Игры
30 сентября 2011, 23:05

Tokyo Game Show 2011. Восток — дело тонкое

Ежегодная выставка Tokyo Game Show — это не только яркие огни Makuhari Messe и демонстрация новых игр, но также очередное подтверждение того, что игровая индустрия развивается исключительно в двух направлениях — западном и восточном. Пересекаются эти, по сути, поп-культуры крайне редко — то, что интересно западным геймерам, не заботит японцев.

И это правило накладывает на Tokyo Game Show свой оттенок — здесь практически не приходится ожидать анонсов крупных AAA-блокбастеров, самое пристальное внимание уделяется портативным платформам, основную массу посетителей мероприятия составляют азиатские разработчики, издатели, журналисты и геймеры. Им это действительно интересно, и анонс какой-нибудь новой части Monster Hunter для них может значить куда больше, нежели первая демонстрация, скажем, Call of Duty: Modern Warfare 3. Таким образом, перед тем, как приступить к рассказу о Tokyo Game Show 2011, отметим главное — если для западного игрового коммьюнити вся «движуха» начинается с июньской Electronic Entertainment Expo, то для азиатской аудитории существует совсем другой, восточный календарь, отправная точка которого именно в сентябре.

Догнать и перегнать

За два дня до Tokyo Game Show 2011 свою пресс-конференцию провела компания Nintendo. По большому счету, этот «платформодержатель» вполне мог бы позволить себе устроить мероприятие, сравнимое по масштабам с самой Tokyo Game Show, однако почему он этого не делает, объяснить довольно просто. Сам по себе формат проведения японской выставки крайне удобен самой Nintendo — не надо тратить драгоценного времени на поиск способов встречи с разработчиками, не стоит заботиться о крупной рекламной кампании, да и геймеры уже давным-давно привыкли к тому, что под сводами Makuhari Messe их ждет только самое интересное — в том числе и от Nintendo.

Неудивительно, что практически вся конференция Nintendo оказалась посвященной обновлению линейки игр на портативной 3DS и анонсу новых подробностей о Wii U, которая в скором времени должна стать преемницей Wii.

Первым на сцену вышел пятидесятилетний президент компании, Сатору Ивата, который сразу начал с главного — на стартовавшей этой весной 3DS мало игр, однако исправить это упущение Nintendo собирается уже в этом году. Причем для этого никто не собирается трогать «железо» — не секрет, что многие ожидали от Nintendo представления некоей обновленной 3DS, либо анонса совершенно новой портативной консоли, которая вообще не будет поддерживать 3D-режима — изменения коснутся лишь игр, которые для нее в скором времени появятся.

В очередной раз напомнив, что серии The Legend of Zelda исполнилось в этом году 25 лет, Nintendo любезно предоставила возможность выступить Сигэру Миямото, который рассказал, как обстоят дела у The Legend of Zelda: Skyward Sword. Как оказалось, все отлично — игра успешно избавилась от проблем с управлением при помощи Wiimote, выглядит крайне стильно и современно (по меркам технических возможностей консоли Wii, на которой она и появится). Рассказав о системе улучшений в проекте, за которыми игрокам предстоит немало побегать, Миямото напомнил, что релиз Skyward Sword состоится в Японии 23-го ноября, ну а затем игра появится и в остальном мире.

На Tokyo Game Show 2011 Миямото был явно в ударе

Tokyo Game Show 2011 — The Legend of Zelda: Skyward Sword уже шестнадцатая по счету экшен/адвенчура о приключениях героя в зеленом колпаке

После этого представители Nintendo назвали даты появления в продаже самых значимых тайтлов для Wii — Dragon Quest Collection появилась на прилавках буквально в день пресс-конференции, далее последуют Kirby's Return to Dream Land и Mario & Sonic at the London 2012 Olympic Games в декабре этого года. Естественно, все эти даты выхода справедливы только для Японии — в Северной Америке и Европе они выйдут либо позже, либо вообще никогда. К последним эксклюзивам относятся такие проекты, как, например, новая серия Taiko: Drum Master — музыкальная аркада настолько специфична для всех регионов, кроме азиатского, что вряд ли кто-нибудь возьмется за ее издание за пределами Японии.

