Опубликовано 06 августа 2009, 00:05

GeForce GTX 295 Rev. B – флагман, каким он должен быть

После выхода видеокарты Radeon HD 4870 X2 компания NVIDIA долгое время не могла выпустить аналогичное по производительности решение, пока не перевела графический процессор GT200 на 55-нм техпроцесс. Но и в таком случае «бутерброд» GeForce GTX 295 не оправдывал затраты на него – необходимо было упрощать конструкцию. Так появилась новая ревизия флагманского графического акселератора.

Перейдя на выпуск флагманов модельного ряда графических адаптеров, компания AMD сразу поняла, что двухчиповое решение необходимо строить на одной печатной плате, снижая тем самым себестоимость готового устройства и повышая эффективность системы охлаждения. Но NVIDIA напротив, продолжила разработку продуктов на базе двух печатных плат, соединенных в виде сандвича, между которыми находилась общая СО. В конечном итоге, последний видеоадаптер высокого уровня – GeForce GTX 295, стал убыточным и выпускался исключительно для поддержания имиджа графического гиганта.

В свете постоянного снижения стоимости акселераторов всех ценовых диапазонов, а в этом не последнюю роль играет AMD, калифорнийцы были вынуждены все же перейти на новый дизайн своего флагмана, учтя все просчеты и недоработки предшественника. Оставив неизменными характеристики акселератора, инженеры компании, несмотря на 448-битную шину памяти, все-таки смогли компактно разместить элементы карты на текстолите стандартных для hi-end-адаптеров размеров. Естественно, система охлаждения была переработана в лучшую сторону, что повлияло на шумовые и температурные характеристики, а также на разгонный потенциал.

В рамках данного материала мы рассмотрим новинку от NVIDIA и сравним ее как со старой ревизией GeForce GTX 295, так и с представителем линейки адаптеров Radeon HD 4800. В первом и втором случае использовались акселераторы с прошлого нашего тестирования, посвященного флагманам обеих компаний.

ВидеоадаптерInno3D GeForce GTX 295 PlatinumXFX GF GTX295 576M 1792MB DDR3Force3D Radeon HD 4870 X2
Ядро2xG200b2xG200b2xRV770
Количество транзисторов, млн. шт2x1,4 млрд.2x1,4 млрд.2х956
Техпроцесс, нм555555
Количество потоковых процессоров2x240*2x240*2x800*
Количество текстурных блоков2x802x802x40
Количество блоков рендеринга2x282x282x16
Частота ядра (номинал), МГц576576750
Частота шейдерного домена (номинал), МГц12421242750
Шина памяти, бит2x4482x4482x256
Тип памятиGDDR3GDDR3GDDR5
Объём памяти, МБ2x8962x8962x1024
Частота памяти (номинал), МГц199819983600
Поддерживаемая версия DirectX101010.1
ИнтерфейсPCI Express 2.0PCI Express 2.0PCI Express 2.0

* - архитектура графических процессоров AMD и NVIDIA отличается между собой

Осматриваем видеокарту

Inno3D GeForce GTX 295 Platinum

Видеокарта Inno3D GeForce GTX 295 Platinum поставляется в небольшой коробке, что весьма необычно для топового продукта.

Upakovka_videokarty_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum

Upakovka_videokarty_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum

Упаковка видеокарты Inno3D GeForce GTX 295 Platinum

Комплект поставки:

  • Переходник DVI/D-Sub
  • Переходник DVI/HDMI
  • Аудиокабель
  • Переходник питания
  • Диск с драйверами
  • Диск с игрой Far Cry 2
  • Диск с игрой Warmonger
  • Купон на скидку 10% при покупке пяти игр
Komplekt_postavki_videokarty_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum

Komplekt_postavki_videokarty_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum

Комплект поставки видеокарты Inno3D GeForce GTX 295 Platinum

Новинка выполнена по референсному дизайну (а по-другому и быть не должно) и, в отличие от старой ревизии, GeForce GTX 295 оснащена двухслотовой системой охлаждения с одним крупным вентилятором, воздух от которого выдувается в противоположные стороны карты.

p_Videokarta_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum_1

p_Videokarta_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum_1

p_Videokarta_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum_2

p_Videokarta_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum_2

На обратной стороне расположены две алюминиевые пластины, охлаждающие половину всех микросхем памяти. Аналогичным образом система охлаждения реализована и в акселераторах Radeon HD 4870 X2.

В верхней части адаптера с одного края расположены два разъема питания, 6- и 8-контакный, с другого – интерфейс MIO для объединения двух одинаковых видеокарт в режиме Quad SLI и цифровой аудиоразъем, позволяющий передавать звуковой сигнал по интерфейсу HDMI через акселератор от звукового тракта материнской платы или дискретной карты. Для карт серии Radeon HD это не актуально, так как они уже оснащены HDA-кодеком, а вот решения NVIDIA пока выступают посредником при передаче звукового сопровождения к видеоконтенту высокой четкости.

p_Videokarta_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum_vid_sverhu

p_Videokarta_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum_vid_sverhu

Из периферийных разъемов на новой ревизии GeForce GTX 295 теперь имеется лишь пара Dual-Link DVI и для просмотра кинофильмов на большом экране придется обзаводиться панелью с HDMI-интерфейсом.

