Опубликовано 10 февраля 2004, 00:33

Видеокарта MSI FX5950 Ultra-VTD256 на чипсете NVIDIA GeForce FX5950: с шашкой на танки

Чип GeForceFX5950 Ultra с кодовым названием NV38 отличается от своего предшественника GeForceFX5900 Ultra увеличенными частотами работы графического ядра и памяти. Может ли он считаться новым продуктом, и удалось ли ему обогнать ATI 9800XT?

В течение нескольких лет компания NVIDIA занимала лидирующие позиции на рынке разработок чипов для игровых и профессиональных графических ускорителей. Конец прошлого года слегка пошатнул эти позиции, и на рынке появился серьезный конкурент в лице канадской ATI. При этом NVIDIA периодически отступала на второе место. Конечно, есть много споров по поводу того, «какой ускоритель лучше?», но при этом все эти споры пиарят только лидера, так как он уже лидер. Такова человеческая природа.

Этот обзор посвящен ускорителю Microstar  FX5950 Ultra-VTD256 на базе графического чипа GeForceFX5950. GeForceFX5950 – это нынешний флагманский продукт компании NVIDIA. И соответственно, главный ее конкурент – ATI 9800XT. Посмотрим, кто сейчас больше достоин желтой майки.

Технические характеристики видеокарты MSI FX5950 Ultra-VTD256
Графический процессорNVIDIA NV38 (GeForce FX5950)
Частота чипа, МГц475
Память256 Мбайт DDR
Шина памяти, бит256
Частота памяти, МГц475 (950 DDR)
ИнтерфейсAGP 8x
APIDirectX 9.0, OpenGL
Количество вертексных конвейеровАдаптивно
Количество пиксельных конвейеров8
Контроль системы охлажденияЕсть, термоконтроль чипа
Дополнительное питаниеТребуется
RAMDAC2х400МГц
Разъемы подключения мониторовDVI, D-Sub 15
TV-OutComposite, S-Video
TV-INComposite, S-Video
Чип TV-INPhilips 7108AE

Заметьте – 9800XT вышла раньше FX5950, что говорит сами знаете о чем. Но не в сроках в конце концов счастье, а в качестве вышедшего продукта. Мы не будем углубляться в различия архитектур двух конкурирующих акселераторов, отметим только основные моменты.

card.jpg

card.jpg

Чип GeForceFX5950 Ultra с кодовым названием NV38 отличается от своего предшественника GeForceFX5900 Ultra увеличенными частотами работы графического ядра и памяти. Фактически, это разогнанная версия GeForceFX5900. Это означает, что общая производительность карты увеличилась в лучшем случае на тот процент, насколько увеличена частота, но об этом позднее.

Как уже упоминалось ранее, эта карта позиционируется на рынке как флагманский продукт компании NVIDIA, и соответственно, ему присущи все качества топового продукта. В первую очередь это, конечно, цена - 500-600 долларов за карту. Во вторых, это отменный комплект поставки у всех крупных производителей, потому что цена в 500 долларов может позволить включать в него достаточно большое количество лицензионных программ и всяких приятных фенечек. И в-третьих, это размер упаковки :).

Упаковка

Как было замечено леди  Роуз из фильма «Титаник»: «Парней всегда тянет к чему-то большому». Так вот, разработчики всех современных упаковок явно страдают гигантоманией. Размеры «коробочки» весьма впечатляют. Мы не поленились и измерили ее - 450х300х80 мм.

box.jpg

box.jpg

Учитывая размеры самой карты (120х210х30 мм), с помощью несложной арифметики можно подсчитать, что в эту коробку можно засунуть 5 карт сразу, да еще и место на поролоновую прокладку останется.

Комплект поставки

По комплекту поставки компания MSI обогнала всех и вся, положив в коробку  даже не 8, а целых 11 (!) компакт-дисков. Правда, буклет с документацией всего один, но зато он существенно толще всех виденных мной буклетов. Документация только на английском языке, но описание карты - довольно толковое.

