Опубликовано 04 мая 2012, 00:01

NVIDIA 3D Vision 2. Новая версия трехмерности

Как улучшить и без того навороченный компьютер? Можно купить ещё более мощную видеокарту, процессор, заменить жёсткий диск быстрым SSD-накопителем. Но какой апгрейд ПК не делай, картинка на экране не сильно изменится —всего лишь возрастет количество FPS. Если же хочется разнообразить геймерский досуг действительно чем-то необычным, то стоит взглянуть на новую систему NVIDIA 3D Vision 2.
NVIDIA 3D Vision 2. Новая версия трехмерности

В 2009 году в мире произошло очередное воскрешение технологии стереоскопического изображения. В кинотеатрах начали выходить трёхмерные фильмы, а на рынке стали появляться проекторы и телевизоры с поддержкой 3D-изображения. Взрывная волна популярности 3D дошла даже до смартфонов — на рынке появились телефоны с «безочковыми» 3D-экранами. В общем, мир захлестнул волна очередного популярного тренда.

Но, как часто и бывает в таких случаях, несколько лет спустя интерес к этой технологии начал ослабевать. Нашумевший «Аватар» Джеймса Камерона, завоевав кинотеатры, собрал рекордные кассовые сборы и несколько оскаров. Производители телевизоров стали переключаться на другой тренд — умное ТВ, а фотоаппараты и телефоны со стереоскопическими экранами не смогли покорить рынок.

Можно сказать, что только в одной индустрии технология стереоскопического изображения задержалась надолго — в играх. В том же 2009 году компания NVIDIA выпустила комплект NVIDIA 3D Vision, с помощью которого на мониторах, с частотой обновления экрана в 120 Гц, можно было получить объёмную стереоскопическую картинку. Теперь, несколько лет спустя, NVIDIA показала миру второй вариант комплекта 3D Vision, который и попал в нашу тестовую лабораторию.

Забежим немного вперёд и скажем, что новый комплект 3D Vision 2 мало похож на своего предка. Если первые очки NVIDIA могли работать с любым 100-герцовым монитором, то вторая версия этого комплекта продаётся только вместе с мониторами.

Монитор ASUS VG278 вместе с новыми 3D-очками 3D Vision 2

Монитор ASUS VG278 вместе с новыми 3D-очками 3D Vision 2

Стоит ли ради 3D-изображения покупать новый монитор, или же можно продолжить пользоваться старым комплектом — про это и многое другое мы расскажем в этом обзоре.

Внешний вид и нововведения — очки NVIDIA 3D Vision 2

Начнём свой рассказ с очков, над которыми, к слову, серьёзно поработали в Nvidia. Во-первых, стёкла новых очков увеличились на 20%, что положительно сказывается на игровом процессе. Во-вторых, у новых очков изменился дизайн — очки 3D Vision 2 стали удобнее сидеть на голове, а благодаря новой конструкции дужек играть в больших мониторных наушниках стало удобнее.

Очки NVIDIA 3D Vision 2

Очки NVIDIA 3D Vision 2

Сравнение размеров стёкол очков NVIDIA 3D Vision и 3D Vision 2

Сравнение размеров стёкол очков NVIDIA 3D Vision и 3D Vision 2

Сравнение размеров стёкол очков NVIDIA 3D Vision и 3D Vision 2

Также возросло время автономной работы. Если очки первой серии 3D Vision могли проработать до 40 часов от одной зарядки аккумулятора, то у новых очков это время увеличилось наполовину, до 60 часов.

Для синхронизации между очками и ПК по-прежнему используется ИК-сигнал. Только, если в случае с первой версией системы 3D Vision вместе с очками в комплекте шла специальная пирамидка-эмиттер, и чтобы поиграть в 3D, достаточно было купить любой 100-герцовый монитор, то теперь ситуация изменилась. Для NVIDIA 3D Vision 2 любой монитор не подойдёт, и дело тут вовсе не в капризах NVIDIA. Кроме встроенного передатчика, у «заточенных» под 3D Vision 2 мониторов появилась одна примечательная фишка — технология NVIDIA 3D LightBoost.

