Компьютеры
15 января 2008, 00:15

Итоги-2007: видеокарты

Очередной год оказался для графического рынка богатым на события, одни из самых ярких моментов выпали именно под конец 2007-го. Выход полной линейки видеокарт, поддерживающих DirectX 10, от обоих разработчиков графических процессоров, представление производительных видеоадаптеров среднего уровня, быстродействие которых оказалось выше акселераторов high-end-класса, а со стороны AMD даже поддержка DirectX 10.1 в новых ускорителях – вот основная тема «Итогов-2007: видеокарты».

В прошлом году произошёл окончательный переход на унифицированную архитектуру графических процессоров с поддержкой DirectX 10 и Shader Model 4.0, выход операционной системы Windows Vista ознаменовал новый этап развития компьютинга и наконец-то позволил раскрыть весь потенциал видеокарт нового поколения. Но даже в начале экспансии Windows Vista единственным решением с поддержкой нового API была лишь серия GeForce 8800, относящаяся к видеоадаптерам уровня high-end, что немного ограничивало круг желающих ознакомиться с технологиями «будущего», и большинству пользователей приходилось довольствоваться видеокартами прошлого поколения. Ответ со стороны объединённой компании ATI/AMD в очередной раз был перенесён, и анонс так долго ожидаемого R600 и видеокарты на его основе – Radeon HD 2900XT состоялся лишь в мае, спустя полгода после представления NVIDIA GeForce 8800GTX/GTS. Калифорнийцы к выходу конкурента G80 решили подготовиться основательно, выпустив Ultra-версию, работающую на чуть больших частотах, чем GeForce 8800GTX. Но в итоге решение от канадско-американской компании по производительности оказалось на уровне GeForce 8800GTS и лишь изредка догоняло GTX, что огорчило поклонников серии Radeon и сделало GeForce 8800Ultra самым быстрым игровым акселератором в мире, коим он и является по сей день.

Всё вышесказанное касается high-end-сегмента с поддержкой DX10. Некоторые высокоуровневые адаптеры, рассчитанные на работу с приложениями под DirectX 9.0c, всё же были представлены, старые модели продолжали выходить, но цены на них стремительно падали до отметки 200-250 долларов, после чего они либо исчезали с прилавков магазинов, либо продолжали дешеветь и далее под натиском конкуренции со стороны middle-end нового поколения. Например, такие адаптеры, как GeForce 7900GS или Radeon X1950GT, в итоге можно было приобрести за $150-170. Попытка некоторых производителей выпустить двухчиповых монстров увенчалась успехом лишь у Sapphire с её Radeon X1950 Pro Dual, но в конечном счёте продукт оказался нишевым и остался в недрах тестовых лабораторий различных издательств.

Если производительность high-end-видеокарт различных поколений действительно существенно различалась, то с адаптерами среднего и начального уровней всё оказалось не так гладко. Представленные в апреле компанией NVIDIA видеокарты GeForce 8600/8500, а чуть позже и GeForce 8400, рассчитанные на массового потребителя и поддерживающие унифицированную архитектуру, продемонстрировали удручающую производительность в DX10-приложениях, а в старых играх фактически ничем не отличаются от своих предшественников. Данная ситуация чем-то напомнила времена перехода на DirectX 9, когда серия GeForce FX не всегда могла дать фору GeForce 4. Стоимость же современных решений, естественно, оказалась выше аналогичных по производительности видеоадаптеров на базе G7x, что привело к значительному падению цен на последние и образованию вакуума среди мощных акселераторов в промежутке 200-300 долларов. Даже выход GeForce 8800GTS с объёмом памяти 320 Мбайт не смог исправить ситуацию – карта по-прежнему оставалась дороже $300. В итоге нечто в виде high-end в среднем классе пользователи так и не увидели вплоть до осени 2006 года. То же самое можно сказать и о серии Radeon, представленной летом после майского бумажного анонса, только модели Radeon HD 2600/2400 оказались медленнее своих конкурентов, хотя низкая стоимость смогла компенсировать этот недостаток. Со стороны AMD для заполнения пробела в виде недорогих, но производительных акселераторов была предпринята попытка выпуска карт на базе R600 с более низкими частотами или даже урезанной вдвое шиной памяти, но адаптеры Radeon HD 2900Pro/GT носили чисто эксклюзивный характер, так как количество их было ограниченно.

