Компьютеры
20 апреля 2006, 00:33

ATI X1600 и ATI X1300 – быстрые видеокарты по разумным ценам

В данном обзоре мы рассмотрим видеокарты на графических чипсетах ATI, которые, с одной стороны, обладают производительностью, достаточной для подавляющего большинства современных игр, а с другой – устанавливают новый эталон оптимального сочетания «производительность/цена»

Выход каждого нового графического процессора, сопровождающийся обновлением линейки видеокарт всех ведущих компаний, всегда является событием, которое не может остаться без внимания средств массовой информации. Все тестовые лаборатории ведущих журналов и сайтов в обязательном порядке публикуют результаты тестирования новинок, которые, как правило, устанавливают очередной рекорд производительности и становятся очередным эталоном для дальнейшего сравнения видеокарт. Как правило, основной акцент делается на топовые модели видеокарт с высокой производительностью. Однако парадокс заключается в том, что именно топовые модели видеокарт с заоблачными ценами меньше всего интересуют большинство пользователей. Аналогичная картина, кстати, наблюдается не только в сегменте видеокарт, но и в сегменте процессоров и других комплектующих. К примеру, несмотря на то, что компания Intel вовсю рекламирует свои высокопроизводительные двуъядерные процессоры серии Pentium D 9xx, наибольшим спросом на сегодняшний день пользуются одноядерные процессоры Intel Pentium 4 с тактовой частотой 3 – 3,2 ГГц.

Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке видеокарт. Несмотря на то, что компании NVIDIA и ATI представили высокопроизводительные графические процессоры NVIDIA GeForce 7800 и ATI Radeon X1900 соответственно, пользователей прежде всего интересуют оптимальные по соотношению производительность/цена решения. Ситуация усугубляется ещё и тем, что для построения сбалансированного решения производительная видеокарта требует и производительного процессора, что ещё в большей степени отражается на конечной стоимости продукта. Вообще, говоря о сбалансированном решении, стоит отметить что если речь идёт о домашнем компьютере, предназначенном для игр, то для каждого процессора существует оптимально соответствующая ему видеокарта (или наоборот – каждой видеокарте соответствует оптимальный процессор). В противном случае, то есть когда с высокопроизводительной видеокартой используется слабый процессор или, наоборот, с мощным процессором используется слабая видеокарта, мы получаем неправильно сбалансированную конфигурацию, в которой невозможно в полной мере реализовать потенциальные возможности либо процессора, либо видеокарты.

Впрочем, не будем зацикливаться только лишь на игровых конфигурация ПК. Ведь понятие домашнего компьютера куда более широкое, и далеко не во всех случаях пользователям действительно требуется высокопроизводительная видеокарта. Да и не так уж много существует игр, в которых реально востребованы все современные технологии топовых моделей видеокарт и их высокая производительность. Рассмотрим лишь один простой пример. Известно, что производительность видеокарт общепризнано измерять в fps (кадрах в секунду). Пусть, к примеру, одна видеокарта в тесте демонстрирует производительность 70 fps, а другая – 120 fps. Какую видеокарту следует предпочесть? Казалось бы, ответ вполне очевиден: вторую, поскольку её результат выше. Однако, на самом деле, предпочтение следует отдать той видеокарте, которая дешевле. Почему? Да просто потому, что с точки зрения пользователя нет никакой разницы между 70 и 120 fps. Вообще, считается, что если производительность видеокарты при данном разрешении монитора выше 40 fps, то для подавляющего большинства пользователей этого вполне достаточно, чтобы во время игры не ощущалось подтормаживаний.

Конечно, производители графический процессоров, неустанно соревнуясь друг с другом, тратят немало усилий, чтобы найти применение «лишним fps». Появляются всё новые технологии анизотропной фильтрации, антиалиасинга, новые версии пиксельных шейдеров и т.д. С одной стороны, все эти технологии призваны повысить реалистичность изображения и требуют высокопроизводительных видеокарт. С другой стороны, далеко не все игры поддерживают эти новейшие технологии, а разница между режимами максимального качества изображения и максимальной производительности может оказать трудноразличимой на глаз.

Из всего этого вытекает, что далеко не всегда пользователям действительно необходимы сверхмощные, самые топовые модели графических ускорителей.

