Опубликовано 22 мая 2010, 00:01

Обзор Zotac GTX 470 и GTX 480: братья по классу

Первые GeForce GTX 470 уже вовсю продаются в России, а вот старшую модель GTX 480 пока встретишь нечасто. Хотя и появление GTX 470 можно назвать радостным событием, которое омрачают лишь неимоверно завышенные цены на продукт, но мы-то с вами знаем, кто всему виной, повторяться нет смысла. Но указанные факты не помешали нам протестировать две новинки nVidia в исполнении Zotac, ведь сейчас, когда утих ажиотаж вокруг Fermi, можно более трезво оценивать видеокарты на данном чипе.

Характеристики

ВидеокартаGeForce GTX 470GeForce GTX 480
Техпроцесс, нм4040
Частота чипа, МГц607700
Частота шейдерного блока, МГц12151401
Кол-во ядер CUDA448480
Кол-во текстурных блоков/ROP56/4060/48
Объем видеопамяти, Мб12801536
Тип видеопамятиGDDR5GDDR5
Разрядность, бит320384
Частота видеопамяти, МГц837 (3348)924 (3696)
DirectX1111
OpenGL3.23.2
PhysXДаДа
CUDAДаДа
Интерфейсы2xDVI, Mini-HDMI2xDVI, Mini-HDMI
ОхлаждениеАктивноеАктивное
Внешнее питаниеДаДа

Упаковка традиционна для Zotac – желтый цвет вперемешку с темно-коричневым, переходящим в черный, трудно не узнать. Внутри упаковки вы найдете все необходимое для сборки системы с видеокартой Zotac:

  • Инструкции
  • Наклейку с предупреждением о подключении питания и высокой температуре радиатора
  • Диск с ПО и драйвером
  • Гарантийный талон
  • Переходник питания 2xMolex – 1x6-pin PCI-E power
  • Переходник питания 2xPCI-E power – 1x8-pin PCI-E power
  • Переходник DVI – VGA
  • Переходник Mini-HDMI – HDMI
001

001

002

002

003

003

Технологии

Прежде чем приступить к обсуждению дизайна графических ускорителей, вспомним немного и об архитектуре видеокарт. Хотя об этом уже много писалось, не помешает все же сказать пару слов, в основном касающихся отличий между двумя основными конкурентами AMD и nVidia. Последняя немного опоздала с выпуском DirectX 11 решений, однако компания проделала огромную работу, создавая ускорители поистине нового поколения. AMD сделала небольшой рывок, выпустив ускорители, поддерживающие DirectX 11, однако эта поддержка не совсем полная, в отличие от полной поддержки последнего API Microsoft новыми чипами nVidia.

Сильной стороной GeForce GF100 стал полный набор функциональности универсальных процессоров: здесь есть поддержка CUDA, DirectCompute, OpenCL, не говоря о фирменных PhysX, 3D Vision и новинке – 3D Vision Surround, позволяющей насладиться полноценным стерео-изображением на трех мониторах. Все это делает видеокарты Fermi революционным решением, точкой отсчета, с которой начинается новая эра видеоигр, максимально приближенных к реалистичности. Кстати, всемирно известный фильм «Аватар» создавался мощностями видеокарт nVidia Quadro, GF100 же поднимает качество изображения в играх на еще более высокий уровень.

В частности, реализован новый алгоритм полноэкранного сглаживания CSAA до 32x, что делает изображение более мягким, а современные технологии параллельных вычислений обеспечивают GeForce GTX 480/470 наименьшее падение производительности при активации режима аппаратной тесселяции, доступной и видеокартам AMD, однако производительность последних в режиме тесселяции падает значительно сильнее. Не забудем отметить работу, проведенную инженерами nVidia и в области трассировки лучей, возможности которой в полной мере реализованы в новых ускорителях – это еще один важный шаг на пути реалистичной визуализации в играх.

Несмотря на такую бочку меда, пара минусов, отмеченных всеми изданиями, наверняка известна многим читателям: это большой нагрев чипов и высокое энергопотребление, а также устаревшая версия HDMI 1.3.

Дизайн

Обе видеокарты основаны на референсном дизайне nVidia, что неудивительно, ведь Zotac – стратегический партнер nVidia. Внешний вид систем охлаждения также соответствует референсным, которые мы уже видели в предыдущих обзорах.

004

004

005

005

GeForce GTX 480 отличается немного большим размером по сравнению с GTX 470 (по длине карта больше), да и система охлаждения массивнее – более производительный радиатор GTX 480 имеет большую площадь оребрения и пять тепловых трубок. Подробнее референсную видеокарту мы уже рассматривали ранее.

