Компьютеры
24 февраля 2005, 00:33

NVIDIA GeForce 6600 GT с интерфейсом AGP: новое – это хорошо переделанное старое

"Заснувшему" рынку была необходима "встряска" в виде новых плат на чипах от обеих компаний. И появление AGP-варианта видеокарты GeForce 6600 GT способствовало тому наилучшим образом.

Космические корабли с новыми силами атакуют спутники Сатурна, а ATI и NVIDIA дружно продвигают на и без того изнурённый рынок новинки для "свежеиспечённого" графического интерфейса PCI-Express. Данным "безобразием" компании-производители графических процессоров начали заниматься с подачи компании Intel, которая также всеми силами продвигает на рынок новую платформу LGA 775, даже несмотря на то, что производительность новой системы подчас не соответствует  тому минимуму, которого от неё ждали. Однако, мы опустим вопросы производительности новой платформы Intel, поскольку наша прерогатива – это видео. Но, вместе с тем, мы должны отметить некий дисбаланс на рынке между спросом и предложением. Продвижение новой платформы Intel, вкупе с новым интерфейсом передачи данных для графических акселераторов PCI-Express, никак не соотносится с реальным спросом и количеством уже имеющихся PCI-Express совместимых систем. Высокая стоимость машины на базе LGA 775 – вот, на наш взгляд, главный отталкивающий фактор при взвешивании всех "за" и "против" при покупке системы с новым сокетом. Ведь покупка LGA 775 процессора, скорее всего, повлечёт за собой смену не только связки процессор – материнская плата, но и графической карты, памяти, жёсткого диска, блока питания, а заодно уже и корпуса. А это уже совсем другие деньги, требующиеся для апгрейда, нежели те, на которые пользователь расчитывал в начале. Таким образом, получается, что большинство пользователей продолжает сидеть на своих старых AGP-системах, при необходимости наращивая тактовые частоты пока активно продающихся процессоров старого семейства и не особо беспокоясь о необходимости перехода на PCI-E.

Производители же графических процессоров выпустили для PCI-Express просто немыслимое количество самых разнообразных решений, начиная с самого дешёвого Low-End и заканчивая топовыми акселераторами с заоблачными стоимостями. И анонсы новых чипов всё продолжают мелькать в новостях. Безусловно, за PCI-Express будущее – это подтверждается уже хотя бы тем, что внедрение новой шины начинается не только на Intel-платформе, но и на AMD. Значит, на самом деле, апгрейд до PCI-E неизбежен. Но аналитики явно заблуждались, утверждая, что переход окажется настолько стремительным, что уже к концу 2004 года половина пользователей "пересядет" на новую платформу. Такого не случилось, и всем стало понятно, что платы для AGP-рынка нужны, и основные деньги за счёт продаж придется делать на "старом" рынке.

Однако, производить сразу по две версии чипа (для AGP и PCI-E) – это расточительство и колоссальнейшие убытки, как для ATI, так и для NVIDIA. Стало совершенно ясно, что каждая из компаний будет искать свой выход из создавшегося положения. Если ATI решила пойти путем нативной поддержки интерфейса PCI-E, то NVIDIA выпустила свой переходный мост HSI, который может работать как в направлении преобразования сигнала PCI-E -> AGP, так и в направлении AGP -> PCI-E. Это позволяет NVIDIA выпускать сразу две линейки плат для всех секторов рынка, не тратя деньги на производство сразу двух чипов. Именно посредством такого чипа HSI на свет появилась героиня сегодняшнего обзора – плата на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6600 GT с интерфейсом AGP. Появление данного продукта на рынке ожидалось уже достаточно давно. Будучи выпущенным вначале на шине PCI Express, чип NVIDIA GeForce 6600 GT был как воздух необходим NVIDIA в секторе видеокарт Performance с интерфейсом AGP. До последнего момента в этом секторе не появилось ничего внятного ни у ATI, ни у NVIDIA, что создавало все предпосылки для того, чтобы всколыхнуть данный сектор рынка. И, наконец, выпуск NVIDIA GeForce 6600 GT для AGP состоялся.

