Компьютеры
19 сентября 2014, 05:30

GTX — больше не «ПЕЧ». Обзор видеокарт NVIDIA GeForce GTX 980 и GeForce GTX 970

С момента анонса видеокарт NVIDIA, построенных на архитектуре Kepler, прошло уже почти 2,5 года. И только сейчас «зеленые» выкатывают топовые решения на основе Maxwell. Событие? Еще какое! Знакомимся с новинками GeForce GTX 980 и GeForce GTX 970, а также рассуждаем о перспективах девятой серии 3D-ускорителей от калифорнийской компании.

«Геймеры готовы к Maxwell» — именно с таким лозунгом начала свою презентацию NVIDIA. И неудивительно. Видеокарты на основе архитектуры Kepler просуществовали без малого 2,5 года. И просуществуют еще, ибо решения на основе графического чипа GK110 будут и дальше продаваться. В этом году так точно. Зимой этого года NVIDIA уже представила первые две разработки на основе чипов, построенных на новой Maxwell — видеокарты GeForce GTX 750 и GeForce GTX 750 Ti. Однако, как вы уже догадались, эти устройства относятся к семисотой линейке. Во-вторых, они являются яркими представителями сегмента Low-End. Человечество же ждало топа и дождалось: встречаем GeForce GTX 980 и GeForce GTX 970!

Геймеры готовы к Maxwell!

Признаюсь честно, я ждал появления флагманских видеокарт NVIDIA с большим нетерпением. Во-первых, потому что после выпуска сверхэффективной 60-ваттной GeForce GTX 750 Ti было очень интересно узнать, на что способен более крупный Maxwell. Во-вторых, было интересно посмотреть на стратегию NVIDIA: выкатит ли она сразу флагманскую модель или же поэкспериментирует с очередным решением попроще. Истина, как это часто бывает, оказалась где-то посередине.

Забавно, что NVIDIA оставила без внимания линейку GeForce GTX 800 и сразу же представила GeForce GTX 980

Кстати, фотография выше — это отличные обои для рабочего стола.

Maxwell vs Kepler

Прошло больше двух лет, но GeForce GTX 680 до сих пор считается одной из самых популярных видеокарт. Если быть более точным, то популярной считается ее переименованная версия — GeForce GTX 770, но не суть. Так как очень схожую индексацию получили и чипы, и сами устройства (хотя маркетинговый «разрыв» сразу в целых три поколения выглядит очень вызывающе), то логично сравнить именно их. Ниже приведена эволюция модульной архитектуры во всей красе.

 Maxwell (GeForce GTX 980)Kepler (GeForce GTX 680)
ЧипGM204GK104
Число транзисторов5,2 млрд3,5 млрд
Техпроцесс28 нм28 нм
Число потоковых мультипроцессором SM168
CUDA-ядер20481536
Частота GPU1126/1216 МГц1006/1058 МГц
Производительность5 ТФЛОПС3,3 ТФЛОПС
Эффективная частота памяти7000 МГц6000 МГц
Пропускная способность памяти224 Гбайт/с192 Гбайт/с
ROP6432
Максимальное энергопотребление165 Вт195 Вт

Занимательная картина: процессор GM204 состоит из 5,2 млрд транзисторов, что на 1,7 млрд больше, чем у GK107, работает на 120 МГц быстрее, но при этом GeForce GTX 980 потребляет на 30 Вт меньше энергии. Этому поспособствовала и сама интеграция архитектуры Maxwell, и отладка 28-нанометровых «рельс». Как видите, из этих технологических нормативов выжаты далеко не все соки. Порох в пороховницах имеется, причем не сырой.

Подробно описывать особенности архитектуры Maxwell я не буду. В свое время мы сделали это, анализируя видеокарту GeForce GTX 750 Ti: «Часть №1: первые решения на архитектуре Maxwell»; «Часть №2: новые подробности архитектуры Maxwell».  Не вижу смысла повторяться.

Сравнение NVIDIA GeForce GTX 680, NVIDIA GeForce GTX 780 и NVIDIA GeForce GTX 980 друг с другом

Итак, основой GeForce GTX 980 служит графический процессор GM204. Это более сложный чип, хотя бы потому, что он имеет большую полезную площадь и, как следствие, большее число транзисторов. Напомню, что GM107 состоит из 1,87 миллиарда кремниевых затворов. А здесь их уже 5,2 миллиарда, то есть в 2,8 раз больше.

