Опубликовано 17 декабря 2010, 20:20

Кайманы в естественной среде обитания. Тестируем AMD Radeon HD 6970

Вслед за адаптерами Barts компания AMD выпустила настоящие флагманские модели Cayman, которые будут конкурировать с топовыми решениями NVIDIA. Посмотрим, как они себя покажут.
Кайманы в естественной среде обитания. Тестируем AMD Radeon HD 6970

AMD после выпуска видеокарт 5000-й серии долгое время сохраняла технологическое лидерство. Из-за проблем с разработкой и производством чипа GF100 NVIDIA не могла подготовить видеокарты нового поколения в течение полугода с момента анонса AMD. За это время последняя успела выпустить полную линейку DX11-совместимых видеокарт. В течение последнего года компания отгрузила более 25 миллионов чипов, что позволило ей опередить по поставкам на рынке дискретной графики NVIDIA.

Однако летом NVIDIA выпустила сначала топовые GTX 470 и GTX 480, а затем и более важные в плане прибылей GTX 460 и GTS 450. Если к выпуску первых AMD отнеслась очень спокойно, то появление удачных видеокарт среднего ценового сегмента немного ее взволновало.

Планы AMD по обновлению линейки своих видеокарт

Планы AMD по обновлению линейки своих видеокарт

Планы AMD по обновлению линейки своих видеокарт

Ответ был подготовлен достаточно быстро. Radeon HD 6800 оказались достойными конкурентами GeForce GTX 460, и, после цикла ценовых войн, между этими моделями наблюдается паритет. NVIDIA тем временем успела выпустить обновления для своих топовых решений — GTX 580 и GTX 570, заполучив в этом сегменте безусловное лидерство.

Изначально GTX 580 планировалась как неожиданно быстрый ответ на выпуск «Кайманов», но у AMD возникли некоторые проблемы с подготовкой этих видеокарт. Несмотря на слухи, новые модели от AMD всё же были выпущены до конца года. Предновогодние распродажи уже идут полным ходом, но свой кусок пирога компания ухватить успеет. Многие магазины не удержались и начали продавать новинки раньше официального анонса.

Новогодние продажи — это, конечно, здорово. Но в долгосрочной перспективе успешность видеокарты будет определяться не только ее доступностью… Поэтому если сейчас Cayman окажутся удачнее, чем GTX 500, то через полгода почти никто уже и не вспомнит, какие же видеокарты появились раньше. Согласно данным Steam, большинство пользователей до сих пор использует лишь DX10-совместимые видеокарты, поэтому рынок еще очень далек от насыщения. Что же готовят нам новинки?

Архитектура

В отличие от Barts, которые представляли собой некоторый компромисс между ценой, производительностью и энергопотреблением, для Cayman во главу угла ставится именно производительность. Однако, согласно подходу AMD, даже флагманские решения должны обладать хорошими соотношениями производительности на ватт и производительности на доллар. Видеокарты на базе чипов Cypress, например, были весьма экономичны для своего времени.

HD 6970GTX 580HD 6950GTX 570HD 6870HD 5870HD 5850
ЯдроCaymanGF110CaymanGF110BartsCypressCypress
Техпроцесс, нм40404040404040
Кол-во транзисторов2,64 млрд3 млрд2,64 млрд3 млрд1,7 млрд2,15 млрд2,15 млрд
Число универсальных процессоров384512352480224320288
Число текстурных процессоров96648860568072
Число блоков растеризации32483240323232
Частота ядра, МГц880772800732900850725
Частота памяти, МГц5500400850003800420048004000
Объем памяти, МБ2048153620481280102410241024
Шина памяти, бит256384256320256256256
TDP, Вт250244200225151188151

К сожалению, с освоением 32-нм техпроцесса у TSMC возникли проблемы, поэтому AMD пришлось действовать в рамках существующих 40-нм норм. Это не позволило компании развернуться в полную силу. Архитектурные оптимизации — это хорошо, но в первую очередь увеличение производительности всегда происходит за счет наращивания количества транзисторов, которое, в свою очередь, определяет площадь кристаллов видеочипов.

