Опубликовано 04 августа 2023, 16:52

Российские ученые нашли способ оценить «зрелость» нефти

Самой «молодой»
Российские геохимики выделили признаки, по котором можно определить, насколько сформировалась «молодая» нефть.
Российские ученые нашли способ оценить «зрелость» нефти

Исследователи из Института геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского (ГЕОХИ) РАН предложили индикаторы, по которым можно оценить степень термической зрелости «молодой» нефти. Работа ученых опубликована в журнале «Геохимия».

Как правило, органическому веществу необходимо опуститься на определенную глубину и там «отлежаться» на протяжении миллионов лет, формируя «зрелую» нефть. Однако возможны и другие, более интенсивные механизмы трансформации, в ходе которых появляется «молодая» нефть, возраст которой исчисляется тысячами лет.

Самая «молодая» нефть на Земле — это нефтепроявления кальдеры вулкана Узон на Камчатке. Гидротермальная система, функционирующая под осадочным чехлом — верхним ярусом континентальной платформы — приводит к образованию нефти из органического вещества отложений, сформировавшихся в плиоцене (5,3-2,5 миллиона лет назад) и позже, поясняет один из исследователей, ведущий научный сотрудник ГЕОХИ РАН Вячеслав Севастьянов.

Важную информацию об это преобразовании дают исследования углеводородов-биомаркеров — реликтовых молекул в составе осадков, пород и нефтей, в строении которых имеются аналоги в живом веществе. По ним можно понять, какое исходное вещество лежит в основе той или иной нефти, как оно накапливалось и превращалось. Эти данные нужны специалистам для оценки перспективности разработки нефтегазовых залежей.

С помощью метода газовой хромато-масс спектрометрии исследователи нашли в узонских нефтепроявлениях ранее неизученные биомаркеры класса терпанов. Ученые создали модель их трансформации и на ее основе предложили новые геохимические индикаторы, позволяющие оценить степень термической зрелости гидротермальных нефтей. Так, изменение структуры соединений может указывать на скорость преобразующих процессов и степень их завершенности.