Опубликовано 12 февраля 2010, 00:01

Сравнительное тестирование трех видеокарт GeForce GT240

Видеокарты, как и процессоры, изменяются и хорошеют не по дням, а по часам. Вслед за AMD, nVidia обновила ассортимент недорогих видеокарт для настольных ПК – так появились продукты GeForce серии GT: G210, GT220, GT240. Новинки выполнены по 40 нм технологическому процессу, поддерживают API DirectX10.1 – хотя nVidia не раз заявляла, что не будет поддерживать данный API – и оснащены встроенным декодером звука для передачи по HDMI, аналогично видеокартам конкурента.

Сегодня в нашей лаборатории три представителя славного семейства GT21x – видеокарты GeForce GT240 от Palit, Zotac и MSI.

Технические характеристики

ВидеокартаGeForce 9600GTPalit GT240Zotac GT240 Amp!MSI GT240
Техпроцесс, нм6540
Частота чипа, МГц675585600550
Частота шейдерного блока, МГц1650136014601360
Кол-во процессоров6496
Кол-во пиксельных конвейеров/ROP32/1632/8
Объем видеопамяти, Мб5121024512
Тип видеопамятиGDDR3GDDR5
Разрядность, бит256128
Частота видеопамяти, МГц900 (1800)945 (3780)1000 (4000)900 (3600)
DirectX10.010.1
OpenGL2.13.2
PhysXДаДа
CUDAДаДа
Интерфейсы2xDVI, TV-OutDVI, HDMI, D-Sub
ОхлаждениеАктивноеАктивное
Внешнее питаниеДаНет

Что делает 9600GT в таблице? Все очень просто: видеокарты GT240 в иерархии видеокарт nVidia приходят на смену именно картам 9600GT. Вообще говоря, nVidia давно должна была заменить 9600GT новым ускорителем, но что-то не получалось. Вероятнее всего, у компании были проблемы с оптимизацией 40 нм техпроцесса для достаточно сложного графического решения, коим является чип GT215, ведь младшие модели G210 и GT220 появились на месяц раньше.

Выпускается новинка в трех различных вариантах, отличающихся типом и объемом видеопамяти: 512 или 1024 Мб DDR3, GDDR3 или GDDR5. Самый слабый вариант с памятью DDR3 можно будет найти только в брендовых системных блоках, более скоростные решения GDDR3 и GDDR5 уже появились на прилавках магазинов, причем пропускная способность 128-битной GDDR5 ничем не уступает 256-битной GDDR3 у 9600GT.

Интересно также, что серия GT21x и в частности GeForce GT240 оснащен неплохой поддержкой HD: в особенностях чипа заявлена поддержка HDMI 1.3a и наконец-то в недрах чипа появился звуковой HD-Audio кодек. Новинки прекрасно справляются не только с видео в формате H.264, но и с VC-1. Однако вывод звука возможен только в формате LPCM, никакие Dolby True HD и DTS HD здесь не поддерживаются, в то время как AMD/ATI вовсю распахивает поле HD-контента, поддерживая всевозможные режимы вывода звука средствами видеокарты, не говоря уже о поддержке DirectX 11, которой у GT240 нет – пока только DirectX 10.1. Что ж, истинным поклонникам nVidia остается ждать начала продаж ускорителей Fermi, а остальным… покупать решения AMD/ATI, коих на рынке все больше и больше. А теперь перейдем непосредственно к обзору.

Упаковка всех видеокарт вполне привычна, сказать здесь больше нечего, за исключением очень компактной коробки Zotac, что можно считать фирменной чертой компании.

001

001

Упаковка Zotac

002

002

Упаковка Palit

003

003

Упаковка MSI

Комплектация всех карт крайне бедна, исключение составляет опять же Zotac: на фоне конкурентов упакован он богато! Здесь, кроме диска и мануала, присутствуют также очки 3D Vision, переходник HDMI-DVI, гарантийный талон и буклет Zotac Boost.

004

004

Комплект Zotac

005

005

Комплект Palit

006

006

Комплект MSI

Дизайн

В общих чертах внешний вид всех видеокарт одинаков – концепция бюджетных продуктов практически не меняется. Выделяется на фоне других карт из сегодняшнего теста Zotac – только этот ускоритель занимает один слот в системном блоке. Остальные карты требуют два слота.