Не секрет, что у 3D-мониторов и телевизоров при включении 3D-режима, сильно падала яркость; происходило это из-за частого мерцания стёкол активных 3D-очков. Суть технологии LightBoost заключается в том, что как только монитор начинает работать в стереоскопическом режиме, его яркость сразу же увеличивается вдвое и лампы его подсветки начинают мерцать в такт открывающимся и закрывающимся стёклам очков. Для глаз такое мерцание ламп подсветки незаметно, а вот 3D-изображение в итоге становится до двух раз ярче.

NVIDIA Lightboost — разница очевидна

NVIDIA Lightboost — разница очевидна

NVIDIA Lightboost — разница очевидна

Кроме новых технологий в NVIDIA подумали и о совместимости. Новые очки без проблем заработают со старым ИК-трансмиттером, и старые очки будут работать вместе с новым передатчиком.

Обратная совместимость хороша всегда

Обратная совместимость хороша всегда

Обратная совместимость хороша всегда

В нашу тестовую лабораторию приехал комплект 3D Vision 2 вместе с 27-дюймовым монитором ASUS VG278. Про сами очки 3D Vision 2 мы уже рассказали, теперь самое время написать про монитор.

Монитор ASUS VG278, внешний вид

ASUS VG278 — один из первых мониторов, полностью подходящий под спецификации NVIDIA 3D Vision 2. Встроенный эмиттер, частота развёртки экрана в 120 Гц, технология NVIDIA LightBoost -поддерживаются. Также монитором поддерживается технология ASUS Splendid, которая улучшает качество изображения в зависимости от запущенного приложения. По сути, это всего лишь набор предустановленных настроек для игр, просмотра видео или фото, работы с текстом и так далее. Конечно, подобный набор предустановок встречается на любом ЖК-мониторе, но, скажем честно, у ASUS VG278 предустановленные наборы подобраны очень хорошо.

Монитор ASUS VG278, вид в три четверти

Монитор ASUS VG278, вид в три четверти

Большой матовый 27-дюймовый экран с разрешением Full HD обрамлён чёрной глянцевой рамкой. Рамка, конечно, будет бликовать и собирать пыль, но за матовый экран компания ASUS получает весомый плюс. В верхней части монитора находится ИК-эмиттер, а в нижней — пиктограммы клавиш управления. При первом взгляде на монитор можно решить, что все его клавиши сенсорные, но на самом деле они обычные, механические. Просто спрятаны они в нижней панели. Кстати, благодаря этому шагу светящаяся кнопка синим цветом «Power» становится не видна пользователю. Ещё один плюсик в копилку ASUS.

ИК-эмиттер для очков NVIDIA 3D Vision2

ИК-эмиттер для очков NVIDIA 3D Vision2

Пиктограммы клавиш ASUS VG278

Пиктограммы клавиш ASUS VG278

На левой и правой сторонах монитора производитель не расположил каких-либо портов или разъёмов.

ASUS VG278, вид слева (или справа)

ASUS VG278, вид слева (или справа)

На задней панели ASUS VG278, кроме привычного разъёма питания, находятся порты HDMI, DVI-D, D-SUB и два 3,5-мм аудиовхода, предназначенных для вывода звука с ПК и подключения наушников соответственно. Все разъёмы расположены перпендикулярно задней панели.

Монитор ASUS VG278, вид сзади

Монитор ASUS VG278, вид сзади

Разъёмы на задней стороне ASUS VG278

Разъёмы на задней стороне ASUS VG278

Наши читатели, уже знакомые с системой NVIDIA 3D Vision, могут заметить, что у монитора нет ни одного USB-разъёма, при помощи которого ИК-эмиттер должен подключаться к компьютеру. Включение эмиттера теперь происходит автоматически — как только на монитор начинает поступать какой-либо 3D-контент, эмиттер сразу же включается. Всё, что нужно сделать для просмотра 3D — нажать на кнопку «power» на дужке очков.