NVIDIA GeForce GTX 980

К тому же сам «камень» был несколько видоизменен. Если в GM107 используется один кластер графики, содержащий пять потоковых мультипроцессоров SMM, то в GM204 задействовано восемь кластеров графики, в каждом из которых содержится по четыре SMM.

Графический процессор GM204 собственной персоной

Итого получается, что GM204 имеет шестнадцать потоковых мультипроцессоров. В каждом SMM находится по 128 CUDA-ядер. Следовательно, общее количество вычислительных ALU равно 2048. Плюс к SMM привязаны текстурные блоки и ROP. Так, GM204 насчитывает 128 TMU и 64 ROP соответственно. Как всегда, графический процессор оснащен объемным кэшем второго уровня, равным 2 Мбайт. А четыре 64-битных встроенных контроллера памяти организуют 256-битную шину.

Кластер GPC состоит из шестнадцати SMM

Если в Kepler каждый SM-блок считался самодостаточной единицей, то в Maxwell он дополнительно разделен на четыре части. Каждый модуль имеет 32 CUDA-ядра, блок обработки, буфер команд и планировщик. На две таких части приходится четыре текстурных блока, а также кэш первого уровня (что-то похожее мы могли наблюдать в G80). Подобное разделение упрощает логику процессора, экономит площадь кристалла и, конечно же, уменьшает потребляемую электроэнергию.

А это сам SMM

В итоге один SMM в сравнении с Kepler SM работает на 40% эффективнее, но при этом затрачивает меньше энергии.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

Информация о GM204

Графический процессор GM204 имеет 64 ROP. Это вдвое больше, чем у GK104. Каждый блок ROP может обрабатывать один цвет. Для уменьшения требований к видеопамяти был задействован метод компрессии без потерь. Архитектура Maxwell поддерживает уже третье поколение дельта-сжатия (первое было реализовано в Fermi). Далеко не маленькую роль играет большой кэш GPU. В проведенных тестах GeForce GTX 980 использует приблизительно на 25% меньше байтов на кадр, чем GeForce GTX 680. В итоге пропускная способность на уровне 7 Гбит эквивалентна параметру 9,3 Гбит.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

Компрессия памяти

Разница в производительности между GeForce GTX 980 и GeForce GTX 680 видна невооруженным взглядом. Быстродействие GM204 (особенно в сверхтяжелых режимах) может достигать двух-, а то и трехкратного превосходства.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 4

Разница в производительности между NVIDIA GeForce GTX 680 и NVIDIA GeForce GTX 980

Технические характеристики

В следующей табличке я разместил более современные видеокарты, а также основных конкурентов GeForce GTX 970 и GeForce GTX 980 — AMD Radeon R9 290 и AMD Radeon R9 290X.

 NVIDIA GeForce GTX 970NVIDIA GeForce GTX 980NVIDIA GeForce GTX 750 TiNVIDIA GeForce GTX 770NVIDIA GeForce GTX 780NVIDIA GeForce GTX 780 TiAMD Radeon R9 290AMD Radeon R9 290X
Название процессораGM204GM204GM107GK104GK110GK110HawaiiHawaii
Техпроцесс28 нм28 нм28 нм28 нм28 нм28 нм28 нм28 нм
АрхитектураMaxwellMaxwellMaxwellKeplerKeplerKeplerGCNGCN
Число потоковых процессоров1664204864015362304288025602816
Число текстурных блоков10412840128192240160176
Число блоков растеризации6464163248486464
Частота ядра1050 (1178) МГц1126 (1216) МГц1020 (1085) МГц1046 (1085) МГц863 (900) МГц875 (928) МГц947 МГц1000 МГц
ПамятьGDDR5, 4 ГбайтGDDR5, 4 ГбайтGDDR5, 2 ГбайтGDDR5, 2 ГбайтGDDR5, 3 ГбайтGDDR5, 3 ГбайтGDDR5, 4 ГбайтGDDR5, 4 Гбайт
Шина256 бит256 бит128 бит256 бит384 бит384 бит512 бит512 бит
Частота памяти1750 (7000) МГц1750 (7000) МГц1350 (5400) МГц1753 (7012) МГц1502 (6008) МГц1750 (7000) МГц1250 (5000) МГц1250 (5000) МГц
Максимальное энергопотребление145 Вт165 Вт60 Вт230 Вт250 Вт250 Вт290 Вт290 Вт
Видеовыходы1x DVI, 1x HDMI, 3x DisplayPort1x DVI, 1x HDMI, 3x DisplayPort2x DVI 1x mini-HDMI2x DVI, 1x HDMI, 1x DisplayPort2x DVI, 1x HDMI, 1x DisplayPort2x DVI, 1x HDMI, 1x DisplayPort2x DVI, 1x HDMI, 1x DisplayPort2x DVI, 1x HDMI, 1x DisplayPort
Поддерживаемые APIDirectX 12 OpenGL 4.3DirectX 12 OpenGL 4.3DirectX 12 OpenGL 4.3DirectX 12 OpenGL 4.3DirectX 12 OpenGL 4.3DirectX 12 OpenGL 4.3DirectX 12 OpenGL 4.3DirectX 12 OpenGL 4.3
Цена14 990 руб.23 990 руб.5500 руб.12 000 руб.18 000 руб.25 000 руб.16 000 руб.21 000 руб.
Price.ru