В дальнейшем мы рассмотрим видеокарты на графических чипсетах ATI, которые, с одной стороны, обладают производительностью, достаточной для подавляющего большинства современных игр, а с другой стороны, устанавливают новый эталон оптимального сочетания «производительности/цены». Кроме того, эти видеокарты можно считать идеальным решением для создания домашних медиацентров, поскольку они в полном объёме поддерживают современные технологии обработки видеосигналов на аппаратном уровне. Речь идёт о графических картах на процессорах ATI Radeon X1300 и ATI Radeon X1600

Однако прежде чем переходить к описанию конкретных моделей видеокарт и их возможностей, рассмотрим вкратце семейство процессоров ATI Radeon X1000 и их функциональные возможности.

Семейство процессоров ATI Radeon X1000

Выпуск семейства процессоров ATI Radeon X1000 стал своеобразной поворотной точкой в истории развития видеокарт на основе графических процессоров ATI. Фактически речь идёт о смене поколений видеокарт, причём учитывая, что семейство графических процессоров ATI Radeon X1000 включает в себя решения, ориентированные как на бюджетные, так и на массовые и High-End сегменты рынка, нетрудно догадаться, что видеокарты на базе графических процессоров ATI Radeon X1000 постепенно заменят все остальные графические процессоры ATI.

Линейка графических процессоров ATI Radeon X1000 делится на три категории:

  • ATI Radeon X1300 – бюджетные решения;
  • ATI Radeon X1600 – массовые решение;
  • ATI Radeon X1800/1900 – высокопроизводительные игровые видеокарты.

Учитывая возможные вариации внутри каждой категории процессоров, а также возможность использования различного объёма видеопамяти, существует более десяти модификаций видеокарт на базе данного семейства графических процессоров.

Как мы уже отмечали, семейство процессоров ATI Radeon X1000 стало поворотной точкой в истории развития графических процессоров. Речь идёт о действительно новой архитектуре графических процессоров, которая кардинальным образом отличается от архитектуры процессоров предыдущих поколений. Достаточно сказать, что все графические процессоры ATI Radeon X1000 выпускаются по 90-нанометровому технологическому процессу, а старшая модель процессора ATI Radeon X1900 (кодовое название чипа R580) содержит целых 48 процессоров обработки пиксельных шейдеров и 380 миллионов транзисторов, что является на сегодняшний день абсолютным рекордом. Герои сегодняшнего обзора Radeon X1300 и X1600, конечно, не столь сложны и производительны, как их старший брат, но по возможностям обработки графики и видео они ничем не уступают флагману. Перечислим новейшие технологии, реализованные во всех графических процессорах семейства ATI Radeon X1000:

  • новый технологический процесс производства чипов 0,09 мкм;
  • новая архитектура пиксельных процессоров;
  • новая архитектура вершинных процессоров;
  • эффективная и быстрая поддержка пиксельных шейдеров версии 3.0;
  • новый процессор распределения данных Ultra-Threading Dispatch Processor;
  • новый 256/512-разрядный контроллер памяти;
  • поддержка полноэкранного сглаживания (антиалиасинга) с наивысшем качеством 6x;
  • поддержка расширенного динамического диапазона цвета (HDR) и антиалиасинга одновременно;
  • поддержка анизотропной фильтрации повышенного качества High Quality AF;
  • поддержка технологии AVIVO.

О каждом из нововведений, реализованных в новых графических процессорах ATI Radeon X1000, можно рассказывать довольно долго, и хотя тема эта крайне интересна, она неизбежно уведёт нас в сторону от основной темы обзора. Поэтому мы лишь вкратце поясним основные преимущества новых процессоров, ограничившись лишь сухим перечислением фактов и оставив обсуждение особенностей новой архитектуры для других статей.

Новый технологический процесс производства чипов позволяет существенно снизить энергопотребление и тепловыделение графических процессоров. Как следствие, графические карты на процессорах ATI Radeon X1300 и ATI Radeon X1600 не требуют дополнительного питания, а многие их них имеют пассивную, то есть абсолютно бесшумную систему охлаждения.

Поддержка режима HDR – режима расширенного динамического диапазона цвета – позволяет реалистично изображать сцены с огромной разницей в интенсивности освещения разных частей, от самых тёмных углов до слепящих источников света. Первой игрой, способной использовать режим HDR, была популярная игра FarCry (начиная с версии 1.3).