Что же касается остального комплекта, то в него входят следующие элементы:
1) Сама карта MSI GeForceFX5950,
2) Провод-разветвитель для подключения VIVO TV устройств,
3) Провод S-Video,
4) Провод-делитель разъемов питания для подключения внешнего питания к карте,
5) Переходник DVI – D-Sub,
6) 11 компакт-дисков с драйверами и софтом,
7) Документация.

complect.jpg

complect.jpg

На 11 компакт-дисках находятся следующие программы:
1) Диск с драйверами и программами от MSI Multimedia,
2) 3D-Album (диск для создания своих фотоальбомов и презентаций с использованием трехмерной анимации),
3) InterVideo WinDVD Сreator (который почему-то отказался принять серийный номер, написанный на самом компакт диске ;-),
4) FarStone VirtualDrive и RestoreIT (Программы для создания виртуального диска и резервного копирования),
5) InterVideo WinDVD 5.1 Channel и Supreme Foreign Language Learning Maсhine (Проигрыватель DVD-дисков и языковая обучающая программа),
6) MSI Media Center Deluxe II (Программа - проигрыватель музыкальных файлов, просмотрщик DVD, MPEG и картинок, плюс еще кое-что),
7) Morrowind (здесь и далее  про игры - без комментариев),
8) Morrowind TES Construction Set (дополнение к Morrowind),
9) Ghost Recon
10) Duke Nukem – Manhattan project
11) Games Collection (набор из демоверсий семи игрушек).

complect_cd.jpg

complect_cd.jpg

Как видите, комплект поставки весьма неплох. В нем есть хорошие игры и полезные программы. Правда, некоторые их этих программ никакого отношения к 3D-ускорителям не имеют. Игровые диски упакованы в единый полиэтиленовый конверт, который растягивается в длину, и диски из него так и норовят вывалиться. Оставшиеся диски хранятся в отдельных полиэтиленовых пакетиках.

Карта

cardwrad.jpg

cardwrad.jpg

Сама карта от MSI практически в точности повторяет оригинальный дизайн PCB от NVIDIA, и это весьма неплохо. Карта выполнена на ярко-красном текстолите и имеет массивную систему охлаждения, но о ней позднее.

cardword.jpg

cardword.jpg

Графический процессор установлен в центре карты и произведен на 38 неделе 2003 года, что соответствует примерно середине сентября. 16 микросхем памяти в форм-факторе BGA расположены с двух сторон карты, по 8 чипов на одной стороне.

gpu_mem.jpg

gpu_mem.jpg

Чипы памяти произведены компанией Hyndai-hynix и имеют следующую маркировку: HY5DU283222 AF-2 332A. Судя по этой маркировке, данные чипы имеют время выборки 2 мс и способны работать на частоте до 1000 МГц. Реальная же эффективная частота памяти соответствует 950МГц, так что есть некоторый запас по прочности для разгона. Графический процессор работает на частоте 475МГц.

Если сравнивать GeForceFX5900Ultra и GeForceFX5950Ultra, то частоты различаются не очень сильно. А ведь это уже ULTRA-версия нового чипа NV38. Это означает, что обыкновенная версия будет иметь меньшие частоты, если, конечно, она вообще будет существовать в природе.

 GeForceFX5900UltraGeForceFX5950Ultra
Кодовое название чипаNV35NV38
Техпроцесс, мкм0,130,13
Частота графического ядра, МГц450475
Количество пиксельных конвейеров88
Эффективная частота памяти, МГц850950
Объем памяти, Мбайт256256

Даже без тестирования понятно, что увеличение частоты графического процессора на 25МГц и памяти на 100МГц не даст серьезного прироста производительности. А если еще учесть, что с каждым новым флагманским чипом NVIDIA улучшает систему охлаждения, то становится понятно, что проблемы у NVIDIA с выпуском новых флагманских чипов не за горами, в то время как у ATI еще есть запас свободного хода.