Графический чип NVIDIA GeForce 6600 GT

Явно застоявшийся сектор рынка Performance-карт с интерфейсом AGP был не готов к появлению NVIDIA GeForce 6600 GT. При схожем позиционировании и примерно равной цене из чипов производства канадской ATI на рынке сейчас присутствует только ATI Radeon 9800 Pro. То есть карта уже прошлого поколения… У NVIDIA же в этом секторе до появления GeForce 6600 GT не было ничего, что могло бы на равных конкурировать с чипом ATI Radeon 9800 Pro при схожей цене. NVIDIA GeForce FX 5950 Ultra давно снята с производства, и про эти карты уже все давно забыли (кроме, пожалуй, нерадивых продавцов, которые не смогли вовремя продать залежалый товар со склада). Единственным же представителем линейки GeForce FX 59XX, реально присутствующим на рынке, являются платы, базирующиеся на чипах NVIDIA GeForce FX 5900XT, которые, в виду своей сильной "урезанности" по частотам, не могут на равных конкурировать с полноценными ATI Radeon 9800 Pro, зато обладают заметно меньшей ценой.

Таким образом, явно "заснувшему" рынку сегмента Performance была необходима "встряска" в виде новых плат на чипах от обеих компаний. И появление AGP-варианта видеокарты GeForce 6600 GT способствовало этому наилучшим образом.

Однако, на данный момент ATI ничего не может противопоставить NVIDIA в секторе Performance на базе своих новых чипов. Нативная поддержка PCI-E в чипах ATI играет компании вовсе не на руку – производитель попросту не успевает выпускать на рынок новые решения с интерфейсом AGP, в отличие от NVIDIA. Последняя, благодаря наличию своего переходного моста HSI, может относительно быстро проектировать платы сразу для обеих шин передачи данных. Поэтому честь ATI в секторе Performance предстоит отстаивать уже достаточно старой ATI Radeon 9800 Pro. Это единственная плата на чипе ATI, которая сейчас реально представлена на рынке и доступна для конечных покупателей. Причем ATI Radeon 9800 Pro находится в одной ценовой категории с NVIDIA GeForce 6600 GT, имея схожие технические характеристики, о которых стоит поговорить особо детально.

ЧипыGeForce 6600 GTATI Radeon 9800 Pro
Кодовое названиеNV43R350
Технология чипа256 бит256 бит
Техпроцесс0,11 мкм0,15 мкм
Число транзисторов146 млн.~107 млн.
Шина памяти128-bit256-bit
Пропускная способность памяти14,4 Гбайт/с21.8 Гбайт/с
Скорость пиксельного заполнения4,0 Гигапиксель/с3,04 Гигапиксель/с
Шина AGP8x (мост HIS)8x
Память128/256 Мбайт128/256 Мбайт
Частота чипа500 МГц380 МГц
Частота памяти450 МГц (900 DDR)340 МГц (680 DDR)
Число пиксельных конвейеров88
Число вершинных процессоров34
Число текстур на конвейер11
Версия вершинных программ3.02.0
Версия пиксельных программ3.02.0
Поколение DirectX9.0c9.0b

Первым бросается в глаза то, что чип NVIDIA GeForce 6600 GT, получивший кодовое название NV43, произведен не по 0,13 мкм технологии, как в случае с топовыми чипами NVIDIA GeForce 6800 Ultra/GT, а по более прогрессивной 0,11 мкм. Обкатка нового техпроцесса на мощностях TSMC произошла именно на чипах NVIDIA GeForce 6600 GT. А новый, более "тонкий" техпроцесс всегда несёт только приятные особенности для нового чипа. Это, во-первых, возможность увеличить тактовую частоту работы графического процессора со всеми отсюда вытекающими приятными последствиями, а во-вторых, возможность снизить тепловыделение, а также увеличить выход годных кристаллов, поскольку сложность чипа NV43 заметно ниже, нежели NV40 (стоит взглянуть хотя бы на количество транзисторов, чтобы это стало ясно). Однако, первая и вторая возможности, к сожалению, перекрывают друг друга, и инженерам всегда приходится решать сложную задачу: насколько же большой может быть частота чипа, чтобы не опасаться за тепловыделение кристалла? В нашем случае инженерам NVIDIA удалось добиться весьма хороших результатов – 500 МГц для NVIDIA GeForce 6600 GT смотрятся очень неплохо после невысоких тактовых частот работы у топовых чипов. Именно из-за невысоких частот работы графического процессора в свое время страдала NVIDIA GeForce 6800 Ultra, имея в остальном вполне сбалансированную архитектуру. Но 0,13 мкм на мощностях TSMC не позволяли "выжать" из чипа большего. Что же касается конкурента в лице ATI Radeon 9800 Pro, то от его устаревших 0,15 мкм можно было получить только 380 МГц.