Говорить о новых технологиях сглаживания и анизотропной фильтрации, реализованных в новых графических процессах ATI, можно было бы довольно долго.

Ну и последнее, на чём хотелось бы остановиться, – это функция AVIVO. А вот об этой новой технологии стоит поговорить более детально. К игровым возможностям видеокарты технология прямого отношения AVIVO не имеет, однако при использовании ПК в качестве мультимедийного центра, при создании на базе ПК домашнего кинотеатра эта функциональная возможность видеокарты окажется как нельзя кстати.

Технология AVIVO

Собственно, технология AVIVO – это не одна, а целый спектр новых технологий, включающий в себя как технологии по захвату и сжатию видеоизображения, так и новый конвейер, выполняющий дальнейшую обработку видеосигнала. Сам видеоконвейер состоит из нескольких функциональных блоков, которые реализуют захват цифрового или аналогового видеосигнала, его кодирование, декодирование, постобработку и вывод на экран телевизора или дисплея.

schema

Структурная схема видеоконвейера AVIVO

Не все устройства имеют или используют полный видеоконвейер. Например, ПК, не имеющий ТВ-тюнера или карты видеозахвата, не будет иметь возможностей захвата аналогового видеоизображения.

Процесс обработки видеосигнала в конвейере начинается с его захвата. Под видеозахватом понимается процесс получения видеосигнала и его первичная обработка, которая включает в себя несколько стадий: автоматическое усиление, аналогово-цифровое преобразование, гребенчатая фильтрация и шумопонижение.
Автоматическое усиление уровня сигнала позволяет динамически регулировать уровень входного сигнала, чтобы получить правильный контраст цветов и максимальную яркость изображения.

Для оцифровки аналогового сигнала при его захвате используется 12-разрядный АЦП, что позволяет минимизировать шум квантования и увеличить детализацию сигнала для улучшенной внутренней обработки.

Гребенчатая фильтрация (3D Comb Filtering) – это разделение цветового и яркостного компонентов аналогового видеосигнала, которое необходимо в том случае, если эти компоненты транслируются вместе (например, в традиционном телевидении).

Автоматическое шумопонижение при захвате сигнала – это достаточно важный этап, от которого в немалой степени зависят все остальные этапы обработки сигнала. Шум проявляется в виде «снега» на изображении (отличия соседних точек по яркости или цвету). Аппаратное шумопонижение в технологии AVIVO позволяет снизить уровень шума для улучшения качества изображения и повышения эффективности его дальнейшего сжатия.

После захвата видеосигнала он подвергается кодированию (компрессии). Даже в том случае, когда захватывается цифровой сигнал, его нередко необходимо преобразовывать либо к другому формату, либо к другому разрешению или битрейту.

Все новые графические процессоры семейства ATI Radeon X1000 поддерживают программно-аппаратное кодирование видеосигнала при наличии соответствующего программного обеспечения. Отметим, что традиционные утилиты для перекодирования видео утилизируют центральные процессоры, а решение от ATI дополнительно задействует возможности графических процессоров серии ATI Radeon X1000.

Следующий блок видеоконвейера – это блок аппаратного декодирования видеосигнала. Дело в том, что воспроизведение видеосигнала, закодированного современными форматами сжатия, является довольно ресурсоёмкой задачей, особенно если речь идёт о видео высокого разрешения. Основная нагрузка при этом ложится на центральный процессор ПК, что накладывает определённые ограничения на производительность процессора. При аппаратной поддержке декодирования со стороны видеокарты утилизация центрального процессора снижается, в результате чего даже видео высокого разрешения можно воспроизводить без притормаживания.

Видеокарты с AVIVO поддерживают аппаратное декодирование таких форматов, как MPEG-2, MPEG-4, WMV9, H.264 и VC-1.

Напомним, что кодек H.264 является форматом сжатия для весьма перспективных стандартов Blu-Ray и HD-DVD. И если для декодирования MPEG2 и WMV9 уже есть аппаратная поддержка от видеочипов, то для H.264 её до сих пор не было. Естественно, что для реализации аппаратной поддержки декодирования видео требуются как специальные декодеры (ATI DVD Decoder, Cyberlink H.264 video decoder), так и проигрыватели.

Немаловажным этапом в обработке видеоданных является и процесс постобработки. Постобработка предназначена для улучшения качества выводимого на экран видео и включает в себя такие операции как деинтерлейсинг, масштабирование изображения, изменение количества кадров в секунду, цветовая коррекция, шумоподавление и уменьшение артефактов блочности.

