Опубликовано 21 декабря 2015, 08:00

Автомобиль с автопилотом. Ближайшее будущее глазами Ford

Больше века назад Генри Форд сумел автоматизировать сборку автомобилей, внедрив конвейерную систему. А сегодня его компания шагнула еще дальше и предлагает автоматическое управление машиной и самостоятельную парковку. Мы посетили научно-исследовательский центр компании в Ахене и готовы рассказать о том, что ожидает водителей в ближайшие годы.
Автомобиль с автопилотом. Ближайшее будущее глазами Ford

Футурологи в недавнем прошлом мечтали о летающих каретах, самоходных лодках и крылатых поездах. Однако ни один из этих концептов так и не был воплощен: на дальние расстояния мы перемещаемся самолетом, а самым эффективным транспортом для коротких поездок остаётся автомобиль. Впрочем, сама концепция этого вида транспорта переживает переходный период. Летать, конечно, автомобиль пока не научится, но формат использования меняется на глазах. Автовладелец сегодня испытывает те же чувства, что и обладатель умного телефона. Вы ведь помните, как Tesla обновила прошивку своих машин и реализовала полноценный автопилот. В том же направлении движутся и другие автопроизводители.

Мы побывали в научно-исследовательском центре Ford в немецком Ахене и посмотрели на то, какие функции компания предложит своим поклонникам в ближайшие пару лет.

Ford Edge возле научно-исследовательского центра компании в Ахене

Ford Edge возле научно-исследовательского центра компании в Ахене

Ford Edge возле научно-исследовательского центра компании в Ахене

Ford Edge возле научно-исследовательского центра компании в Ахене

Прочнее, легче и экологичнее

Со всей продвинутой электронной начинкой, автомобиль по-прежнему остается сложным механизмом, а значит, его конструкция тоже должна меняться в соотвествии с требованиями времени. Последняя инициатива Ford – активное использование новейших алюминиевых сплавов. Сегодня почти каждая машина в той или иной степени состоит из композитов и алюминия, но в Ford, похоже, решили оторваться по полной и выпустили огромный пикап F-150 в полностью алюминиевом корпусе.

Еще 10 лет назад сама идея «алюминиевого пикапа» звучала бы смешно, но сегодня компания имеет дело с такими сплавами, которые превосходят по прочности традиционную сталь. Впрочем, Ford F-150 примечателен не только этим. В его производстве активно используется переработанный пластик. Например, сиденья целиком сделаны из материалов, полученных при переработке пластиковых бутылок. Аналогичный подход применяется и к элементам салона легковых машин, правда, все новшества внедряются с большой осторожностью, чтобы не отпугивать клиентов.

В случае с легковыми автомобилями речь идет об использовании биопластика, который получается из переработки растения гваюла (выращивают для получения каучука), а также конопли и шкурок томатов. Ford даже заключила соглашение с корпорацией Heinz, которая перерабатывает до 2 миллионов тонн томатов каждый год при производстве кетчупа, оставляя шкурки в качестве отходов. Из них можно получать волокна и производить мелкие элементы салона: корпус бардачка, оправу зеркала заднего вида и отсеки для хранения различной мелочи в салоне.

Сегодняшний биопластик по прочности и рабочим характеристикам не уступает пластику традиционному, правда, выглядит слегка непрезентабельно – он получается светло-бежевым с шероховатой поверхностью, поэтому обычно его дополнительно окрашивают сверху.

Применение алюминия в легковых автомобилях позволяет значительно снизить вес и, следовательно, расход топлива. Но еще более перспективным материалом является карбон, правда его применение в бюджетных моделях автомобилей Ford пока ограничивается высокой стоимостью – алюминий пока что обходится дешевле.

Измерительное оборудование для анализа выхлопных газов

Измерительное оборудование для анализа выхлопных газов

Еще одна сторона «экологичности» – снижение вредных выбросов. Недавний скандал с концерном Volkswagen заставил автопроизводителей пересмотреть подход к исследованиям. Ford тоже не остался в стороне.