007

007

Zotac

008

008

Palit

009

009

MSI

Palit выделился другим – здесь 1024 Мб памяти вместо 512. Впрочем, в линейке Palit есть и 512 Мб-версия. Вообще же непонятно, зачем ставить на холодные, в общем-то, видеокарты громоздкие системы охлаждения? Большой радиатор не отличается особой эффективностью, особенно если учесть довольно толстые и крупные ребра. Пойми этих производителей…

Конструктивно карты отличаются друг от друга только дизайном печатных плат. Zotac традиционно использует референсный дизайн, разрабатываемый специалистами nVidia, Palit не менее традиционно разрабатывает свой, да и MSI выполнила свою GT240 на уникальном дизайне. Технических отличий практически нет: все три карты используют двухфазный стабилизатор питания чипа и однофазный – памяти, различие только в применяемых компонентах.

010

010

Zotac

011

011

Palit

012

012

MSI

На обратной стороне плат ничего нет, только у Palit распаяны дополнительные чипы памяти для получения 1024 Мб видеопамяти, но почему-то присутствует гарантийная наклейка, запрещающая смену системы охлаждения.

013

013

Zotac

014

014

Palit

015

015

MSI

Тип и количество разъемов у всех видеокарт абсолютно одинаковое: HDMI, VGA (D-Sub) и DVI.

016

016

Zotac

017

017

Palit

018

018

MSI

Даже расположены разъемы в одном и том же порядке.

Графический чип GT215-450-A2 оснащен 96-ю процессорами, 32 шейдерными процессорами и 8-ю блоками выборки текстур. Стандартная частота чипа – 550 МГц, на которой работает только MSI, остальные продукты подверглись заводскому разгону: Zotac увеличил частоту чипа до 600 МГц, а Palit – до 585 МГц, осторожно так.

019

019

Zotac

020

020

Palit

021

021

MSI

Интересно, что у Zotac и Palit чипы защищены от скола пластиковыми рамками, при этом Palit не разрешает менять систему охлаждения. Чипы памяти у всех карт одинаковы – это Samsung GDDR5 с временем выборки 0.5 нс, что дает максимальную эффективную частоту 4000 МГц (то есть 1000 МГц реальной частоты).

022

022

Системы охлаждения всех карт, как уже говорилось, выполнены из алюминия и снабжены вентиляторами. В целом, можно было бы реализовать и пассивные радиаторы, но, видимо, производители решили выпустить другие версии данных видеокарт, как это обычно бывает.

023

023

Радиатор Zotac

024

024

Радиатор Palit

025

025

Радиатор MSI

Интересно, что у продукта Palit отсутствует автоматическая регулировка скорости вентилятора, в то время как у конкурентов она реализована посредством PWM-управления. Однако вентиляторы у всех трех видеокарт малошумные, в том числе и у Palit.

Тестирование

Тестирование видеокарт мы проводили на системе со следующей конфигурацией:

  • Процессор: Intel Core i7-920 (2,66@3,2 ГГц)
  • Материнская плата: DFI X58-T3eH8 (Intel X58)
  • Оперативная память: Elixir PC3-12800U (3x2048 МБ, DDR3-1600, triple channel)
  • Жёсткий диск: Western Digital WD3200JD (320 ГБ, SATA2)
  • Блок питания: Thermaltake Thoughpower XT 650W
  • Операционная система: Windows 7

Для сравнения мы взяли видеокарту GeForce 9600GT, работающую на штатных частотах. Остальные участники подвергались разгону:

  • Zotac: 630/1618 МГц по чипу и 4260 МГц (1065 эффективных) по памяти
  • Palit: 675/1643 МГц по чипу и 4038 МГц (1009 эффективных) по памяти
  • MSI: 670/1630 МГц по чипу и 4140 МГц (1035 эффективных) по памяти

Как видите, максимальный разгон чипа был получен на карте Palit, а максимальная частота памяти зафиксирована у Zotac. В то же время Zotac и Palit разогнаны на заводе, потому мы уменьшили частоты данных продуктов до штатных для GT240. В результате у нас получилось по три графика для каждой видеокарты. Начнем с синтетического теста 3DMark Vantage.

vantage

vantage

Очевидно, что видеоадаптер прошлого поколения проигрывает GeForce GT240 даже на штатных настройках, не говоря уже о разгоне. Разница между представителями славной троицы GT240 укладывается в погрешность. Кстати, в данном тесте совсем не видно влияния увеличенного объема видеопамяти на карте Palit, зато частоты очень сильно влияют на производительность. Неожиданно сильной оказалась карта MSI, казавшаяся поначалу «серой мышкой» на общем фоне. Но не будем загадывать и перейдем к игровым тестам.