Особенно важным этот этап является в том случае, когда исходный видеосигнал имеет чересстрочную развёртку, а устройство отображения поддерживает прогрессивную развёртку. К примеру, такая ситуация возникает при воспроизведении телевизионного сигнала на мониторе. В этом случае возникает необходимость в переводе чересстрочного видеоизображения в прогрессивное при помощи процесса, называемого деинтерлейсингом. Процесс этот не стандартизирован, и разные производители могут использовать для реализации деинтерлейсинга разные методы. Простые методы очень часто оставляют артефакты в виде неровных линий.

Современные графические процессоры используют так называемые адаптивные методы деинтерлейсинга, суть которых заключается в том, что на основе информации о движении в кадре выборочно отбрасывают пиксели.

Технологией AVIVO предусматривается так называемый векторно-адаптивный деинтерлейсинг. В данном случае, если движение обрабатываемого фрагмента в кадре невелико, то для построения прогрессивного кадра используются данные одного поля. Для фрагментов с быстрым движением используются данные, интерполированные по нескольким векторам, что даёт полученному прогрессивному кадру максимум возможных деталей.

Последний функциональный блок видеоконвейера AVIVO – это блок вывода изображения на экран. Данный блок включает в себя два независимых друг от друга симметричных конвейера для поддержки двух дисплеев. За счёт 10-разрядного представления каждого цвета они обрабатывают в 64 раза больше цветов, чем традиционные 8-битные конвейеры, а также поддерживают следующие расширенные функции:

  • гамма-коррекция высокой точности;
  • независимая цветокоррекция каждого пикселя;
  • гибкое масштабирование, при котором разрешение источника масштабируется для соответствия разрешению монитора;
  • дизеринг.

Операция дизеринга необходима в том случае, когда разрядность данных на выходе конвейера нужно уменьшить с 10-битной точности до 8 бит на цвет (например, для современного настольного ЖК-дисплея) или до 6 бит на цвет (например, ЖК-дисплей ноутбука).

Итак, как видим, технология AVIVO, реализованная в графических процессорах семейства ATI Radeon X1000, позволяет существенно расширить функциональные возможности видеокарт. Фактически речь идёт о том, что игровая видеокарта становится ещё и мощным инструментом по обработке видео и статичной графики, что особенно востребовано в медиацентрах, постепенно приходящих на смену традиционной бытовой технике.

От теории к практике

После небольшого экскурса в особенности новых графических процессоров семейства ATI Radeon X1000 перейдём к знакомству с реальными видеокартами на этих процессорах. Выбор конкретных моделей видеокарт в данном случае не столь важен. В конечном итоге функциональные возможности и производительность любой видеокарты на 90% определяется именно установленным в ней графическим процессором. Ну а конкретная компания-производитель – это уже вторично.

Мы пытались выбирать видеокарты для нашего обзора, исходя их того, чтобы они обладали, во-первых, пассивной системой охлаждения, и, во-вторых, всеми функциональными возможностями по захвату и обработке видеосигнала, что позволит использовать их в медиацентрах.

Видеокарта Sapphire Radeon X1300

Итак, после краткого обзора возможностей семейства процессоров ATI Radeon X1000 самое время более подробно познакомиться с новинками. Несмотря на то, что компания ATI недавно анонсировала новый топовый графический процессор ATI Radeon X1900 (кодовое название R580), все производители видеокарт продолжают пополнять свои модельные ряды видеокартами на графических процессорах младших моделей, поскольку, как уже отмечалось, именно эти модели видеокарт оказываются наиболее востребованными на рынке в силу их оптимальности по соотношению производительность/цена.

Первая новинка, с которой мы начнём, – это видеокарта Sapphire Radeon X1300. Эта видеокарта ориентирована на установку в домашних компьютерах, не требующих высокой производительности в 3D-графике. Розничная стоимость видеокарты составляет около $100.

Чип, установленный на этой карте, носит кодовое название R515. Видеокарта имеет два разъёма подключения: DVI/I и обычный D-Sub. Объём видеопамяти DDR или DDR2 для этой карты может составлять от 128 до 512 Мбайт с 128-битным или 64-битным интерфейсом. В нашем тестировании принимала участие видеокарта X1300 с объёмом 128 Мбайт с 128-битным интерфейсом. Тактовая частота графического процессора составляет 450 МГц, а видеопамяти – 500 МГц. Максимальное разрешение, выдаваемое на монитор, составляет 2048x1536 точек.