С ростом площади кристаллов быстро растет их себестоимость. Прежде всего это связано с тем, что уменьшается количество кристаллов, получаемое с одной пластины. TSMC сейчас использует пластины диамтером 300 мм2, на которые и так «влезает» не очень-то много габаритных видеочипов. Вторым фактором является резкое уменьшение выхода годных чипов с ростом их размера. Так что до освоения новых технологических норм резкого скачка в производительности ждать не стоит; это мы видели на примере перехода от GTX 400 к GTX 500.

Относительно Cypress количество транзисторов выросло примерно на 20%. Однако новинки всё же несколько компактнее Fermi. Что же касается тепловыделения, то здесь всё не так просто. Заявленные параметры для GTX 580 оказываются даже чуть ниже, чем у HD 6970, хотя HD 6950 всё же экономичнее. Но TDP каждая компания измеряет по-своему, поэтому веры данным значениям нет. Результаты наших замеров тепловыделения мы обсудим в соответствующем разделе, а пока еще немного теории про TDP.

PowerTune

Программу Furmark по праву можно назвать бичом современных видеокарт. Именно эта утилита и ее многочисленные модификации используется большинством тестеров для определения энергопотребления, тепловыделения и уровня шума современных видеокарт. При этом карта работает в экстремальном режиме, в реальных играх ничего подобного данной нагрузке не встречается. Однако производителям приходится предусматривать возможность такой нагрузки. Соответственно, выставляются такие настройки частоты и напряжения, которые обеспечат стабильную работу при запуске стресс-тестов.

Обратите внимание на загадочные скачки температуры

Обратите внимание на загадочные скачки температуры

Обратите внимание на загадочные скачки температуры

Очередной виток борьбы подстегнул AMD и NVIDIA как-то решить эту проблему. На печатных платах GTX 500 были установлены специальные чипы мониторинга, которые отслеживали текущую силу тока на цепях питания видеокарты. Эти данные передавались на драйвер, который, исходя из запущенных на текущий момент приложений (отслеживались различные версии Furmark и OCCT, разумеется), мог включить режим пропуска тактов (троттлинга). Но программные решения всегда ненадежны, и это не стало исключением — его смогли обойти очень быстро.

В принципе ничего не мешало NVIDIA сделать это решение работающим на уровне самого железа. Можно ее назвать решение своего рода пробой пера — оно получило не очень лестные отзывы со стороны прессы, но было воспринято достаточно спокойно, так как нормальная его реализация действительно может пойти нам на пользу.

AMD утверждает, что изменение частоты работы видеокарты при работе PowerTune происходит очень быстро

AMD утверждает, что изменение частоты работы видеокарты при работе PowerTune происходит очень быстро

AMD утверждает, что изменение частоты работы видеокарты при работе PowerTune происходит очень быстро

AMD подхватила данную инициативу. Впрочем, о «подхватывании» говорить не очень уместно — неизвестно, кто из компаний первым начал работать в этом направлении. Вполе может статься, что это сделал именно процессорный гигант. Мониторинг осуществляется с помощью датчиков, встроенных непосредственно в сам графический чип. Быстро такое не сделаешь. Благодаря такому подходу удалось добиться куда лучшей скорости реагирования, чем в решениях NVIDIA — частота успевает снизиться через доли секунды после обнаружения критической нагрузки. Больше того, решение от AMD работает само по себе, вне зависимости от установленных драйверов. Важно только то, сколько энергии потребляет карта в текущий момент времени. Компания утверждает, что в ее тестах ни одна игра не позволяла карте достичь значений, нужных для запуска механизма троттлинга. Подробно работу этой системы мы проверим, когда займемся тестированием.

Здесь стоит отметить, что новой такая технология является лишь для видеокарт — в процессорах пропуск тактов используется уже давно. Правда, там он завязан на температуру чипа и предохраняет его от перегрева. Эта ситуация обусловлена тем, что процессорное ядро представляет собой «гомогенную» систему, содержащую большое количество одинаковых элементов. Видеоядро же — система гетерогенная, притом в различных моделях пропорции между составляющими ее элементами разные. По-разному эти ресурсы используют и современные игры. Именно поэтому в реальных условиях одновременного задействования всех ресурсов видеокарты не происходит.