Создатели аркады Mario & Sonic at the London 2012 Olympic Games на Tokyo Game Show 2011 неоднократно подчеркивали, что эта игра будет посвящена настоящим Олимпийским играм, которые пройдут в столице Великобритании

Остальная часть программы Nintendo была адресована портативной 3DS. В первую очередь, был представлен новый цвет консоли — розовый (официальное название такого устройства — Misty Pink), рассчитанный прежде всего на женскую аудиторию. По словам Сатору Ивата, новинку можно будет приобрести в Японии уже 20-го октября этого года. Цвет — не единственное изменение в 3DS, портативная консоль также позволит записывать трехмерное видео и получит обновленное программное обеспечение Street Pass Mii Plaza и eShop. Конечно, все эти изменения больше напоминают собой полумеры, однако ничего не поделаешь — по слухам, раньше весны следующего года основательного ребрендинга 3DS можно не ждать.

Как смогли убедиться посетители Tokyo Game Show 2011, внешне розовая 3DS не отличается от предшественниц

Небольшое количество бальзама на душу тех, кто ожидал от Nintendo хотя бы каких-нибудь изменений в консоли 3DS, все же пролилось. Новшество это касается управления — на пресс-конференции был представлен дополнительный стик для 3DS. Впрочем, «ноу-хау» многие восприняли в штыки — мол, стик портит идеальный вид консоли, не слишком удобен, да еще и требует отдельной батареи питания. Словно пропустив между ушей весь негатив, представители компании назвали самые известные игры, которые будут поддерживать этот самый стик. В их числе оказались Metal Gear Solid: Snake Eater 3D, Resident Evil: Revelations, Dynasty Warriors Vs, Ace Combat 3D Cross Rumble, Kingdom Hearts 3D, Monster Hunter 3G и даже Monster Hunter 4, о котором скажем поподробнее чуть ниже. Приживется ли данный аксессуар к 3DS или ее в скором времени ждет новая ревизия — узнаем в скором времени. Ну а пока реакция на анонс дополнительного стика крайне неоднозначная, причем как со стороны игроков, так и самих разработчиков. Например, руководитель Sony Worldwide Studios, Сухеи Есида, вообще окрестил этот стик не иначе как «шокирующим» — мол, Nintendo решила в самый последний момент исправить свою ошибку и наскоро приделала еще одну «нашлепку» к 3DS.

Tokyo Game Show 2011 — Не согласиться с большинством крайне трудно — дополнительный стик слегка нарушает гармоничность 3DS

Также в этом году на 3DS появятся Super Mario 3D Land (3-го ноября) и Mario Kart 7 (7-е декабря), которые должны оказаться самым настоящим подарком для японских поклонников этого сериала. Даты появления этих игр в Северной Америке и в Европе примерно те же, но по мере приближения их релиза еще что-нибудь может измениться.

Далее настал черед игр, которые оказались перенесены на более поздний срок — это касается Kid Icarus Uprising (ближайший январь), Paper Mario и Luigi’s Mansion 2 (2012-й год). В качестве компенсации за столь длительное ожидание Kid Icarus Uprising разработчики пообещали вместе с игрой порадовать поклонников этой серии одноименным аниме. Особое внимание уделили 3DS-версии Mario & Sonic at the London 2012 Olympic Games, которая прибудет только в феврале следующего года.

Tokyo Game Show 2011 — Годы идут, а Марио остается верен себе — собирает монетки и спасает принцесс

Главным анонсом для любителей тактических и ролевых игр стало представление Nintendo новой части Fire Emblem. Авторы этой игры для 3DS особенно подчеркивали, что речь идет не о каком-нибудь ремейке или спин-оффе, а о совершенно самостоятельной серии. Проект находится в разработке уже достаточно давно, так что ждать его релиза на портативной платформе придется не так уж много — выход игры намечен на февраль-март следующего года. Еще больше эмоций у присутствующих на конференции японской компании могла вызвать только одна серия — конечно, это Monster Hunter. Да-да, на конференции была анонсирована четвертая часть Monster Hunter, которая появится после Monster Hunter 3G. Последний проект является своеобразным ремейком Monster Hunter 3 на Wii, и появится он уже 10-го декабря этого года. Ну а четвертую часть, которая по традиции окажется совершенно новой игрой, придется подождать — сколько, пока неизвестно.

