Опубликовано 10 января 2012, 00:01

Мобильные телефоны. Итоги 2011 года

Мы решили рассказать в одной статье обо всех важных событиях ушедшего года, которые произошли в мире мобильных телефонов. Двухъядерные процессоры, взлёт ГЛОНАСС, патентные войны, покупки и слияния компаний, второе рождение Nokia и много другое.
Мобильные телефоны. Итоги 2011 года

Садясь за «Мобильные итоги 2011», я собирался уже начать их фразой вроде «Год выдался спокойный». Но, набросав план, я удивился: события весны и даже лета прошедшего года казались чем-то из очень далёкой эпохи, они успели уйти в голове в область долговременной памяти, в архив. Такое бывает, когда информационный поток усиливается сверх меры — мозг просто сужает горизонт событий. В общем, насыщенный год выдался.

Рассказ начнём с LG, которая в феврале показала миру смартфон с двухъядерным процессором — Optimus 2X. Нетрудно заметить, что история повторяется. Когда-то мощность «взрослых» компьютеров мерили мегагерцами, а потом, когда конструкторы «камней» упёрлись в потолок частоты, линейку к главному органу стали прикладывать с другой стороны — и принялись измерять число ядер. То же самое случилось со смартфонами, только занял у них этот путь к переоценке ценностей не десятилетия, а годы. Разработчикам же хватило полугода, чтобы научиться работать с многопоточностью, и сейчас «двухъядерный процессор» — уже не просто маркетинговый ярлык.

Смартфон LG Optimus 2X с двухъядерным процессором

Смартфон LG Optimus 2X с двухъядерным процессором

Смартфон LG Optimus 2X с двухъядерным процессором

Optimus 2X стал если не бестселлером, то по крайней мере очень удачной моделью, одновременно обозначив корейскую компанию как одного из технологических лидеров. Это был в том числе и демо-продукт. Позже LG выпустила ещё несколько смартфонов, выделявшихся одной единственной уникальной фичей и притом довольно дорогих — Optimus Black и Optimus 3D. У первого очень яркий экран, у второго — стереоскопический. Больше за 2011 год LG ничего особенно заметного не выпускали, а сосредоточились на среднем и бюджетном сегментах, где они и так всегда были сильны.

Открытая Оптимусом 3D тема стереоскопических «безочковых» экранов была продолжена их соседями по рынку в HTC Evo 3D, но на этом всё и закончилось. Ни одной другой подобной модели до конца года в России не вышло. Оба аппарата стали сугубо нишевыми, люди в массе не готовы жертвовать здоровым зрением да ещё приплачивать за это. К тому же в отличие, например, от портативной консоли Nintendo 3DS, смартфоны на Android не могут предложить богатого ассортимента 3D-контента.

Смартфон HTC Evo 3D со стереоскопическим экраном

Смартфон HTC Evo 3D со стереоскопическим экраном

Смартфон HTC Evo 3D со стереоскопическим экраном

Вернусь к многоядерности и тем, благодаря кому она пришла в мобильники. Главных виновников тому два — NVIDIA и Qualcomm. Нвидиевская Tegra 2 стояла в том самом первом Optimus 2X и она же поселилась в десятках планшетов, что, однако, выходит за рамки этой статьи. Qualcomm выкатил чипы Snapdragon поколения S3 — поголовно на двух ядрах. Один из таких установлен в топовой модели HTC Sensation. Так что теперь выпускать флагманские смартфоны с одноядерным процессором не решается почти никто — моветон.

Смартфон HTC Sensation с двухъядерным процессором от Qualcomm

Смартфон HTC Sensation с двухъядерным процессором от Qualcomm

Смартфон HTC Sensation с двухъядерным процессором от Qualcomm

А дальше будет больше. Четырёхядерные мобильные чипы уже вышли на рынок, но пока что используются в планшетах — например, в ASUS Transformer Prime. А до смартфонов они дойдут не раньше весны.