Компания начала замерять содержание вредных веществ в выхлопных газах не в лабораторных, а в реальных условиях. Для этого по европейским и американским городам ездит несколько автомобилей с измерительным оборудованием, которое анализирует состав выхлопных газов в зависимости от режима поездки и индивидуального стиля вождения. Полученные данные, считает Ford, позволят точнее оценить объемы выбросов при разработке автомобилей.

Автопилот и безопасность

Полноценного автопилота в автомобилях Ford пока нет, сейчас компания осредоточилась на помощи водителю в повседневных ситуациях. Система Traffic Jam Assist объединяет в себе несколько уже существующих и работающих технологий Ford вроде автоматического глушения и пуска двигателя, адаптивного круиз-контроля и автоматического удержания полосы движения.

Traffic Jam Assist

Traffic Jam Assist

Камера на лобовом стекле и радар, спрятанный в решетку радиатора, непрерывно оценивают дорожную обстановку. Машина может автоматически тормозить, если автомобиль впереди замедляется, и самостоятельно продолжать движение. Никакого переключения между ручным и автоматическим режимами не требуется – вы всегда можете повернуть руль, переключить передачу или нажать на тормоз.

Traffic Jam Assist

Traffic Jam Assist

Некоторые новшества не поражают своей высокотехнологичностью, однако сильно облегчают жизнь водителю. При выезде на Т-образный перекресток в условиях ограниченной видимости помогает панорамная камера на решетке радиатора. Она расположена ближе к пересекаемой дороге, чем водитель, а 180-градусный угол обзора позволит вовремя заметить пешеходов или приближающиеся машины. Картинка с камеры транслируется на экран в салоне, плюс её можно переключить из панорамного режима в обычный.

Панорамная камера на радиаторной решетке

Панорамная камера на радиаторной решетке

Вопрос жизнеспособности такой системы в России учтен на стадии внедрения: объектив камеры дополнительно оснащен форсункой омывателя и управляется так же, как и омывание лобового стекла. На ролике показано как это работает:

Сзади широкоугольной камеры пока нет, но есть пара радаров, которые «замечают» движение и предупреждают водителя звуковым сигналом. Опять же, вручную ничего включать не нужно – радары активируются автоматически при включении задней передачи.

Автоматическая парковка

В автомобилях Ford (а именно, в Focus и Kuga) уже была реализована автоматическая парковка. Мы лично испытывали ее в деле и остались очень довольны, но если раньше она призвана была просто помогать неопытным водителям, то теперь можно запарковаться, управляя машиной с пульта. Даже есть ваши водительские навыки позволяли вам без проблем парковаться в узких местах, выйти из машины не всегда было возможно, потому что банально не было места, чтобы открыть дверь.

Сейчас уже можно подъехать к предполагаемому месту парковки, выйти из автомобиля и запарковать его, нажав кнопки на пульте. Главное, чтобы ключ был при вас, иначе система откажется работать из соображений безопасности. Вот как весь процесс выглядит изнутри, обратите внимание, что на месте водителя никого нет:

В режиме автоматической парковки автомобиль может сам складывать зеркала и крутить руль для корректировки траектории. Если внезапно появится препятствие  — пешеход или другая машина — «беспилотник» мгновенно затормозит, а продолжит движение только после того, как водитель нажмёт кнопку.

К моменту массового внедрения этой системы отдельный пульт не понадобиться – управлять машиной можно будет через приложение на смартфоне. Использовать ее можно будет не только на уличных парковках, но и для заезда в гараж или в узкие ворота на дачном участке.

Что дальше

Все это еще на один шаг приближает нас к концепции автоматического автомобиля, однако о передвижении без участия человека пока говорить рано. В ближайшем будущем ручное управление будет использоваться для выезда со двора или из гаража (в этом будут помогать многочисленные умные системы), а при движении по городским улицам или трассам можно будет включать автопилот и наслаждаться быстрым и эффективным перемещением из точки А в точку Б. Автомобили будут активно «общаться» между собой, передавать информацию о дорожной обстановке и скорости движения, распознавать знаки и информационные табло и так далее. Правда, до сих пор никому не ясно, как все это будет оформлено юридически и кто в итоге будет нести ответственность за происшествия с участием автоматических и полуавтоматических автомобилей.