Система охлаждения

Компания MSI обладает довольно серьезным именем, но на такие подделки даже «китайские левши» редко решаются. Конечно же, всем известно, что современные графические акселераторы требуют мощных систем охлаждения, где радиаторы выполнены из меди, а вентиляторов больше чем один. Система охлаждения, установленная на MSI 5950, только по виду массивная и эффективная, на деле её эффективность находится под большим вопросом. Во-первых, «медный» радиатор - вовсе не медный. Это алюминиевый радиатор с медным напылением, соответственно, и эффективность его ниже из-за более низкой теплопроводности.

al_vs_cu.jpg

al_vs_cu.jpg

Во-вторых, вентилятор с задней стороны карты гонит воздух по кругу и охлаждает только элементы памяти, и не имеет никакого отношения к охлаждению графического процессора, так как между радиатором и процессором - двухмиллиметровый слой резины и мелкие элементы на печатной плате. Зачем это нужно – совсем непонятно.

back_cool.jpg

back_cool.jpg

Производительности вентилятора на лицевой стороне платы недостаточно, чтобы создать необходимый поток воздуха для охлаждения алюминиевого радиатора.

Количество термопасты между радиаторами и чипами памяти невелико.

radiator_back.jpg

radiator_back.jpg

Плюс ко всему, радиаторы имеют особенность слегка перекашиваться и неплотно прилегать к элементам памяти. Все эти недочетыв конечном счете могут привести к перегреву карты в закрытом корпусе без дополнительных вентиляторов даже в штатном режиме, не говоря уж о разгоне.

Разгон и драйвера в комплекте

Как уже упоминалось ранее,  в новой карте от MSI  присутствует D.O.T. – Dynamic Overсlocking Tehnology, технология динамического разгона. Эта технология работает только вместе с драйверами от MSI, которые отличаются от Reference-драйверов наличием двух дополнительных контрольных панелей в меню управления дисплеем. Одна панель отвечает за разгон карты, другая панель - информационная. Информационная панель также осуществляет функции управления режимами совместной работы карты и материнской платы, такими как скорость шины AGP, SBA и BusMastering.

Но вернемся к технологии разгона D.O.T.. Конечно же, механизм работы этой функции может быть довольно сложным, но, с нашей точки зрения, эта технология представляет собой простой набор предустановок возможного разгона. В контрольной панели существует возможность выбора одного из шести уровней разгона технологией D.O.T. Названия уровней напрямую связаны с военной тематикой и представляют собой набор воинских званий.

ЗваниеЧастота чипа – МГцЧастота памяти – МГц
Private486972
Sergeant495990
Captain5041008
Colonel5131026
General5161040
Commander5221044

Для того, чтобы почувствовать себя «генералиссимусами», мы довели карту до частоты 540 / 1080МГц. Эта частота была последней стабильной, всё, что было выше хоть на мегагерц, приводило к артефактам в графике. Причем артефакты появлялись не сразу, а через некоторое время, что указывает на недостаточную эффективность системы охлаждения.

К влиянию разгона на производительность карты мы еще вернемся при рассмотрении результатов тестирования, а сейчас несколько слов о TV-Out.

TV-Out

Еще со времен GeForce 4 MX440 чипы от Philips ставились на карты NVIDIA для реализации TV-функций. Микросхема Philips SAA 7108AE отвечает как за ввод, так и за вывод TV-сигнала, и является весьма неплохим вариантом для реализации этих функций. И всё же, хотелось бы чего-нибудь новенького. Чип позволяет записывать видео-поток на компьютер с частотой кадров больше 30 FPS и поддерживает видеостандарты PAL, SECAM и NTSC. Если у вас достаточно мощный процессор, то возможно сжатие видеопотока на лету в любой современный стандарт сжатия (MJPEG, DivX5 и.т.д.). Видеовыход также стандартный и обеспечивает вывод изображения на телевизор в разрешении до 1024х768. К качеству выводимого изображения у нас претензий не возникло.

