Опубликовано 10 декабря 2012, 00:15

AMD Eyefinity. Игра на шести мониторах

В начале 2010 года мир услышал название новой технологии — Eyefinity. Суть ее заключалась в объединении нескольких мониторов в один единый с громадным разрешением. Новшество предлагалось продвинутым геймерам для особо острых ощущений от игр. С тех пор прошло почти три года, и технология получила вторую редакцию. Давайте же посмотрим на это чудо.
AMD Eyefinity. Игра на шести мониторах
Шестимониторная система SAMSUNG MD230X6

Шестимониторная система SAMSUNG MD230X6

Немного истории

В далеком 2010 году, когда видеокарты AMD Radeon еще продавались под брендом ATI Radeon, миру представили новую технологию под названием Eyefinity. Новинка не просто расширяла рабочий стол, как стандартная функция Windows, а на самом деле объединяла все подключенные мониторы в единый экран с огромным разрешением. Единственное, что напоминало пользователю в процессе работы, что это все-таки разные мониторы, это физическая рамка вокруг экранов, которую нельзя было игнорировать при всем желании. Конечно, народные умельцы выковыривали матрицы мониторов из рамок, после чего их можно было соединить и наслаждаться «безрамочной» картинкой. Но, сами понимаете, это — единичные случаи.

Нужно отметить, что все было не так просто. Нужны были три одинаковых монитора и топовая видеокарта — HD 5870. А чтобы подключить шесть мониторов, нужна была видеокарта HD 5870 Eyefinity Edition, у которой было шесть miniDP разъемов. Разумеется, одна видеокарта не могла позволить комфортно играть на столь высоком разрешении, поэтому необходима была вторая. При этом, необходимо учитывать, что так как шесть мониторов с диагональю 24 дюйма составляли большое такое полотно, то мониторы были необходимы с матрицами IPS/PVA. Почему это требовалось? Поскольку физически вы будете находиться по центру, то на пять из шести мониторов вы придется смотреть под углом, и вот тут-то будут вылезать недостатки TN матриц. Изображение на верхних мониторах может просто уходить в негатив.

Выполнение всех этих требований делало такую систему просто неподъемной в плане стоимости для большинства людей. И правда: собрать системный блок с двумя топовыми видеокартами плюс шесть мониторов  с матрицам IPS/PVA, это очень дорого. Даже сегодня, когда цены на такой класс мониторов немного упали, цифра в строке «итого» будет в районе 200 тысяч рублей (в зависимости от «начинки» системного блока, но поверьте, одними видеокартами там не обойтись, обвязка должна быть соответствующей). Игрушка получалась очень уж дорогая.

Что изменилось?

С выходом семитысячной линейки видеокарт AMD в конце 2011 года, технология AMD Eyefinity получила вторую редакцию. Главная особенность заключалась в поддержке разрешений до 16384 х 16384. Примерно такое суммарное разрешение получится, если из стандартных Full HD (1920 х 1080)мониторов  составить матрицу 8 х 15.Впечатляет, правда?

Конечно, для рядового пользователя это уже совсем перебор, но, вероятно, кому-то и понадобится такая возможность. Мы же будем тестировать технологию AMD Eyefinity 2.0 с помощью многомониторной системы Samsung MD230X6. Эта система включает в себя шесть мониторов на PVA матрицах. Разрешение каждого монитора — FullHD (1920 x 1080), что в сумме дает общее разрешение 5760 х 2160. Стоит такая «игрушка» 110-120 тысяч рублей.

Главное преимущество этой многомониторной системы заключается в её конструкции. Вот представьте себе, что вы купили шесть мониторов. И что вы будете с ними делать? Как вам их точно расположить максимально близко, без зазоров и перекосов? Придется, скорее всего, вешать их на стену. В общем, проблем будет масса. Здесь же нам предлагают уже готовое решение. Все шесть мониторов объединяются в единый комплекс.

Производитель подошел к вопросу с умом, поэтому рамки у мониторов очень тоненькие. Это несомненно большой плюс, ведь крупные заметные рамки испортят все впечатление, так как будут банально мешаться и создавать дискомфорт. Вся система собирается довольно просто, не пугайтесь. Для этого вам потребуется большое пространство на полу или свободный стол. После того, как вы соберете все шесть мониторов в одну «доску», вам останется закрепить все это дело на подставке, которая есть в комплекте. И все — можете подключать систему к компьютеру.

Шестимониторная система SAMSUNG MD230X6

Шестимониторная система SAMSUNG MD230X6

Сборка и конфигурация

Хочу обратить ваше внимание на вес системы в упаковке — 50 кг. Очень советую заказать доставку до квартиры/офиса, так как носить эту коробку трудно как минимум из-за размеров, не говоря уже о весе. Когда вы соберете систему, то вам понадобится помощь друга, дабы взгромоздить это прекрасное на рабочий стол, который, конечно же, должен быть очень крепким, иначе всё ваше добро просто рухнет и побьется.

Если решите собирать систему сразу на рабочем столе, то рекомендую закрыть стол чем-то, что не жалко, иначе поцарапаете, так как вес большой и чуток сдвинете — останется памятное место, обещаю. Или же сами мониторы поцарапаете, что тоже неприятно. Также следите за тем, чтобы в момент монтажа всей конструкции, под монитор, который будет обязательно лежать матрицей вниз (иначе вы не сможете собрать систему), не попал какой-нибудь винтик/шпунтик, который угробит вам поверхность матрицы.