Если на время отвлечься от конкретных устройств, то 2011 год можно смело назвать годом патентных войн. Мир сошёл с ума и все принялись судиться со всеми. Apple воюет с Samsung и наоборот, с той же взаимностью «яблочники» борются с HTC, не забывая и о Motorola, Oracle пытается уколоть Google, а Microsoft успешно патентно троллит производителей смартфонов на Android, срубая с них по 5 долларов за каждую выпущенную трубку. Либо в два-три раза больше — с тех, кто возмутительно недальновидно не соглашается пополнить свой ассортимент аппаратами на Windows Phone 7. Скорее всего, через несколько лет это приведёт к пересмотру всей системы защиты интеллектуальной собственности, по крайней мере, этого хотелось бы. Кроме то устанавливаемых, то снимаемых судебных запретов на продажу в отдельных странах некоторых устройств, к серьёзным последствиям патентного хаоса можно отнести покупку Motorola компанией Google. Первейшая причина этой покупки — солидный патентный портфель Моторолы, который пригодится Google в обороне себя и своих партнёров.

И о хорошем. Дела у Android и у тех, кто делает смартфоны на нём, идут неплохо. Выпущенный корейцами этой весной смартфон Samsung Galaxy S II стал самым продаваемым не-айфоном последних лет, разойдясь по меньшей мере 30-миллионным тиражом — платформа окончательно лишилась налёта «гиковости» и стала сверхмассовой.

Смартфон Samsung Galaxy S II

Смартфон Samsung Galaxy S II

Смартфон Samsung Galaxy S II

Сам Android за 2011 год успел раздвоиться и слиться обратно. В феврале появилась версия 3.0 Honeycomb, предназначенная исключительно для планшетов, что ещё более усилило сегментацию платформы, давно ставшую головной болью разработчиков и пользователей. Реальные продукты на Android 3.0 появились ближе к лету, а плотным потоком повалили уже осенью, и тогда Google показал следующую версию системы — Android 4.0 Ice Cream Sandwich. На нём будут работать и будущие гуглофоны, и будущие гуглопланшеты. Первенцем же стал смартфон Galaxy Nexus.

Смартфон Galaxy Nexus на Android 4.0

Смартфон Galaxy Nexus на Android 4.0

Смартфон Galaxy Nexus на Android 4.0

Похожая история случилась и с железом. В течение года наблюдалась тенденция к увеличению размеров экранов смартфонов и уменьшению оных у планшетов. Но положа руку на сердце можно сказать, что звонить по тем "таблеткам" было трудно и даже нелепо. Две эти линии развития сошлись в одну точку к осени, когда Samsung выпустила Galaxy Note - действительно конвергентное устройство. Тренд задан, и наступивший год принесёт нам не один десяток "смартшетов".

Samsung Galaxy Note

Samsung Galaxy Note

Смартфон-планшет Samsung Galaxy Note

Россиянам ушедший год дал свой повод для гордости. Совершенно внезапно мировые производители смартфонов обратили внимание на ГЛОНАСС. На самом деле чипсеты Qualcomm поддерживают приём сигналов российской навигационной системы ещё с поколения S2 (они увидели свет весной 2010 года), на котором построена, например, львиная доля всех современных андроидофонов среднего класса. Но помимо чипсета нужны ещё антенны и программная поддержка гибридной спутниковой навигации (от GPS отказываться, понятно, никто не собирается), и задача эта не так уж сложна, но производители не видели за ней профита для себя. Разве что Sony Ericsson к осени допилила-таки программную поддержку ГЛОНАСС в своём Xperia Arc, да и то, скорее всего, не без усиленной стимуляции со стороны самого Qualcomm-а.

Sony Ericsson Xperia Arc с приёмником ГЛОНАСС

Sony Ericsson Xperia Arc с приёмником ГЛОНАСС

Sony Ericsson Xperia Arc с приёмником ГЛОНАСС

Но осенью 2011 года случилось то, чего никто не ждал. В таблице технических характеристик iPhone 4S обнаружились слова о поддержке этим смартфоном-идолом нашего родного ГЛОНАССа. А обычно работает правило: что есть в iPhone — будет везде. Самостийность и собственный неповторимый путь не помешали таким монстрам рынка, как Samsung, LG и Motorola, обратить внимание на эту фичу. В результате за последние три месяца года смартфонов с поддержкой ГЛОНАСС стало больше, чем можно пересчитать на пальцах одной руки. Маленькое, но достижение.