tvchip.jpg

tvchip.jpg

Подключения TV-устройств к MSI 5950 осуществляются через переходник. Идея весьма неплохая, если бы инженеры из MSI не пожадничали на провод. Длина провода - меньше 10 сантиметров, и это весьма неудобно, так как подобная жесткая конструкция, находящаяся в непосредственной близости от всех разъемов, может способствовать самопроизвольному извлечению самого переходника из карты или отсоединению им чего-нибудь близлежащего.

tvinout.jpg

tvinout.jpg

Тестирование

В этом обзоре мы очень часто будем ссылаться на статью с описанием методики тестирования, поэтому настоятельно рекомендуем изучить ее, тем более что она постоянно обновляется.

Тестовая конфигурация:

Процессор - Intel Pentium 4 2.8 ГГц;
Материнская плата - Intel 850EMV (чипсет i850E, 512 Мбайт RDRAM PC800, AGP 4x);
Звуковая карта - Creative Sound Blaster Audigy;
Жесткий диск - Seagate Barracuda ATA IV 7200 rpm.

Как видно, эта тестовая станция не является на настоящий момент самым что ни на есть Hi-End. Тем не менее, она может считаться достаточно мощной для создания правильного баланса для современных графических ускорителей, и не будет являться узким местом в процессе тестирования.

Используемые драйверы

Для тестирования мы использовали последнюю версию драйверов от NVIDIA – Detonator 53.03. Эта версия кажется нам достаточно стабильной и лишенной многих глюков, которые проявлялись в предыдущих версиях. Подробнее вопрос правильного подбора драйверов мы рассмотрим в ближайшее время в отдельном обзоре.

Мы протестировали графический ускоритель в следующих приложениях: 
1) 3D Mark 2001 SE Ver330, 
2) Codecreatures Benchmark Pro, 
3) Unreal Tournament 2003, 
4) Unreal 2 ,
5) Doom III Demo, 
6) SeriousSam 2, 
7) Tomb Raider 5, 
8) HALO,  
9) Aquamark.

3D Mark 2001 SE Ver330

image014.gif

image014.gif

Эта часть тестового пакета 3Dmark2001SE использует уже устаревшую, но еще весьма актуальную версию DirectX - 7.0. Как можно заметить, уровень производительности NV38 по сравнению с NV35 вырос незначительно. В лидирующих позициях осталась карта от ATI, и позиции эти весьма прочны.

image015.gif

image015.gif

В этом тесте снова лидирует ATI. Тестируемая карта снова чуть быстрее своего предшественника, и разница не кажется существенной. Но обратите внимание на один момент. Производительность карт на базе графических процессоров от NVIDIA с использованием драйверов 53.03 стала заметно ниже производительности ATI 9800XT, хотя на предыдущих версиях драйверов производительность NV35 (GeForce FX5900Ultra) была на одном с ней уровне. Напрашивается мысль о том, что NVIDIA убрала из драйверов «заточку» под 3DMark 2001, посчитав этот бенчмарк устаревшим.

Codecreatures Benchmark Pro

image013.gif

image013.gif

А вот в этом тесте MSI GeForceFX 5950Ultra вырвался в лидеры, обогнав конкурента от ATI. Но и здесь всё не так просто. Если вспомнить, что на предыдущей версии драйверов производительность карт NVIDIA была заметно ниже, то напрашивается еще одно предположение: убрав одну «заточку» под 3DMark 2001SE, вместо неё положили другую, под Codecult Codecreatures. Может быть, это параноидальный бред (может, может – прим. ред.), но NVIDIA сама заслужила себе такую репутацию, и теперь в случае, если с новой версией драйверов сильно меняется производительность карты в том или ином тесте, ответ приходит в голову сам собой.

