Опубликовано 02 марта 2011, 00:01

Eyefinity — нужны ли геймеру 3 монитора?

Данный материал посвящен описанию технологии Eyefinity и оценке производительности современных решений AMD при использовании мультимониторной конфигурации. Также постараемся поделиться своими субъективными впечатлениями от игрового процесса.
Eyefinity — нужны ли геймеру 3 монитора?

Как вы могли понять из последних обзоров, посвященных видеокартам, возможностей современных адаптеров, начиная с среднего ценового уровня, достаточно для обеспечения комфортного уровня FPS в подавляющем большинстве современных игр. При этом зачастую не приходится жертвовать настройками графики или снижением игрового разрешения. Поэтому у многих читателей мог возникнуть закономерный вопрос — для чего же нужны топовые видеокарты?

У каждого из производителей есть свой ответ на этот вопрос. Общим для AMD и NVIDIA является вариант с использованием мониторов высокого разрешения — 2560x1440 или 2560x1600. Эти режимы позволяют серьезно нагрузить даже самые производительные решения. «Gaming experience» при этом радикально не улучшается, но играть в высоком разрешении, конечно же, приятно.

Однако мониторы, поддерживающие соответствующие режимы, стоят очень немало — монитор с поддержкой 2560x1440 продаются в России по цене от 30 тысяч рублей, а 2560x1600-решения стоят и вовсе от 50 тысяч. На фоне 12000 за, например, HD 6970, это очень значительная сумма. Столь высокая цена обусловлена ориентацией данных моделей на профессиональное использование. Качественная IPS-матрица, калибровка, равномерная подсветка, богатые интерфейсные возможности — всё это обеспечивает свой вклад в конечную цену устройства. Также не стоит забывать про традиционную наценку на профессиональные модели.

Помимо высокой цены, мониторы с разрешением 2560x1600 отличаются крупным размером

Помимо высокой цены, мониторы с разрешением 2560x1600 отличаются крупным размером

При этом выпуск «домашних» моделей с высоким разрешением, видимо, считается производителями нерентабельным. Шильдик Full HD способен привлечь много покупателей, а монитор с 2560x1600 TN-матрицей скорее всего привлек бы только узкую прослойку хардкорных геймеров. Так что вряд ли ситуация с расслоением изменится в ближайшем будущем. 1920x1080 монитор можно купить за 5000 рублей, а за модель, поддерживающую 2560x1600, нужно заплатить в 10 раз больше.

Монитор с высоким разрешением — это не единственная возможность привнести что-то новое в привычный игровой процесс. Однако дальше пути AMD и NVIDIA во многом расходятся. NVIDIA после покупки компании Ageia в 2008 году начала продвигать движок PhysX. Благодаря ускорению обработки физических эффектов средствами GPU стало возможным обеспечивать значительно более высокий уровень реализма. При этом возможности топовой видеокарты полностью задействуются уже в разрешении 1920x1080. Другой вариант использования ресурсов мощных моделей — игра в стереоскопическом режиме, когда нагрузка на видеокарту возрастает практически вдвое. Однако используемая компанией технология 3D Vision, как и движок PhysX, являются проприетарными. Другими словами, работают они только с соответствующими видеокартами. Неудивительно, что у NVIDIA нет желания и возможностей оптимизировать свои разработки под видеокарты конкурентов, но проприетарный подход сдерживает распространение самих технологий. Если 3D Vision получила неплохую поддержку со стороны разработчиков игр, то с PhysX ситуация не столь радужная — продвинутая поддержка этой технологии встречается в небольшом количестве игр, из которых лишь несколько являются хитами.

AMD заняла противоположную позицию — компания старается поддерживать только открытые стандарты. Например, профессиональные видеокарты AMD используют свободные API OpenCL и DirectCompute. Компания также не стала разрабатывать свой стандарт для отображения стереоскопического контента, а сосредоточилась на обеспечении совместимости с существующими инфраструктурами (эта инициатива называется HD3D). Насколько удачно AMD движется в этом направлении, мы поговорим в другом материале. Данная же статья, как ясно из ее названия, посвящена другой технологии AMD, называемой Eyefinity.

