Опубликовано 31 июля 2023, 22:30

Российские биологи придумали, как сохранить силу мышц космонавтов

И людей, потерявших мобильность
Российские инженеры-биологи провели эксперименты и узнали, как сохранить состояние мышц космонавтов во время длительных полётов
Российские биологи придумали, как сохранить силу мышц космонавтов

Российские учёные обнаружили, что при помощи определённых лекарственных препаратов можно остановить ослабление мышц при длительном отсутствии движения. Это открытие может привести к созданию препаратов, которые помогут защитить мышцы космонавтов и больных от потери мышечной массы.

Исследователи экспериментально доказали, что накопление избытков АТФ, клеточной «энерговалюты», в мышцах играет ключевую роль в процессе ослабления мускулов при бездействии. Они выяснили, что блокирование этого накопления с помощью бета-гуанидинпропионовой кислоты и других веществ помогает сохранить медленные мышцы, не позволяя им превратиться в более утомляемые мышцы быстрого типа.

Исследование проводили российские биологи и медики, которые наблюдали состояние мышц лабораторных крыс в условиях, когда их задние лапы были удерживаемы в воздухе, но они могли свободно передвигаться по клеткам. В таких условиях мышцы постепенно ослабевали, а уровень креатинфосфата в их клетках увеличивался. Креатинфосфат — это альтернативная форма запасания энергии, которая быстро высвобождается при физических нагрузках.

Чтобы проверить свои предположения, учёные заблокировали выработку креатинфосфата в организме грызунов с помощью бета-гуанидинпропионовой кислоты. Это привело к тому, что ослабление мышц значительно замедлилось, и уровень активности генов, ответственных за формирование белков медленных мышц, увеличился.

Дальнейшие исследования помогут полностью понять механизмы ослабления мышц при длительном бездействии и найти эффективные способы предотвращения этого процесса. Это будет полезно для реабилитации пациентов, которые вынуждены соблюдать постельный режим, а также для защиты космонавтов от потери мышечной массы во время длительных полётов в космосе.