Quake Wars

qw1280

qw1280

qw1680

qw1680

qw1920

qw1920

Эту игру карты GT240 тянут играючи, хотя уже и не выигрывают так однозначно у GeForce 9600GT, как это было в 3D Mark.

Unreal Tournament 3

UT3_1280

UT3_1280

UT3_1680

UT3_1680

UT3_1920

UT3_1920

В играх прошлого поколения ситуация схожа – на штатной частоте GT240 проигрывают 9600GT на всех разрешениях.

Crysis

Crysis1280

Crysis1280

Crysis1680

Crysis1680

Crysis1920

Crysis1920

Crysis подтверждает правило: на штатных частотах GT240 в подметки не годится 9600GT с её 256-битной шиной памяти, хотя GDDR5 все же быстрая память, несмотря на урезанную ширину шины, но не забывайте, что у GT240 всего 32 пиксельных блока.

Crysis Warhead

CWH_1280

CWH_1280

CWH_1680

CWH_1680

CWH_1920

CWH_1920

В целом Warhead не особенно сильно отличается от первого Crysis. Разве что FPS значительно уменьшился, но расклад сил на арене тестируемых адаптеров остался прежним.

Far Cry 2

FC2_1280

FC2_1280

FC2_1680

FC2_1680

FC2_1920

FC2_1920

Никаких отличий от Crysis и иже с ним нет и в такой игре, как Far Cry 2. Заметим напоследок, что все игровые ускорители среднего класса справляются с большинством игровых приложений, даже не особо при этом напрягаясь. Особенно хочется отметить заводской разгон видеокарт Palit и Zotac,. Впрочем, за повышенные частоты и денег просят побольше, при том, что любую видеокарту вы можете разогнать и самостоятельно. Правда, за такую «экономию» придется поплатиться временем, потраченным на изучение тонкостей разгона, если ранее вы этим не занимались. Общая производительность всех трех протестированных видеокарт не отличается более, чем на величину погрешности. На FPS достаточно сильно влияет разгон, что и продемонстрировали графики. А теперь продемонстрируем максимальные температуры ускорителей:

GPU

GPU

Palit нагревался выше всех; возможно, из-за более высокого разгона, а возможно, повлияла термопаста, она у Palit самая твердая – мы смогли её оттереть после съемок только при помощи растворителя. Приятно удивил радиатор MSI, показавший отличную производительность, да и Zotac со своим однослотовым решением не подкачал.

Выводы

Новая 40 нм архитектура nVidia показывает хорошую производительность при достаточно низкой стоимости конечного продукта. В целом, в новых играх карты показывают себя средне. Полем деятельности для GeForce GT240 видятся недорогие игровые компьютеры начального уровня. Также эти видеокарты могут быть использованы в качестве экономичного ускорителя PhysX или CUDA, ведь приложений и игр, использующих данные API, становится все больше – nVidia достаточно разрекламировала средства общих вычислений силами GPU.

Выбирая же из наших сегодняшних претендентов, нельзя не выделить их особые качества:

  • Zotac берет однослотовым дизайном и богатой комплектацией. Однако эта карта имеет и самый слабый разгон, хотя не исключено, что эта особенность присуща только нашему экземпляру.
  • Palit не поскупился на хороший разгон и целый гигабайт видеопамяти, но сэкономил на термоинтерфейсе и при этом наклеил гарантийный стикер на один из винтов крепления системы охлаждения. Так что если не боитесь потерять гарантию, то данный ускоритель будет отличным производительным решением.
  • MSI продержался середнячком, а потому, пожалуй, станет едва ли не идеальным выбором среди представленных в обзоре видеокарт. Здесь нет богатой комплектации, нет «косяков» с охлаждением и разгоном – все просто работает.

Обсудить сравнительное тестирование трех видеокарт GeForce GT240 на форуме