Так выглядит Eyefinity-система в сборе

Так выглядит Eyefinity-система в сборе

Одним из основных конкурентных преимуществ современных видеокарт AMD являются богатые коммуникационные возможности. Видеокарты серии HD 5000 (кроме модели HD 5870 Eyefinity Edition) позволяют одновременно подключать до 3 мониторов, а модели HD 6000 вместе с разъемами DisplayPort 1.2 получили возможность одновременного подключения сразу 6 мониторов. На фоне этого очень логичным стало решение добавить на уровне драйверов возможность объединения мультимониторных конфигураций в единый виртуальный экран. Это не первая подобная разработка, но более ранние варианты не прижились среди геймеров. Однако теперь данная идея пришлась по вкусу как производителям игр, так и компании NVIDIA, которая прошлым летом представила технологию Surround, обеспечивающую своим видеокартам аналогичную функциональность.

Однако практическая реализация этих технологий несколько отличается. Для организации Surround нужно 2 видеокарты NVIDIA (или одна двухчиповая). При этом очевидно, что производительности топовых видеокарт компании вполне достаточно для поддержания нормального уровня FPS во многих играх даже при использовании трехмониторной конфигурации. Ну а организация мультичиповой конфигурации всегда сопряжена с определенными проблемами — 4 занятых слота на материнской плате, повышенное энергопотребление и уровень шума, а также не всегда стабильная работа в новых играх.

У Eyefinity другая проблема — один из мониторов обязательно нужно подключать к разъему DisplayPort. Сейчас эта проблема не столь актуальна, так как в продаже есть переходники DVI-DisplayPort, да и мониторы с данным интерфейсом получили более широкое распространение. Также подсуетились сторонние вендоры — видеокарты Sapphire Flex больше не требуют обязательного DisplayPort-подключения.

Получается, что для создания трёхмониторной конфигурации не требуется особо значительных финансовых вложений. Конечно, всё в первую очередь зависит от вас, ваших потребностей и возможностей. Но в принципе, имея в наличии один Full HD монитор и подходящую видеоподсистему, достаточно докупить еще два недорогих монитора. То есть минимальная цена «вхождения в клуб» составляет порядка 10000 рублей.

Большинство из читающих данный материал наверняка знает про Eyefinity, ведь данная технология была представлена еще в сентябре 2009 года. Поэтому мы лишь немного расскажем в данном материале о настройке мультимониторной конфигурации и нашем игровом опыте с получившейся системой. Наиболее важной частью статьи являются данные тестов, позволяющие получить некоторое представление о производительности современных видеокарт AMD в данном режиме.

Установка и настройка Eyefinity

Основные сложности при подготовке трёхмониторной конфигурации к работе заключаются вовсе не в ее настройке, а в монтаже. Представьте, что у вас в комнате появилось 3 нескромного размера коробки, из которых надо извлечь мониторы (в нашем случае это 23” дюймовые NEC MultiSync EA231Wmi) и запихать ненужный для дальнейшего монтажа хлам назад. Ширина каждого из наших мониторов составляет 55 сантиметров, так что для установки их в ряд нужен 165 см стол. На самом деле мониторы лучше устанавливать под небольшим углом друг к другу, для улучшения эффекта присутствия.

Очевидно, что при работе с такой конфигурацией следует располагаться от нее существенно дальше, чем при использовании одного аналогичного монитора. В противном случае быстро возникает ощущение дискомфорта (вплоть до головокружения). Поэтому ширина стола тоже должна быть внушительной.

Также придется мириться с тем, что подставки мониторов займут большую часть стола. Альтернативой является настенное крепление или использование специализированных кронштейнов. Последнее является наиболее предпочтительным решением, так как позволяет идеально настроить расположение мониторов друг относительно друга. Впрочем, цена таких решений очень серьезно отодвигает нас от базовой планки в 10000 рублей. Так что аккуратно расставляем наши мониторы на столе, подстраиваем высоту и угол наклона… и думаем, куда бы нам подключить эти три монитора. Конечно, в тестовой лаборатории с этим никаких проблем нет, но покупателю Eyefinity-системы наверняка придется озаботиться приобретением нормального пилота с подобающим количеством розеток. Дальше подключаем мониторы к видеокарте, аккуратно прячем все кабели, включаем все мониторы и запускаем компьютер.

При включении изображение подается только на 2 монитора из трёх, но пугаться тут нечего, ведь поддержка трёхмониторной конфигурации задается только на уровне драйверов видеокарты. После запуска Windows нужно зайти в Catalyst Control Center. Именно там осуществляется активация Eyefinity.