После того, как вы соберете систему, необходимо будет подключить все это добро к вашему компьютеру. Мы использовали две видеокарты ASUS HD 7970 DirectCU II TOP + ASUS HD 7970. Особенность первой заключалась в огромном количестве видеовыходов, которые необходимы для подключения 6 мониторов одновременно. Вторая же просто увеличивала производительность. Проводов будет очень много, скорее всего, они станут путаться, а потому имейте под рукой несколько стяжек, дабы можно закрепить все так, как вам нужно, а не как гравитация пожелает.

После подключения можно выдыхать, так как самая сложная часть осталась позади. Кстати, чуть не забыл, управление параметрами монитора ведется с пульта, который присутствует в комплекте поставки.

Пульт управления SAMSUNG MD230X6

Пульт управления SAMSUNG MD230X6

Изначально каждый монитор будет показывать то, что он захочет. Вам нужно будет активировать режим «eyefinity» в драйверах. После активации драйвер предложит вам помочь ему и ответить на вопрос, какой монитор где располагается. Каждый из мониторов будет по очереди включать синюю заставку и вы будете нажимать на соответствующую кнопку. После того, как система будет сконфигурирована, можно начинать пользоваться.

Параметры системы

Параметры системы

Итоговое разрешение у вас будет 5760 х 2160. Некоторые игры будут предлагать вам режим с компенсированием рамок, там разрешение будет еще выше. Я не смог его использовать, так как мне было дико неудобно. Но попробовать все же необходимо, так как на вкус и цвет фломастеры разные.

Тестовый стенд

  • Процессор — Intel Core i7 3770K. Тактовая частота 3,4 ГГц, кэш 6 Мбайт L3
  • Видеокарта — ASUS HD 7970 DirectCU II TOP + ASUS HD 7970
  • Материнская плата — ASUS Maximus V Formula Thunder FX (LGA 1155)
  • Система охлаждения — Thermaltake Frio
  • Термоинтерфейс — Arctic Silver 5
  • Оперативная память — Corsair XMS3 1600 МГц, 9-9-9-24, 2x4 Гбайт (Dual channel)
  • Жесткий диск — Intel SSD 320 Series, 160 Гбайт
  • Блок питания — Seasonic Platinum 1000 W
  • Операционная система — Windows 7, x64
  • Видеодрайверы — 12.10

Результаты тестирования

Далее последует краткое тестирование производительности в тяжелых и не очень играх. Хочется отметить, что все настройки качества картинки были на максимальных значениях во всех играх. Более того, даже полноэкранное сглаживание было включено — 4х MSAA.

Результаты тестирования в разрешении 5760 х 2160

Результаты тестирования в разрешении 5760 х 2160

Нужно сказать, что для столь высокого разрешения результаты очень даже хорошие. В аутсайдерах оказалось Metro2033, но тут уже просто без комментариев. Спасибо, что вообще запустилась и не зависла. Вот Crysis 2 тоже не очень хорошо себя чувствует. Все остальные игры уверенно перешагнули порог играбельности в плане FPS. Для того, чтобы поиграть в Crysis 2, вам придется лишь избавиться от полноэкранного сглаживания. Поверьте, это не так страшно, как на одном мониторе. При игре на шестимониторной конфигурации такие вещи, как сглаживание, вообще не замечаются. Можете спокойно его отключать и вы ничего не потеряете, кроме ЧСВ, конечно же.

Далее я приведу несколько скриншотов из разных игр, дабы вы смогли оценить весь объем картинки. Внимание: скриншоты в родном разрешении и весят около 10 Мбайт каждый. Пользователям мобильных телефонов с «безлимитным» трафиком посвящается.

Скриншот из игры Alan Wakes American Nightmare

Скриншот из игры Alan Wakes American Nightmare

Скриншот из игры Batman AC

Скриншот из игры Batman AC

Скриншот из игры Battlefield 3

Скриншот из игры Battlefield 3

Скриншот из игры Crysis 2

Скриншот из игры Crysis 2

Скриншот из игры Lost Planet 2

Скриншот из игры Lost Planet 2

Скриншот из игры Mafia II

Скриншот из игры Mafia II

Заключение

Технология Eyefinity 2.0 расширила возможности для пользователей. Сама по себе она не принесла каких-то изменений относительно первой редакции — принцип работы остался тем же. Но максимальное разрешение сильно увеличилось. С учетом того, что большие разрешения все плотнее входят в нашу жизнь и мониторы становятся дешевле, это может стать востребованным.

Стоимость создания шестимониторной системы на данный момент все еще зашкаливающая. Даже если вы решите не покупать единую систему, а приобретете шесть мониторов по отдельности, это все равно выльется вам в копеечку.

Что же касается самих игр, тот тут эффект «вау» отрабатывает на все сто. Первые полчаса это кажется дико неудобным, все какое-то большое и приходится много вертеть головой. Однако уже через часик, отодвинувшись метра на три — четыре, прекращаешь все время оценивать степень комфорта и начинаешь вливаться в игру. Тут то и начинается самое приятное. Когда вы привыкнете к такой системе, игра на одном мониторе покажется вам скучным безэмоциональным занятием. Эффект погружения в игру присутствует на 146%.

В свободное от игр время я всегда находил, чем занять как минимум 3 монитора: на одном крутился интернет-браузер, на втором — «Проводник», на третьем — аудио/видеоплеер. В общем, тот, у кого окажется данная система, точно найдет ей применение. Кстати, растянутые фильмы поначалу, опять же, смотрятся плохо из-за рамок, но как и с играми, глаза довольно быстро приучаются не замечать их, а качество не столь важно, когда смотришь с большого расстояния.

Если у вас есть финансовая возможность приобрести данную систему и вам есть куда её поставить, то покупка вас не разочарует. Возможно, вы даже захотите заново перепройти все любимые игрушки, так как это действительно здорово!