Periferijnye_razemy_na_videokarte_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum

Periferijnye_razemy_na_videokarte_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum

Периферийные разъемы на видеокарте Inno3D GeForce GTX 295 Platinum

Система охлаждения подверглась серьезной доработке. Так, теперь на лицевой стороне расположено алюминиевое основание, охлаждающее часть памяти, силовые элементы и мост-коммутатор NV200 шины PCI Express 2.0, а также пару чипов NVIO2, отвечающих за вывод изображения. Для охлаждения графических процессоров используется два небольших радиатора, состоящих из медного пяточка, пары тепловых трубок и алюминиевого основания с припаянными тонкими алюминиевыми ребрами. Радиаторы разнесены по обе стороны карты и продуваются вентилятором с максимальной частотой вращения около 3400 об/мин, т.е. часть воздуха остается, как и ранее, в системном блоке. Но несмотря на такую конструкцию, СО новинки работает значительно тише и эффективнее, чем у старой ревизии.

p_Sistema_ohlazhdenija_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum

p_Sistema_ohlazhdenija_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum

Дизайн печатной платы GeForce GTX 295 Rev. B немного напоминает таковой у своего конкурента – Radeon HD 4870 X2, но в отличие от него, в центре карты сгруппированы чип-коммутатор, NVIO2 и силовая обвязка GPU, а сами процессоры уже расположены по краям адаптера.

p_Pechatnaja_plata_videokarty_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum_1

p_Pechatnaja_plata_videokarty_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum_1

p_Pechatnaja_plata_videokarty_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum_2

p_Pechatnaja_plata_videokarty_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum_2

На обеих сторонах платы возле GPU расположено по семь чипов памяти с общей шиной 448 бит для каждого графического процессора. Питание отдельного ядра осуществляется за счет трехканальной схемы, чипы памяти довольствуются одной фазой для каждой группы.

В качестве графических процессоров на карте используются чипы G200-400-B3 и G200-401-B3. Из-за высокой интеграции элементов на плате защитная рамка отсутствует, да она и не нужна, учитывая, что основание системы охлаждения придает достаточную жесткость всей конструкции.

GPU_G200-401-B3

GPU_G200-401-B3

GPU G200-401-B3

Общий объем видеопамяти Hynix H5RS5223CFR-N0C, рассчитанной на эффективные 2000 МГц, составляет 1792 МБ, но в связи с особенностями реализации технологии SLI, как и CrossFire, данные для каждого GPU дублируются, и в конечном итоге реальный объем составит лишь 896 мегабайт.

Pamjat_Hynix_H5RS5223CFR-N2C

Pamjat_Hynix_H5RS5223CFR-N2C

Память Hynix H5RS5223CFR-N2C

Рабочие частоты Inno3D GeForce GTX 295 Platinum ничем не отличаются от эталонных, хотя до выпуска данного адаптера в Сети ходили слухи об улучшенных характеристиках: 576/1242 МГц по чипам (растровый и шейдерный домены) и 2016 МГц по памяти (чуть выше стандартных частот). При малой нагрузке на акселератор частоты снижаются до 400/800 МГц и 600 МГц (чипы и память соответственно), а потом до 300/600 МГц и 200 МГц – все без изменений.

Harakteristiki_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum

Harakteristiki_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum

Характеристики Inno3D GeForce GTX 295 Platinum

А вот что действительно порадовало у новой ревизии флагмана NVIDIA, так это уровень разгона. Судите сами: графические процессоры стабильно работали на частоте 684/1476 МГц (растровый и шейдерный домены), что значительно выше результата, достигнутого нами на старой версии GeForce GTX 295, при этом память функционировала на 2376 МГц.

Temperaturnyj_rezhim_i_uroven_razgona_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum

Temperaturnyj_rezhim_i_uroven_razgona_Inno3D_GeForce_GTX_295_Platinum

Температурный режим и уровень разгона Inno3D GeForce GTX 295 Platinum

Температурный режим карты находился на приемлемом уровне и GPU не прогревались выше 80-82 градусов Цельсия, а уровень шума даже при 94% от максимума был куда ниже, чем у турбины видеокарты старой ревизии.

Тестирование

Тестовая конфигурация

Тестирование проводилось на следующем стенде:

  • Процессор:
    • Intel Core 2 Duo E8500 (3,16@4,27 ГГц, FSB 450 МГц)
  • Материнская плата:
    • ASUS Rampage Formula (Intel X48)
  • Оперативная память:
    • G.Skill F2-8800CL5D-4GBPI (2x2048 МБ, DDR2-1100@900, 4-4-4-12-2T, dual channel)
  • Жёсткий диск:
    • Samsung HD252HJ (250 ГБ, SATA2)
  • Блок питания:
    • Silver Power SP-S850
  • Операционная система:
    • Windows Vista Ultimate x86 SP1

Тестирование проводилось в операционной системе Windows Vista Ultimate x86 SP1. Для адаптеров на базе чипсетов GeForce использовался драйвер ForceWare 185.85, для Radeon – Catalyst 9.4. Акселерация физических эффектов посредством видеокарты отключалась лишь для тестирования в приложении 3DMark Vantage.

