Опубликовано 13 августа 2019, 17:04

Почему вы ещё не раз купите Doom, Skyrim и другие старые игры

Совсем недавно на игровых консолях и мобильных устройствах вышли первые части Doom. Какой сейчас год, говорите? 2019 год, всё верно. И я вам серьёзно говорю - это не последний раз, когда оригинальный Doom “снова” выходит и его - о, ужас! - покупают.
Почему вы ещё не раз купите Doom, Skyrim и другие старые игры

Да, мы живём во времена ремейков. “Короля льва” перевыпускают с “реалистичной” графикой - без всякого смысла, просто вот ради того, чтобы “срубить бабла”. Потому что куча великовозрастных (ныне) людей “средних лет” и сами сходят, и ещё и детей сводят - пусть, мол, посмотрят, чем папка с мамкой восхищались, когда сами были школьниками.

© Просто бизнес, ничего личного

Но в играх сегодня всё не так. Вернее, не совсем так. Пока, например, Crash Team Racing выпускают с действительно улучшенной графикой (но почти не изменившимся геймплеем), Doom издают почти “как есть” - ну, разве что, разрешение повыше. Причём, разрешение рендеринга, но не оригинальных текстур.

Скажем, в начале-середине 2000-х было модно делать старые игры лучше. Для Doom и Duke Nukem выпускали (неофициально) всякие Open GL-моды, хай-рез-паки, 3D-модели и прочее. Но оказалось, что всё это даже лишнее - старые игры принимают и такими, какими они были.

Буквально три года назад вышло очередное издание Duke Nukem 3D под названием 20th Anniversary World Tour. В ней не только сохранили оригинальную графику, но даже сделали совершенно новый эпизод в старой графике! Что особенно интересно - графический движок там всё-таки был доработан, но незначительно. Просто чтобы обзор вверх-вниз отрисовывался корректнее.

Ещё за три года до этого выходило почти то же самое, но под именем Megaton Edition (без нового эпизода, но всё-таки).

Оригинальный Duke Nukem 3D, Megaton Edition и 20th Anniversary World Tour

Оригинальный Duke Nukem 3D, Megaton Edition и 20th Anniversary World Tour

А тот самый Doom ранее переиздавался ещё на Xbox 360/PlayStation 3.

Что ещё? Ах, да. Конечно же, Skyrim. Ему до популярности Doom ещё далеко, но и вышел он не в 1993, а в 2011 - и с тех пор уже не раз переиздался. Сначала на консолях актуального поколения, Xbox One и PlayStation 4, затем - ещё и на портативной Nintendo Switch.

Почему же старые игры постоянно перевыпускают?

Ответ на этот вопрос очевиден: потому, что их покупают. А вот почему покупают - это уже гораздо более интересная тема. И самым неправильным ответом на этот вопрос будет однозначность. Вроде: “купят потому, что ностальгия”. Или: “купят, потому, что идиоты”. Популярность переизданий старых игр - это как раз тот момент, когда работает всё сразу.

Да, ностальгия

Олдфаги помнят, как гоняли в Doom и он им нравился. Почему бы не погонять снова? Не вопрос - можно. Вопрос в том - а зачем покупать заново? Ну тут сложнее.

Например, человеку стало удобнее играть на консолях. Ну вот удобнее - и всё. В лет 30 к некоторым (не ко всем) приходит осознание, что валяться на диване с геймпадом гораздо удобнее, чем горбиться в три погибели за столом у монитора. Нет, конечно геймпад можно подключить и к ПК - и в некоторые игры так даже удобно играть. Вот только изначально ПК-шные игры, особенно старые - это не тот случай. При их создании про геймпад вообще никто не думал. В итоге чтобы поиграть приходится долго возиться с настройками, при этом удовлетворительный результат не гарантирован.

В DOOM с геймпада на ПК поиграть можно было запустив какой-нибудь мод вроде GZDoom

В DOOM с геймпада на ПК поиграть можно было запустив какой-нибудь мод вроде GZDoom

И тут важно! Результат - это не просто сам факт запуска старой игры, а именно комфортное времяпровождение. Школьникам, которым в радость и покорпеть в позе эмбриона за монитором, лишь бы мамка не увидела, не понять. В 30 с лишним уже не от кого прятаться - да, я взрослый мужик, закинул ноги на диван и сижу, играю на своём новеньком 55-дюймовом телеке и никого не стесняюсь. Потому, что могу.

Ну ладно, с консольщиками понятно - но зачем игру на ПК-то перевыпускать? (Тот же Skyrim, например, или Dark Souls). Да ещё и делать старую версию недоступной?

Ну с ПК - это уже чистая жадность, разумеется. Ну и ещё одно подтверждение того факта, что в 2019 году ПК - уже далеко не основная игровая платформа. Сегодня всё делается для консолей, а на ПК переносится по остаточному принципу. Что, не нравится? А придётся смириться. Где там ваш Red Dead Redemption 2, а, пекари? И сколько вы там ждали GTA 5? То-то же.

Кто-то вообще не играл

Пока старпёры вспоминают, как гоняли думгая в детстве, подрастающее поколение может вообще не иметь представления о старой игре. Да, они слышали, что это что-то крутое, но почему - не знают и хотят узнать лично. А как установить старую игру на современный компьютер?

В стране, где на ПК самый популярный магазин - это торрент-трекер, сложно убедительно рассказывать про важность перевыпуска в значении “купил - и играешь”. Но это так. Перевыпуск старой игры в том же Steam - это удобно. Если её раньше в там не было, разумеется (Doom, правда, был).