С углами поворота у ASUS VG278 нет проблем. Установленный на фирменную комплектную подставку монитор может поворачиваться на 150 градусов вправо или влево, а сам экран можно поднять на высоту до10 сантиметров. Предусмотрен также и наклон. Диапазон наклона составляет от -5 до +15 градусов.

Углы поворота и наклона экрана ASUS VG278

Углы поворота и наклона экрана ASUS VG278

Технические характеристики ASUS VG278

МодельASUS VG278
Тип матрицыTN+Film
Диагональ экрана, дюймы27
Разрешение1920х1080
Частота развёртки, Гц.120
Углы обзора170° по горизонтали  160° по вертикали
Яркость300 кд/м2
Контрастность статическая1000:1
Контрастность динамическая50 000 000:1 (с включённой функцией ASCR)
Разъёмы сзадиHDMI v1.4
DVI-D
D-SUB
3,5-мм аудио-разъём для наушников
3,5-мм аудио-разъём для вывода звука с ПК
Поддержка 3DДа
Аудиосистема2 динамика по 3 Вт
ОсобенностиПоддержка 3D Vision 2
Встроенный ИК-эмиттер
Поддержка ASUS Splendid
Одна пара очков NVIDIA 3D Vision 2 в комплекте
Крепление на стену, ммVESA, 100 x 100
Размеры, мм548,75 x 414,19 x 201
Вес, КГ8,3
Ориентировочная цена, руб. 27 000

Из технических характеристик монитора хочется отметить в первую очередь высокую динамическую контрастность. Величина 50 000 000:1 нечасто встречается даже среди телевизоров. Только вот и заплатить за такой монитор придётся прилично — на момент выхода обзора его цена составляет около 27 тысяч рублей, что довольно много для монитора с TN-матрицей. Но, с другой стороны, диагональ в 27 дюймов, поддержка NVIDIA 3D Vision 2 и наличие в комплекте 3D-очков оправдывают такую цену.

Впечатления от работы и тестирование монитора ASUS VG278, 2D-режим

При первом включении ASUS VG278 кажется, что для на большой 27-дюймовой диагонали классическое Full HD разрешение выглядит странно. Причина дискомфорта кроется в соотношении разрешения и диагонали монитора, иными словами, в величине ppi (pixels per inch, или количестве пикселей на дюйм). Для комфортной работы за монитором значение ppi должно быть в районе ста единиц, но допускаются некоторые отклонения. Например, для сравнения можно взять любой нотубук с 13-дюймовым экраном, разрешение которого составляет 1366х768 пикселей. Величина ppi у экрана такого ноутбука будет равняться 120 единицам, то есть на 20% больше нормы. Кому-то может показаться, что разрешение экрана будет слишком мелким, а кого-то, наоборот, всё будет устраивать.

Почти то же самое можно сказать и про рассматриваемый нами монитор. Величина ppi у ASUS VG278 будет равняться примерно 80 единицам, а если быть скрупулезно точным, то 81,5. Здесь отклонение от «зоны комфорта» составило почти те же 20 процентов, только в отрицательную строну. Однако нельзя сказать, что картинка на мониторе смотрится чересчур зернистой из-за большого размера пикселя, к ASUS VG278 вполне можно привыкнуть за пару дней игр или работы. Кроме ppi к минусам монитора можно отнести тип матрицы — в ASUS VG278 используется матрица TN+Film.

Про углы обзора монитора можно сказать то, что они средние — сказываются отрицательные свойства TN-матриц. Подбирать «то самое, единственное и правильное» положение головы напротив экрана (или же, наоборот, положение экрана напротив головы), конечно, не придётся, но и похвастаться тем, что на картинку можно смотреть под любыми углами, монитор не может. Собственно, сам производитель не обещал максимальных углов обзора по горизонтали и вертикали. Судя по техническим характеристикам, они составляют 170 и 160 градусов соответственно.