Уместнее даже провести аналогию с другой процессорной технологией, знакомой большинству наших читателей. Intel называет ее Turbo Boost, AMD — Turbo Core. В случае плохо распараллеливаемой нагрузки процессор повышает частоту одного/нескольких ядер, ограничивая энергопотребление остальных ядер. За счет этого достигается более высокая скорость работы без выхода за рамки заданного теплового пакета. Можно сказать, что в видеокартах относительно современных процессоров эта технология находится в зачаточном состоянии. Вполне возможно, что в дальнейшем производители научат свои чипы тактовать различные блоки на разных частотах, в зависимости от текущей нагрузки. Однако уже сейчас очевидно, что PowerTune (так называется разработка AMD) — технология важная и нужная. Именно она позволила AMD, не выходя за рамки обозначенного теплового пакета, заметно поднять производительность своих решений.

VLIW4 и другие

Так выглядит блок-схема чипа Cayman

Так выглядит блок-схема чипа Cayman

Так выглядит блок-схема чипа Cayman

Но «не PowerTune’ом единым»… AMD для своих флагманских видеочипов подготовила еще несколько нововведений, в том числе и тех, с которыми мы еще не успели столкнуться при выпуске Barts. Это удивительно, ведь обычно видеокарты одной серии используют примерно одинаковые функциональные блоки, меняется лишь соотношение между ними.

Переход к VLIW4 – это рискованный шаг со стороны AMD

Переход к VLIW4 – это рискованный шаг со стороны AMD

Переход к VLIW4 — это рискованный шаг со стороны AMD

Однако случай с чипами Cayman никак нельзя назвать классическим. Изменениям подвергся самый базовый блок современной видеокарты — шейдерный процессор. ATI в свое время сделала ставку на суперскалярную архитектуру. Ее шейдерные процессоры состояли из 5 вычислительных блоков — 4 использовались для «простых» операций (сложение, вычитание), а один — для «сложных» (синус, извлечение корня и т.д.). Тогда этот подход обеспечивал чипам компании достаточно высокую производительность в современных играх.

Однако через некоторое время стало ясно, что в будущих приложениях (особенно GPGPU) VLIW5-процессоры не будут использоваться на полную мощность. В связи с этим компания, уже перейдя под крыло AMD, решила переработать конфигурацию своих шейдерных процессоров. Компания не стала отказываться от суперскалярной архитектуры, но было решено упразднить блок трансцендальных операций. Теперь шейдерный процессор состоит лишь из 4 обычных блоков. Для решения трансцендальных операций они подходят хуже, так что за один такт приходится использовать вычислительную мощность сразу трёх таких блоков. Таким образом, производительность шейдерного процессора нового поколения в принципе ниже, чем у 5000-й серии. Однако блок трансцендальных операций обладал большими размерами, чем «простые» блоки. Поэтому за счет избавления от него серьезно уменьшается размер кристалла. Всё в угоду эффективности.

Ядро Cayman теперь содержит 1536 обычных блоков, в то время как ядро Cypress состоит из 1600 блоков — 1280 для обычных операций и 320 для трансцендальных. Поэтому теоретическая производительность новинок по этому параметру оказывается меньше, чем у Cypress. Однако распределять задачи по однородным блокам стало существенно проще. За счет этого была сильно повышена скорость работы с операциями двойной точности, что может быть актуально как для игр, так и для GPGPU. К тому же AMD сильно упростила и ускорила работу шейдерных процессоров с кэш-памятью.

За счет сэкономленных транзисторов AMD добавила 16 текстурных блоков, достаточно впечатляющий 20% прирост. Производительность блоков растеризации также была значительно увеличена. Их число осталось прежним, но теперь, в зависимости от операций, обещается 2-4 кратный прирост производительности.

2 тесселятора – много или мало?

2 тесселятора – много или мало?

2 тесселятора — много или мало?

