Опубликовано 11 марта 2012, 08:13

Сайт дня: Closer to Van Eyck - Копия, которая в чём-то лучше подлинника

Я долго ждал, когда же люди научатся нормально выкладывать живопись в интернет, и вот - я дождался. Среди тяжеленных залежей громоздкого, неповоротливого и бессмысленного месива из банальных репродукций, флешевых "защищённых от копирования" интерфейсов и скучных интерьеров музеев я откопал замечательно сделанный сайт одного единственного произведения искусства - Гентского Алтаря. Естественно, я сделал его сайтом дня. Встречайте - сайт Closer to Van Eyck. С пылу, с жару, ещё не в каждом браузере работает, но уже шедевр.

Заставка сайта Closer to Van Eyck

Заставка сайта Closer to Van Eyck

Гентский алтарь для живописи - это как самолёт братьев Райт для авиации, но мне, как автору IT-издания, в первую очередь интересен сам сайт, а не его исторически значимый контент. Это по-настоящему передовой сайт.

Когда-то, на заре эпохи веба, энтузиасты мечтали, что достаточно скоро люди перестанут куда-то ходить за информацией, а тем более - ездить или летать. Казалось, что "Всемирная паутина" скоро принесёт в каждый дом любую книгу (все переводы, все издания, комментарии, предисловия, ещё куча всего), любое музыкальное произведение (все варианты записей, ноты, пометки композитора, все аранжировки, все каверы, таблатуры и так далее) ну и любую картину, статую, фреску и прочие наскальные надписи. Золотой век искусства и информации казался очень близким.

Позднее обнаружились три важных проблемы: жадность собственников и правообладателей, трудоёмкость оцифровки контента и отсутствие продуманных интерфейсов для его выкладывания в сети. Если с книгами и музыкой человечество сильно продвинулось в решении этих проблем, то с живописью всё пока очень и очень плохо. Музеи неохотно решаются выложить свои картины в бесплатный доступ, а те, кто решаются, часто позволяют выложить только часть коллекции или только низкое разрешение. Даже если музей мечтает переехать в сеть, то соответствующие специалисты и оборудование не все могут себе позволить.

Кто-то может сказать, что шедевры такого уровня можно смотреть только "в живую", посетив Гент в оффлайне. Это мнение дилетанта, не знающего жизни. Вы прилетите в Гент (который весь менее популярен, чем один этот алтарь) зайдёте в собор Святого Бавона, заплатите несколько евро и ненадолго пройдёте за загородку, за которой несколько минут будете наслаждаться мастерством художников, теснотой, обществом бешеных туристов и отвратительным освещением. Так и будет, я не поленился расспросить очевидцев. Вы ничего не увидите. Там 24 полотна, на которых у каждого нарисованного гвоздика есть правильно построенная тень, а каждая морщина передаёт задуманную эмоцию.

Общий план Гентского алтаря на сайте Closer to Van Eyck

Общий план Гентского алтаря на сайте Closer to Van Eyck

Гентский алтарь имеет смысл смотреть в оффлайне только если ради вас собор закроют, алтарь удобно расположат, правильно осветят и оставят вас там на целый день. Но и тогда, через пару месяцев, вам захочется освежить в памяти особенно восхитительный фрагмент - перед вами будет сеть и те же самые три проблемы.

Разработчики сайта Гентского алтаря решили все три проблемы на "отлично". Все полотна алтаря выложены в сеть полностью и в отличном разрешении. Каждый квадратный сантиметр каждой из 24 панелей подвергнут профессиональной макросъёмке, и пользователи сайта могут увидеть больше мелких деталей, чем видели сами братья Ван Эйк, ведь в их времена не было микроскопов и макрообъективов. Страшно подумать, как долго это всё снимали. Хотя понятно, что писали ещё дольше.

Процесс макросъёмки Гентского алтаря выглядел так

Процесс макросъёмки Гентского алтаря выглядел так

Процесс макросъёмки Гентского алтаря выглядел так

Помимо обычной макросъёмки, проведена инфракрасная съёмка двух видов и рентгеновская съёмка. Это для тех, кто прочитал "Фламандскую доску" и хочет поиграть в эксперта. Работы, естественно, потребовалось в четыре раза больше.

Просмотр деталей картины на сайте Closer to Van Eyck

Просмотр деталей картины на сайте Closer to Van Eyck

Полученный в результате этой работы контент доступен через превосходный интерфейс. Понятный, красивый, минималистичный, а главное - быстрый. Все изображения грузятся только в том разрешении, которое показывается на экран. Никакой лишней обработки. Естественно, никакого флеша. Простой просмотрщик на jquery. Ещё слегка сыроватый, в Chrome у меня не запустился, только в Firefox (под Ubuntu и то и другое). Кстати, у кого в каком браузере работает или не работает, отметьтесь в комментариях, если не трудно.

Попытка загрузить сайт Closer to Van Eyck

Попытка загрузить сайт Closer to Van Eyck

Ну, и напоследок, несколько слов о самом Гентском алтаре. Церковники Гента заказали его на спонсорские деньги Хуберту Ван Эйку в те годы, когда масляные краски ещё только изобрели и никто во всём мире ещё не "писал маслом" на товарном уровне качества. Проект был смелой авантюрой, но Хуберт взялся, а поскольку заказ был не маленький, он взял в помощники младшего брата, тогда ещё совсем не знаменитого Яна. За долгие годы работы над алтарём Хуберт Ван Эйк успел здорово усовершенствовать технику живописи масляными красками, написать часть полотен, научить живописи брата и умереть. Ян Ван Эйк ещё несколько лет дописывал алтарь и заказчики признали, что у него получился шедевр. С тех пор масляные краски были самым популярным инструментом в изобразительном искусстве вплоть до изобретения фотошопа. Ян Ван Эйк и сейчас остаётся для художников культовой фигурой и образцом для подражания. Техника братьев Ван Эйк до сих пор до конца не освоена ни одним художником.

Даже если вы с самой школы ненавидите живопись, вы и тогда сможете оценить, как хорошо сделан этот сайт и какая замечательная работа на нём выставлена.

Знаете ещё хорошие сайты? Пишите на sitesoftheday@ferra.ru.