Однако, и у ATI Radeon 9800 Pro, и у NVIDIA GeForce 6600 GT в наличии имеются по восемь пиксельных конвейеров с одним текстурным модулем на каждом. Учитывая более высокую тактовую частоту работы чипа NVIDIA GeForce 6600 GT, мы можем констатировать явное преимущество калифорнийца по пиковой теоретической скорости заполнения. Филлрейт NVIDIA GeForce 6600 GT получается равным 4,0 Гигапиксель/с (восемь конвейеров рендеринга х 500 МГц тактовой частоты работы чипа), тогда как у ATI Radeon 9800 Pro данный параметр равен 3,04 Гигапиксель/с (восемь конвейеров рендеринга х 380 МГц тактовой частоты работы чипа). Как видим, у NVIDIA GeForce 6600 GT имеется неплохой задел для победы над ATI Radeon 9800 Pro – преимущество почти в 1 Гигапиксель/с по филлрейту дает все основания для этого. Ведь у GPU GeForce 6 series нет проблем с вычислением пиксельных и вершинных шейдеров версии 2.0, что было характерно для видеокарт серии GeForce FX, которые, в своё время, сражались в неравном бою с Radeon 9XXX.

Унаследовав все особенности и плюсы архитектуры графических процессоров семейства GeForce 6 series, видеокарты на базе GPU GeForce 6600GT могут исполнять не только шейдеры версии 2.0, но и 3.0, равно как и топовые видеокарты на чипах NVIDIA. На текущий момент игр с поддержкой шейдеров третьей версии нет, однако эффективность от использования пиксельных и вершинных программ версии 3.0 можно оценить в тестовом полусинтетическом пакете 3DMark 2005. Шейдеры 3.0 дают солидную прибавку в скорости калифорнийцам, что говорит о целесообразности использования возможностей шейдерной модели 3.0 для написания движков нового поколения.

Однако, помимо приятных моментов есть и несколько не очень приятных подводных камней. Такое положение вещей не играет  на руку NVIDIA GeForce 6600 GT при сравнении с ATI Radeon 9800 Pro. Так, весьма настораживает наличие всего лишь половины вершинных процессоров у NVIDIA GeForce 6600 GT от топовых чипов NVIDIA GeForce 6800 Ultra/GT. Их количество равняется всего лишь трем, в то время как у ATI Radeon 9800 Pro их четыре. Подобная "урезанность" должна будет негативно сказаться на производительности плат, базирующихся на GPU NVIDIA, в сценах со сложной геометрией, когда нагрузка на геометрические блоки видеокарты максимальна. Следствием может стать не лучшая производительность на начальной стадии конвейера видеокарты, когда просчитывается геометрия сцены. Возможно, NVIDIA надеется на эффективный HSR своих чипов и прочие оптимизации, направленные на разгрузку геометрического блока, и хочет именно этим компенсировать недостаток вершинных процессоров у NVDIA GeForce 6600 GT. Однако, всё это лишь догадки,и как же всё будет обстоять на практике, покажут реальные приложения. Тем не менее, мы не считаем, что наличие трех вершинных процессоров в паре с восьмью конвейерами рендеринга должно очень негативно сказаться на производительности в целом.

А вот низкая пропускная способность памяти (ПСП) для такого филлрейта, как у NVIDIA GeForce 6600 GT – явно непозволительная вещь. 14,4 Гбайт/с у GPU NVIDIA GeForce 6600 GT – это существенно меньше, чем у "старичка" ATI Radeon 9800 Pro с его 21,8 Гбайт/с. Свою негативную роль в этом играет, естественно, 128-битная шина памяти. Да, такое урезание очень хорошо позволяет снизить стоимость конечных решений, однако нужно отдавать себе отчет в том, каким образом это может отразиться на производительности. В режимах, не использующих ПСП в полной мере (то есть маленькие разрешения без применения таких техник, улучшающих изображение, как антиалиасинг и анизотропная фильтрация), мы вряд ли сможем увидеть проигрыш NVIDIA GeForce 6600GT – здесь решающим фактором будет филлрейт. А он, как мы с вами хорошо помним, у NVIDIA GeForce 6600 GT существенно выше, чем у ATI Radeon 9800 Pro. Но вот высокие разрешения и AA + Aniso загрузят ПСП уже по полной программе, и её может не хватать, чтобы передавать данные без задержек. Впрочем, карты на базе NVIDIA GeForce 6600 GT может спасти просто огромный по сравнению с ATI Radeon 9800 Pro филлрейт.

