Опубликовано 17 ноября 2012, 00:01

Мастер Чиф всегда приходит вовремя! Обзор Halo 4

Игра Halo 4 — один из самых успешных проектов 2012 года. Только за первый день продаж этот «квадриквел» заработал свыше 220 млн. долларов! Четвертая часть в одночасье стала главным шутером на консоли Xbox 360, венцом жанра, и показала всем, как умеючи развивать великие трилогии.
Мастер Чиф всегда приходит вовремя! Обзор Halo 4

Название игры: Halo 4
Жанр: Action, First-Person Shooter
Разработчик: 343 Industries
Издатель/в России: Microsoft Studios
Похожие игры: серия Halo, Killzone 3, Resistance 3
Платформа: Xbox 360
Дата выхода: 6 ноября 2012 года
Возрастное ограничение: 16+
Официальный сайт: http://www.halowaypoint.com/halo4/en-us<

Спартанец-117 (также известен под прозвищем Мастер Чиф) за секунды до выхода на боевое задание. Воевать пойдем вместе с отрядом «Цыгане»

Спартанец-117 (также известен под прозвищем Мастер Чиф) за секунды до выхода на боевое задание. Воевать пойдем вместе с отрядом «Цыгане»

А это Кортана, бессменная напарница Чифа и по совместительству ИИ, борющийся с собственным безумием

А это Кортана, бессменная напарница Чифа и по совместительству ИИ, борющийся с собственным безумием

Как известно, трилогия Halo является фирменным сериалом платформы Xbox 360 и наряду с Forza и Gears of War входит в тройку самых успешных бестселлеров для этой консоли. Не побоимся заявить, что Halo — главный шутер на X360, и первые три части каждый раз брали новые рекорды продаж.

После выпуска прощальной игры Halo: Reach создавшая сериал студия Bungie завязала со вселенной Halo и ее главным героем, суперсолдатом Мастер Чифом. Благодаря уловке сценаристов Чиф, также известный как Джон и Спартанец-117, в третьей части предусмотрительно лег в камеру криосна и проспал там до нового сиквела — целых четыре года, семь месяцев и десять дней. Пробуждение было резким и оттого экстренным…

Драка с солдатом Ковенанта в ближнем бою

Драка с солдатом Ковенанта в ближнем бою

На среднем уровне сложности из инопланетян не ахти какие противники. Но ближе к финалу кампании воевать станет куда сложнее!

На среднем уровне сложности из инопланетян не ахти какие противники. Но ближе к финалу кампании воевать станет куда сложнее!

За создание четвертой части, а вместе с ней и «второй трилогии», взялась студия 343 Industries, большие поклонники Halo, частично состоящие из авторов оригинала. Прежде чем допустить этих людей к такому ответственному мероприятию как разработка Halo 4, Microsoft заставила их «набить руку» на классике: новоиспеченной студии поручили контроль за созданием HD-ремейка первой части под названием Halo: Combat Evolved Anniversary.

И лишь когда 343 Industries удачно справилась с задачей, ей дали карт-бланш на работу со святыней и модернизацию канонических законов мира Halo. Забегая вперед, скажем, что в итоге результат их труда набрал кучу «десяток» и «девяток» от игровых СМИ по всему свету, но до релиза некоторые фанаты серьезно перетрусили — ведь 343 добавили новую расу Предтеч, придумали идею второй трилогии («трилогия о Восстановителе»), усложнив без того перегруженную деталями и именами сюжетную канву сериала.

Артиллерией этого исполинского грузовика «Мамонт» мы лично уничтожим несколько твердолобых военных объектов

Артиллерией этого исполинского грузовика «Мамонт» мы лично уничтожим несколько твердолобых военных объектов

В мультиплеере процветает дух соперничества, и потому там сражаются все те, кто не боится трудностей и унижений

В мультиплеере процветает дух соперничества, и потому там сражаются все те, кто не боится трудностей и унижений

Но обо всем по порядку. В конце Halo 3 два главных героя, любимец американских подростков Мастер Чиф и его кибернетическая подружка Кортана, хранящаяся на правах ИИ в портативной «флэшке», прячутся в камере криосна на космокорабле «Вперед к рассвету». Чиф погружается в искусственный сон на долгих четыре года, а Кортана отправляет в космос сигналы о помощи. На призывы спасти неразлучную парочку с дрейфующего корабля устремляется исполинский фрегат «Бесконечность» с лучшими умами человечества, но «Вперед к рассвету» крайне невовремя попадает в гравитационный колодец и оказывается вместе с героями и флотилией пришельцев на планете Реквием.