NVIDIA GeForce GTX 750 Ti приведена здесь исключительно для сравнения. Она создана на базе графического процессора GM107, который, как известно, имеет всего один кластер графики, но пять SMM.

Если сравнить GeForce GTX 980 с более производительными собратьями, а именно с GeForce GTX 780 и GeForce GTX 780 Ti, то на первый взгляд может показаться, что новинка на Maxwell-архитектуре будет медленнее Kepler. Однако это не совсем так. Познакомившись с GeForce GTX 750 Ti, мы узнали, что Maxwell обладает в 2,3 раза большей шейдерной производительностью. А еще GM204 работает на гораздо более высокой частоте (на 216 МГц быстрее). А еще ROP в два и полтора раза больше соответственно. А еще у видеокарты 4 Гбайт видеопамяти. Поэтому логично предположить, что GeForce GTX 980 должна быть существенно быстрее GeForce GTX 780 и очень близка по быстродействию к GeForce GTX 780 Ti.

Наконец, GM204 аппаратно поддерживает H.265 (HEVC), а это значит, что Maxwell-адаптеры будут отлично взаимодействовать с видеоконтентом 4К-разрешения. То есть на основе GeForce GTX 970/980 будет целесообразно приобрести, например, SteamMachine.

Сама NVIDIA называет графический процессор GM204 самым быстрым в мире. Впрочем, всё это мы обязательно проверим.

Скриншот GPU-Z видеокарты NVIDIA GeForce GTX 980

GeForce GTX 970

Вторая представленная видеокарта — это GeForce GTX 970. Она призвана конкурировать с Radeon R9 290. Урезанный GM-процессор (13 SMM) получил 1664 CUDA-ядра, 104 текстурных блока и 64 ROP. Так же, как и GeForce GTX 980, 3D-ускоритель обзавелся 4 Гбайт видеопамяти, функционирующей на эффективной частоте 7000 МГц. Логично, что потребляет GeForce GTX 970 несколько меньше — всего 145 Вт.

Сравнение NVIDIA GeForce GTX 970 с NVIDIA GeForce GTX 980

Внешне GeForce GTX 970 в референсном исполнении выглядит, как и остальные графические адаптеры NVIDIA.

И еще немного обоев для рабочего стола

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 3

NVIDIA GeForce GTX 970 (галерея)

Новые возможности Maxwell

Помимо представленных видеокарт, NVIDIA анонсировала ряд технологий и функций, направленных на улучшение графики, а также оптимизацию производительности.

Компьютерных игр масса. Какие-то обладают отличным качеством графики, но при этом являются достаточно ресурсоемкими. Какие-то, наоборот, весьма щадяще относятся к железу геймера. Однако и уровень графики у них ниже. В NVIDIA вознамерились решить эти две проблемы, выпустив сразу две технологии: Dynamic Super Resolution и режим сглаживания Multi-Frame sampled (MFAA).

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

Улучшаем качество, повышаем производительность вместе с NVIDIA Maxwell

Мониторы и телевизоры, поддерживающие 4К-разрешение, — это очень модный тренд. Однако, во-первых, не всем нужно такое устройство. Во-вторых, не у всех есть возможность приобрести себе 4К-монитор. В-третьих, уровень производительности одночиповых видеокарт таков, что они не справляются с современными играми при максимальных настройках графики. Dynamic Super Resolution — это промежуточное решение, позволяющее улучшить качество картинки. Если говорить грубо, то DSR позволяет поместить 4К-изображение в Full HD. То есть технология чем-то похожа на даунсемплинг. Задействуется фильтр Гаусса с размером ядра фильтра 13. Берется геометрическая фигура, разбивается на пиксели, а затем закрашивается нужным образом. Только вот рендер происходит в 4К-разрешении, что значительно увеличивает четкость изображения. Для того чтобы картинка получилась не слишком резкой, используется фильтр Гаусса.