Графический процессор имеет четыре пиксельных конвейера и три вершинных процессора.

Отличительной особенностью этой видеокарты является пассивная система охлаждения, которая представляет из себя массивный штыревой радиатор, соприкасающийся с графическим процессором. Отметим, что такая пассивная система охлаждения создает неплохие предпосылки для использования видеокарты в мультимедийных компьютерах.

Видеокарта Asus EAX1300PRO Silent

X1300PRO#1

Следующая новинка нашего обзора – видеокарта ASUS EAX1300PRO Silent. Почему из всего многообразия моделей видеокарт разных производителей мы выбрали именно эту? Да просто потому, что она обладает уникальной особенностью, которой нет у других плат на аналогичном графическом процессоре. Речь идёт о фирменной системе охлаждения ReverseCool Technology, обеспечивающей абсолютно бесшумную работу графической карты. Сам графический процессор располагается на тыльной стороне платы (технология GPU-on-the-back), и при размещении в корпусе ПК графический процессор обдувается вентилятором центрального процессора.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

X1300PRO#2

Для повышения эффективности теплоотвода используется массивный радиатор, состоящий из двух частей. Одна часть радиатора закреплена непосредственно над графическим процессором и чипами памяти. Однако стоит отметить, что радиатор вплотную прилегает лишь к самому графическому чипу.

Вторая часть радиатора соединяется с первой посредством тепловой трубки и может быть повёрнута к основному радиатору под углом 90 градусов. Таким образом, второй радиатор можно установить в положение, перпендикулярное к видеокарте, и он будет находиться своим краем над кулером центрального процессора, что обеспечит ещё более мощное охлаждение.

Уникальная особенность видеокарты ASUS EAX1300PRO Silent позволяет использовать её для создания малошумных ПК для дома, которые становятся все более востребованными на рынке.

Теперь рассмотрим технические характеристики видеокарты ASUS EAX1300PRO Silent.

Видеокарта EAX1300PRO Silent построена на базе графического процессора ATI Radeon X1300PRO (кодовое название RV515) и поддерживает технологию Crossfire. Как и все новейшие видеокарты, она имеет интерфейс PCI-Express 16x и не требует дополнительного питания. ASUS EAX1300PRO имеет один VGA и один DVI-I выход, что в совокупности позволяет подключать к ней два монитора. Кроме того, видеокарта оснащена TV-OUT выходом.

Тактовая частота графического процессора RV515 составляет 601 МГц, а тактовая частота видеопамяти – 401 МГц (800 МГц DDR). Плата оснащена 256 Мбайт видеопамяти GDDR2 с шиной передачи данных разрядностью 128 бит. Графический процессор имеет четыре пиксельных конвейера и шесть вершинных блоков.

В заключение отметим, что розничная стоимость этой видеокарты составляет около $120.

ASUS EAX1600XT Silent

X1600XT#1

Ещё одна видеокарта компании ASUS, которая также имеет свою изюминку, – это модель ASUS EAX1600XT Silent. Как и предыдущая модель, данная видеокарта обладает пассивной системой охлаждения, что делает работу карты абсолютно бесшумной.

X1600X#2

Непосредственно с графическим чипом соприкасаются тепловые трубки, которые соединяются с массивным радиатором с большой площадью рассеивания, выведенным на обратную сторону видеокарты. При этом микросхемы памяти не имеют должного охлаждения, так как у видеокарт, построенных на данном чипе, основная нагрузка идёт на графический чип, который греется намного сильнее микросхем памяти.

Видеокарта ASUS EAX1600XT Silent с интерфейсом PCI-Express 16x построена на основе графического процессора ATI Radeon X1600XT (RV530), имеющего 12 пиксельных конвейеров и работающего с тактовой частотой 590 МГц. Модель оснащена 256 Мбайт графической памяти GDDR3, заключённой в четырёх микросхемах памяти Infineon HYB18H512321AF-14. Обмен данными между графическим чипом и памятью осуществляется по 128-битной шине. Частота работы памяти при этом составляет 690 МГц (эффективная частота – 1380 МГц DDR).