Tokyo Game Show 2011 — Объяснить большинству европейцев, что значит для Японии серия Monster Hunter, крайне трудно. С аналогичным «успехом» можно битый час втолковывать японцу, насколько «крут» S.T.A.L.K.E.R.

На пути к мечте

На следующий день настал черед рассказывать о своих достижениях Sony. Понятное дело, все внимание было адресовано портативной консоли PlayStation Vita, которая в Японии появится 17-го декабря — дата появления нового устройства в остальном мире станет известна позднее. Разумеется, Sony учла все ошибки, допущенные создателями 3DS и теперь всеми силами старается не наступить на те же грабли. Взять, для примера, стартовую линейку игр — недостатка в них не будет. Помимо вполне самостоятельных проектов (таких, как Ultimate Marvel vs Capcom 3, F1 2011, Uncharted, Disgaea 3 Return,Michael Jackson The Experience), вместе с началом продаж консоли стартует немалое количество HD-ремейков, которые в последнее время приобрели огромную популярность — тут вам и Final Fantasy X HD Edition, и Metal Gear Solid HD Edition. Общее же количество игр для Vita в момент ее появления на прилавках составит 26. Не спешите с выводами, так как уже в настоящий момент в разработке находятся еще более ста проектов для новой платформы, многие из которых будут выпущены и в версии для PlayStation 3.

PlayStation Vita на Tokyo Game Show 2011 была в центре внимания

Демонстрируя в очередной раз возможности и особенности PlayStation Vita, представители Sony напомнили, что декабрьская новинка будет безрегиональной. То есть импорт игр из других стран не будет проблемой для этой портативной платформы. Да, об этом еще во время выставки E3 2011 говорил вице-президент Sony, Майкл Денни — японская компания лишь в очередной раз напомнила об этом положительном свойстве консоли.

Кроме того, были представлены кое-какие технические спецификации Vita. Не самой впечатляющей оказалась продолжительность работы штатной батареи портативной консоли. Как выяснилось, время автономной работы консоли составит от трех до пяти часов, что даже на фоне маломощной, в принципе, 3DS мало. При этом сотрудники Sony заявили, что если слушать только музыку, то время работы консоли можно продлить до девяти часов. На полную зарядку Vita потребуется примерно 2 часа 40 минут, но куда более интересным оказался анонс внешней батареи для консоли, которую можно будет приобрести отдельно. На сколько часов эти батареи смогут продлить «жизнь» консоли, пока неизвестно, однако Sony пообещала, что дополнительные источники питания появятся практически одновременно с появлением в продаже новинки. Кроме того, в продажу также поступят карты памяти для PlayStation Vita. Их объем и стоимость окажутся ориентировочно следующими: 4 Gb (около $29), 8 Gb ($42), 16 Gb ($72) и 32 Gb ($124).

Несмотря на тот факт, что в Японии PlayStation Vita появится раньше всего, на Tokyo Game Show 2011 посетители не упустили своего шанса как следует «пощупать» портативную консоль

Не упустила из виду Sony и совместимость PlayStation Vita и PlayStation Portable. Представители компании поспешили уверить, что преемственность в обязательном порядке будет — помимо собственной линейки игр, у Vita будет «общий» с PlayStation Portable мультиплеер. Конечно, поиграть таким образом удастся не во все проекты, но провести несколько часов в кооперативном режиме того же Monster Hunter удастся всем. Sony также пообещала, что будет постоянно производить пополнение ассортимента PlayStation Store играми для двух портативных платформ — чтобы, как говорится, был выбор.

Tokyo Game Show 2011 — На японском сайте PlayStation Vita совместимость двух портативных консолей уже подтверждена документально

Миг между прошлым и будущим

Несмотря на весьма приличное количество новой информации, прозвучавшей в ходе пресс-конференций Nintendo и Sony, на самой выставке Tokyo Game Show 2011 было на что взглянуть — наверное, даже реактивному ежику Сонику не по силам обозреть все стенды за один день. Впрочем, главное — знать, на что и где смотреть. Например, недостатка в файтингах не было, однако всем вниманием поклонников этого жанра завладела студия Team Ninja, которая в кои-то веки анонсировала новую часть Dead or Alive. Насколько это значимое событие — расскажет вам любой фанат этого файтинга, который не преминет напомнить, что последняя номерная часть Dead or Alive появилась еще на старте консоли Xbox 360.