Короткий инструктаж от Кортаны. С-117, как обычно, скуп на сантименты

Короткий инструктаж от Кортаны. С-117, как обычно, скуп на сантименты

Упавший корабль «Бесконечность» придется освободить из лап захватчиков, подлатать и помочь ему смотаться с проклятой планеты

Упавший корабль «Бесконечность» придется освободить из лап захватчиков, подлатать и помочь ему смотаться с проклятой планеты

С этого момента события развиваются самым драматичным для всех любителей Halo образом — на запретной планете выясняется, что помимо людей и Ковенантов, альянса враждебных людям рас, во вселенной существует раса Предтеч, также известная как прометейцы. Тем самым в конфликт вступает третья сторона, одинаково ненавидящая и людей, и инопланетян. Ею руководит Дидакт, наиболее колоритный злодей в истории всего сериала. Рассказ о дополнительных деталях сюжета приравнивается к массовым спойлерам, поэтому мы можем только намекнуть — люди позаимствовали могущественный артефакт у прометейцев, и Дидакт пойдет на все, чтобы его вернуть.

В тропиках мы впервые встречаем прометейцев, альтернативную ветвь эволюции людей, состоящих из чистой энергии

В тропиках мы впервые встречаем прометейцев, альтернативную ветвь эволюции людей, состоящих из чистой энергии

Главный космокорабль флота землян поврежден и вот-вот рухнет

Главный космокорабль флота землян поврежден и вот-вот рухнет

Сюжетная кампания состоит из 8 миссий, а также пролога и эпилога, пройти которые можно при желании за один вечер, перетекающий в ночь. У автора на прохождение кампании ушло около семи часов. Мы убеждены, что история о том, как Чиф проходит самое тяжелое в своей карьере испытание, и том, как искусственный интеллект с добавлением человеческих тканей Кортана сходит с ума, а экипаж многотысячного корабля сгорает на глазах, не оставит равнодушным никого! Сюжет является одним из приоритетных достоинств Halo 4.

Периодически из-за скупого убранства кораблей игра чертовски напоминает подкрашенную синеватыми расцветками DOOM 3

Периодически из-за скупого убранства кораблей игра чертовски напоминает подкрашенную синеватыми расцветками DOOM 3

Похоже, снайпер слишком увлекся «кемпингом», и сейчас за это поплатится. Кадр из сетевого режима

Похоже, снайпер слишком увлекся «кемпингом», и сейчас за это поплатится. Кадр из сетевого режима

А вот игровой процесс подобных «откровений» не дарит — все предельно знакомо по Halo 3 и Halo: ODST. Чиф бродит по в меру линейным локациям и выкашивает врагов из их собственного чудо-оружия. Процесс хоть и слегка линеен, но спасает чувство меры и вкуса, которыми наделены авторы игры. Иногда бой происходит на достаточно обширных участках, и появляется простор для разных тактических решений.

Вдобавок на своем пути к Дидакту мы часто встречаем различные транспортные средства, и каждое из них приносит свое особое удовольствие — в памяти оседает бешеная гонка по разваливающейся планете на скутере «Призрак», уничтожение вражеской обороны с шагающего танка «Мамонт», расстрел вражеской авиатехники с борта звездолета «Пеликан»… Чиф не сидит без дела никогда!

Высоченный пилотируемый робот «Богомол». Таких мы дел наворотим, управляя им… Для начала отобьем «Бесконечность»

Высоченный пилотируемый робот «Богомол». Таких мы дел наворотим, управляя им… Для начала отобьем «Бесконечность»

Элитный боец Предтеч, которого Кортана идентифицирует как «Рыцаря»

Элитный боец Предтеч, которого Кортана идентифицирует как «Рыцаря»

Хорошим интеллектом враги не отличаются, и почти всегда прут в лобовую атаку, которая заканчивается для них самым плачевным образом. Иначе говоря, сражения для жанра шутер/экшн вполне типичны, и от эмоций в духе «дежа вю» или «ну долго там еще?» спасает разнообразие ситуаций, динамично меняющиеся условия в бою, а также пафосная режиссура перестрелок и подчас их эпический масштаб. Особенно удались ситуации на пределе сил, когда Чиф отбивает волны атак, удерживая какую-нибудь важную точку, а Кортана в последнюю секунду обеспечивает путь отхода. Более того, зачистка родного космического шаттла сделана так, что игроки почувствуют себя обязанными уничтожить всех Ковенантов до последнего, раскрасив отсеки их инопланетными потрохами.

Сетевые сражения по интенсивности и крутизне перестрелок могут сравниться разве что с другим актуальным хитом Call of Duty: Black Ops 2

Сетевые сражения по интенсивности и крутизне перестрелок могут сравниться разве что с другим актуальным хитом Call of Duty: Black Ops 2

Штурм вражеской базы. Ломиться на укрепления со базовой штурмовой винтовкой — смерти подобно. Эй, а попробуйте-ка включить смекалку!

Штурм вражеской базы. Ломиться на укрепления со базовой штурмовой винтовкой — смерти подобно. Эй, а попробуйте-ка включить смекалку!

Ближе к концу сюжетной кампании игра маховиком раскручивается в плане разнообразия, сначала бросив Спартанца-117 в битву «ковиков» с прометейцами, затем вытряхнув на героя армаду юнитов, способных оживлять павших врагов. Дорогого стоит эпизод, который потребует пролететь сотни метров сквозь внутренности местной «звезды смерти». Именно разнообразие и грандиозность постановки позволяют погрузиться в процесс истребления врагов с головой. На создание атмосферы дополнительно работает атмосферная, слегка пафосная музыка, удавшаяся на славу!

