Опубликовано 24 декабря 2023, 21:55

Российские физики открыли новый способ бороться с вирусами в организме

Изучив белковые оболочки вирусов
Учёные ЮФУ изучили оболочки клеток вирусов и узнали, как использовать их для доставки лекарств к нужным местам
Российские физики открыли новый способ бороться с вирусами в организме

Изучение устройства вирусных оболочек является ключевым для создания эффективных методов борьбы с вирусами. Кроме того, понимание структуры капсидов, не несущих вирусного генома, открывает перспективы использования их в качестве наноконтейнеров, особенно в области целенаправленной доставки лекарств. Новая теория, разработанная учёными, обобщает общие закономерности устройства икосаэдрических вирусных оболочек малого и среднего размера.

Более полувека назад физик Л. Д. Ландау предложил теорию, согласно которой кристаллизация вещества связана с появлением или исчезновением критических волн плотности. Эти волны создают интерференционные узоры, определяющие структуру материи. В своей работе учёные Физфака ЮФУ применили этот подход к объяснению самосборки вирусных оболочек, считая белки протяжёнными структурными элементами и описывая процесс как конденсацию волн плотности на сферической поверхности.

Эта новая теория даёт ключевые инсайты в устройство вирусных оболочек разных размеров, позволяя рассматривать их как простые структуры согласно принципам теории Ландау. Это понимание не только помогает в разработке стратегий борьбы с вирусами, но и объясняет ограничения размеров вирусных оболочек, собирающихся из симметричных групп белков.