Получив возможность выпускать графические процессоры по более тонкому техпроцессу, основные игроки «видеофронта» наконец-то смогли представить осенью видеокарты среднего уровня стоимостью до 250 долларов без существенного урезания функциональности. Так, GeForce 8800GT на базе G92, который является гибридом G80 и G84/86, с рекомендуемой стоимостью $250 обладает 96 потоковыми процессорами, памятью объёмом 512 Мбайт и шириной доступа к памяти в 256 бит, впервые применяемой для видеокарт класса middle-end – до этого ни одна карта среднего уровня не могла похвастаться таким интерфейсом памяти. Производительность же нового решения оказалась выше high-end в лице GeForce 8800GTS. Также компания NVIDIA чуть позже выпустила 256-мегабайтную версию GeForce 8800GT с пониженной частотой памяти и рекомендованной стоимостью всего 199 долларов. AMD в этой ситуации поступила немного иначе: произведя редизайн и оптимизацию R600, а также добавив поддержку ещё не вышедшего API DirectX 10.1, компания представила новую серию Radeon HD 3800 и перешла на полностью цифровые обозначения названия моделей своих видеокарт. Новое графическое ядро среднего уровня RV670 имеет ту же архитектуру с 320 потоковыми процессорами, что и R600, но при этом обладает шириной шины памяти всего 256 бит и повышенными рабочими частотами, а также энергосберегающими технологиями. На данный момент серия насчитывает две модели – Radeon HD 3870 и Radeon HD 3850, отличающиеся рабочими частотами, типом и объёмом памяти, а также системами охлаждения. Рекомендованная стоимость Radeon HD 3870 с 512 Мбайт памяти составила в итоге $200, Radeon HD 3850 с 256 Мбайт – $150. Общими чертами новых видеокарт среднего уровня от AMD и NVIDIA, кроме 256-битной шины, являются обновлённый видеопроцессор, позволяющий разгрузить центральный процессор при просмотре видеоконтента высокого качества, уровень энергопотребления около 100 Вт и поддержка шины PCI Express 2.0, увеличивающая пропускную способность интерфейса в два раза.

Ну и под закат прошедшего года NVIDIA представила обновлённую версию GeForce 8800GTS с 512 Мбайт памяти, базирующуюся на G92, но со всеми работающими 128 потоковыми процессорами, и тем самым расширила модельный ряд высокоуровневых видеокарт. AMD, увы, ничего более не анонсировала и, судя по некоторым данным, в первом полугодии 2008 года собирается представить намного более производительное решение, нежели RV670. Калифорнийская компания также не собирается сидеть сложа руки и начнёт переходить на новую линейку GeForce 9xxx, пионером в которой, возможно, станет GeForce 9600GT, что несколько необычно для NVIDIA, выпускавшей сначала флагманский продукт и лишь спустя некоторое время выводившей остальную серию. Что ж, этот год будет не менее красочным, чем предыдущий, и мы обязательно рассмотрим его значимые моменты, но уже в «Итогах-2008», а пока перейдём к награждению достойных, на наш взгляд, продуктов и компаний.

Компания NVIDIA в очередной раз подтвердила репутацию производителя, выпускающего самые быстрые видеокарты, за что ей и присуждается титул «Лучший производитель видеокарт – 2007».

Лучший производитель видеокарт – 2007

«Лучший производитель видеокарт – 2007»

Несомненно, видеокартой года стала GeForce 8800GT, относящаяся к среднему классу, но обладающая производительностью продуктов уровня high-end, и после того как цены на данные карты нормализуются, новый middle-end станет ещё более востребован на рынке недорогих, но производительных решений.

Editors Choice 2007

Поэтому видеокарта GeForce 8800GT награждается знаком «Editors Choice 2007» независимо от производителя.

Видеокарта NVIDIA GeForce 8800GT

Видеокарта NVIDIA GeForce 8800GT

AMD со своей серией Radeon HD 2xxx так и не смогла достойно ответить конкуренту, и единственное, что ей оставалось делать, так это снижать цены на свои решения. Пусть с выходом модельного ряда Radeon HD 3800 компания не смогла взять пальму первенства, но она провела колоссальную работу по оптимизации своего ядра R600, ввела поддержку DirectX 10.1 и энергосберегающие технологии, доступные в мобильных видеокартах.

Ferra Approved 2007

В итоге мы получили видеокарту, стоимость которой ниже, чем GeForce 8800GT, но по производительности она не уступает Radeon HD 2900XT, за что Radeon HD 3870 получает знак «Ferra Approved 2007».

Видеокарта AMD Radeon HD 3870

Видеокарта AMD Radeon HD 3870

В номинации «Best Design 2007» соревновались всего две видеокарты – ASUS EN8800GTX AquaTank и MSI NX8800GTX OC Liquid, основанные на GeForce 8800GTX и имеющие в своём активе системы водяного охлаждения.

Best Design 2007

Предпочтение всё же было отдано карте от MSI – за лучшее сочетание производительности, уровня шумности и внешнего вида.

Видеокарта MSI NX8800GTX OC Liquid

Видеокарта MSI NX8800GTX OC Liquid

Best Kit

Лучшим комплектом поставки смогла похвастаться видеокарта ASUS EN8800GTS, за что и получает знак «Best Kit».

Так-же, как номинант рассматривалась видеокарта Foxconn GeForce 8800GTS с геймпадом в комплекте поставки, и по сути она равна в этой номинации продукту от ASUS. Но так как награда всего одна, мы всё же решили присудить её продукту ASUS за большое количество интересного программного обеспечения, однако интересность комплекта от Foxconn при этом ничуть не меньше.

ASUS EN8800GTS

ASUS EN8800GTS

Нами принципиально не были рассмотрены решения доступного среднего и начального уровней, ввиду того что более-менее стоящих продуктов за год практически не попадалось, а с выходом новых игровых приложений их актуальность будет стремительно падать. Если всё же захочется играть с достаточно качественной картинкой, придётся раскошелиться на видеоадаптер стоимостью порядка 200 долларов, благо со временем GeForce 8800GT и Radeon HD 3870 должны уже подешеветь до приемлемого уровня.

Напоследок пожелаем нашим читателям в 2008 году в полной мере насладиться играми с поддержкой DirectX 10, побольше FPS и поменьше глюков с артефактами, а также отличного разгона. Оставайтесь с нами, этот год должен быть одним из самых интересных на графическом рынке.