Опубликовано 29 марта 2011, 00:01

Обзор Microsoft Kinect: беспроводной контроллер нового поколения

Вроде бы совсем недавно мы закупали картриджи и играли в простенькие платформеры на ламповых телевизорах, а сегодня у нас есть возможность насладиться всем многообразием качественной компьютерной графики, 3D-видео, и так далее. Теперь мы воспринимаем Марио или Пэкмэна исключительно как ретро-фишку, как способ окунуться в волны ностальгии. Теперь мы можем избавиться от тонны джойстиков, проводов, и управлять видеоигрой собственным телом. По крайней мере, в теории.
Обзор Microsoft Kinect: беспроводной контроллер нового поколения

Долой клубки проводов!

Идея беспроводных контроллеров давно будоражила умы масс, и разработчики охотно шли им навстречу. От обычных джойпадов, которые обменивались с ПК или консолями сигналами по радиоканалу, создатели устройств ввода постепенно перешли к более революционным решениям. Можно вспомнить, например, PlayStation EyeToy, который отслеживал движения игрока при помощи камеры, а затем совмещал полученные кадры с изображением на экране. В какой-то мере новый контроллер Microsoft — Kinect (в пору разработки известный как Project Natal) — основан именно на идеях того времени.

Microsoft Kinect

Microsoft Kinect

Но прежде чем перейти к рассказу о том, как устроен Kinect, скажем вкратце, что в нем особенного . Есть ведь и Nintendo Motion (контроллер для Wii), и PlayStation Move (PS 3). Ключевое отличие «мелкомягкого» устройства — в том, что при игре не требуется вообще ничего держать в руках, никаких «волшебных посохов с набалдашником», ни-че-го. Полная свобода движений и действий — ограниченная, правда, стенами комнаты.

Мы дергаем руками и дрыгаем ногами

Для игры потребуется подключить датчики Kinect к Xbox 360, поставить устройство в зоне прямой видимости, и пройти несложную процедуру калибровки. Камера без труда обнаружит живого человека перед телевизором и создаст его аватар (и, кстати, распознает пол).

Именно на этом этапе вы столкнетесь с единственным ограничением, которое новый контроллер накладывает на игроков. Вам потребуется свободное, не сковывающее движений пространство — от 2 до 3 метров от экрана ТВ, шириной около 1,5—2 метров. Это не очень удобно, так как раньше, с геймпадом в руках, мы могли находиться где угодно, в помещении любого размера (и Microsoft не заставлял нас наводить порядок в комнате)!

С этого момента все управление, включая навигацию в меню, будет «завязано» на ваши жесты и слова. Да-да, Kinect распознает фразы, правда, самые простейшие, и пока только на английском и японском языках. Жители Западной Европы могут надеяться, что в ближайшее время выйдут языковые пакеты и для их стран, а вот россиянам придется подождать. Впрочем, не знающие английского в любой момент могут взять в руки классический джойпад и отдавать команды по старинке. Признаемся: иногда это удобнее, чем разговаривать «с самим собою» вслух, совершая при этом нелепые телодвижения.

Как работает Kinect?

Итак, мы движемся перед экраном, Kinect считывает информацию, а Xbox 360 обрабатывает ее, затрачивая на это около 10-15% процессорной мощности. Какие же данные передаются из черной глянцевой коробочки на консоль?

Microsoft Kinect: по краям — датчики глубины, в центре — RGB камера

Microsoft Kinect: по краям — датчики глубины, в центре — RGB камера

Прежде всего, цветное (RBG) потоковое видео с частотой 30 кадров в секунду и разрешением VGA (640х480 пикселей). Затем — такого же разрешения монохромный видеопоток, «следящий» за глубиной изображения. И, в завершение, 16-битное аудио с частотой дискретизации 16 кГц.

Если с «обычным» видео всё понятно, то о микрофонах и сенсорах глубины стоит сказать подробнее. Для захвата голоса используется микрофонная решетка из четырех микрофонов. Такая система позволяет распознавать, кто говорит — точнее, она отслеживает, в какой точке комнаты были произнесены слова, а уже после этого Xbox «вспоминает», кто же там находился.