Процесс настройки прост и интуитивно понятен

Процесс настройки прост и интуитивно понятен

Процесс настройки прост и интуитивно понятен

Во вкладке Desktop Management нужно выбрать пункт с красноречивым названием «Creating and Arranging Desktops».

Сейчас нам доступны только 2 конфигурации

Сейчас нам доступны только 2 конфигурации

Сейчас нам доступны только 2 конфигурации

В открывшемся окне можно будет выбрать интересующее расположение мониторов. В нашем случае это горизонтальное расположение, хотя при наличии соответствующего крепления никто не мешает создать вертикальную конфигурацию (три над одним). Также, если монитор может поворачиваться на 90˚, то можно развернуть их в портретный режим и организовать такую Eyefinity.

Последний шаг к созданию трёхмониторной конфигурации

Последний шаг к созданию трёхмониторной конфигурации

Последний шаг к созданию трёхмониторной конфигурации

У системы нет никакой возможности автоматически определить, как расположены ваши мониторы, так что придется ей немного помочь. Экраны мониторов последовательно будут подсвечиваться синим, а мы в это время должны будем указать в CCC то место, которое он каждый из них займет в конечной системе. Всё, система готова к использованию.

Компенсация рамок монитора — наиболее важный этап настройки

Компенсация рамок монитора — наиболее важный этап настройки

Компенсация рамок монитора — наиболее важный этап настройки

Дальше Catalyst предлагает нам осуществить компенсацию рамок монитора. Дело в том, что при организации Eyefinity операционная система работает с одним большим монитором (так называемая «single large surface»), в то время как перед пользователем находится несколько дисплеев, разделенных рамками экранов. В нашем случае это расстояние составляло 4 сантиметра. Соответственно, при отображении одной большой сцены объект, перемещающийся с одного экрана на другой, будет выглядеть неестественно. Одна его часть будет сдвинута относительно другой на эти самые 4 сантиметра.

Компенсация рамок позволяет дополнительно расширить SLS, воспринимаемую системой. За счет этого можно добиться более естественного перехода объекта с одного монитора на другой. Визуально результат компенсации будет выглядеть так, как будто перед нами теперь также находится одна большая матрица, но часть ее загорожена пресловутыми рамками дисплея.

Компенсация рамок отключена

Компенсация рамок отключена

Необходимость в компенсации определяется дальнейшим сценарием использования Eyefinity. Если данная система нужна для работы с Photoshop, 3ds Max, Premiere Pro и подобными программными пакетами, то компенсацию лучше отключить. В противном случае рамки монитора будут «загораживать» вам часть элементов интерфейса. Ну а для игр компенсация абсолютно необходима, иначе резкое перемещение объектов между экранами быстро начинает выводить из себя.

Распространение мультимониторных конфигураций стало для производителей дополнительным стимулом к выпуску дисплеев и телевизоров с тонкими рамками. На данный момент чемпионом в данной области является компания LG с ее 37” панелями, у которых правая и нижняя рамки обладают толщиной 2,5 мм, а левая и верхняя — 1,5 мм. Среди производителей мониторов лидирует компания Samsung с ее решениями MD230X3 и MD230X6, но там рамка значительно толще — расстояние между соседними матрицами составляет порядка 15 мм.

Компенсация рамок ведет к еще одной неочевидной с первого взгляда проблеме. Разрешение экрана для нашей трехмониторной конфигурации составляет 5760 x 1080 пикселей, но при включении компенсации видеокарте уже приходится обсчитывать поле размером 6048 x 1080. Разница составляет всего лишь 5%, но это, безусловно, сказывается на производительности системы в играх.

Методика и результаты тестирования, впечатление от использования

Для тестов мы использовали наш стандартный стенд:

  • Intel Core i7-980X@4ГГц
  • 3*2 ГБ Elixir PC3-12800U
  • ASUS P6T6 WS Revolution
  • Intel X25-M G2160GB
  • Thermaltake Toughpower XT 650 W
  • Windows 7 x64

В качестве тестовой видеокарты использовалась Radeon HD 6950, которую можно приобрести в московской рознице за сумму порядка 9500 рублей. Интересно, как сможет эта не самая дорогая модель справиться с современными играми в высоких разрешениях.