Однако, от теории пора переходить к практике, и начнем мы её с рассмотрения одной из уже серийно выпускаемых плат на базе чипа NVIDIA GeForce 6600 GT.

Плата Palit GeForce 6600 GT

**

Технические характеристики карты
Производитель картыPalit
Графический процессорNV43
Частота чипа, МГц500
ПамятьGDDR III, 128 Мбайт
Частота памяти, МГц450 (900)
Ширина шины памяти, бит128
ИнтерфейсAGP 8x (мост HSI)
RAMDAC2x400 МГц
Количество вертексных конвейеров3
Количество пиксельных конвейеров8
APIDirectX 9.0c, OpenGL 1.5
Контроль системы охлажденияЕсть
Дополнительное питаниеТребуется
Разъёмы подключения мониторовD-Sub и DVI
Наличие TV-OutДа
Наличие TV-INНет
Цена, $250

**

Дизайн и компоновка платы

Palit GeForce 6600 GT

(120 Кбайт)

(120 Кбайт)

Мы пропустили часть нашего обзора, где обычно описываем комплект поставки платы, поскольку одна из первых серийно выпущенных плат на базе чипа GeForce 6600 GT с интерфейсом AGP – плата Palit GeForce 6600 GT – попала к нам в OEM-комплектации.

Видеокарта Palit GeForce 6600 GT

(151 Кбайт)

(151 Кбайт)

NVIDIA Palit GeForce 6600 GT

(148 Кбайт)

(148 Кбайт)

Первое, что бросается в глаза после снятия незамысловатой референсной системы охлаждения – это расположение переходного чипа HSI, который отвечает за преобразование сигнала на магистрали GPU – шина передача данных относительно графического процессора. Похоже на то, что инженеры в компании Palit решили пойти своим собственным путем и разработали дизайн PCB. Он серьёзно отличается от того, что предлагает NVIDIA на своем референсе.

расположение переходного чипа HSI

В референсном дизайне NVIDIA предлагает размещать переходный мост HSI под углом 45 градусов относительно GPU. В рассматриваемой же сегодня плате производства тайваньской Palit, мы можем видеть более традиционное и привычное всем расположение моста his – прямо под чипом. Также немного настораживает тот факт, что на PCB от Palit невозможно установить чип VIVO – места под него на печатной плате не предусмотрено вовсе. Это позволило несколько упростить PCB, но остаётся непонятным, как Palit собирается предлагать своим покупателям решения с VIVO на базе чипа NVIDIA GeForce 6600 GT.

Напомним, что на референсной плате NVIDIA чип VIVO присутствует, и большинство других производителей плат на базе NVIDIA GeForce 6600 GT, на наш взгляд, будут его копировать, предлагая тем самым полнофункциональные изделия.

В остальном, всё стандартно: зелёный цвет PCB, 128 Mb DDR-памяти с шиной передачи данных в 128 бит, интерфейс передачи данных AGP 4x/8x (посредством моста HSI) и стандартный набор выходов: один DVI-I, один аналоговый и один TV-OUT.

На PCI-E-версии платы с чипом NVIDIA GeForce 6600 GT разъёма для дополнительного питания на плате не было

На PCI-E-версии платы с чипом NVIDIA GeForce 6600 GT разъёма для дополнительного питания на плате не было – необходимый ток можно было подавать посредством шины PCI Express. Шина AGP с этим уже не справляется, поэтому на лицевой стороне печатной платы от Palit можно увидеть разъём для дополнительного питания.

На плате Palit GeForce 6600 GT установлены микросхемы памяти производства Samsung (K4J553230F)

На плате Palit GeForce 6600 GT установлены микросхемы памяти производства Samsung (K4J553230F) в BGA-упаковке. Время выборки чипов памяти – 2,0 нс., что соответствует частоте работы 500 МГц (1000 МГц DDR), однако, память функционирует на положенной по спецификациям частоте 900 МГц. Частота работы GPU составляет положенные по спецификации  500 МГц.

чип NVIDIA GeForce 6600 GT

Непосредственно чип NVIDIA GeForce 6600 GT прикрыт крышкой и, как видно на фотографии, изготовлен на 40-й неделе 2004 года и имеет ревизию А2. Очевидно, что точно такие же чипы устанавливаются и на PCI-E-версии плат.