Если копнуть глубже, то станет понятно, почему же Dead or Alive с тех пор так и не получил продолжения. В этой истории не обойтись без упоминания Томонобу Итагаки, руководителя и основателя Team Ninja, который в один прекрасный день серьезно поссорился с издателем. Паблишер оказался гордым и припомнил разработчику давнюю историю с домогательством одной из сотрудниц. Естественно, после этого Итагаки громко хлопнул дверью, ушел на вольные хлеба, основал Valhalla Game Studios и в настоящий момент с самурайским спокойствием работает над слэшером Devil's Third.

Появление на 3DS файтинга Dead or Alive: Dimensions вселила надежду в сердца поклонников сериала — проект оказался не только коммерчески успешным, но и очень качественным. И вот теперь анонс Dead or Alive 5 — от той же Team Ninja, которая, правда, состоит совсем из других разработчиков — скандалист Итагаки прихватил с собой едва ли весь штат студии во время своего конфликта с издателем. Насколько близкой к предшественницам окажется пятая часть файтинга, пока можно судить лишь по небольшому ролику, продемонстрированному в ходе выставки. Ну а мы ждем релиза игры на Xbox 360 и PlayStation 3, а также реакции на такой поворот событий самого Итагаки, который обычно за словом в карман не лезет.

Tokyo Game Show 2011 — Томонобу Итагаки сам по себе человек «брутальный» — чаще всего одевается крайне броско и дает очень «горячие» интервью

Отнюдь не меньше поклонников виртуального «мордобоя» интересовал новенький Street Fighter x Tekken, который заглянет на платформы Xbox 360, PlayStation 3 и Vita в следующем году. Главная интрига, наконец, была раскрыта — в новой версии файтинга появятся следующие бойцы: Хейхати, Лили, Зангиев и Роленто из Street Fighter Alpha 2. Помимо вполне играбельного билда Street Fighter x Tekken, на Tokyo Game Show 2011 был представлен ролик, анонсирующий новые лица в проекте.

Хорошо известная даже у нас компания Namco вряд ли испытывала недостаток внимания на демонстрации файтинга Soul Calibur V. Однако основной акцент разработчики в этот раз сделали не столько на особенностях новой версии игры, сколько на процессе ее создания. Дело в том, что пятый Soul Calibur внутренней студии Namco помогает создавать приличное количество аутсорсеров — проще говоря, сторонних разработчиков. В своем докладе продюсер Soul Calibur V, Хисахару Таго, рассказал о том, чем занимается каждый из разработчиков. Как выяснилось, каждая студия отвечает за определенный компонент файтинга. Например, CyberConnect2 работает над кат-сценами Soul Calibur V и параллельно занимается сюжетом. А вот в ведении Creative Intelligence Arts — звук, музыка, саундтрек и озвучка персонажей. Особый упор Таго сделал на том, что все вышеупомянутые команды работают над проектом с самого начала — как и планировала ранее Namco. И уж совсем беспочвенны слухи о том, что к созданию Soul Calibur V привлекли сторонних разработчиков из-за медленного производства или из-за мартовского землетрясения в Японии.

Даже несмотря на огромное количество стендов и обилие яркой рекламы, на Tokyo Game Show 2011 нельзя было не заметить издательство Square Enix, регулярно радующее Запад чем-нибудь «японским» и особенно интересным. Как оказалось, в планах паблишера не только знакомство американцев и европейцев с такими блокбастерами, как Hitman 4, Thief 4 и Tomb Raider, за которые на самом деле отвечают британская студия Eidos и ее монреальский филиал. Square Enix рассчитывает на «западный» успех целого ряда проектов, включая Final Fantasy XIII-2 (в США и Европе — в январе-феврале следующего года), Final Fantasy Type-0 (ранее была известна как Final Fantasy Agito XIII), Kingdom Hearts: Dream Drop Distance, Theatrhythm Final Fantasy, а также Army Corps of Hell.