Также мы провели все тесты, используя CrossFire из двух HD 5870. Флагманская одночиповая карта прошлого поколения всё еще способна показать очень достойные результаты, а уж две такие видеокарты в одной системе — это до сих пор практически предел мечтаний любого геймера, предпочитающего продукцию AMD. Мощный шестиядерный процессор, работающий на частоте 4 ГГц, должен обеспечить уровень производительности, достаточный для полной реализации возможностей видеокарт в большинстве тестов. Для питания всей этой системы нам хватило качественного 650-ваттного блока питания производства компании Thermaltake.

В качестве игрового разрешения мы везде использовали 5760 x 1080. Это своеобразный эталон, ведь компенсацию рамок каждый пользователь будет выставлять у себя сам. Тестирование с более низкими разрешениями не проводилось. Вряд ли пользователь, собравший у себя систему, нужную для получения изображения в максимально высоком разрешении, станет после этого специально это разрешение снижать. Вместо этого мы провели тестирование, используя в бенчмарках различные настройки графики. Это позволит вам представить, на что стоит рассчитывать при организации мультимониторной конфигурации.

Также все тесты проводились в разрешении 1920 x 1080, чтобы оценить, насколько сильно будет падать производительность при переходе к режиму Eyefinity. Сразу отметим, что запускать игры в разрешении 1920 x 1080 при организованной single large surface не рекомендуется: многие из них не способны «понять», что же от них требуется.

 

T&D TDE 180

T&D TDE 180

Список Eyefinity-совместимых игр можно посмотреть на сайте AMD. В действительности это не полный список доступных тайтлов, но сертификация является своего рода гарантией того, что игра действительно оптимизировалась для работы в таком режиме.

Список используемых бенчмарков и режимов тестирования:

Название бенчмаркаРежим тестированияСертификация AMD
Aliens vs. PredatorVery High/LowGold
Batman: AAVery High/LowSilver
Civilization 5High/Medium/Low 
DiRT 2DX 11 Ultra/DX 9 UltraGold
F1 2010Ultra/Medium/UltralowGold
Far Cry 2DX 10 Very High/DX 9 High/DX 9 Low 
GTA 4Max 
HAWX 2DX 11/DX 10Gold
Lost Planet 2Max/Middle/MinSilver
Mafia IIHigh/LowGold
Metro 2033Very High/Medium/LowGold
Resident Evil 5High 
Stalker: CoPDX 11/DX 10 
Unigine HeavenDX 11 + extr. tess/DX 11/DX 10 
World in Conflict: SAVery High 

Все режимы тестирования соответствуют внутриигровым «названиям», если не оговорено иного. Сглаживание форсировалось исключительно с помощью внутриигровых настроек. В Catalyst A.I. была отключена опция Surface Format Optimization, а для Texture Filtering мы выбрали High Quality.

В списке бенчмарков отсутствует уже привычный Star Craft II. Нам очень хотелось оценить производительность и играбельность в этом хите от Blizzard, но он не поддерживает разрешения с таким соотношением сторон. Существуют некоторые методы форсирования широкоэкранного режима, но сама Blizzard постоянно с ними борется и у нас воспользоваться ими не получилось. Можете попробовать сами, но вы рискуете быть забаненными в Battle.net. Компания считает, что этот режим дает пользователям значительное преимущество над соперниками, и в этом есть определенная логика.

Итак, поехали. Как вы заметили, традиционные синтетические бенчмарки 3D Mark в списке отсутствуют. Выставить там разрешение 5760 x 1080 невозможно, поэтому в рамках данного материала смысла проводить эти тесты не было. Из условно синтетических бенчмарков остается Unigine Heaven, демонстрирующий возможности соответствующего движка. Он нормально выдает изображение на 3 монитора, но об адаптации под соответствующий режим говорить не приходится, ведь это не полноценная игра.

unigine_11_extreme

unigine_11_extreme

unigine_11

unigine_11

unigine_10

unigine_10

Тут же мы сталкиваемся с первым «ляпом» конфигурации CrossFire. Видимо, особых адаптаций на уровне драйверов для тестов Unigine не проводилось, поэтому при переходе к разрешению 5760 x 1080 мы наблюдаем резкое падение производительности до 2-3 кадров в секунду. До конца мы проводить тестирование не стали и попросту исключили эти результаты из нашей диаграммы. HD 6950 здесь также не блещет, ведь Unigine создает очень сильную по меркам современных игр нагрузку. Уровень FPS, и так невысокий, при активации Eyefinity падает в 2-3 раза. В 1920 x 1080 CrossFire демонстрирует хорошую производительность и обходит HD 6950 в 2 раза при отключенной тесселяции и в 1,5 раза при выключенной.