Принцип работы Dynamic Super Resolution

О качестве такого метода вы можете судить по скриншотам, расположенным ниже.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

Принцип работы Dynamic Super Resolution

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

Принцип работы Dynamic Super Resolution

Функция будет автоматически доступна в утилите GeForce Experience. На мой взгляд, DSR будет полезна для относительно стареньких игр, которые будут запускаться при разрешении Full HD. А вот с новыми могут возникнуть проблемы из-за пост-обработки. В любом случае, если программа поддерживает DSR, то об этом сообщит GeForce Experience. К тому же технология может быть настроена в драйвере, начиная с версии 343.

Отмечу, что DSR поддерживается всеми современными видеокартами GeForce.

Автоматическая поддержка в GeForce Experience

Концепт работы сглаживания MFAA прост: сопоставимое качество антиалиазинга с MSAA, но при этом более быстрая работа. Уже из названия понятно, что данный вид сглаживания — многократный. То есть видеокарта обрабатывает не 16 образцов в клетке 2х2 (четырехкратная выборка), а вдвое меньше, потому что остальная половина чередуется во времени и пространстве, сохраняясь в буфере.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 3

Принцип работы режима сглаживания MFAA

Компанией заявлен 30-процентный рост быстродействия. Однако режим MFAA все еще находится в стадии разработки, и более подробная информация о нем, а также возможность самостоятельно протестировать новую технологию, появится позже. Пока же известно, что MFAA будут поддерживать только GPU семейства GM2xx.

MFAA на 30% быстрее MSAA

Обработка света — одна из самых тяжелых задач для компьютерной графики. С выходом видеокарт GeForce GTX 980 и GeForce GTX 970 калифорнийская компания вводит технологию Voxel Global Illumination (VXGI), разработанную Кириллом Крассиным еще в 2011 году. Суть технологии заключается в использовании 3D-структуры вокселей для захвата помещения и освещения каждой точки сцены. Как известно, вокселы являются аналогами пикселов для трехмерного пространства. GPU рассчитывает количество прямого света, отражаемого вокселями. В режиме реального времени расчитывается информация об отраженном свете. Учитываются все аспекты геометрии (тип, отражаемость, цвет и так далее). Затем происходит заливка и вывод готового результата.

В принципе, технология могла быть полномасштабно реализована еще 2,5 года назад, одновременно с анонсом GeForce GTX 680. Однако все это время VXGI дорабатывалась. И уже сейчас NVIDIA обещает более высокую производительность. Причем на программном уровне будут поддерживаться все современные видеокарты NVIDIA. А в решениях Maxwell VXGI будет работать на аппаратном уровне.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

Принцип работы VXGI

NVIDIA отмечает рост популярности технологий виртуальной реальности. Решения на основе Maxwell будут заметно быстрее работать с очками Oculus Rift. За счет применения перечисленных выше технологий будет гораздо ниже латентность.

Составляющие VR Direct

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 3

Принцип работы VR Direct

А самое главное — это поддержка компьютерных игр. Вот так будет выглядеть EVE VALKYRIE.

EVE VALKYRIE поддерживает Oculus Rift

Кстати, об играх. Как всегда, в кооперации с NVIDIA сотрудничают крупнейшие разработчики. Так, компания Ubisoft продемонстрировала технологичные скриншоты из Assassins Creed Unity и Far Cry 4. Задействованы такие функции, как HBAO+, TXAA, PCSS, тесселяция и другие. О качестве картинки можете судить по скриншотам ниже.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 4

Применяемые графические эффекты в Assassins Creed Unity

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 4

Применяемые графические эффекты в Far Cry 4

Скоро поклонников PC-игр ждет много новинок. Одна технологичнее другой! Часть из них обязательно добавим в обновленную методику тестирования.

Ближайшие анонсы компьютерных игр, а также эффекты, которые будут поддерживаться

Референcный образец GeForce GTX 980

От теории переходим к практике. Конструктивные особенности референсной модели — самое скучное, на мой взгляд, что есть у GeForce GTX 980. Здесь применяется хорошо знакомый классический кулер турбинного типа. С другой стороны, данная система охлаждения ранее отлично зарекомендовала себя. Поэтому смысла придумывать «зеленым» велосипед нет. Предлагаю подивиться, какая получилась «красавица». По традиции в основе корпуса лежат такие материалы, как алюминий, магниевый сплав и органическое стекло.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 4

NVIDIA GeForce GTX 980

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 4

NVIDIA GeForce GTX 980

Отличить референс GeForce GTX 980 от другой дефолтной модели NVIDIA позволит лишь надпись на кожухе. Карта по-прежнему занимает два слота. А на торце красуется LED-индикатор GEFORCE GTX, светящийся во время работы завораживающим едко-зеленым цветом.