Относительно HD 5870 геометрическая производительность возросла очень значительно

Относительно HD 5870 геометрическая производительность возросла очень значительно

Относительно HD 5870 геометрическая производительность возросла очень значительно

Не стоит забывать и о тесселяции, увеличенная производительность ROP нужна в первую очередь для сглаживания геометрически существенно более сложных фигур. Здесь компания поступила просто — теперь вместо одного блока тесселяции их два. Впрочем, это не означает, что геометрическая производительность при одинаковых частотах увеличилась в 2 раза относительно чипов Barts, ведь объем доступной кэш-памяти остался прежним. Тесселяторы умеют использовать ресурсы видеопамяти, но она куда медленнее, чем близко расположенный кэш. В результате не стоит ждать, что по геометрической производительности Cayman догонит Fermi, но AMD уверена, что пока в этом нет необходимости.

Таким образом, в тяжелых режимах стоит ожидать значительного прироста относительно чипов прошлого поколения. При этом вполне может оказаться так, что в старых играх, оптимизированных под VLIW5 архитектуру, новинки будут показывать себя не так уж и хорошо. Однако в старых играх вполне достаточно производительности Cypress.

Утверждается также, что был улучшен механизм работы CrossFireX. В общем-то, и прошлое поколение видеокарт AMD зачастую показывало близкую к 100% масштабируемость, но тут действует правило «чем лучше — тем лучше». Сразу оговоримся, что возможности проверить механизм работы CrossFireX на Cayman в рамках данной статьи у нас не было, так что пока поверим на слово.

Catalyst 10.12 и еще один механизм сглаживания

Выпуск новой версии драйверов редко становится событием, важным для широкого круга читателей. Да, это почти всегда рост производительности в определенных играх. Но действительно значительным он обычно бывает лишь для владельцев мультичиповых конфигураций, где часто требуется дополнительная оптимизация. Новые архитектуры с первыми обновлениями также иногда получают заметные бонусы. Переход от VLIW5 к VLIW4 — значительное архитектурное изменение, так что у Cayman в ближайшее время есть неплохие перспективы дополнительно укрепить свои позиции. Но пока мы говорим о Catalyst 10.12.

По результатам тестирований Perseus Labs, новая версия драйверов стала работать гораздо стабильнее. Отдельно отметим вновь появившуюся возможность отключения Catalyst A.I., которая отсутствовала в ряде прошлых версий драйверов. С этой технологией был связан небольшой скандал, инициированный конкурентами AMD и несколькими независимыми тестовыми лабораториями. При стандартных настройках этот A.I. заметно (визуально заметно) занижал качество фильтрации текстур относительно соответствующих настроек для видеокарт NVIDIA. За счет этого модели от AMD показывали более высокие результаты в тестах, так как другие алгоритмы фильтрации меньше нагружали GPU.

Новый алгоритм сглаживания не так универсален, как MLAA

Новый алгоритм сглаживания не так универсален, как MLAA

Новый алгоритм сглаживания не так универсален, как MLAA

Также AMD внедрила еще один механизм сглаживания. В отличие от недавнего MLAA, это не пост-процессинговый метод, а самый обычный, работающий с теми же данными, что и привычный MSAA. Новый метод называется Enhanced Quality Anti-Aliasing, сокращенно EQAA.

Этот режим форсируется через панель управления Catalyst Control Center. Он используется вместе с MSAA, но, помимо «традиционной» выборки сэмплов для определения цвета конечного пиксела, берется несколько дополнительных значений, для которых не учитывается их цветность и глубина в сцене. Это позволяет добиваться более качественной картинки при использовании небольшого (относительно полноценной MSAA-выборки) количества дополнительных ресурсов видеокарты. Например, режим 4x EQAA в некоторых случаях будет обеспечивать аналогичное 8x MSAA качество картинки, при этом требуя лишь на 10% больше ресурсов, чем 4x MSAA. Здесь важно сделать две оговорки. Во-первых, всё зависит от конкретной сцены и возможны случаи, когда 4x EQAA будет давать то же качество, что и 4x MSAA. Во-вторых, аналогичный по сути своей метод сглаживания уже давно используется NVIDIA и называется CSAA.