Сюжетные локации можно описать одним исчерпывающим словом: «фантастика!». Это правда что-то фантастическое

Сюжетные локации можно описать одним исчерпывающим словом: «фантастика!». Это правда что-то фантастическое

Мастер Чиф позирует военному фотографу-корреспонденту прямо во время боевых действий

Мастер Чиф позирует военному фотографу-корреспонденту прямо во время боевых действий

Не ждите слишком легких побед — битвы с превосходящими силами врага в Halo частенько затягиваются, вынуждая игрока действовать осмотрительно, с умом. Ну а в случае с Предтечами придется еще и научиться проявлять дерзость: летающие враги из рядов прометейцев способны оживлять павших пехотинцев и роботизированных собачек! С ними столько возни… Таким образом, у одиночной кампании Halo 4 есть лишь один веский недостаток: ее катастрофически мало! После 7-часового прохождения всех 8 миссий наступает натуральная ломка по продолжению истории: и неспроста в одном из кадров эпилога мы видим Спартанца в позе Христа. 343 Industries замахнулись на что-то крайне амбициозное в пятой части!

Дуэли в онлайне сродни персональным разборкам 1-на-1 из Tribes: Ascend

Дуэли в онлайне сродни персональным разборкам 1-на-1 из Tribes: Ascend

Слаженные командные действия увеличивают шансы на выживание

Слаженные командные действия увеличивают шансы на выживание

Однако Halo — это не только играбельный боевик с элементами интерактивной драмы, но еще и лучший на сегодня мультиплеер на консолях. Он объединяет ключевые наработки сериалов Call of Duty, Battlefield и Unreal Tournament, позволяя сделать процесс взаимного изничтожения незабываемым! Противоборствующие стороны воюют с применением техники из одиночной кампании, а участвуют в битвах две команды: красные и синие спартанцы с корабля «Бесконечности». По задумке авторов, само игровое лобби располагается на борту «Инфинити», а все эти разборки не нарушают канона и происходят внутри специальной тренировочной программы. Если кому-то интересно, Чифа и Дидакта в мультиплеере нет.

Не торопись, если хочешь прожить подольше? Для С-117 этот девиз не подходит: он все успевает быстро и дерзко

Не торопись, если хочешь прожить подольше? Для С-117 этот девиз не подходит: он все успевает быстро и дерзко

Графика Halo 4 переплюнула не только все предыдущие части сериала, но и другое мерило «вау-картинки» на X360: суперхит Gears of War 3!

Графика Halo 4 переплюнула не только все предыдущие части сериала, но и другое мерило «вау-картинки» на X360: суперхит Gears of War 3!

Разработчики сделали кастомизацию героя настолько глубокой и детальной, что ей позавидуют даже авторы Black Ops 2. Десятки перков, «стволов», элементов брони и различных аксессуаров — кажется, весь этот контент даже за месяц интенсивной игры не разблокируешь!

Режимов игры много, но новых всего два: битва за ключевые точки в Dominion, обрастающие по ходу удержания дополнительными пулеметами и барьерами, да командный бой из режима Infinity Slayer с бонусным, особо убийственным вооружением, которым поощряются самые эффективные спартанцы. Как и раньше, размеры команд ограничены 8 солдатами с каждой из сторон. Жаль только, что в мультиплеере не появилось современного игро-тренда с разбивкой на несколько враждебных мелких команд по 2-3 человека в каждой. Смотрелось бы весьма удачно. Наверное, это упущение наверстают в Halo 5, разработка которой уже началась за закрытыми дверьми.

Это всё, что осталось от челнока «Вперед к рассвету». Но Ковенанты не побрезгуют даже такой добычей

Это всё, что осталось от челнока «Вперед к рассвету». Но Ковенанты не побрезгуют даже такой добычей

Джон (настоящее имя М. Чифа) ждет своего дебюта в неизбежной пятой части Halo

Джон (настоящее имя М. Чифа) ждет своего дебюта в неизбежной пятой части Halo

Новые авторы, не стоявшие у истоков, каким-то фантастическим образом сумели создать лучшую игру в серии Halo за всю ее 11-летнюю историю. Перед нами абсолютный шедевр (10/10) с драматичным одиночным режимом и ураганным онлайном. Новые приключения приготовили для Мастера Чифа такие передряги, о которых преступно сболтнуть лишнее — игру просто надо увидеть самому.

Выбор редакции

Выбор редакции

Отныне Halo 4 является эталоном консольного шутера от первого лица, встает в один ряд с Killzone 3 и заслуживает высочайшего признания от редакции сайта FERRA: награды «Выбор редакции»! Мы готовы обещать только это — во время финальных титров у вас начнется ломка по вселенной Halo и вы начнете проходить игру заново на более высокой сложности. Решение будет правильным.