Unreal Tournament 2003

image010.gif

image010.gif

Эта игра практически не зависит от видеокарты и является ярким примером зависимости производительности видеоускорителя от мощности центрального процессора. Результат почти не меняется от самого нижнего разрешения до самого высокого. Фактически же это означает, что ресурс видеоподсистемы для этой игры очень велик, и им можно воспользоваться, включив антиалиазинг и анизотропию. При этом использование этих технологий абсолютно не скажется на производительности в нижних разрешениях. В этом тесте снова слегка лидирует последняя карта от ATI, хотя это лидерство скорее формально.

Unreal 2

image009.gif

image009.gif

Этот тест схож предыдущим, но гораздо тяжелее из-за большего количества полигонов и используемых эффектов. Нижнее разрешение «повисло» на центральном процессоре, а вот верхнее демонстрирует проигрыш MSI GeForce FX5950 Ultra топовой карте от ATI. Выигрыш MSI GeForce FX5950Ultra у GeForce FX5900Ultra составляет в среднем один или два кадра, что, понятное дело, не слишком много.

Doom III Demo

image012.gif

image012.gif

Очень жаль, но и этот тест показал проигрыш MSI GeForceFX5950Ultra карте на чипе 9800XT. Этот проигрыш весьма незначителен, но в любом случае это проигрыш. Слегка шокирует практически не изменившаяся производительность NV38 в сравнении с NV35. Разница в один кадр не может считаться существенной и чаще всего списывается тестерами на погрешность, а здесь это приходится расценивать как различие двух продуктов.

SeriousSam 2

image007.gif

image007.gif

В этом тесте NVIDIA всегда лидировала. Лидерство NVIDIA весьма твердое и однозначное. Как всегда, с фотофинишем пришли два ускорителя: новый MSI GeForce FX5950Ultra и GeForce FX5900Ultra. Радует одно: в максимальном разрешении разница у карт всё же появилась: получите два дополнительных кадра.

Tomb Raider 5

image008.gif

image008.gif

Ситуация не изменилась. Проигрыш MSI GeForce FX5950Ultra такой же катастрофичный, какой был у GeForce FX5900Ultra. В верхних разрешениях ATI 9800XT обгоняет GeForce FX5950Ultra почти в два раза.

HALO

image006.gif

image006.gif

Тут картина сильно отличается от картинки предыдущих тестов. Разница между GeForce FX5950Ultra и GeForce FX5900Ultra достаточно заметная. GeForce FX5950Ultra выиграл у ATI 9800XT на всех разрешениях два или три кадра, и это хороший результат. Но нам очень интересно, откуда вдруг взялась эта разница с предшественником GeForce FX5900Ultra, учитывая, что в других тестах этой разницы практически нет. Похоже, что производительность GeForce FX5900Ultra искусственно занижена, но вот зачем, абсолютно непонятно.

Aquamark

image004.gif

image004.gif

К сожалению, у нас не было возможности протестировать ATI 9800XT в этом тесте. Тем не менее, GeForce FX5950Ultra и FX5900 снова очень похожи.

Тестирование разгона

Мы протестировали шесть уровней разгона технологией D.O.T. плюс максимальный уровень, при котором котором карта еще сохраняет свою стабильность.

image032.gif

image032.gif

Стоит напомнить, что Codecreatures является для видеоподсистемы очень тяжелым тестом и практически не зависит от центрального процессора.  Как можно заметить, максимальная разница между результатами в одном разрешении составляет примерно 10%. Именно на этот процент и была увеличена частота карты. Вряд ли этот результат можно назвать чем-то выдающимся.

image033.gif

image033.gif

Этот тест -  подтверждение предыдущего. В нем разница между максимальным и минимальным результатом еще меньше. Сильнее всего разница наблюдается в верхнем разрешении. Уровни разгона D.O.T. явно нельзя назвать экстремальными, и предназначены они для неопытных пользователей, которые не знают, какую цифру нужно выставить на ползунке частоты. Это довольно верное решение, так как разгон надо нести в массы и делать это максимально безопасно, но опытным разгонщикам от этой технологии толку – ноль.