Прочитав предшествующие абзацы, можно решить, что ASUS VG278 своих денег вовсе не стоит, да и отрицательных качеств у него много больше, чем положительных. Чтобы развеять заблуждения, поговорим о положительных качествах монитора. Для начала стоит упомянуть о хорошей динамической контрастности — 50 000 000:1. Не каждый телевизор способен похвастаться такими цифрами, а уж монитор и подавно. Статическая контрастность ASUS VG278, конечно, намного меньше, всего 1000:1. Но для монитора и такой показатель очень даже неплох. На втором месте по популярности (хотя для кого-то, может, и на первом) находится максимально возможная частота развёртки экрана в 120 Герц. Чем выше частота развёртки, тем плавнее и лучше выглядят динамические сцены. Также не стоит забывать и про поддержку 3D, о которой мы обязательно подробно поговорим чуть ниже.

Теперь самое время перейти к последней части тестирования ASUS VG278 — тестам экрана калибратором. Для тестирования использовался спектроколориметр Spyder 3 Elite, на мониторе был выбран «стандартный режим» вывода изображения. Начнём с проверки палитры.

Проверка цветового охвата ASUS VG278

Проверка цветового охвата ASUS VG278

Проверка цветового охвата ASUS VG278

Цветовой охват нашего подопытного (красный треугольник на картинке) выходит за пределы цветового охвата sRGB (зелёный треугольник), но, до цветового охвата NTSC (оранжевый треугольник) экран героя нашего обзора не дотягивает. Для TN-матрицы измеренный результат является очень хорошим — зачастую цветовой охват таких матриц очень редко выходит за пределы sRGB.

Равномерность подсветки ASUS VG278

Равномерность подсветки ASUS VG278

Равномерность подсветки ASUS VG278

С равномерностью подсветки у монитора всё немного неоднозначно. Лишь в левом и правом верхнем углах наблюдаются тёмные области — затемнение там составило до 10% относительно яркости в центре экрана.

Проверка гаммы ASUS VG278

Проверка гаммы ASUS VG278

Проверка гаммы ASUS VG278

С гаммой у нашего подопытного практически всё в порядке. Замеренная гамма-кривая лишь немного отклоняется от эталонной кривой в 2.2 пункта. После повышения яркости до 70 процентов гамма монитора пришла в норму.

Проверка цветовой температуры ASUS VG278

Проверка цветовой температуры ASUS VG278

Проверка цветовой температуры ASUS VG278

Цветовая температура ASUS VG278 немного выходит за предел комфортной в 6500 — 7500 градусов Кельвина, но, в целом, на ощущения от работы за монитором такая цветовая температура, на наш взгляд, влияет мало.

Ещё немного стоит сказать о аудиосистеме ASUS VG278. Два встроенных динамика по 3 Вт каждый не смогут соперничать даже со средней аудиосистемой. Как временное решение, конечно, их вполне можно использовать, но вот для просмотра фильмов или же для игр лучше подключить к монитору (или компьютеру) наушники или полноценную аудиосистему.

Тестирование очков NVIDIA 3D Vision 2 и 3D-изображения на ASUS VG278

Все игры, которые поддерживаются системой 3D Vision, разделены на пять групп, в зависимости от качества 3D-изображения. Наивысший рейтинг — 3D Vision Ready — получают идеально подходящие для 3D-режима игры. Следующий ранг, «Excellent», получают игры, в которых могут иногда встречаться разнообразные странности вроде гхостинга или неправильной глубины отображения игровых предметов. На третьем месте, «Good», расположены игры, в которых упомянутые выше проблемы встречаются гораздо чаще, ну а про следующие два последних места в рейтинговой таблице, «Poor» и «Not Recommended», можно не писать. Игры, попавшие в эти категории, будут либо ужасно отображаться в 3D, либо просто не заработают в стереоскопическом режиме. По словам NVIDIA, ещё осенью прошлого года системой NVIDIA 3D Vision поддерживалось 550 игр и в будущем эта цифра будет постоянно расти. Интересно, сколько 3D-фильмов было снято за последние несколько лет?