Регулировка TDP видеокарты – очень полезная возможность

Регулировка TDP видеокарты – очень полезная возможность

Регулировка TDP видеокарты — очень полезная возможность

Многие оверклокеры могли задуматься о том, что PowerTune в принципе может очень сильно ограничить их возможности по разгону новых видеокарт. Однако AMD не забыла о них, и работу механизма PowerTune можно регулировать средствами CCC. Это напоминает возможность настройки Turbo Boost через BIOS, доступную для процессоров Intel. Мы можем менять прописанный в карте предел энергопотребления, просто перемещая соответствующий ползунок в пределах 20%. Цифра в 20% определяется спецификацией PCIe, которая подразумевает максимальное энергопотребление устройства в 300 Вт. Как обойти этот лимит и форсировать большие значения — пока неясно, но мы будем надеяться, что эта проблема будет как-то решена. К сожалению, насколько нам известно, спецификация PCIe 3.0 не подразумевает больших значений TDP, так что от этого перехода ждать нам ничего не приходится.

Для некоторых пользователей может оказаться актуальной возможность понижения встроенного лимита энергопотребления. Она также ограничена 20 процентами, но этого достаточно для значительного улучшения теплового режима видеокарты.

AMD Radeon HD 6970

Скриншот GPU-Z 0.4.9

Скриншот GPU-Z 0.4.9

Скриншот GPU-Z 0.4.9

Мы рассказали об основных изменениях, которые произошли с выпуском Cayman. Теперь настало время посмотреть на героя сегодняшнего обзора — видеокарту AMD Radeon HD 6970. К сожалению, HD 6950 до нашей лаборатории пока не доехала, но визуально эти карты практически аналогичны. Отличается только подсистема питания: HD 6950 достаточно двух шестиконтактных разъемов, а попавшая к нам модель использует 1 шестиконтактный и 1 восьмиконтактный разъем.

Красно-черная цветовая гамма досталась AMD в наследство от ATI

Красно-черная цветовая гамма досталась AMD в наследство от ATI

Наш экземпляр карты выполнен по референсному дизайну. Впрочем, других вариантов на рынке пока нет. Внешне HD 6970 очень похожа на видеокарты 6800 серии: та же прямоугольная форма кожуха, та же расцветка. Только габариты флагманской карты, разумеется, несколько больше. Длина ее печатной платы аналогична HD 5870, но, за счет другой формы радиатора, новинка немного короче — чуть меньше 27 см.

Кожух практически сплошной, как у HD 6870. Только наверху, рядом с основанием, предусмотрено несколько отверстий для выброса части нагретого воздуха. Основной его объем должен выдуваться за пределы системного блока через заглушку.

Привычный уже вид задней панели видеокарт AMD

Привычный уже вид задней панели видеокарт AMD

Конструкция задней панели аналогична видеокартам 6800 серии. Тут пока сложно придумать что-то еще — 2 разъема DL-DVI, 2 mini-DP 1.2 и один HDMI 1.4. Этого хватит всем.

AMD Radeon HD 6970, вид сверху

AMD Radeon HD 6970, вид сверху

Все интересные элементы расположены сверху — разъемы питания, CrossFireX коннекторы (в отличие от 6800, предусмотрена возможность организации трёхчиповых конфигураций) и… некий загадочный переключатель.

Иногда мечты становятся реальностью

Иногда мечты становятся реальностью

Последний — внимание! — позволяет выбирать версию BIOS, которую будет использовать плата при загрузке. Да уж, чем дальше, тем больше видеокарта похожа на полноценный компьютер. Одна из версий BIOS прошита «намертво» и гарантирует нам безопасную загрузку в любой ситуации. Информация на втором чипе доступна для свободного редактирования и различных экспериментов. Это сильно упрощает жизнь оверклокеров. Теперь можно не бояться превратить плату в высокотехнологичный кирпич из-за неудачно прошитого кода. Будем надеяться, что производители нереференсных видеокарт не будут лишать нас этой функциональности в своих моделях.

