ и ожидают доставку в течение нескольких месяцев.
Дело в технике: важные технические особенности электромобилей
Технические особенности электромобилей напрямую влияют на скорость распространения альтернативного вида транспорта в России.
Климатические условия в нашей стране создают определенные препятствия для работы литий-ионных батарей, оптимальная температура для использования которых колеблется между +10 и +20 градусами. Литий-ионные аккумуляторы устанавливаются в подавляющем большинстве современных электрокаров, поэтому адаптация аккумулятора для использования в более суровых климатических условиях потенциально могла бы ускорить распространение электромобилей в нашей стране.
/imgs/2021/12/22/12/5120690/7f90070c7d1b67c86ebc4e6d0dd3421729196fd2.jpg)
Делая выбор в пользу электромобиля, владельцу нужно также учитывать то, что срок службы литий-ионной батареи составляет около 8-10 лет в зависимости от режима использования. Это означает, что каждые десять лет необходимо производить полную замену батареи.
Еще одна важная техническая особенность, которая сказывается на темпах распространения электромобилей в России — это ограниченный запас хода. Электромобили, в отличие от традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, требуют подзарядки. Например, у электромобиля Nissan Leaf запас хода без подключения к зарядной станции составляет 180 км, у BMW i3 - около 300 км. На электрокарах Tesla средний запас хода выше, y Tesla Model S он варьируется от 335 км до 426 км в зависимости от комплектации.
На отопление салона в холодное время года тратится значительная часть энергии аккумулятора, из-за чего запас хода существенно снижается, а это напрямую сказывается на удобстве эксплуатации в нашей стране.
Обслуживание электротранспорта в целом имеет существенные отличия от обслуживания автомобилей именно из-за отсутствия традиционного двигателя. В отличие от автомобилей с ДВС электромобили обладают меньшим числом изнашиваемых деталей. Кроме того, для владельцев электромобилей нет необходимости постоянно менять масло, топливные и воздушные фильтры, что существенно сокращает расходы на обслуживание.
«Зеленые технологии» под вопросом
Вопрос экологичности электромобилей неоднозначен. В отчете компании Ricardo, занимающейся инжинирингом и разработками в автомобильной промышленности, установлено, что производство автомобиля с ДВС в среднем вызывает выброс 5,6 тонны эквивалента СО₂ в атмосферу, а для электромобиля значение составляет 8,8 тонны, — около половины приходится на процесс производства батарей.
/imgs/2021/12/22/12/5120694/84f6719bac648de43941c60a8b0c4e720d36879a.jpg)
Однако ученые делают поправку на то, что расчеты справедливы с учетом использования электроэнергии из ископаемых источников. Потенциальный переход на возобновляемые ресурсы может значительно увеличить разрыв в количестве вредных выбросов в пользу электромобилей. Например, двигатели внутреннего сгорания, работающие на ископаемом метане, по актуальным данным Института экономических исследований (IFO), имеют низкие выбросы CO₂.
Таким образом, эксплуатация электромобиля сравнительно более экологична, чем использование автомобиля с ДВС, однако производство и утилизация литий-ионных батарей по имеющимся на сегодняшний день технологиям негативно сказывается на окружающей среде.
От Nissan Leaf до Tesla Model X: самые популярные модели на вторичном рынке электрокаров
Пальму первенства среди российских покупателей держит Nissan Leaf: согласно данным Авито Авто, на него приходится более 75% продаж электромобилей на вторичном рынке по по результатам II квартала 2021 года. Его средняя стоимость составляет 585 000 рублей. На второй позиции в топе самых востребованных моделей электрокаров среди россиян по итогам II квартала 2021 года – BMW i3, средняя цена на который составляет 1 890 000 рублей.
/imgs/2021/12/22/12/5120696/e1f9501ca4fe096a6b8addea207f558fdc2753f8.jpg)
Оставшиеся позиции в топ-5 самых популярных электрокаров занимают модели американского производства Tesla: третье место досталось Tesla Model 3, четвертое — Tesla Model S, а пятое — Tesla Model X соответственно. Модели Tesla c пробегом можно приобрести существенно дешевле новых: средняя стоимость Tesla Model 3 на вторичном рынке 3 650 000 рублей, Tesla Model S — 3 124 000 рублей, Tesla Model X — 6 735 000 рублей.
Инфраструктура для электромобилей: перспектива развития
В городах-миллионниках происходят самые активные изменения, направленные на создание комфортных условий для владельцев электрокаров. Еще в 2014 году была принята программа правительства (О комплексном плане поддержки производства и использования экологически чистого транспорта) по созданию стимула для развития экологически чистого транспорта в России, согласно которой на автозаправках должны быть установлены зарядные станции для электромобилей. Например, в Москве и Московской области на сегодняшний день функционируют 126 зарядных станций для электромобилей, а к 2023 году планируется увеличить их количество до 600.
Помимо бесплатной зарядки, доступны также бесплатные парковки для электрокаров. Кроме того, в столице начали оборудовать парковочные места для электромобилей неподалеку от зарядных станций в рамках новой программы «Энергия Москвы».
/imgs/2021/12/22/12/5120702/6199e6fe15b88ebd9f1e6ba829dac59d0a9d114b.webp)
Действующие зарядные станции в столице расположены на муниципальных городских парковках, предприятиях, поддерживающих программу развития электрического транспорта (Россеть, Мосэнерго итд) и на АЗС. Коммерческие станции установлены неподалеку от ЖК и бизнес-центров. Большая часть электрических зарядных станций пока сосредоточена внутри Третьего транспортного кольца, в спальных районах и рядом с крупными шоссе количество розеток для зарядки гораздо меньше.
В других российских регионах количество зарядных станцией пока ограничено. Например, в Санкт-Петербурге оборудованы 53 станции, в Новосибирске – 32, в Ижевске – 35. Всего по России их насчитывается около 250.
Помимо ограничений по доступности зарядных станций для электромобилей существует проблема с распространением сервисов, специализирующихся на их ремонте. В России на сегодняшний день владельцы электромобилей обращаются либо в клубные сервисы, либо в частные мастерские, количество которых, по сравнению с привычными сервисами, ограничено.
Опыт других стран показывает, что для развития рынка электромобилей наиболее эффективны экономические стимулы и запретительные меры. В частности, в Евросоюзе планируется снизить количество выбросов СО₂ от транспорта до 66 г СО₂ на километр пробега к 2030 году. Это невозможно без электромобилей, и именно это обстоятельство подстегивает развитие сегмента. А в Норвегии, где самая большая доля электрического транспорта на душу населения, действуют многочисленные налоговые льготы для тех, кто приобретает электромобиль, а не машину с двигателем внутреннего сгорания.
В России с обострением общественной дискуссии вокруг углеродного налога можно ожидать постепенного движения в ту же сторону. Однако для развития рынка электромобилей нужна политическая воля и инфраструктурные преобразования. Без государственной поддержки процесс будет идти медленно.
/imgs/2021/12/22/12/5120703/aa54e2455fb496d30b0c4cac112b1f6bd053e50d.jpg)
В августе в России была представлена программа господдержки электромобилей, нацеленная на развитие необходимой инфраструктуры. В пилотных городах (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Сочи, Калининград, Казань) планируется введение нулевого транспортного налога и бесплатного паркинга.
К 2024 году в России планируется выпустить не менее 25 000 электромобилей и оборудовать более 9 000 зарядных станций для них, а также добиться роста рынка электрокаров до 15% к 2030 году.