На плате расположена микросхема ATI Rage Theater, отвечающая за функции TV-входа и выхода. Максимальное разрешение, поддерживаемое видеокартой, составляет 2048x1536 точек при частоте обновления 75 Гц. ASUS X1600XT Silent имеет три выхода: аналоговый (VGA), цифровой (DVI-I) и S-Video.
Естественно, что, как и во всех видеокартах компании ASUS, в модели ASUS EAX1600XT Silent реализованы такие фирменные технологии, как ASUS Splendid, ASUS GameLive Show, ASUS GameReplay, ASUS GameFace Messenger, ASUS Video Security Online и ASUS OnScreenDisplay (OSD).
ASUS Splendid – это технология, позволяющая улучшить качество воспроизведения видео. Технология улучшения изображения Splendid приходит в действие при запуске видеоприложений и автоматически оптимизирует качество изображения.

Технология ASUS GameLive Show позволяет транслировать игру в реальном времени в Интернет

Технология ASUS GameReplay позволяет записывать игру в файл формата MPEG4, чтобы дать возможность просмотреть её впоследствии. Кроме того, сохранённые файлы можно использовать как постеры или скринсейверы.

Технология ASUS GameFace Messenger позволяет организовать аудио- и видеосвязь в реальном времени во время компьютерных игр.

ASUS VideoSecurity Online – это недорогое и универсальное решение для построения собственной системы видеонаблюдения.

Технология ASUS OnScreenDisplay (OSD) позволяет изменять различные настройки экрана, не покидая игру.

В заключение отметим, что розничная стоимость этой видеокарты составляет около $210.

Методика тестирования

Для того, чтобы на деле убедиться в высокой производительности видеокарт ASUS EAX1300PRO Silent и ASUS EAX1600XT Silent, мы провели тестирование с использованием набора из пяти популярных игровых бенчмарков:

  • 3DMark 2005 v. 1.2.0;
  • Half-Life 2, сцена: d1_town_01.dem;
  • FarCry 1.3 (Patch 1.3.2);
  • DOOM III v 1.3(Patch 1.3), сцена: demo1;
  • Quake IV v 1.0 сцена: demo1;

При тестировании использовалась операционная система Windows XP Professional SP2 и устанавливались частота строчной развертки монитора 75 Гц и глубина цвета 32 бит. Для запуска игровых тестов применялась утилита BenchemAll 2.65beta. Тест 3DMark 2005 в режиме High Quality запускался отдельно, т.к. в утилите BenchemAll 2.65beta нельзя правильно выставить настройки Anti-Aliasing и Max Antisotropy для данного теста. Все игровые тесты запускались по три раза при различных разрешениях экрана: 640х480, 800х600, 1024х768, 1280х1024, 1600х1200 точек. Помимо этого, тестирование каждой видеокарты проводилось в режимах High Quality и High Performance (настройки на данные режимы тестирования производятся как в играх, так и непосредственно в драйвере видеокарты). Режим High Quality предусматривал установку в играх максимального качества отображения, а режим High Performance – максимальной производительности за счёт отказа от таких технологий, как анизотропная фильтрация текстур, экранное сглаживание, низкая детализация изображения и т.д.

Стенд для тестирования имел следующую конфигурацию:

  • процессор – AMD Athlon 64 FX-55 (2,6 ГГц);
  • материнская плата – Gigabyte GA-K8NXP-9;
  • чипсет – NVIDIA nForce4 Ultra;
  • память – DDR400 (2x512 Мбайт);
  • жёсткий диск – Seagate Barracuda 7200.7 (300 Гбайт) (файловая система NTFS);
  • дополнительное ПО и драйверы: видеодрайвер ATI Catalyst v5.11.

По характеру зависимости скорости обработки кадров (fps) от разрешения экрана в игровых тестах можно было определить, ограничивается ли результат теста производительностью видеокарты или же производительностью подсистемы «процессор-чипсет-память». При увеличении разрешения экрана возрастает нагрузка на саму видеокарту, то есть результат определяется производительностью видеокарты.

Результаты тестирования

Итак, мы приступаем к самому интересному – результатам тестирования. Напомним, что видеокарты Sapphire Radeon X1300 и ASUS EAX1300PRO Silent позиционируются как бюджетные решения, и их стоимость составляет порядка $90 и $110, а видеокарта ASUS EAX1600XT Silent позиционируется как массовое решение и стоит порядка $210, то есть почти в два раза больше.