Согласно мнению большинства посетителей выставки, одними из самых «зажигательных» девушек на Tokyo Game Show 2011 были модели издательства Square Enix

Как следует заинтриговать публику смогла студия Grasshopper Manufacture, которая на выставке представила проект под названием Diabolical Pitch. Эта оригинальная аркада для сервиса Xbox Live Arcade с поддержкой беспроводного контроллера Kinect ожидается уже в конце этого года. Те, кто без ума от бейсбола, по названию игры легко догадаются, что за основу проекта была взята механика этой игры. Однако в послужном списке Grasshopper Manufacture нет спортивных симуляторов — следовательно, рискнем предположить, что навыки бейсбола пригодятся в борьбе с врагами. Учитывая, что речь в очередной раз пойдет о какой-нибудь «чертовщине» в хорошем смысле этого слова, выходит, что бороться со всякими зомби нам предстоит бейсбольными битами, мячами и остальным инвентарем. Ну, в общем, ждем — недостаток во «взрослых» играх на Kinect особенно ощущается в последнее время.

Этот скриншот появился спустя несколько дней после Tokyo Game Show 2011 — здесь хоть можно понять, что будет представлять из себя Diabolical Pitch. До этого разработчики делились лишь статичными декорациями

А вот студии Level 5 дополнительная реклама была не нужна — от нее все требовали лишь внеочередного показа проекта Ni no Kuni: The Another World, к которому причастна анимационная студия Ghibli, где работает Хаяо Миядзаки, автор многих культовых аниме. Очередной шикарный ролик игры был продемонстрирован, а разработчики заявили, что игра в обязательном порядке появится за пределами Японии. В последней релиз Ni no Kuni ожидается 17-го ноября, ну а в остальном мире игра появится немного позже — как вы понимаете, процесс локализации крайне трудоемкий. Еще одна интересная деталь — версии Ni no Kuni: The Another World для Nintendo DS и для консоли PlayStation 3 будут отличаться друг от друга. Владельцев портативной консоли ожидает логичное завершение истории, а вот хозяева PlayStation 3 смогут продолжить «банкет» — разработчики планируют после релиза ряд дополнений к игре.

Но не анонсами новых игр и вселенных едиными. Например, посетители выставки могли полюбоваться на новую линейку обуви от компании Converse — она представила линейку кроссовок под названием Chuck Taylor All-Stars. Естественно, к игровой индустрии они имеют самое непосредственное отношение — в противном случае вряд ли бы мы уделили им должное внимание. Кроссовки оказались посвящены играм серии Super Mario Bros. — это выражается в нанесенных на их поверхность сценках из любимой многими японцами (и не только) игры. Пара таких чудо-ботиночек стоит около $110, что по сравнению с большинством спортивных брендов не так уж и много. Впрочем, сомневаться в недостатке желающих совершить такую покупку не приходится — достаточно хотя бы вспомнить, какой успех имела линия одежды, запущенная вместе с релизом Deus Ex: Human Revolution.

Появятся ли такие кроссовки за пределами Японии, можно лишь гадать

Появятся ли такие кроссовки за пределами Японии, можно лишь гадать

Как и большинство выставок такого масштаба, Tokyo Game Show 2011 трепетно относится к классике

Tokyo Game Show 2011 — Конечно, эта обувь не только здорово выглядит — она удобная и качественная

Спустя несколько дней после завершения Tokyo Game Show 2011, организаторы подвели итоги мероприятия, которые оказались для них весьма приятными. Да, рекорд посещаемости выставки в очередной раз оказался перебит — на этот раз гостями Makuhari Messe стали 222 668 человек. По традиции, первые два дня выставки были исключительно для издателей, разработчиков и игровой прессы, поэтому цифры оказались незначительными: в четверг на Tokyo Game Show побывали 25 631 человек, а в пятницу — 27 042 посетителей. Зато на выходных оказался полный аншлаг: в субботу выставка приняла 86 251 посетителей, а в заключительный день — 83 744 человек. Предпоследний день выставки вошел в историю — предыдущий рекорд принадлежал Tokyo Game Show 2006, которую тогда в один из дней посетили 84 823 человека.