Для тестирования качества работы 3D Vision 2 было выбрано несколько игр из категории 3D Vision Ready: Trine 2, Duke Nukem Forever, Battlefield 3, а так же Batman: Arkham City. Из следующей по убыванию категории мы взяли только The Elder Scrolls V: Skyrim, DiRT 3 и StarCraft 2. Более подробно узнать о 3D-рейтинге той или иной игры можно непосредственно на сайте NVIDIA.

Использовался следующий тестовый стенд:

  • Процессор: Intel Core i5-2500K
  • Кулер: Thermaltake Frio
  • Материнская плата: Fatal1ty Z68 Professional Gen3
  • Оперативная память: 2 х 2 GB Transcend aXeRam DDR3-2000
  • Видеокарта: NVIDIA GTX 590
  • Монитор: ASUS VG278 плюс очки NVIDIA 3D Vision 2
  • Жёсткий диск: Intel SSD 320 Series 160 GB
  • Блок питания: Corsair HX850W

Для того, чтобы любая игра заработала в стереоскопическом режиме, необходимо сделать минимум действий. Надо всего лишь включить соответствующий режим работы в панели управления драйверов NVIDIA и подключить монитор к видеокарте при помощи кабеля DVI-D2 или HDMI. Только в случае с HDMI, сперва убедитесь, что монитор и видеокарта оснащены разъёмами HDMI версии 1.4. У используемой нами видеокарты не было HDMI-порта, поэтому мы воспользовались классическим двухканальным кабелем DVI-D2. Установленный на мониторе ИК-эмиттер включался автоматически, никаких сбоев в его работе во время процесса тестирования мы не выявили.

После пары минут игры в Batman: Arkham City или Trine 2 хочется воскликнуть: «чёрт возьми, это круто»! Благодаря сотрудничеству с NVIDIA разработчикам удалось избавиться от эффектов гхостинга и соблюсти тонкий баланс глубины изображения игровых предметов —в общем, сделать всё так, чтобы играть в стереоскопическом режиме стало максимально комфортно. Особенно хочется подчеркнуть оформление игры Trine 2. Благодаря стереоскопическому эффекту и большой диагонали монитора постепенно создаётся впечатление, что игрок сидит не дома за монитором и в 3D-очках, а в театре. Особенно хорошо у создателей Trine 2 получился эффект появления монстров. В первое время кажется, что это не монстры появляются из-за пределов игрового экрана, а зрители первых рядов встают со своих мест, лезут на сцену и начинают крушить декорации и пытаться расправиться с актёрами. Но, если в Batman: Arkham City и Trine 2 всё просто отлично, то в Duke Nukem Forever и Battlefield 3 иногда, очень редко, всего лишь пару раз за несколько часов игры можно заметить небольшое двоение изображения у некоторых игровых объектов. Конечно, дело тут может быть не только в системе NVIDIA 3D Vision 2 — артефакты могут появляться из-за экрана монитора, или из-за старой версии видеодрайверов или же самой игры.

В играх, которые в рейтинговой таблице NVIDIA находятся на втором месте (Excellent), дела обстоят не так радужно, как у игр с рейтингом 3D Ready. В Скайриме, например, компас и курсор отображались на неверной глубине — они всегда были расположены как бы над всем стереоскопическим изображением. В StarCraft 2 встречались те же самые проблемы. Например, курсор и шкалы жизни юнитов также отображались не в объёме. Но если в SC2 и Skyrim мы видели только незначительные проблемы с 3D-изображением, то в DiRT 3 всё было веселее. В кадрах, предназначенных для левого глаза, не прорисовывалась дорога на зимних трассах. Дорога была сплошного чёрного цвета. Конечно, если смотреть на картинку обоими глазами, то этого глюка, конечно, не разглядеть, но сам по себе случай интересный.

Пару слов стоит сказать о производительности видеокарт при работе в стереоскопическом режиме. Для показа псевдообъёмной картинки на монитор выводятся два разных кадра для каждого глаза, и видеокарте приходится обрабатывать в два раза больше информации за одно и то же время. Чтобы подтвердить эту теорию мы провели несколько игровых тестов.