Пластина обеспечивает дополнительную жесткость длинной видеокарте

Пластина обеспечивает дополнительную жесткость длинной видеокарте

Вид на плату с обратной стороны

Вид на плату с обратной стороны

Обратная сторона платы прикрыта алюминиевой пластиной, которая придает конструкции дополнительную жесткость. Из-за этой пластины сзади не расположено практически никаких элементов, только множество резисторов и пара небольших чипов. Скорее всего, ничто не помешает оснастить плату дополнительными модулями видеопамяти с обратной стороны, но нам кажется, что 2 «набортных» гигабайт с лихвой хватит для любой реальной задачи, с которой может столкнуться HD 6970.

Печатная плата HD 5870

Печатная плата HD 5870

Дизайн печатной платы HD 6970 сильно напоминает HD 5870

Дизайн печатной платы HD 6970 сильно напоминает HD 5870

Контроллер питания HD 6970

Контроллер питания HD 6970

Контроллер питания HD 6970

В новинке используется цифровой стабилизатор питания, как и в HD 5870. Он выполнен по 6+2 схеме и управляется контроллером VT1556MF (опять же, как и в картах предыдущего поколения). Вообще, если судить по дизайну печатной платы, то преемственность по отношению к картам прошлого поколения очевидна — используется много аналогичных элементов, да и расположены они похожим образом.

Чипы GPU и видеопамяти

Чипы GPU и видеопамяти

Чипы GPU и видеопамяти

Площадь чипа Cayman составляет 389 мм2 — больше, чем у предшественника. Он немного вытянут в длину и развернут под углом 45˚. Вокруг него, как и у всех топовых решений AMD, расположена специальная рамка, которая предохраняет дорогой чип от случайного скола при смене системы охлаждения.

Память набрана восемью 2-Гбит модулями Hynix H5GQ2H24MFR ROC. Их максимальная теоретическая частота составляет впечатляющие 6 ГГц. На HD 6970 они тактуются с частотой 5500 МГц, что тоже очень немало. Насколько нужно современной видеокарте (пусть даже топовой) 2 гигабайта видеопамяти? Это может быть темой для отдельного исследования, но AMD утверждает, что в тяжелых режимах прирост значительный. В любом случае, это неплохой задел на будущее. Правда, использование 256-битная шины, доставшейся Cayman в наследство от Cypress, обеспечивает несколько меньшую результирующую пропускную способность подсистемы памяти, чем у флагманской модели NVIDIA.

Испарительная камера HD 6970. Настоящий гигант

Испарительная камера HD 6970. Настоящий гигант

Никаких тепловых трубок

Никаких тепловых трубок

Система охлаждения HD 6970 впечатляет. Сердцем ее является гигантских размеров испарительная камера. Она даже больше, чем используемая в GTX 580, а камера HD 6850 по сравнению с ней вообще смотрится детской игрушкой.

Испарительная камера крепится к алюминиевому каркасу с помощью клея (термоклея, надеемся). Каркас, в свою очередь, контактирует через термопрокладки с модулями оперативной памяти и подсистемой питания. Нам кажется, что прямой контакт всех элементов с испарительной камерой сильно улучшил бы эффективность охлаждения всей системы, хотя технически реализовать это непросто. Особенно нас беспокоит именно подсистема питания, за охлаждение которой отвечает невысокое оребрение на кожухе, находящееся прямо под турбиной. Для столь прожорливой видеокарты такая конструкция непохожа на оптимальное решение.

Используемая турбина также несколько больше, чем у HD 6850. Скорость ее вращения регулируется методом широтно-импульсной модуляции от 1200 до 5800 об/мин. С какой же скоростью она будет работать в реальности? Это мы сейчас и проверим.

Тестирование

Мы использовали наш стандартный тестовый стенд:

  • Intel Core i7-980X@4ГГц
  • 3*2 ГБ Elixir PC3-12800U
  • ASUS P6T6 WS Revolution
  • Intel X25-M G2160GB
  • Xilence XQ1200
  • Windows 7 x64

Для сравнения были взяты все актуальные для данного тестирования видеокарты: HD 6870 и HD 5870 от AMD и GTX 570 и GTX 580 от NVIDIA.

Как и обещали, переходим к тестированию энергопотребления и системы охлаждения.