Видеокарта подключается к блоку питания при помощи двух 6-пиновых разъемов.

NVIDIA GeForce GTX 980

Претерпела изменения оборотная сторона. Точнее, она обзавелась пластиковым бекплейтом. Далее я еще рассмотрю целесообразность его применения, однако я всегда приветствую использование таких пластин. Во-первых, они увеличивают жесткость конструкции. Во-вторых, предотвращают повреждение элементов видеокарты. Так, оборотная сторона GeForce GTX 980 имеет большое число конденсаторов.

Бекплейт оснащен съемной частью. Согласно задумке инженеров, ее необходимо демонтировать, когда в системе используется сразу несколько видеокарт. Плюс съемная часть открывает доступ к контактным площадкам.

Кстати, GeForce GTX 980 по-прежнему использует разъемы MIO для объединения в массивы SLI и 3-Way SLI.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

NVIDIA GeForce GTX 980, оборотная сторона

I/O-панель, на мой взгляд, располагает идеальным сочетанием портов, а также их количеством. Здесь есть один DVI, один HDMI и сразу три DisplayPort. В качестве воздуховода используется такая же решетка, как у GeForce GTX TITAN Z. Отмечу, что реализован HDMI именно версии 2.0. Следовательно, видеокарта отлично подружится с современными 4К-телевизорами.

NVIDIA GeForce GTX 980, I/O-панель

В конструкции GeForce GTX 980 используется собственная печатная плата. То есть это не готовые PCB GeForce GTX 780 и GeForce GTX 780 Ti. Об этом можно судить хотя бы по расположению фаз питания и драйверов. Используется 5 фаз. Четыре предназначены для GPU, еще одна — для памяти. Видно, что на PCB оставлены две пустые колодки. Видимо, данная печатная плата будет использоваться в других Maxwell-видеокартах (GeForce GTX 980 Ti, GeForce GTX TITAN II? — прим. предвкушающего что-то новенькое автора). Для сравнения: GeForce GTX 780 Ti имеет 6+2=8 фаз.

Процессор семпл-образца получил рабочее название T6A996.0A0. 4 Гбайт памяти образуются за счет использования восьми микросхем GDDR5 от Samsung.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

Печатная плата NVIDIA GeForce GTX 980

Все самое интересное — впереди, а точнее, на следующей странице обзора.

Тестирование

Тестирование видеокарт проводилось по стандартной схеме. Методика более-менее обкатана, поэтому у нас есть возможность сравнить сразу несколько адаптеров друг с другом.

Измерения температуры видеокарт производилось при помощи профессионального тепловизора Fluke Ti400. Выражаем благодарность компании Fluke за предоставленное устройство, а также содействие в совершенствовании тестовой лаборатории.

Тестирование NVIDIA GeForce GTX 980

Тестовый стенд

Процессор: Intel Core i5-4670K @4,5 ГГц
Процессорный кулер: Corsair H75
Материнская плата: ASUS Z97-DELUXE
Накопитель: OCZ Vertex 3, 360 Гбайт
Блок питания: LEPA G1600, 1600 Вт
Периферия: Samsung U28D590D, ROCCAT ARVO, ROCCAT SAVU
Операционная система: Windows 8.1 х64

Анализ игровой производительности

Итак, для начала предлагаю проанализировать игровую производительность GeForce GTX 980. Для этого мы взяли семь популярных современных игр, которые имеют достаточно высокую ресурсоемкость. Были выбраны наиболее тяжелые сцены, тестирование производилось в трех разрешениях: мейнстримовом 1920х1080 (Full HD), расширенном 2560х1440 (WQHD) и сверхтяжелом 3840х2160 (Ultra HD). На графиках ниже на протяжении определенного отрезка времени показан ежесекундный уровень FPS. Минимальное и максимальное значения выделены отдельно. По среднему FPS будет проводиться сравнение с остальными видеокартами. Допустимым уровнем комфортного времяпрепровождения будем считать показатель 30 FPS.