Диаграмма сравнения производительности GTX 590 в обычном и стереоскопическом режимах

Диаграмма сравнения производительности GTX 590 в обычном и стереоскопическом режимах

Диаграмма сравнения производительности GTX 590 в обычном и стереоскопическом режимах

Все игры запускались с максимальными настройками в разрешении 1920х1080. Как видно из диаграммы, практически во всех играх после включения стереоскопического режима, количество кадров в секунду падало почти в два раза. Разве что из общей стройной картины выбиваются не самые требовательные к видеоадаптеру игры: Deus Ex: Human Revolution, Resident Evil 5 и StarCraft 2, там разрыв между двумя режимами работы составлял 63%, 53% и 57% соответственно.

Конкуренты

AMD HD3D — конкурент NVIDIA 3D Vision 2

Довольно долгое время компания AMD не могла предложить какой-либо внятной альтернативы технологии NVIDIA 3D Vision. Начиная с релиза видеокарт семитысячной серии, вечный конкурент NVIDIA стал активнее работать в этом направлении. Вместе с анонсом видеокарты AMD Radeon HD 7970 «красный гигант» рассказал о своей обновлённой технологии AMD HD3D.

Список поддерживаемых AMD HD3D игр довольно велик

Список поддерживаемых AMD HD3D игр довольно велик

Технологией AMD HD3D, по словам разработчиков, поддерживается более 600 игр. Это, конечно, больше, чем 550 игр от NVIDIA, но стоит отметить, что презентация семитысячной серии графики AMD состоялась спустя пару месяцев после анонса NVIDIA 3D Vision 2. Кроме того, мониторов, поддерживающих HD3D, меньше, чем мониторов с поддержкой 3D Vision.

Рекомендованные компанией AMD 3D-мониторы, совместимые с AMD HD3D

Рекомендованные компанией AMD 3D-мониторы, совместимые с AMD HD3D

Ещё любопытен тот факт, что у AMD нет своих 3D-очков. Все рекомендуемые для AMD HD3D мониторы укомплектованы 3D-очками, которые изготовлены производителями мониторов. Поэтому не удивительно, что компания AMD в своей презентации советует покупать в основном мониторы Samsung.

Что касается мониторов-конкурентов ASUS VG278, то на момент выхода обзора их не удалось найти в продаже. Можно разве что время от времени заходить на сайт NVIDIA — там представлен список рекомендованных 3D-мониторов.

Выводы

В новом комплекте NVIDIA 3D Vision 2 производителю удалось исправить недостатки, присущие предыдущему поколению 3D Vision. Стёкла очков увеличены на 20%, а сами очки по-прежнему удобно надевать поверх обычных, диоптрийных. Также не стоит забывать, что изменениям подверглись и 3D-мониторы. Встроенный в монитор ИК-эмиттер освободит один USB-порт компьютера, а технология NVIDIA Light Boost сделает стереоскопический мир ярче.

Большим, и, наверное, единственным минусом нового комплекта NVIDIA 3D Vision 2 станет его цена. Разумеется, если речь идёт о покупке первого 3D-монитора, то ASUS VG278 будет отличным кандидатом, даже не смотря на цену в 27 000 рублей. Простые 3D-мониторы стоят, конечно, дешевле, но не забывайте, что у них не будет в комплекте новых 3D очков от NVIDIA. Если же у вас уже есть один из «старых» 3D-мониторов, не поддерживающих вторую версию NVIDIA 3D Vision, то о покупке комплекта NVIDIA 3D Vision 2 стоит как следует подумать.

Рассмотренный нами комплект NVIDIA 3D Vision 2 отлично прошёл все наши испытания и заслуженно получит награду «удачная покупка». Цена комплекта, конечно, высока, но, на наш взгляд, он стоит своих денег.

Удачная покупка

Удачная покупка

Удачная покупка