Наука и технологии
11 июня 2013 в 09:01

Безответственный трёп про Джонатана Айва, iOS 7 и дорогие аксессуары

Вчера компания Apple дала любителям информационных технологий достаточно поводов для светской беседы. Теперь им долго будет о чём поговорить. Даже не придётся вспоминать отработавший в фоновом режиме анонс Xbox One, и без него достаточно интересного. Но давайте не будем преувеличивать, это не первый WWDC и даже не самый впечатляющий, так что все поговорят и забудут. И почти никто не обратит внимания на то, что вчера случилось историческое событие колоссального значения - было объявлено об уверенной победе современных информационных технологий над консервативными оффлайновыми предметами. Автором этого заявления является некто Джонатан Айв. Само заявление было представлено человечеству на WWDC как новый интерфейс операционной системы iOS 7.

iOS 7

Сам по себе интерфейс iOS 7 тоже интересен, но во-первых это пока ещё очередной-блин-комом, а во вторых - на фоне Android и Windows Phone это не величайший из интерфейсов, а "выдающийся, да и только". Гораздо важнее то, что Айву вообще разрешили нарисовать такой интерфейс, а не заставили опять, как и многие годы до этого, рисовать на экране оффлайн.

Я говорю о том самом оффлайне, в котором не всегда существовали информационные технологии и цифровые устройства, но всегда существовали понты. Задолго до первого компьютера, и даже до первого транзистора, неуверенные в себе богатые люди доставали из кармана дорогостоящий оффлайновый предмет не только для того, чтобы воспользоваться им по назначению, но и для того, чтобы обозначить свой статус. Они не просто смотрели, который час - они ненавязчиво заявляли окружающим: "Смотрите, нищеброды, я крутой! У меня золотые часы с брилиантами! И ещё ручка с золотым пером! И ремень из крокодиловой кожи! И стол из красного дерева! И бумага на нём по стопятьсот денег за листик! Я крутой, у меня на всё это есть деньги, а у вас - нет!". Не удивительно, что когда разработчики думают, например, о "самом крутом телефоне", они думают не о поддерживаемых функциях и не об эргономике. Они думают о золоте, красном дереве и "сапфировом" стекле. Соответственно, разработчиков "самых крутых программных продуктов" тоже иногда заносит, и они стараются воспроизвести рабочий стол миллионера. Нарисованные дорогие материалы, нарисованные коллекционные изделия, стилизация под кино про большие деньги и так далее. Даже ридеры для электронных книг вместо настроек шрифта, случается, предлагают дотошную стилизацию под бумажный том. Всё это круто, но проблема в том, что даже очень крутые люди всем этим иногда пользуются по назначению и им не удобно.

Тут стоит сказать, что Apple и так уже сделал почти невозможное - он создал подборку пользовательских интерфейсов, стилизованных под распонтованный оффлайн, но не настолько ужасных, чтобы ими нельзя было пользоваться. Это очень круто. Но факт остаётся фактом, типичный интерфейс Apple выглядит как антиквариат. Дорогой, стильный, красивый, но устаревший ещё до анонса. Было бы странно, если бы Айв этого не понимал.

Джонатан Айв

Давайте просто вспомним, ведь Айв - это тот самый человек, который делал дизайн iPod и MacBook. И iPod у Айва выглядел как плеер, а MacBook - как ноутбук. Никто не заставил его оформлять MacBook в виде кожаной папки с золотым тиснением. Ему разрешили спроектировать настоящее электронно-цифровое устройство, которым будет приятно пользоваться и которое будет приятно взять в руки. Точно так же развивалась история iMac, MacBook Pro, iPhone, iPad и так далее. Снаружи устройства, спроектированные Айвом, выглядели, как пришельцы из прекрасного цифрового будущего.

Но внутри этих устройств стоял софт, который навязчиво пытался изобразить оффлайн. Приложение для заметок пыталось притвориться отсталым бумажным листиком. Календарь пытался обернуться в нарисованную кожу (как будто ему мало, что его запускают на культовом статусном устройстве). Музыкальные альбомы жрали вычислительные мощности лишь ради того, чтобы быть похожими на виниловые пластинки в конвертах. Иконки пытались притвориться плитками из стекла. Наверняка, из дорогого стекла элитарных сортов. Нарисованные капельки стали последней каплей, извините за каламбур.

Судя по дизайну устройств созданных компанией Apple, Джонатан Айв вовсе не дурак, а весьма выдающийся дизайнер. Он отлично понимает, что устройство должно быть похоже на себя, а не на распонтованный кусок дорогого антиквариата. Легко предположить, что и про пользовательские интерфейсы он что-то такое понимал, но только теперь смог воплотить своё понимание в iOS 7. Не знаю точно, почему он раньше так не делал, но предполагаю, что ему не разрешали. Может быть даже сам Джобс и не разрешал. Теперь Айву разрешили.

Конечно, интерфейс iOS 7 - это не лучшее, что рисовал Айв, но не стоит огорчаться. Айв его доработает. Будет такая же красота, как последний iMac. Важно, что главный дизайнер цифрового мира объявил своим творением новую эпоху. Новую систему ценностей. И гарантировал её успех своей репутацией (потому-то я и уверен, что Айв допилит iOS7).

Теперь дизайнерам всего мира дана отмашка: "Хватит рисовать оффлайн!". Всё, теперь iPhone и сам по себе статусное устройство. Теперь дисплей Retina говорит о статусе больше, чем дорогой переплёт. Теперь крутые ребята ценят эффективность. И ничего страшного, если у них такой же телефон, как у миллионов других пользователей. Зато они могут обойтись без чехла и плёночки на экран. А понты - это теперь не модно.

Ну а тем, кто уже ощутил потребность в телефоне из золота и красного дерева стоит перестать маяться дурью, и как все крутые ребята завести себе помощника и секретаршу, пусть они за него по телефону разговаривают. И купить им обоим по iPhone.