Анализ игровой производительности NVIDIA GeForce GTX 980 в Battlefield 4

Первая по списку — Battlefield 4. В Full HD и WQHD все отлично. При максимальном качестве графики FPS хватает с запасом. А вот в Ultra HD видеокарте для комфортного гейминга не хватает совсем чуть-чуть. График буквально «облизывает» планку в 30 FPS. Решение данной ситуации может быть простым. Например, снизить параметр MSAA с четырех до двух.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 3

Анализ игровой производительности NVIDIA GeForce GTX 980 в Bioshock Infinite, Crysis 3 и Far Cry 3

Из всего списка Crysis 3 — самая ресурсоемкая игра. При максимальном качестве графики лишь в Full HD можно чувствовать полный комфорт. В остальных режимах дела обстоят гораздо хуже. Особенно в 4K, в котором даже максимальный показатель FPS не может дотянуться до планки в 25 кадров в секунду.

Bioshock Infinite можно считать легкой прогулочкой. А вот в Far Cry 3 комфортный гейминг достигается только в Full HD и WQHD.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 3

Анализ игровой производительности NVIDIA GeForce GTX 980 в GRID 2, Metro: Last Light и Tomb Raider

Из всего списка GRID 2 — самая податливая игра. Даже в Ultra HD минимальный FPS составил высокие 43 единицы. А вот в Metro: LL, наоборот, при максимальных настройках качества графики комфортно поиграть получится только в Full HD. В остальных режимах заметна просадка FPS ниже линии «фарватера». Tomb Raider в этом плане можно считать золотой серединой. Да, в 4К на максимуме не поиграешь, но в более мягких режимах — легко.

Прошу обратить внимание на два момента. Во-первых, чем меньше разрешение экрана, тем больше разброс в FPS. В принципе, для GeForce GTX 980 это нестрашно, так как адаптер выдает высокое количество кадров в секунду в Full HD. Это вполне объяснимо, так как с ростом разрешения уменьшается эффект процессорозависимости. Во-вторых, стоит обратить внимание, что в одной и той же игре нагрузка на видеокарту может разниться кардинально. Так, отличным примером служит Metro: Last Light, в которой в зависимости от разрешения разброс между максимальным и минимальным FPS достигает 50-70%.

Итак, подведем итоги, используя школьную оценочную систему:

  • Гейминг в Full HD — отлично. С GeForce GTX 980 вы можете играть во все современные игры на максимальном качестве графики;
  • Гейминг в WQHD — хорошо. С GeForce GTX 980 вы можете играть в большинство современных игр на максимальном качестве графики за исключением нескольких особо ресурсоемких приложений. Например, к таким можно отнести Crysis 3;
  • Гейминг в Ultra HD — удовлетворительно. В большинстве случаев придется прибегать к процедуре закатывания губы, то бишь к снижению качества изображения. Либо бежать в магазин за второй идентичной видеокартой.

Сравнение видеокарт

А теперь перейду к самому интересному — к определению места для GeForce GTX 980 в экосистеме одночиповых игровых видеокарт. Король умер, да здравствует король? Сейчас узнаем!

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

Результаты тестирования NVIDIA GeForce GTX 980 в 3DMark

В 3DMark 11 ситуация следующая. В режиме Performance тестируемая GeForce GTX 980 оказалась самой быстрой одночиповой видеокартой, лишь немногим опередив Radeon R9 290X (Lightning-версия от MSI) и GeForce GTX 780 Ti (Matrix-версия от ASUS). Сказывается наличие более высокой тактовой частоты, которую финский бенчмарк так любит, а также оптимизация архитектуры Maxwell. А также новые драйвера. Для тестирования GeForce GTX 980 использовалась версия 344.07, а также GeForce Experience версии 2.1.1. А вот в режиме Extreme «девятьсот восьмидесятая» идет вровень с GeForce GTX 980.

В Fire Strike наблюдается та же тенденция. Так что, по крайней мере, в бенчмарках среди одночиповых видеокарт GeForce GTX 980 точно является королем. Посмотрим, как поведет себя устройство в играх.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 3

Результаты тестирования NVIDIA GeForce GTX 980 в Heaven

Heaven несколько меняет ситуацию. Кастомная GeForce GTX 780 Ti выходит вперед, но по мере роста разрешения отставание начинает расти: 1% в Full HD, 5% в WQHD и 8% в Ultra HD. Отставание, впрочем, мизерное.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 3