В качестве тестовых приложений использовались синтетические пакеты 3DMark'06 и 3DMark Vantage от Futuremark Corp., шедевр игростроения от Crytek – Crysis (тест проводился утилитой CrysisBenchmarkTool 1.05, стандартный уровень), вышедший в прошлом году Far Cry 2 (встроенный бенчмарк), бенчмарк на базе игры S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky (режим Day) и еще один бенчмарк Cryostasis TechDemo, демонстрирующий возможности игры «Анабиоз: Сон разума».

Все измерения проводились при разрешении экрана 1680x1050 (кроме 3DMark'06 и 3DMark Vantage) для создания серьёзной нагрузки на видеоакселераторы. Для 3DMark выставлялись настройки по умолчанию, в CrysisBenchmarkTool 1.05 тесты проходили с профилем Very High, для Far Cry 2 использовались максимальные настройки, в бенчмарке S.T.A.L.K.E.R. выставлялось ультра-качество с поддержкой DirectX 10, в Cryostasis TechDemo использовался пресет High. В драйверах сглаживание и анизотропная фильтрация не форсировались, а выбирались в самих приложениях.

На графиках с результатами отмечен как средний fps, так и минимальный.

Результаты тестирования

3DMark’06

3DMark06

3DMark06

В синтетическом пакете 3DMark’06 более высокие частоты при разгоне новинки позволяют по производительности приблизиться к конкуренту Radeon HD 4870 X2, но так как тест очень процессорозависим, выбрать однозначного победителя в этой программе сложно.

3DMark Vantage

3DMark_Vantage

3DMark_Vantage

В 3DMark Vantage с тестовым процессором удалось набрать почти 16 тыс. «попугаев», что весьма неплохо.

Far Cry 2

Far_Cry_2_1680x1050

Far_Cry_2_1680x1050

Far_Cry_2_1680x1050_AA8x

Far_Cry_2_1680x1050_AA8x

Игра Far Cry 2 не особо отреагировала на рост частоты GeForce GTX 295 новой ревизии – в этом приложении опять процессор становится слабым звеном. Как и в прошлом тестировании наблюдается серьезное падение производительности Radeon HD 4870 X2 при переходе к режиму со сглаживанием.

S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky

STALKER_CS_1680x1050

STALKER_CS_1680x1050

STALKER_CS_1680x1050_AA4x

STALKER_CS_1680x1050_AA4x

Видеокарта GeForce GTX 295 Rev. B в S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky после разгона смогла потеснить своего конкурента, в то время как старая версия практически не отличалась производительностью от решения AMD.

Cryostasis TechDemo

Cryo_1680x1050

Cryo_1680x1050

В бенчмарке Cryostasis TechDemo, который использует возможности движка PhysX, дополнительные мегагерцы от разгона позволяют увеличить результат еще на 6%.

Crysis

Crysis_1680x1050

Crysis_1680x1050

Crysis_1680x1050_AA8x

Crysis_1680x1050_AA8x

В игре Crysis без разгона при активации сглаживания лидером выступает Radeon HD 4870 X2, но с повышением частот новинка без проблем демонстрирует лучший результат.

Выводы

Редизайн флагмана графических акселераторов компании NVIDIA явным образом отразилось на его потребительских свойствах. Выпуск карты на одной плате снизил стоимость, а использование отдельного радиатора для каждого GPU повысило эффективность системы охлаждения, тем самым снизив общий уровень шума. Кроме того, видеокарты GeForce GTX 295 новой ревизии обладают куда большим разгонным потенциалом, чем предшественники, что особо оценят энтузиасты.

Если рассматривать конкурирующие решения, то с переходом на новый дизайн продукт от NVIDIA смотрится привлекательнее за счет менее шумной системы охлаждения, а с разгоном у hi-end-акселератора Radeon HD 4870 X2 нет никаких шансов завоевать выбор требовательного пользователя. В таком случае AMD придется снижать стоимость своего флагмана, если, конечно, видеокарты обоих разработчиков и далее не будут иметь статуса некого эксклюзива.

Что касается Inno3D GeForce GTX 295 Platinum, то это обычный референсный продукт – любой из производителей запакует такой же в свою коробку. Тут уже стоит исходить от цены и комплекта поставки. У решения от Inno3D комплект содержит все необходимое, есть даже пара игр. Так что при адекватной стоимости, карта GeForce GTX 295 Platinum станет неплохим выбором, особенно, когда каждый fps на счету.

>> Обсудить на форуме <<