Система охлаждения на плате стандартная – референсная

Система охлаждения на плате стандартная – референсная. Нагрев как графического процессора, так и чипов памяти, несмотря на высокие частоты работы, был не таким уж и большим – сказывается 0,11 мкм. технологический процесс. Поэтому со своей прямой задачей система охлаждения на плате Palit GeForce 6600 GT справлялась весьма хорошо. В качестве термоинтерфейса для чипов памяти используется специальный теплопроводящий материал, а чипы HSI и NV43 покрыты слоем термопасты.

Тестирование

Качество 2D

Перед тем, как дать оценку качества изображения, выдаваемого видеокартой Palit GeForce 6600 GT AGP, которая приняла участие в нашем сегодняшнем тестировании, повторимся. На сегодняшний день нельзя дать более или менее объективную оценку данного параметра для серии видеокарт, так как качество 2D сильно зависит от конкретного экземпляра, а проверить все карты по понятным причинам невозможно. Качество 2D также зависит от монитора и соединительного кабеля, что, в свою очередь, привносит солидную долю субъективизма в методику оценки данного параметра.

Качество 2D, показываемое платой в разрешениях 1024x768x100 Гц, 1280х1024х85Гц и 1600х1200х60 Гц, можно охарактеризовать как отменное. Серьёзных отклонений в качестве картинки замечено не было ни у одного из протестированных экземпляров.

Разгон

Видеокарта разгонялась при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась при помощи бенчмарков Future Mark 3DMark2003 v330 и MadOnion 3DMark2001SE. В первом прокручивалась третья игровая сцена Trolls' Lair в “зацикленном” режиме для “быстрого” выявления разгонного потенциала плат. После нахождения критических частот три раза прокручивался тест 3DMark2001SE. Если на мониторе появлялись искажения (“выбитые” пиксели, полосы, линии и так далее), то частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если же компьютер зависал, то понижали частоту графического чипа. Если тесты проходили успешно, то разгон считался успешным. Дополнительное охлаждение не применялось.

Итак, видеокарту Palit GeForce 6600 GT AGP со стандартных для этого акселератора 500 МГц / 900 МГц удалось разогнать до следующих частот:

КартаЯдро / память Max
Palit GeForce 6600 GT AGP550 МГц / 1100 МГц

Результат на уровне, но не более того. Частота памяти получилась выше на 100 МГц, чем номинальная для 2.0 нс памяти частота работы.

Тестовый стенд:

• Материнская плата: MicroStar K7N2 Delta (nForce 2 Ultra 400);
• Процессор: AMD Athlon XP 3200+ Barton (200x11 = 2200 МГц);  
• Память: 2x512МБ DDR PC 3200 Kingston (двухканальный режим, тайминги 5 3 3 2);
• Винчестер: Maxtor Diamond 9 Plus 120 ГБ (8 МБ Cashe).

Операционная система, тестовые программы, драйвера и настройки

Система:

 Microsoft Windows XP SP1 ENG
 DirectX 9.0b
 Драйвер для видеокарт NVIDIA – ForceWare 71.82 WHQL;
 Драйвер для видеокарт ATI – Catalyst 5.1 WHQL.

Драйверы NVIDIA: оптимизации триллинейной фильтрации включены, анизотропной также включены по умолчанию.

Драйверы ATI – оптимизации триллинейной фильтрации включены по умолчанию.

Все излишества и "красивости" в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие.

Vsync принудительно отключался через драйвера как в OpenGL, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась.

Тестовые программы:

 FutureMark 3DMark2003 v340 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0 тест, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0);
 Massive Development AquaMark 3 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0 тест, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L);
 Digital Extreme / Epic Games Unreal Tournament 2004 (Direct3D, Hardware T&L, Dot3, cube texturing);
  Legend Ent. / Epic Games Unreal II: The Awakening v1403 (Direct3D, Hardware T&L, Dot3, cube texturing);
 Activision / Infinity Ward Call of Duty 1.4 (OpenGL, мультитекстурирование);
 Egosoft X2: The Threat (Direct3D, мультитекстурирование, Dot3, стенсильные тени);
 GodGames / Croteam Serious Sam: The Second Encounter 1.07 (OpenGL, мультитекстурирование);
 People Can Fly / DreamCatcher Interactive Painkiller v 1.31 (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1, проецируемые текстуры, динамическое попиксельное затенение, DOT3 bump mapping);
 Ion Storm / Eidos Interactive Thief 3: Deadly Shadows (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1);
 IO Int. / Eidos Entaractive Hitman: Contracts (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1);
 Crytek / UbiSoft FarCry 1.3 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, мультитекстурирование);
 Core Design / Eidos Entaractive Tomb Raider: Angel of Darkness v49 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, качество по умолчанию);
 Microsoft HALO: Combat Evolved 1.3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L);
 Activision / id Software Doom 3 (OpenGL, мультитекстурирование);