Результаты тестирования NVIDIA GeForce GTX 980 в Metro: Last Light

В Metro: Last Light наблюдается схожая картина: GeForce GTX 780 Ti от ASUS несколько опережает референсную GeForce GTX 980. При этом в зависимости от разрешения «девятьсот восьмидесятая» оказывается быстрее GeForce GTX 780 на 27% (Full HD), 26% (WQHD) и 17% (Ultra HD) соответственно. А вот это уже приличная разница! В то же время GeForce GTX 980 опережает Radeon R9 290X на 1,6%, 2,7% и 5,2% соответственно. То есть заявленное превосходство флагмана Maxwell над своим основным конкурентом выполняется.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 3

Результаты тестирования NVIDIA GeForce GTX 980 в Tomb Raider

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 3

Результаты тестирования NVIDIA GeForce GTX 980 в Company of Heroes 2

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 3

Результаты тестирования NVIDIA GeForce GTX 980 в GRID 2

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 3

Результаты тестирования NVIDIA GeForce GTX 980 в Battlefield 4

Как известно, студия DICE активно сотрудничает с AMD. Игра Battlefield даже поддерживает низкоуровневый API Mantle. Однако движок у шутера вполне дружелюбный ко всем видеокартам. Здесь Radeon R9 290X оказалась быстрее GeForce GTX 980.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 3

Результаты тестирования NVIDIA GeForce GTX 980 в Thief

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

Результаты тестирования NVIDIA GeForce GTX 980 в Bioshock Infinite

В остальных играх прослеживается схожая тенденция. Matrix-версия GeForce GTX 780 Ti от ASUS оказывается чуть быстрее референсной GeForce GTX 980, а она чуть производительнее кастомных Radeon R9 290X. Но стоит учесть, что MATRIX-GTX780TI-P-3GD5 функционирует на частоте 1006 (1072) МГц, в то время как референсная GeForce GTX 780 Ti работает со скоростью 875 (928) МГц. Следовательно, GeForce GTX 980 будет быстрее нее.

В общем, получается следующая картина. В плане абсолютной производительности (без учета такого параметра, как производительность на ватт затраченной энергии) GeForce GTX 980 не стала абсолютным, безальтернативным лидером среди одночиповых игровых видеокарт. Подождем первых нереференсов, которые наверняка будут обладать более высокими частотами. А пока же попробуем разогнать видеокарту самостоятельно.

Энергопотребление, эффективность СО, разгон

В конструкции GeForce GTX 980 применяется классический для референсных моделей NVIDIA кулер турбинного типа. Основа системы охлаждения — алюминиевая камера, включающая в себя три теплотрубки. Чипы памяти и другие элементы накрывает металлическая пластина.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

Система охлаждения NVIDIA GeForce GTX 980

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

Система охлаждения NVIDIA GeForce GTX 980

Под нагрузкой FurMark мне удалось прогреть кристалл до 80 градусов Цельсия. При этом была обнаружена просадка по частоте: с 1240 МГц до 1228 МГц. Тахометр определил, что турбина кулера крутится со скоростью 1900-1950 оборотов в минуту. В качестве примера приведу показатели 250-ваттной GeForce GTX 780 Ti (референс): максимальная температура GPU — 83 градуса Цельсия при скорости вращения вентилятора 2700-2750 об/мин. Следовательно, GeForce GTX 980 должна работать заметно тише.

Мониторинг показателей NVIDIA GeForce GTX 980

Так и есть. Видеокарта получилась очень тихой. На расстоянии одного метра от тестового стенда шумомер зафиксировал показатель 38,7 дБ. Чисто субъективная оценка: это очень тихо и практически незаметно для пользователя.

Уровень шума и максимальный нагрев GPU видеокарты NVIDIA GeForce GTX 980

Предлагаем вашему вниманию видеоролик.

Наличие бекплейта положительно сказывается на корпусном охлаждении. Пластина удерживает тепло, которое «просачивается» со стороны выводов. Демонтаж съемной крышки на общие показатели температур системы никак не повлиял.

Нагрев GeForce GTX 980

Потребление энергии системы вместе с NVIDIA GeForce GTX 980 в Crysis 3

Воистину GeForce GTX 980 для своего уровня производительности очень эффективная видеокарта! Так, в Crysis 3 система с этим адаптером потребляет меньше энергии, чем Radeon R9 280X. Напомню, что в табели о рангах между этими акселераторами находится целая пропасть.

Разгон NVIDIA GeForce GTX 980 до стабильных частот, скриншот GPU-Z

Номинальные тактовые частоты GPU и памяти GeForce GTX 980 сами по себе привлекают внимание. В плане мегагерц флагман Maxwell уж точно является самым быстрым в истории NVIDIA. Плюс GM204 отлично разгоняется. При помощи софтового оверклока нам удалось достичь стабильных 1344 МГц по чипу (+218 МГц) и 1819 (7276) МГц по памяти (+66 (264) МГц). Отличный результат!