Плата GTX 480 по разводке не отличается от референса, однако модули памяти и некоторые элементы модуля питания не соответствуют тем, которые были установлены на более ранних видеокартах Fermi. Однако это не говорит об изменении референса – плата осталась точно такой же, какой была на оригинальных видеокартах nVidia.

006

006

007

007

К GTX 470 относится все сказанное выше в равнозначной степени. Карта также соответствует референсу, однако отличия мы можем вам показать, поскольку младшую модель удалось разобрать и изучить визуально.

008

008

Плата видеокарты, как мы и говорили, не имеет никаких отличий от референса, за исключением пары элементов модуля питания в районе разъемов питания и группы конденсаторов в правом нижнем углу, а также модулей памяти. Здесь также использованы микросхемы производства Samsung, однако, в отличие от ранних карт, у которых чипы имели время выборки 0.4 нс (что соответствует 5000 МГц GDDR5, хотя штатная частота памяти 3696 МГц), здесь установлены более дешевые чипы 0.5 нс (4000 МГц GDDR5). Это не говорит о том, что разгона не будет – до 4 ГГц и выше можно получить даже на данной памяти, зато стоимость видеокарты можно снизить на несколько процентов.

Графические чипы видеокарт различаются отключенным блоком SM (универсальных процессоров) у GTX 470 и соответственно маркировкой, частотами и количеством активных блоков и процессоров. GTX 480 – это чип GF100-375-A3 с 480 ядрами CUDA, 15 блоками PolyMorph Engine, 60 блоками текстур и 48 блоками ROP. GTX 470 имеет маркировку GF100-275-A3 и содержит 448 ядер CUDA, 14 блоков PolyMorph, 56 текстурных блоков и 40 блоков ROP.

009

009

А теперь пара слов о системе охлаждения. Обе карты оснащаются гибридными кулерами с технологией прямого контакта тепловых трубок с графическим процессором. Старшая модель имеет более развитой основной радиатор, не полностью закрытый пластиковым кожухом из-за увеличенных размеров. Однако разработчикам удалось сделать кулер достаточно компактным, несмотря на применение в конструкции пяти тепловых трубок с технологией прямого контакта. Младшая модель оснащена кулером попроще, здесь только четыре тепловых трубки и радиатор целиком скрыт под кожухом.

010

010

Оба вентилятора выбрасывают горячий воздух за пределы корпуса, охлаждаются также элементы модуля питания видеокарты и микросхемы памяти посредством мягких термопрокладок.

011

011

Задняя панель обеих видеокарт одинакова и содержит отверстия для вывода горячего воздуха за пределы корпуса, выход Mini-HDMI, два выхода DVI-I. Это позволяет к одной видеокарте подключать до двух мониторов, что означает необходимость использования второй видеокарты в режиме SLI, если вы захотите воспользоваться возможностями 3D Vision Surround на трех мониторах. Для сравнения, видеокарты AMD способны выводить сигнал на три монитора, а в будущем и на шесть мониторов – прототипы уже показывались, значит, существуют «в металле». Но все равно понятно, что технологии 3D пока еще не предназначены для широких масс.

Тестирование

Мы провели детальное сравнение двух видеокарт, включая режимы с разгоном. Кстати, последний составил 795 МГц по чипу/4120 МГц по памяти для GTX 480 и 735 МГц по чипу/3400 МГц по памяти для GTX 470. Тестовый стенд включал следующие компоненты:

  • Intel Core i7-920@3,4 ГГц
  • 3*2 ГБ Elixir PC3-12800U
  • DFI UT X58-T3eH8
  • Western Digital WD3200JD
  • Thermaltake Thoughpower XT 650W
  • Windows 7
  • Драйвер ForceWare 197.17

Игровые тесты (Светлая полоса – средний FPS, темная – минимальный)

Dirt 2

dirt

dirt

dirt_aa

dirt_aa

Игра эффективно использует режим DirectX 11 и можно сказать, что видеокарты nVidia ей по нраву. Прирост от разгона невелик, его можно назвать адекватным полученным частотам. Игровой процесс нормальный, провалов FPS не замечено, поэтому можно с уверенностью сказать, что данную игру потянут все без исключения продукты на основе GF100, даже будущие и даже в сложных режимах с полноэкранным сглаживанием.

Metro 2033 DX10

metro_10

metro_10

Игра весьма требовательная к графике. В режиме DirectX 10 минимальный FPS при 1920х1080 на видеокарте GTX 470 не превысил 20 кадров в секунду, что никак не назовешь комфортным. А вот старшая модель обеспечивает «играбельный» FPS. Прирост от разгона невелик, но заметен.

Metro 2033 DX11

metro_11

metro_11

В режиме DirectX 11 GTX 470 еще более ухудшает свои показатели, но намного серьезнее теряет в производительности GTX 480. Минимальный FPS в этом режиме у старшей модели приближается к таковому у GTX 470 в режиме DX10, то есть «тормоза» заметны.