Antialiasing

Эта часть статьи предназначена для демонстрации падения производительности при использовании антиалиасинга и анизотропии.

image002.gif

image002.gif

Как можно заметить, поведение новой карты MSI GeForceFX 5950 оказалось весьма схожим с поведением предка, и это абсолютно предсказуемый результат. В нижних разрешениях падение производительности при использовании антиалиасинга сказалось на производительности гораздо сильнее,  чем в верхних. При этом в верхнем разрешении разница была практически незаметна.

image003.gif

image003.gif

Этот тест тоже весьма нагляден. Производительность при использовании антиалиасинга максимального качества падала до уровня производительности на следующем разрешении без его использования. Так как этот тест довольно тяжелый, то можно сказать, что использование антиалиасинга в нижних разрешениях на играх с тяжелой графикой весьма оправдано, так как качество картинки станет существенно лучше, чем если просто поднять разрешение на одну ступень вверх.

image001.gif

image001.gif

Этот тест демонстрирует падение производительности в зависимости от использования в сцене не только антиалиасинга, но и анизотропии. Максимальное качество анизотропной фильтрации для карт от NVIDIA сейчас ограничено восьмикратным, а качество немаскируемого антиалиасинга -- 4х кратным. Это вполне оправданно, так как подобного качества вполне достаточно даже для очень требовательных пользователей. Тем не менее, те же параметры у ATI могут быть вдвое выше. На графике зеленым цветом выделены тесты без использования анизотропии, а желтым – с ее использованием. Чем темнее оттенок цвета, тем выше качество антиалиасинга. Как можно заметить, серьезные потери производительности от использования анизотропии наблюдаются только в верхних разрешениях, в то время как в нижних использование анизотропии возможно практически безвозмездно, то есть даром. Использование антиалиасинга наносит куда больший урон скорости карты, а в верхних разрешениях, в сочетании с анизотропией, потери производительности могут стать неприемлемыми. Мы считаем, что наилучшим соотношением качество / потери производительности можно считать разрешение 1024х768 при использовании двукратного антиалиасинга и восьмикратной анизотропии.

Выводы

Выпустив новую карту, NVIDIA всё равно не вырвалась вперед. Производительность GeForceFX5950Ultra практически не отличается от производительности GeForceFX5900Ultra. В основном количестве тестов разница меж упомянутыми картами составляет всего лишь один или два кадра, что очень и очень мало. Новый продукт не отличается от предыдущего расширенной функциональностью или другими особенностями, и вообще отличаются продукты очень слабо. Конечно же, новый продукт может по праву считаться новым, так как частоты работы памяти стали выше на 100МГц, а чип разогнался на 25МГц, но для современной гонки вооружений этого мало. О самой же карте от MSI можно сказать следующее: карта обладает весьма неплохим комплектом поставки и огромной упаковкой, да и сама по себе очень неплоха, но вот качество системы охлаждения оставляет желать лучшего. В остальном карта показала нормальную стабильность и неплохое качество изображения. Потенциал разгона стал заметно лучше после замены всей термопасты под радиаторами на КПТ-8, и можно сказать, что разгон на этой плате возможен. Установленный TV-чип, хотя уже и не новый, вполне справляется с поставленными перед ним задачами. Переходник для подключения устройств слегка неудобен из-за слишком короткого провода.

В целом, от карты осталось  двойственное ощущение: с одной стороны - это лучший продукт NVIDIA, с другой - при цене выше 500 долларов количество недочетов в самой карте достаточно велико. Мы не можем дать четких рекомендаций, стоит ли вам покупать MSI 5950  или нет. Мы можем только посоветовать взвесить перед покупкой данного продукта все ЗА и ПРОТИВ и сделать единственно правильный выбор – свой собственный.