Untitled-36

Untitled-36

Обращает на себя внимание энергопотребление новинки в простое. Заявленное для HD 5870 энергопотребление составляло 27 Вт, для HD 6970 это значение было снижено до 20 Вт. Наши тесты показали разницу в 5 Вт, что согласуется с данными AMD. 5 ватт — это немного, но в процентном отношении выигрыш очень значительный. Если так пойдет и дальше, то мы рано или поздно увидим топовые графические карты, пассивно работающие в 2D-режиме.

Под нагрузкой в Furmark (1920x1080, 8x MSAA, xtreme burning mode) реальное энергопотребление оказывается больше, чем у HD 5870, но разница не так велика, как мы ожидали — всего 30 с небольшим ватт. Интересно, что общее энергопотребление системы в данном случае очень близко к GTX 570 и 580. Видимо, в них «зашиты» близкие параметры максимального энергопотребления.

В реальных задачах разница между энергопотреблением HD 6970 и HD 5870 сохраняется, а вот видеокарты NVIDIA требуют существенно больше энергии. Странная ситуация — возникает ощущение, что у нас какой-то «неправильный» Furmark, который не позволяет добраться до лимита TDP. Или, что более вероятно, лимит этот сдвинут куда-то за пределы достижимых с помощью Furmark значений.

Для проверки этого мы решили немного поэкспериментировать с настройками PowerTune. Замерялись значения максимального энергопотребления при работе Furmark и Unigine в трёх режимах: в штатном, при 300 Вт лимите TDP и при 200 Вт лимите TDP.

200 Вт250 Вт300 Вт
Furmark258285285
Unigine236264264

Наша догадка подтвердилась — тепловыделение в режимах «250 Вт» и «300 Вт» оказалось одинаковым. При понижении лимита TDP до 200 Вт энергопотребление системы немного уменьшилось, так что можно уверенно говорить о функционировании PowerTune. Вряд ли какое-то игровое приложение сможет нагрузить видеокарту сильнее, чем Furmark, так что дальнейшие тесты мы не проводили.

В процессе тестирования температура чипа достигала 90 ˚С, а турбина вращалась со скоростью 2300 об/мин. Такой режим можно назвать комфортным для не очень требовательных к уровню шума пользователей. При этом в простое услышать работу видеокарты на фоне стандартного системного блока вообще практически невозможно.

Мы немного поэкспериментировали с разгоном новинки. Частоту ядра удалось поднять на скромные 50 МГц, а память разогналась до 5800 МГц. Последнее значение обусловлено зашитым в используемую версию Afterburner пределом. Вполне возможно, что после ее обновления из памяти удастся «выжать» еще немного мегагерц. Пока же 5% разгон иначе как скромным назвать не получается. Понятно, что топовая модель в плане разгонного потенциала звезд с неба обычно не хватает, и здесь лучше должна показать себя HD 5950.

Теперь посмотрим, как покажет себя новинка в бенчмарках. Для начала посмотрим на результаты 3D Mark Vantage:

Untitled-9

Untitled-9

В этой дисциплине HD 6970 оказывается способна конкурировать только с GTX 570, новый флагман NVIDIA остается для нее недостижим. HD 5870 отстает на 15%. Начало не очень впечатляющее.

Untitled-20

Untitled-20

В Unigine Heaven, при активации экстремального режима тесселяции, HD 6970, равно как и остальные видеокарты AMD, вообще не может конкурировать с картами Fermi. Всё-таки геометрическая производительность новинок не так уж и хороша. Но подвижки к лучшему заметны — производительность новинки всё же на 40% выше, чем у HD 5870, это очень значительное преимущество.

Untitled-5

Untitled-5

Untitled-6

Untitled-6

Untitled-7

Untitled-7

Untitled-8

Untitled-8

H.A.W.X. 2 пока единственный приближенный к реальности бенчмарк, который столь же активно работает с тесселяцией, что и тест Unigine Heaven. Отрыв от HD 5870 составляет те же 40%. Очевидно, что FPS здесь ограничивается именно геометрической производительностью видеокарт.

