Опубликовано 18 января 2002, 00:33

nForce, на первый-второй рассчитайсь!

Nvidia готовит новый системный чипсет — nForce 2. Наш комментарий.

Сделав первый шаг на новый рынок, nVidia бросила дерзкий вызов ведущим его игрокам. Как это не казалось странным, сотрудничество с Microsoft получилось плодотворным. После успешной совместной работы на Xbox, софтверный гигант выходит на лакомый для него рынок игровых приставок. Хотя на первый взгляд кажется, что программирование операционных систем и ТВ-консоли это совершенно разный бизнес, «у M$ все схвачено». На самом деле прибыли здесь идут от продажи самих игр, а не от раздачи hardware по ценам ниже себестоимости.

nVidia взамен получает долю от продаж ПО и что самое главное: опыт разработки системной логики. Задумайтесь, из чего состоит современная видеокарта: ядро, включающее в себя несколько сложных  конвейеризированных блоков, контроллер памяти с пропускной способностью больше любого настольного чипсета плюс способность обмена данными по AGP в 4 раза быстрее PCI. Все это очень напоминает северные мосты обычных чипсетов и очевидно, что у nVidia уже были идеи и разработки, которые она хотела бы перенести с видеокарт на материнские платы.

В то время калифорнийцы работали над GeForce 3, который помимо ядра нового поколения включает в себя очень перспективный контроллер памяти LightSpeed Memory Architecture. Скорее всего, он и был положен в основу TwinBank Memory Architecture и Dynamic Adaptive Speculative Pre-processor (DASP).

twinbank250.jpg

TwinBank Memory Architecture.

twinbank250.jpg

TwinBank Memory Architecture.

C помощью TBMA — использование двухканального DDR контроллера1 достигается пропускная способность памяти в 4,2 Гбайт/с. Это больше чем у RDRAM для P4@i850, но повышение производительности ограничивает FSB (шина чипсет-процессор) Athlon’а в 2,1 Гбайт/с. Но не зря же парни из nVidia сделали столь продвинутый контроллер памяти, конечно нет. Оставшиеся 2,1 Гбайт/с использует встроенное графическое ядро (и немного DASP). Если раньше низкая производительность встроенного видео обуславливалась в первую очередь медленной памятью (для примера: i815 — его видеочип делит доступ к 1 Гбайт/с SDRAM памяти вместе с процессором требующим столько же, тогда как обычный GF2MX имеет свои собственные 2700 Мбайт/с), то теперь под нужды графики можно выделять отдельный канал памяти. В свою очередь, DASP исполняет функции prefetcher’а исполненном на чипсете, то есть он призван уменьшить задержки при обращении к памяти путем использования избыточной пропускной способности TwinBank’а.

Выпуск чипсета с совершенно новой архитектурой прошел не совсем гладко, но это простительно для nVidia, как новичку. Сейчас ABIT, Asustek и MSI уже продают свои платы на этом чипсете. Но все-таки его производительность, особенно по сравнению с новым КТ266А, не так высока, как хотелось бы. Ситуацию еще больше усугубляет все-таки оказавшаяся слабой графическая часть. Конечно, рядом с интегрированным видео присутствующим сейчас на рынке, IGP (так nVidia называет свой северный мост, который также содержит GPU) блистает, но он позиционировался в конкуренцию современным видеокартам, а цена такой высокоинтегрированной платы не позволяет ей конкурировать с КМ133, поэтому многие люди предпочли чуть более дорогую, но проверенную и давно доступную связку КТ266(А)+GF2MX.

nforceoverview250.jpg

Блок-схема чипсета nVidia nForce.

nforceoverview250.jpg

Блок-схема чипсета nVidia nForce.

Чтобы исправить такое расположение железа, преуспевающая корпорация планирует заменить существующие чипсеты Crush 11/12 (инженерные кодовые названия nForce 220/420) на 17/18 соответственно.  Как и свои предшественники, друг от друга они будут отличаться числом каналов памяти (1/2). Нововведения коснутся графического ядра и контроллера памяти. Разочаровавшее всех поведение GeForce 2 MX в предыдущем исполнении, nVidia хочет исправить, заменив его на NV17 — впервые  представленным 12 ноября 2001 как NV17M (mobile). Новое графическое ядро является урезанным вариантом GeForce4 — по 2 текстурных блока на 2 пиксельных конвейера как у GeForce2 MX. Зато будет существенно улучшено проигрывание DVD, даже по сравнению с GeForce3 и Radeon: поддерживается, как и iDCT так и IQ обработка, конечно же, будет присутствовать Motion Compensation и Colour space conversion. Если производитель не станет урезать интерфейсы розничного NV17, то счастливые обладатели новых nForce смогут насладиться изображением от 350 мегагерцового RAMDAC’а на CRT, DVI и TV выходах.

Также в nForce2 будет поддержка PC2700 памяти. То что Crush 18 будет иметь пропускную способность в 5,4 Гбайт/с несомненно должно благоприятно отразиться на жадном до памяти GeForce’е. Скорее всего второй блин не выйдет комом, и мы сможем порекомендовать вам nForce как центр вашей цифро-аналоговой вселенной.

В маркетинге nVidia, и его согласованностью с их Research&Development отделением, заметна интересная последовательность: Вначале был первый GeForce — хотя его холодновато и неоднозначно встретили, но потом он доказал свою революционность. Это позволило nVidia выпустить немного улучшенный, но более сбалансированный GeForce 2, где за цифрой 2 ничего, что можно назвать следующим поколением, не стоит. Зато именно эта линейка, содержащая GeForce2 MX стало оружием для тотального завоевания рынка и непоколебимого брэнда.

Есть устоявшийся стереотип, что третья часть любого сиквела получается полным отстоем. Но GeForce 3 оказался настолько крут, что все поняли, что корпорация nVidia все делает так, как сама захочет и когда захочет. Следующим будет GeForce 4 — такой же переход, как и с 1-го на 2-й. В частности: увеличенные частоты памяти и ядра; упомянутое выше, улучшение проигрывания DVD; и большее число конвейеров. Хотя вполне возможно, что в связи с недавним обострением конкуренции от ATI, у nVidia еще есть козырь в рукаве, который они вытащат только на официальной презентации 5 февраля.

Тоже самое можно сказать о линейке nForce: если первый был пробным камнем в огород Intel и VIA в частности, то теперь самая прибыльная high-tech корпорация выходит на тропу войны, а пока побеждает сильнейший, мы будет наслаждаться прогрессом ценовых войн. 


  1. Все намного сложнее, чем просто два контроллера, поэтому для полного описания TBMA прочтите ссылки в конце. [вернуться]