А самую интересную жизнь в 2011 году вела, пожалуй, Nokia. Во-первых, финны дважды обновили Symbian, выпустив версии с красивыми именами Anna и Belle. Если в начале года вы морщили нос от смартфонов на Symbian^3, то знайте, что теперь уже можно дать им второй шанс. Платформу «вылизали», довели до ума и в чём-то приблизили к Android.

Второе важное событие в жизни Nokia — выпуск первого смартфона на ОС MeeGo. Этой истории уже много лет, она берёт начало в те далёкие годы, когда мир мобильных телефонов был совсем иным. Ещё до выпуска MeeGo ею успели восхититься и в ней же успели разочароваться. Из-за этого, выпуская модель Nokia N9, компания сразу оговорилась — мол, вот что получилось, доделали, но больше мучиться с ней не будем. И напрасно, потому что аппарат получился самобытным, но очень удачным.

Nokia N9 — первый и последний смартфон на MeeGo

Nokia N9 — первый и последний смартфон на MeeGo

Nokia N9 — первый и последний смартфон на MeeGo

Наконец, третий значимый поворот судьбы Nokia — освоение Windows Phone 7. Совсем недавно выпуск смартфонов Nokia на чужой операционной системе казался просто невозможным, и единственным путём виделась дальнейшая реанимация Symbian. А сегодня финские виндофоны Nokia Lumia 800 и Lumia 710 уже успешно продаются по всему миру, в том числе и в России.

Смартфон Nokia Lumia 800 на Windows Phone 7

Смартфон Nokia Lumia 800 на Windows Phone 7

Смартфон Nokia Lumia 800 на Windows Phone 7

Правда, первой окучить нашу страну виндофонами успела другая компания — HTC, которая привезла сюда сперва модель 2010-го года Mozart, а затем и свежие Radar и Titan. Россия приняла незнакомую платформу тепло, те же Моцарты расходились, как горячие пирожки, возник натуральный дефицит. Этому поспособствовало и то, что сама Windows Phone 7 в прошедшем году обновилась до версии Mango и стала совсем похожей на современную мобильную ОС. Главное, конечно, что в ней появилась поддержка многозадачности. WP7 уверенно расширяется за пределы сферы интересов исключительно маргиналов.

Закончим главным ньюсмейкером мира смартфонов. В 2011 году Apple нарушила ставший привычным годичный цикл обновления iPhone и задержала новую модель аж на несколько месяцев. Из-за этого надежды пользователей только росли, они хотели должного вознаграждения за своё терпение. Но вышедший в октябре iPhone 4S оказался по сути умеренно обновлённой версией iPhone 4, пусть и не без изюминки. Помимо улучшенной камеры со сложной оптической системой и быстрого двухъядерного процессора, новинка обзавелась искусственным интеллектом в лице Siri — голосового помощника. О своих ощущениях от общения с этой железной дамой я писал в обзоре iPhone 4S, здесь же скажу так: не впечатлило. И, что любопытно, никаких серьёзных подвижек в направлении копирования Siri конкуренты Apple до сих пор не предприняли.

Смартфон iPhone 4S

Смартфон iPhone 4S

Смартфон iPhone 4S

А вот iOS 5, которая вышла за несколько недель до iPhone 4S и которую можно установить на все не слишком древние iPhone-ы, iPod-ы touch и iPad-ы — штука безусловно полезная и приятная. В ней появилась тысяча изменений (некоторые из них, чего лукавить, позаимствованы у конкурентов), но, пожалуй, главное — это интеграция с облачным сервисом iCloud. Теперь iOS-устройства не привязаны к компьютеру, они синхронизируются между собой через интернет и бэкапятся на сервера Apple. Это очередной шаг к вступлению в пост-компьютерную эру, которой грезят купертиновцы.

Таковы были самые заметные события мира мобильных телефонов в 2011 году. На этом история не заканчивается, очередями новинок производители уже вот-вот начнут стрелять. В эти дни в Лас-Вегасе проходит выставка CES, а в феврале Барселона станет домом для Mobile World Congress. Так что тон мобильного рынка на этот год будет задан совсем скоро.