За декоративными решетками Microsoft Kinect скрывается микрофонный массив

За декоративными решетками Microsoft Kinect скрывается микрофонный массив

Для того, чтобы определять положение игрока, используется примерно та же технология, что и в дальномерах. Инфракрасный проектор накладывает на пространство перед Kinect сетку из точек. 30 раз в секунду ИК-камера считывает картинку и передает данные на консоль, где для каждой из этих точек определяется расстояние от нее до камеры. Скорее всего, инфракрасный диапазон был выбран по вполне очевидной причине: ИК-лучи не заметны невооруженным глазом и не помешают игрокам.

Осталось упомянуть, что подставка, на которой находятся датчики Kinect, расположена на шарнире и может в небольших пределах (до 27°) автоматически сдвигаться вверх или вниз. Это позволяет сенсорам дольше не выпускать игрока из поля зрения, и именно это заставляет нас использовать отдельный блок питания при подключении Kinect к «старым» Xbox 360.

Блок питания Microsoft Kinect

Блок питания Microsoft Kinect

Во что играем?

В основном игры, разработанные под Kinect, относятся к т.н. «казуальным»: простеньким аркадам, спортивным, танцевальным, детским. Это вытекает из специфики контроллера, ведь игрок должен быть готов много двигаться, прыгать, махать руками и ногами. В России на момент подготовки материала доступно только 5 локализованных игр: Dance Central, Sports, Kinectimals, Adventures, Joy Ride (они, собственно, и идут в комплекте с контроллером). Остальное пока можно купить только на английском.

Dance Central : разработана компанией Harmonix (создателями серии Guitar Hero), ориентирована на обучение игрока танцам. Контроллер внимательно следит за правильным выполнением движений.

Kinect Sports : полный аналог Wii Sports. Боулинг, теннис, и другие хорошо известные развлечения. Но теперь безо всяких осязаемых контроллеров, и к этому приходится привыкать.

Kinectimals : симулятор домашнего животного. Тамагочи нового поколения. Конечно, детская игра (ну и взрослым тоже можно поумиляться).

Kinect Adventures : включает в себя 5 незатейливых мини-игр. Абсолютно семейная игра, в которую лучше играть вдвоем.

Joy Ride : аркадные гонки. Заметим, что довольно странно управлять машиной стоя и при помощи невидимого руля.

Во все эти игры можно играть в одиночку, вдвоем за одной консолью или по Xbox Live через интернет с друзьями — максимум в таком режиме соберутся восемь человек.

Вот так игра за Kinect выглядит в реальности

Несложно увидеть, на какую аудиторию сейчас нацелен Kinect: все выпущенные игры (танцы, фитнес, приключения, забавы с виртуальными зверятами) рассчитаны на употребление в тесном семейном кругу, в основном, на женщин и детей. А как же папы? А как же подростки? Неужели «хардкорщикам» ничего не достанется?

Но не все так плохо. Пусть на данный момент игр для Kinect немного, но интерес к новому контроллеру растет, подогреваемый грамотной рекламой Microsoft. Цифры продаж показывают положительную динамику, а значит, будут делаться новые игры. Лучшие умы игростроя уже размышляют над созданием проектов под этот контроллер. В списке анонсированных игр уже «засветился» такой тайтл, как Gears of War (Клифф Блезински из Epic Games, например, участвовал в создании Unreal, Lost Planet 2, Bulletstorm). Но можно ли сделать полноценный шутер для Kinect?

Основная проблема в том, что пока невозможно решить проблему передвижения в игровом пространстве — грубо говоря, Kinect позволяет создавать только рейл-шутеры (герой может выбирать направление прицела, но само передвижение приходится продумывать какими-то окольными путями). К тому же довольно сложно представить хороший выстрел из пальца, или взмах невидимой неосязаемой катаной. В общем, рядовому покупателю Xbox360 (а это именно «он»: покупатель мужского пола, ярый любитель шутеров и гонок) остается только ждать гениальных озарений разработчиков. Если, конечно, таковые случатся. Будем на это надеяться…