Конечно, есть немало школьников, которым подавай лишь топовый графоний. Но это как раз и причина, почему тому же Doom уже не нужны никакие “улучшайзеры”. Графонолюбители всё равно пройдут мимо (или поиграют в перезапуск 2016 года), а остальным будет всё равно - графика 1993 года или 2003-го. Сегодня это уже не такая большая разница.

Duke Nukem 3D с Hi-Res паком. 3D-модели, новые текстуры... В начале 2000 в этом был смысл, но сейчас это выглядит даже хуже, чем оригинальная игра.

Duke Nukem 3D с Hi-Res паком. 3D-модели, новые текстуры... В начале 2000 в этом был смысл, но сейчас это выглядит даже хуже, чем оригинальная игра.

В конце-концов, если игра была и правда хороша в 1993, то она будет хороша и в 2019. Игра, а не графика.

В конце-концов, это красиво

Ладно, не “красиво” в прямом смысле, а… Хотя знаете? И красиво тоже. Я смотрю на Halo 2001 года и понимаю, что ей ничего не поможет - ни ремастер, ни ремейк. Даже если переделать в ней графику на Unreal Engine 4, то скудоумие левелдизайна лишь станет более очевидно. Даже оригинальный Half-Life 1998 года смотрится не так хорошо, как мы помним (но всё равно гораздо лучше Halo), хотя вот Half-Life 2 - уже нормально.

Однако Doom 1993 уже ничего не страшно. Эффект “зловещей долины” работает в его пользу - всё более отдаляясь от современных представителей видеоигр, которые кажутся нам красивыми (Battlefield V, например - интересно, каким он будет казаться спустя лет 10?), оригинальный Doom уже давно вышел за пределы восприятия “страшного человека” и даже “страшного робота”, став просто милой мешаниной пикселей, в которой, тем не менее, мы без труда узнаём различные образы.

Как-то я играл в Minecraft на планшете в электричке, а сосед спросил - "О, это что, Doom? Такое всё пиксельное, прикольное!"

Как-то я играл в Minecraft на планшете в электричке, а сосед спросил - "О, это что, Doom? Такое всё пиксельное, прикольное!"

Но изначально я не о красоте хотел сказать. Doom - это действительно хорошая игра, с продуманным геймдизайном. Можно жаловаться на сюжет - ну так и сегодня не все игры про сюжет. Да, дорогой читатель, далеко не всем геймерам так уж важно наблюдать слезоточивую мыльную драму на экране, особенно когда эта драма из пальца высосана, как в God Of War 2018, или неумело поставлена, как в Detroit: Become Human. Но геймплей - всегда был важнейшим составляющим видеоигр. Геймплей - это то, что отличает игры от тех же фильмов или даже визуальных новелл.

Разумеется, нет ничего плохого в фильмах или в визуальных новеллах, но игры - есть игры.

Так вот, как игра Doom - не просто хорошая игра, а законодатель жанра. Да и более свежий Skyrim - тоже. Можно, конечно, вспоминать Morrowind или вообще Daggerfall, но будем честны - не многие другие игры в то время пытались быть похожими на Morrowind или Daggerfall.

Skyrim не только тепло был принят публикой, но и стал вдохновением для геймдизайнеров. Даже разработчики Legend Of Zelda: Breath Of The Wild - игры, которая почти единогласно критиками признана лучшей игрой 2017 года - признаются, что вдохновлялись Skyrim.

Можно не любить Skyrim. Но не признавать его значения для индустрии, как минимум, странно.

Можно не любить Skyrim. Но не признавать его значения для индустрии, как минимум, странно.

Конечно, тот же Skyrim можно ругать за баги - их там просто невероятно много. Можно даже сетовать - мол, как это вы (критики) тут одну игру ругаете за баги и всяческие недостатки, а другую, с точно такими же багами и недостатками наоборот хвалите?

Всё просто. В одной игре есть и баги с недостатками, и невероятно годные вещи, вдохновляющие и игроков и геймдизайнеров. В другой же - только баги с недостатками.

Это как шаблоны боевиков 80-х. Ну типа последняя драка на заводе, бесконечные пули - и всё такое. Знаете, где была и последняя драка на заводе и бесконечные пули? В “Терминаторе”. В обоих, причём. И в “Робокопе” тоже это было. Только это всё равно гениальные фильмы, а всякий треш, снятый по мотивам - нет.

Так неужели нет новых хороших игр?

Конечно же, есть. Но, во-первых, эти игры стоят денег - в смысле, их разработка стоит денег. Перевыпуск старой хорошей игры, которую точно купят - это неплохой способ собрать эти деньги. Плюс, старые игры всегда дешевле, но иногда при этом даже лучше некоторых новых.

Во-вторых, ну а какая разница-то? Пусть будет выбор. Играть в новые игры, играть в старые игры на новых платформах - хорошо, когда есть из чего выбирать. Допустим, на Xbox One есть поддержка игр и c Xbox 360 и даже оригинального Xbox (не всех, но есть). Но вот на PlayStation 4 можно купить только несколько игр с PS2 - и всё. Никакой тебе PlayStation 3. А на Nintendo Switch и этого нет - именно в этом поколении Nintendo решила отказаться от обратной совместимости.

Главное, что есть выбор

Главное, что есть выбор

Другое дело, что с выпуском новых переизданий Doom компания Bethesda взяла и удалила из Xbox Marketplace аналогичные выпуски для Xbox 360. Вот это очень некрасиво, конечно. И навязчивый онлайн - некрасиво. Doom - старая игра, никакой там аккаунт Bethesda не нужен. Тем более, изначально к его разработке Bethesda вообще не имела отношения.

Но всё-таки брезговать старыми играми только потому, что они старые (в смысле, сделаны давно) - это всё равно, что отвергать классическую музыку или ранний блюз. Качественные вещи не стареют.