Следующий тест представляет собой бенчмарк, использующий движок реальной игры, появившейся около года назад — Aliens vs. Predator. Игра эта достаточно требовательна и до сих пор является серьезным испытанием для современных видеокарт. Сертификация Gold гарантирует абсолютно беспроблемную работу игры при использовании трёхмониторной конфигурации. Так ли это?

avp_aa

avp_aa

avp

avp

avp_low_aa

avp_low_aa

avp_low

avp_low

Оказывается, что не совсем. Во всяком случае, в бенчмарке при активации сглаживания CrossFire-конфигурация снова демонстрировала очень сильное падение производительности. Зато без антиалиасинга она выдавала комфортный уровень FPS даже при максимальных настройках графики. HD 6950 в том же режиме выдавала условно играбельные 28,8 FPS, а действительно беспроблемная игра возможна только при минимальных настройках графики. Однако в таком случае игра теряет немалую часть своей привлекательности. Но для онлайновых баталий этот режим может быть очень полезен.

Batman: AA имеет сертификацию Silver, но никаких принципиальных отличий от AvP мы не заметили. Разве что при активации сглаживания и использовании двух видеокарт игра вообще отказывается запускаться, но пользователю эта разница вряд ли покажется значительной. В целом мультиэкранный режим здесь оказался очень к месту, ведь угол обзора существенно возрастает.

batman_aa

batman_aa

batman

batman

batman_low_aa

batman_low_aa

batman_low

batman_low

Игра не очень требовательна к компьютеру и, используя HD 6950, вы можете смело выкручивать все настройки графики на максимум. Два HD 5870 предсказуемо демонстрируют куда более высокий результат, но прикладывать возросшую мощность графической подсистемы некуда, ведь всё и так отлично работает.

Далее в нашем списке Civilization V. Это творение Сида Мейера не было сертифицировано для Eyefinity, но активация разрешения 5760 x 1080 прошла нормально. CrossFire нормально работал во всех режимах. С реальным геймплеем всё оказалось не так просто. С одной стороны, при виде втрое возросшего поля зрения вырывается непроизвольное «вау». Однако потом быстро выясняется, что для скроллинга теперь стоит использовать только клавиатуру, так как тянуть курсор с правого до левого края очень утомительно. Впрочем, других нареканий у нас не возникло и преимущества Eyefinity режима существенно перевешивают проблемы, связанные с его использованием.

civ5_aa

civ5_aa

civ5

civ5

civ5_medium_aa

civ5_medium_aa

civ5_medium

civ5_medium

civ5_low_aa

civ5_low_aa

civ5_low

civ5_low

При переходе от высоких настроек графики к средним производительность практически не меняется, а вот на низких она возрастает вдвое. Однако мы бы не рекомендовали вам использовать этот режим, так как в нем игра становится визуально очень непривлекательной. При более высоких настройках графики всё наоборот — птички летают, кораблики качаются на волнах, всё очень мило. Благодаря активному использованию тесселяции HD 6950 в этих режимах удается нагнать и даже чуть обогнать тандем из двух HD 5870, отличное достижение. FPS для стратегии приемлимый, надо только немного поиграться с настройками сглаживания.

DiRT 2 — игра с «золотой» сертификацией. Различного рода автосимуляторы — это настоящий конек Eyefinity, в этом режиме начинает проявляться настоящий эффект погружения. Конечно, почувствовать себя в кабине раллийной машины так просто не получится, но тут может немного помочь покупка руля и педалей.

dirt2_aa

dirt2_aa

dirt2

dirt2

dirt2_9_aa

dirt2_9_aa

dirt2_9

dirt2_9

Производительность при переходе к режиму Eyefinity у HD 6950 падает незначительно, за счет чего мы сохраняем играбельность даже при максимальных настройках графики. CrossFire тоже работает отлично.