Разгон NVIDIA GeForce GTX 980. Результаты тестирования в 3DMark Fire Strike

Неудивительно, что подобный разгон в положительную сторону сказался на производительности. Так, в казематах нашей тестовой лаборатории были преодолены психологические отметки в 6000 «попугаев» (режим Extreme) и 10 000 «пернатых» (режим Performance) соответственно. Ждем вкуснейших рекордов от именитых оверклокеров, а также множество кастомизированных продуктов с заводским разгоном от партнеров NVIDIA.

Вывод

Итак, вот мы и познакомились с флагманской Maxwell-видеокартой. После тестирования GeForce GTX 980 я получил множество ответов, но появились и дополнительные вопросы. Но сначала начну с фактов.

Видеокарта получилась быстрой. По уровню производительности ее можно поставить на уровень между GeForce GTX 780 и кастомными GeForce GTX 780 Ti. Как показало тестирование, первую она опережает прилично — на 20–30%. От второй отстает совсем чуть-чуть — на 5–10%. При этом главная цель — быть быстрее Radeon R9 290X — достигнута. В принципе, всё логично, если учитывать рекомендованную стоимость в размере 24 000 рублей.

С другой стороны, получается, что среди референсных образцов GeForce GTX 980 можно считать самой быстрой одночиповой игровой видеокартой в портфолио NVIDIA. В то же время «девятьсот восьмидесятая» не претендует на лавры, например, GeForce GTX TITAN BLACK. Хотя бы потому, что у нее урезана поддержка двойной точности вычислений с плавающей запятой.

И все же в плане производительности GeForce GTX 980 не удивляет. Ведь кастомные модели GeForce GTX 780 Ti работают даже чуточку быстрее.

Еще выход GeForce GTX 750 Ti продемонстрировал, насколько энергоэффективной оказалась архитектура Maxwell. GeForce GTX 980 тоже подтвердила мои ожидания. Это невообразимо, но 165-ваттная видеокарта действительно работает эффективнее 290-ваттной Radeon R9 290X! В этом плане GeForce GTX 980 — уникальный продукт. Поэтому я присуждаю устройству награду «Лучший дизайн» в знак того, насколько энергоэффективным оказался GPU GM204. Да и сама видеокарта — холодная и очень тихая. В общем, сбалансированная.

Посмотрим на ситуацию под другим углом. В России вопрос экономии электроэнергии стоит не так остро. Поэтому при покупке компьютерного железа на данный аспект смотрят далеко не в первую очередь. И стоит ли в таком случае переплачивать за небольшой рост производительности по отношению к Radeon R9 290X? Напомню: кастомизированную версию видеокарты «красных» можно приобрести где-то за 21 000 рублей.

Технологиям, представленным вместе с новинками, надо дать время на адаптацию. На бумаге применение нового типа антиалиазинга (пока еще находящегося на стадии разработки), а также технологии Dynamic Super Resolution, выглядит рациональным и привлекательным. Интересно смотрятся и фишки, реализованные вместе с Ubisoft. Посмотрим, как окажется на практике.

Важно, на мой взгляд, другое. Что AMD, представившая низкоуровневый API Mantle, что Microsoft, анонсировавшая DirectX 12, что NVIDIA со своими MFAA и VGXI — все вязли курс на улучшение быстродействия и улучшение оптимизации компьютерных игр. Наконец-то!

Видно, что NVIDIA не спешит раскрывать все козыри. К тому же жизненный цикл топовых видеокарт GeForce GTX 780, GeForce GTX 780 Ti и GeForce GTX TITAN (BLACK) не закончен. Не хочу быть голословным, но не удивлюсь, если в следующем году калифорнийская компания продемонстрирует миру и 250-ваттный Maxwell. И вот эту видеокарту можно будет назвать по-настоящему флагманом девятисотой линейки.

Интересно проследить за реакцией AMD на выход GeForce GTX 980. Первая же мысль — снижение цен на Radeon R9 290 и Radeon R9 290X (хотя последняя и так стоит заметно дешевле). Но мы-то ждем чего-нибудь новенького. Не зря же в последнее время с геометрической прогрессией разрастаются слухи вокруг Radeon R9 390X.

Лучший дизайн

P. S. Кстати, не пропустите первый Live Streaming от NVIDIA, посвященный анонсу нового поколения видеокарт. Будет много интересного!

Загрузка...
Самое читаемое
Загрузка...