Результаты тестирования

Полусинтетические тесты

3DMark 2003 v340

Открывает наше тестирование старожил – тестовый пакет от Futuremark. Большинство тестеров уже неоднократно имели повод усомниться в результатах этого бенчмарка, а потому мы не будем в очередной раз вспоминать, кто же в этом споре был прав, а кто виноват. Просто приведём результаты тестирования в данном комплексном пакете для, так сказать, общего ознакомления.

3DMark 2003 v340

Судя по результатам теста, мы можем отчетливо видеть прогнозируемое лидерство видеокарты на базе чипа NVIDIA GeForce 6600 GT. Сказываются высокие тактовые частоты чипа NV43, дающие ему потрясающие преимущества в филлрейте над ATI Radeon 9800 Pro – до 30%.

AquaMark 3

Тест AquaMark 3 также смело можно считать старожилом большинства тестовых наборов.

AquaMark

Тест AquaMark уже гораздо более процессорозависим, нежели 3DMark 2003, однако его результаты всё равно дают нам ту же картину, что и в 3DMark 2003. Правда, преимущество NVIDIA GeForce 6600 GT в нашем случае составляет уже не 30%, а порядка 20%.

Игровые приложения: игры, не использующие шейдеры

Unreal Tournament 2004

Движок Unreal Tournament 2004 не имеет коренных отличий по сравнению с предыдущей версией игры – Unreal Tournament 2003, кроме присутствия в коде одного шейдера, который вряд ли влияет на ситуацию.

Unreal Tournament 2004

Лидерство NVIDIA GeForce 6600 GT в тесте Unreal Tournament 2004 неудивительно. Тест, не оперирующий сложными шейдерными операциями – просто подарок для карты, имеющей филлрейт больше на 1 Гигапиксель/с, чем у оппонента.

Unreal Tournament 2004

Режимы с AA и Aniso по-прежнему оставляют NVIDIA GeForce 6600 GT в лидерах. Нагрузка на GPU в игре Unreal Tournament 2004 не очень большая, и AA с Aniso не делают в данном случае какой-либо проблемы для чипа.

Unreal II: The Awakening

Пиксельных и вершинных программ эта игра, как и предыдущее приложение, не использует (исследования выявили только один пиксельный шейдер версии 1.4). В отличие же от предыдущей игры, движок Unreal II: The Awakening имеет более сложную геометрию.

Unreal II

А вот и первый сюрприз. В лидерах оказывается видеокарта на базе чипа ATI Radeon 9800 Pro. С чем это связано? NVIDIA не занималась в достаточной степени оптимизацией драйверов для этой игры? Вполне возможно, однако у нас существует другая догадка на этот счёт. Как известно, тест Unreal 2: The Awakening характерен очень сложной геометрией, по сравнению с Unreal Tournament 2004, на движке которого он, собственно, и базируется. Почему же в данном случае оказалась быстрее ATI Radeon 9800 Pro? Вспомним TTX сегодняшнего героя тестов – графический процессор NVIDIA GeForce 6600 GT. В наличии у данного чипа три вершинных процессора, в то время как ATI Radeon 9800 Pro имеет четыре процессора для обработки вершин. Поэтому похоже на то, что именно данный факт позволил чипу ATI вырвать победу.

Unreal 2

Режимы с AA и Aniso не привносят ничего нового в расклад сил.

X2: The Threat

X2: The Threat

Технология “Ultra Shadow”, реализованная в чипах NVIDIA, позволяет им выглядеть весьма достойно в данном тесте относительно плат ATI, которые выполняют стенсильные тени за большее число проходов.

И NVIDIA GeForce 6600 GT отвоёвывает обратно статус лидера. Особенно, если учесть то, что, будучи GPU на базе архитектуры NV40, NV43 имеет в своем активе уже технологию Ultra shadow за номером II.