F1 2010 — еще одна игра от Codemasters. На сей раз, как понятно из названия, она посвящена гонкам Формулы-1. За основу взят тот же движок, но требования у новинки немного выше. В плане совместимости с Eyefinity и играбельности в этом режиме всё так же хорошо, как и у DiRT2.

f1_2010_aa

f1_2010_aa

f1_2010

f1_2010

f1_2010_medium_aa

f1_2010_medium_aa

f1_2010_medium

f1_2010_medium

f1_2010_low_aa

f1_2010_low_aa

f1_2010_low

f1_2010_low

Эта игра оказывается немного требовательнее при самых высоких настройках графики, чем DiRT2, поэтому мы и добавили дополнительные режимы тестирования. Владельцам HD 6950 мы бы рекомендовали снизить настройки до средних. При средних и низких настройках обе конфигурации демонстрируют на удивление близкие результаты, которые практически не меняются при активации сглаживания. Это наводит нас на мысли о процессорозависимости данного теста, но ведь при переходе от средних настроек к низким FPS возрастает. Странно.

Far Cry 2 не был сертифицирован компанией AMD, и немудрено, ведь он на год старше самой Eyefinity. Однако возраст не мешает старичку нормально работать с тремя мониторами. Игровое меню (настройки и прочее) при этом сильно растягивается, но это одна из наиболее типичных для несертифицированных игр проблема.

fc2_aa

fc2_aa

fc2

fc2

fc2_9_aa

fc2_9_aa

fc2_9_aa

fc2_9_aa

fc2_9_low

fc2_9_low

При активации режима Eyefinity мы видим, что даже не самая новая игра всё еще может «задать жару» современной видеокарте, если использовать высокие разрешения. Смело выставить максимальные настройки не получится. Придется немного пожертвовать сглаживанием, и тогда всё станет хорошо. Примечательно, что CrossFire, несмотря на в целом более высокие результаты, в самом тяжелом режиме уступает HD 6950 по минимальному уровню FPS.

GTA 4 тоже избежала сертификации ввиду преклонного возраста, но на работу этой игры нареканий не возникло вообще никаких.

gta4

gta4

Как видите, игра, когда-то считавшаяся монстром-убийцей для видеокарт и процессоров, уже не способна победить современную игровую конфигурацию. 2 гигабайт видеопамяти хватает для комфортной игры при любых доступных настройках. Вычислительной мощности HD 6950 некоторым всё же может быть недостаточно для комфортной игры в трёхмониторной конфигурации, но у нас никаких нареканий не возникало.

Скандально известный по предыдущим статьям бенчмарк HAWX 2, как и его предшественник, в итоге получил золотой сертификат совместимости с Eyefinity. Еще бы, для симуляторов нормальная поддержка трёхмониторных конфигураций скоро станет стандартом де-факто.

hawx2_aa

hawx2_aa

hawx2

hawx2

hawx2_10_aa

hawx2_10_aa

hawx2_10

hawx2_10

Улучшенная при переходе к 6000-й серии тесселяция не помогла одиночной видеокарте догнать два флагмана предыдущего поколения, работающих вместе. Из всех настроек графики, доступных в игре, только тесселяция и сглаживание оказывают серьезное влияние на производительность. Поэтому владельцам HD 6950 придется либо мириться с не совсем комфортным уровнем FPS, либо как-то подстраивать эти настройки. Полностью отключать тесселяцию мы бы не рекомендовали, но можно попробовать поменять настройки в CCC. Владельцам двух HD 5870 беспокоиться не о чем, всё будет работать нормально.

Lost Planet 2 — не слишком увлекательная игра, но при этом очень красивая. И требования к графической подсистеме она выдвигает самые жесткие. Поддержка Eyefinity реализована на достойном уровне, хотя на геймплее она сказывается не так сильно, как в симуляторах

lp2_aa

lp2_aa

lp2

lp2

lp2_medium_aa

lp2_medium_aa

lp2_medium

lp2_medium

lp2_low_aa

lp2_low_aa

lp2_low

lp2_low

Ну, с одной видеокартой тут делать нечего. При низких настройках графики вся прелесть игры сводится на нет — зализанные глянцевые текстуры очень сильно портят впечатление. Пара HD 5870 справляется с LP2, но только при отключенном сглаживании.

Следующий пункт в нашей программе — Mafia II. Эта игра всем хороша — ее любит AMD (Gold-сертификация Eyefinity), любит NVIDIA (отличная реализация PhysX) и, самое главное, любят геймеры. Мультимониторная конфигурация здесь приятна и полезна, работает всё очень стабильно.

mafia_aa

mafia_aa

mafia

mafia

mafia_low_aa

mafia_low_aa

mafia_low

mafia_low

При увеличении игрового разрешения в 3 раза производительность закономерным образом уменьшается. Связка из 2 видеокарт гораздо лучше справляется с активацией сглаживания и вытягивает FPS на играбельный уровень даже при максимальных настройках. С HD 6950 так не получится, придется подстраивать уровень детализации и сглаживания. Однако добиться нормальной работы в этой игре можно без особых проблем.