Stalker CoP DX10

stalker_10

stalker_10

stalker_10_aa

stalker_10_aa

«Старый» API DirectX 10 демонстрирует очень хороший FPS на обоих продуктах, однако сюрприз преподносит включение сглаживания – падение производительности почти в три раза. При этом только GTX 480 обеспечивает приемлемый уровень минимального FPS.

Stalker CoP DX11

stalker_11

stalker_11

В данной игре переход на новый API Microsoft практически никак не отражается на производительности – в некоторых тестах FPS даже выше, чем в режиме DX10 с включенным сглаживанием.

Resident Evil 5

re5

re5

re5

re5

re5_aa

re5_aa

Побегать от зомби и монстров с видеокартами GeForce GF100 можно с большим комфортом – в игре Resident Evil 5 продукты не преподносят сюрпризов. Обратите внимание на прирост от разгона – он минимален.

Batman

batman

batman

batman_aa

batman_aa

Единственная игра, FPS в которой не зависит от активации полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации. Взгляните на графики: производительность почти не изменилась, за исключением одного кадра в секунду, что можно списать даже на погрешность измерений.

FarCry 2

fc2

fc2

fc2_aa

fc2_aa

Африканские приключения уже давно не проблема для видеокарт GeForce, и Fermi здесь не исключение: графики показывают достаточный уровень производительности, а падение FPS на тяжелых режимах около 40-50%.

Crysis Warhead

crysis

crysis

crysis_aa

crysis_aa

Уничтожать пришельцев с комфортом – это ли не мечта обладателей GeForce GTX 480? Однако при этом вам придется либо забыть про высокие разрешения и тяжелые режимы, либо приобрести вторую видеокарту для создания SLI, так как приемлемый минимальный FPS (которым мы считаем 25 кадров в секунду) обеспечивается только разогнанной GTX 480, а в режиме со сглаживанием недостижим вовсе.

World In Conflict

wic

wic

wic_aa

wic_aa

Данная игра практически полностью подвластна новинкам, уровень среднего FPS очень высокий даже при активации сглаживания. Разгон спасает даже GTX 470, поднимая уровень минимального FPS.

Unreal Tournament 3

ut3

ut3

ut3_aa

ut3_aa

Старую игру можно даже не комментировать – возможностей видеокарт GF100 более чем достаточно для игры в любых режимах на любых разрешениях.

Синтетический тест Unigine Heaven

unigine_10

unigine_10

unigine_11

unigine_11

unigine_11_tess

unigine_11_tess

Тест Unigine был специально разработан для демонстрации способностей самых последних видеокарт и в особенности аппаратной тесселяции, которая доступна только DirectX 11-решениям. Как видно из графиков, в режиме DX10 обе карты справляются с тестом на отлично, DX11 существенно «тормозит» — SLI здесь был бы предпочтительнее, особенно при высоком разрешении. Включение аппаратной тесселяции поднимает качество отображения картинки на совершенно новый уровень, но вместе с тем на GTX 470 вы можете увидеть слайд-шоу при 1920х1080, причем разгон дает существенный прирост производительности данной карте.

Мы полагаем, что минимальные 5.9 FPS – это недоработка драйвера ForceWare, которую мы использовали – слишком уж большое отличие с разогнанной картой. При этом GTX 480 показал более-менее разумный FPS, а разгон увеличивал производительность пропорционально изменению тактовых частот видеокарты.

Пару слов о температуре. Предыдущие образцы видеокарт GF100 вызвали у нас справедливый гнев за их повышенное тепловыделение. А вот Zotac удалось сделать видеокарты несколько холоднее: 87 градусов для GTX 470 и 88 для GTX 480 в нагрузке (тестом Furmark), при этом обороты вентилятора составляли не более 65% от максимальных.

Выводы

В целом, тестирование не выявило каких-либо особых отличий продуктов Zotac от остальных видеокарт на референсной PCB, как этого можно было бы ожидать, например, от оригинальных новинок Palit, Gainward или Inno3D. Однако инженеры Zotac провели неплохую оптимизацию этих прожорливых и пышущих жаром видеокарт, причем обошлись без замены стандартной системы охлаждения, которую, несмотря на шумность, можно признать весьма эффективной при сохранении компактного двухслотового дизайна. А учитывая традиционно невысокие для Zotac цены, можно смело рекомендовать данные видеокарты к покупке любому энтузиасту, которому требуются все современные технологии в одном продукте, коим и являются видеоадаптеры nVidia Fermi. Получается, что сейчас мы находимся на пороге новой эры компьютерных игр.