Untitled-10

Untitled-10

Untitled-11

Untitled-11

Перейдем к реально существующим играм. Aliens vs Predator тоже не чурается тесселяции, но использует ее куда меньше, чем тот же H.A.W.X. 2. Пока наша с вами реальность — это именно подобные игры, ну а там будущее покажет. HD 6970 всё равно не способна конкурировать с GTX 580, но обгоняет ее младшую сестру. На примере этой игры хорошо видно, что производительность растеризации в новинке возросла. При включении сглаживания ее производительность уменьшается значительно меньше, чем у других моделей, участвующих в данном тестировании.

Untitled-12

Untitled-12

Untitled-13

Untitled-13

Untitled-14

Untitled-14

Untitled-15

Untitled-15

Помните, что мы говорили про оптимизацию игр под VLIW-5? Вуаля, вот и она. HD 6970 чуть-чуть обгоняет предшественницу в обычных режимах, а при включении сглаживания ее производительность оказывается на одном уровне с HD 6870. Не спасает даже производительность растеризации.

Untitled-16

Untitled-16

Untitled-17

Untitled-17

В старом добром Far Cry 2 новинка немного быстрее предшественницы, но до моделей конкурентов у нее дотянуться пока не получается.

Untitled-21

Untitled-21

Untitled-22

Untitled-22

Untitled-23

Untitled-23

Untitled-24

Untitled-24

Снова DX10-приложение, снова та же картина — небольшой отрыв от HD 5870 и заметно отставание от конкурирующих решений.

Untitled-25

Untitled-25

Untitled-26

Untitled-26

Untitled-27

Untitled-27

Untitled-28

Untitled-28

В Stalker: CoP на подмогу снова приходит производительность растеризации, притом в этот раз помощь эта особенно значительна. Без сглаживания наблюдается паритет с HD 5870, а при активации антиалиасинга мы видим уже очень значительный отрыв новинки. Fermi всё еще впереди, но на играбельности такой отрыв уже не сказывается.

Untitled-29

Untitled-29

Untitled-30

Untitled-30

В самом требовательном режиме игры Resident Evil 5 HD 6970 удается дотянуться до GTX 570, но флагман NVIDIA всё еще впереди.

Untitled-31

Untitled-31

Untitled-32

Untitled-32

В Batman: Arkham Asylum всё повторяется — включение сглаживания позволяет новинке немного обогнать GTX 570.

Untitled-33

Untitled-33

В бенчмарке Final Fantasy XIV новый флагман AMD способен обогнать лишь только старую флагманскую модель NVIDIA, GTX 480.

Untitled-1

Untitled-1

Untitled-2

Untitled-2

Untitled-3

Untitled-3

Untitled-4

Untitled-4

Новенькая Mafia II — один из самых актуальных бенчмарков на данный момент. Обновленный растеризатор не слишком сильно помогает HD 6970 оторваться от предшественницы, но вот видеокарты Fermi с активацией сглаживания справляются здесь хуже, чем модели AMD. Впрочем, GTX 580 и здесь остается недостижима.

Untitled-34

Untitled-34

Untitled-35

Untitled-35

Ну и напоследок — Metro 2033. Эта игра для многих пользователей является одним из немногих стимулов обновить видеокарту. HD 6970 оказывается быстрее предшественницы примерно на 20%, соблюдая паритет с GTX 570.

Выводы

Как показали результаты наших тестов, новые видеокарты AMD не смогли вернуть компании титул производителя наиболее быстрой одночиповой графики. С другой стороны, мы еще не касались наиболее важного вопроса — цен. Так вот, официальная стоимость HD 6950 и HD 6970 составляет $299 и $369 соответственно. В то же время цена GTX 570 и GTX 580 — $350 и $500. Поэтому нет ничего удивительного в том, что новый флагман не догоняет 580-ю Fermi. По цене его ближайшим конкурентом является как раз GTX 570, с которой в большинстве тестов HD 6970 выступает на равных. AMD выпустила быстрые, но сбалансированные решения. В более высоком ценовом сегменте будет играть готовящаяся двухчиповая Antilles.

Конечно, нам хотелось бы увидеть больший прогресс относительно HD 5870. Ведь в текущей ситуации новинка редко опережает ее больше, чем на 15-20%. Остается еще надежда на обновления Catalyst и новые игры. Быть может, они будут лучше оптимизированы под архитектуру Cayman.