Еще одна игра на букву «M» — Metro 2033 — пожалуй, наиболее серьезное испытание для современных видеокарт. Даже в самых продвинутых пресетах мы отключаем Depth of Field — технологию, которая «эмулирует» на экране человеческое зрение, размывая объекты, находящиеся не в фокусе. Заявлена совместимость на уровне Gold, но CrossFire-конфигурация снова отказывается нормально работать при включении сглаживания. К тому же периодически игра при включении ужимает изображение с трёх экранов на один. Смотрится это довольно забавно.

metro2033_aa

metro2033_aa

metro2033

metro2033

metro2033_medium_aa

metro2033_medium_aa

metro2033_medium

metro2033_medium

metro2033_low_aa

metro2033_low_aa

metro2033_low

metro2033_low

Как видите, при максимальных настройках HD 6950 не может обеспечить комфортный уровень FPS даже в разрешении 1920 x 1080. Для Eyefinity-режима нужно снижать детализацию до среднего уровня и выбирать режим адаптивного сглаживания. Но полноценно с тремя мониторами позволит поиграть только CrossFire-конфигурация, так как у одиночной HD 6950 во всех режимах наблюдаются провалы FPS до 10.

Resident Evil 5 — менее требовательная и более интересная разработка Capcom, чем Lost Planet 2. Сертификации она лишена, но в трёхмониторной конфигурации работает нормально как HD 6950, так и 2 HD 5870, разве что меню ведет себя странно.

re5_aa

re5_aa

re5

re5

С этим бенчмарком все тестовые конфигурации справились хорошо. CrossFire предсказуемо оказался быстрее одиночной видеокарты, но и HD 6950 показала отличные результаты.

Stalker: CoP, в отличие от своего предшественника, не имеет сертификации AMD. Однако никаких проблем (кроме привычной уже проблемы с активацией сглаживания) с запуском соответствующего бенчмарка у нас не возникло.

stalker_aa

stalker_aa

stalker

stalker

stalker_10_aa

stalker_10_aa

stalker_10

stalker_10

Stalker тоже является довольно жадной до ресурсов видеокарты игрой. Тандем из 2 HD 5870 позволяет нормально играть в любом из доступных режимов, в то время как у одиночной HD 6950 ситуация несколько более напряженная. Интересно, что DX11 режим при активации сглаживания обеспечивает более высокий уровень FPS, чем наблюдаемый в DX10 режиме. Однако играбельными оба они не являются, для плавной игры без лагов сглаживание придется убирать.

Последней игрой в нашем цикле тестов будет World In Conflict: SA. Эта игра также лишена сертификации AMD. Она стабильно работает не при всех настройках графики. В частности, нам пришлось форсировать режим DirectX 9, хотя все остальные настройки при этом удалось сохранить на максимуме. Ну и не обошлось без растянутого меню. Однако в целом WiC очень сильно выигрывает при активации Eyefinity.

wic_aa

wic_aa

wic

wic

Играбельность сохраняется при любых настройках, но при использовании HD 6950 мы бы рекомендовали всё же немного снизить качество графики, чтобы добиться более плавной работы.

Выводы

Как показали результаты нашего тестирования, HD 6950 позволяет играть в большинство современных игр, используя конфигурацию Eyefinity из трёх Full HD мониторов и не снижая при этом внутриигровое разрешение. Да, во многих случаях придется снизить качество графики или режим сглаживания, но с этой жертвой большинство пользователей сможет смириться.

Обладателям CrossFire из HD 5870 придется тяжелее. Неприятно наблюдать, как считающаяся бескомпромиссной система вдруг отказывается запускаться в каком-то режиме. Впрочем, если всё заработало нормально, то уровень быстродействия такой связки, разумеется, окажется значительно выше, чем у HD 6950. Будем надеяться, что новые видеокарты AMD будут работать в этом режиме более стабильно.

Что же до самой технологии Eyefinity, то это отличный способ заново открыть для себя любимые игры и получить больше удовольствия от новинок. Мы не станем говорить, что Eyefinity интереснее, чем стереоскопия, но если вы планируете покупку дорогого 2560x1440 монитора для игр, то вот тут как раз самое время задуматься о более дешевой трёхмониторной конфигурации.