На рис. 1 приведены результаты тестирования в игре FarCry 1.3. Как видим, в режиме максимальной производительности (Performance) видеокарта ASUS EAX1600XT Silent справляется со всеми разрешениями, и её производительности в данном случае даже слишком много. Видеокарты Sapphire Radeon X1300 и ASUS EAX1300PRO Silent в режиме максимальной производительности обеспечивают комфортные условия игры (с fps выше 40) вплоть до разрешения 1280х1024 точек.

В режиме максимального качества (Quality) различие между видеокартами становится не столь ощутимым. Вплоть до разрешения 1024 х 768 точек (стандартное разрешение 15-дюймового монитора) все видеокарты обеспечивают комфортные условия игры. Отметим также и тот факт, что разницы между видеокартами Sapphire Radeon X1300 и ASUS EAX1300PRO Silent нет практически никакой, как в режиме настройки на максимальную производительность, так и в режиме настройки на максимальное качество.

farcry s

Рис. 1. Результаты тестирования в игре FarCry 1.3

На рис. 2 приведены результаты тестирования в игре Half-Life 2. Если комфортными условиями игры считать производительность не ниже 40 fps, то и видеокарта Sapphire Radeon X1300, и ASUS EAX1300PRO Silent, и ASUS EAX1600XT Silent обеспечивают комфортные условия игры вплоть до разрешения 1280 х 1024 точек при настройке на максимальную производительность. Пожалуй, в данном случае комментарии излишне.

hl2 s

Рис. 2. Результаты тестирования в игре Half-Life 2

В игре DOOM III (рис. 3) видеокарта ASUS EAX1600XT Silent в режиме максимальной производительности обеспечивает комфортные условия игры при любом разрешении монитора. В режиме настройки на максимальное качество отображения та же карта позволяет обеспечить производительность не ниже 40 fps вплоть до разрешения экрана 1024 х 768 точек.

В отношении видеокарт Sapphire Radeon X1300 и ASUS EAX1300PRO Silent можно сделать вывод, что настройками качества отображения удаётся добиться комфортных условий игры вплоть до разрешения экрана 1280 х 1024 точек.

doom3 s

Рис. 3. Результаты тестирования в игре Doom III

В игре Quake 4 (рис. 4) в режиме максимальной производительности ASUS EAX1600XT Silent обеспечивает комфортные условия игры при любом разрешении монитора, а в режиме настройки на максимальное качество отображения она позволяет обеспечить комфортные условия вплоть до разрешения экрана 1024 х 768 точек. Используя видеокарту ASUS EAX1300PRO Silent или Sapphire Radeon X1300, в Quake 4 в комфортных условиях можно играть только в режиме настройки на максимальную производительность и только при разрешении меньшем или равном 1024 х 768 точек.

q4 s

Рис. 4. Результаты тестирования в игре Quake 4

Результаты синтетического теста 3Dmark05 (рис. 5) не столь информативны, как результаты тестирования в реальных играх. Однако, отдавая дань уважения этому тесту и учитывая его широкое распространение, мы посчитали некорректным не использовать данный бенчмарк в нашем тестировании.

3dmark s

Рис. 5. Результаты тестирования в игре 3DMark 2005

Выводы

Как показало наше тестирование, несмотря на позиционирование видеокарты ASUS EAX1300PRO Silent как бюджетного решения, а видеокарты ASUS EAX1600XT Silent как массового решения, обе карты обладают производительностью, вполне достаточной для обеспечения комфортных условий игры в подавляющем большинстве современных 3D-игр, включая даже наиболее ресурсоёмкие и динамичные игры. Поэтому если вы используете монитор с размером диагонали не более 17 дюймов и если вы не заядлый геймер, для которого каждый fps на счету, то видеокарты ASUS EAX1300PRO Silent и ASUS EAX1600XT Silent для вас. Кроме того, необходимо учесть, что в нашем тестировании использовался достаточно мощный и дорогой игровой процессор AMD Athlon 64 FX-55. Его производительности оказалось более чем достаточно для данных видеокарт. В реальной же ситуации мы рекомендуем использовать данные видеокарты с процессорами Intel Pentium 4 c тактовой частотой до 3,6 ГГц или AMD Athlon 64 3700+ и ниже.