Игровые приложения: OpenGL игры

Call of Duty

Первый тест, который открывает наше тестирование OpenGL-приложений, является переработанной версией движка Quake 3: Arena.

Call of Duty

А в данном тесте мы можем видеть отрыв графического процессора NVIDIA GeForce 6600 GT вплоть до 70% от своего конкурента. Наиболее ярко это начинает выражаться с ростом разрешения.

Call of Duty

Картина с AA и Aniso полностью повторяет расклад сил в режиме "чистой скорости" с той только разницей, что отрыв местами составляет 80%.

Serious Sam: The Second Encounter

Serious Sam: The Second Encounter

Вновь достаточно старая OpenGL-игра и вновь прекрасная для NVIDIA картина: чип NVIDIA GeForce 6600 GT лидирует с приличным отрывом.

Serious Sam: The Second Encounter

Картина в режимах с AA и Aniso не меняет общей расстановки сил.

Doom 3

Именно тот самый Doom 3, которого все с таким нетерпением ждали и которого наконец-то дождались. В качестве демо-записи использовалась собственная записанная демка. Пресет качества графики – Ultra High Quality.

Doom3

NVIDIA GeForce 6600 GT быстрее ATI Radeon 9800 Pro более чем в два раза. Сказываются как замечательные характеристики чипа NV43, так и наличие в данном чипе поддержки технологии Ultra Shadow II для быстрого просчета теней в специально оптимизированных приложениях.

Игровые приложения: игры, использующие шейдеры версии 1.1

Painkiller

Процедура тестирования в данной игре уже описывалась нами, поэтому не будем повторяться и перейдём сразу к тестам.

Painkiller

Несмотря на давно замеченную нами большую процессорозависимость данного теста, преимущество NVIDIA GeForce 6600 GT очевидно.

Painkiller

Картина с AA и Aniso ничего нового по сравнению с режимом чистой скорости не привносит.

Thief 3: Deadly Shadows

Thief 3: Deadly Shadows

Лидерство NVIDIA GeForce 6600 GT очевидно, даже несмотря на традиционное предрасположение данного теста к видеокартам на базе GPU производства ATI.

Игровые приложения: игры, использующие шейдеры версии 2.0

FarCry

FarCry

Ничего нового в раскладе сил – в лидерах NVIDIA GeForce 6600 GT.

Tomb Raider: Angel of Darkness

Tomb Raider: Angel of Darkness

Весьма тяжёлый тест Tomb Raider: Angel of Darkness также не оставляет ATI Radeon 9800 Pro никаких шансов.

Tomb Raider: Angel of Darkness

Картина с применением техник, улучшающих качество изображения, аналогична тому, что мы могли видеть в режиме "чистой скорости".

HALO: Combat Evolved

HALO: Combat Evolved

Отрыв в тесте Halo у конкурента уже более заметный – дают о себе знать дополнительные оптимизации в драйверах NVIDIA под данный игровой бенчмарк.

HALO: Combat Evolved

Картина с AA и Aniso аналогична тому, что мы могли видеть в режиме "чистой скорости".

Выводы

Вне всякого сомнения, чип NVIDIA GeForce 6600 GT – это однозначный успех компании NVIDIA на рынке современных Middle-End решений для шины AGP. Основанный на гибкой архитектуре чипа NV40, графический процессор NVIDIA GeForce 6600 GT обладает отличными характеристиками, помогающими ему быть абсолютным лидером во всех современных игровых приложениях в борьбе с ATI Radeon 9800 Pro.

Техническое превосходство нового чипа над старыми решениями неоспоримо, однако главными, как всегда, будут не мегапикселы, а цены. Но и здесь для NVIDIA все складывается очень благополучно. Когда ажиотаж вокруг карт с чипами NVIDIA GeForce 6600 GT для AGP немного спадёт, и цены станут близкими к рекомендуемым, сомневаться в выборе акселератора уровня Middle-End не придётся. Однако, следует отдавать себе отчёт в том, что к тому времени ATI уже успеет выложить свой козырь – семейство видеокарт X700 для шины AGP. И тогда "бой" между продукцией ATI и NVIDIA придётся повторить. На сегодняшний же день NVIDIA GeForce 6600 GT – это идеальное решение в классе Middle-End, не имеющее, по большому счету, конкурентов в своём ценовом сегменте.