Телефоны
30 декабря 2006, 00:33

Телефонные скандалы-2006: самые острые события ушедшего года

Конец года – время подведения итогов. За 2006 многое случилось на рынке сотовой связи. Но сегодня мы поговорим о том шуме, который подняли за минувший год отечественные и западные компании. В материале, конечно, не все происшествия этого года, а только самые яркие и громкие. Скандалы «года собаки» в кратком пересказе для читателей любого возраста.

Ушедший год был богат на яркие события, на скандалы и сенсации. Сегодня мы постараемся вспомнить самые острые моменты 2006-го, которые принесли больше всего шума и нареканий со стороны как СМИ, так и общественности в целом. Итак, «Cкандалы-2006». Посмотрим, кто наследил в этом году...

Евросеть

Как ни крути, а самой скандальной компанией сегодня на рынке является «Евросеть». Также стоит отметить уже ставшую культовой фигуру совладельца компании Евгения Чичваркина, ибо почти все острые ситуации и скандалы, в которых оказывается компания, тут же связываются с его именем.

С самого начала своей деятельности «Евросеть» привлекала внимание публики своими акциями и рекламами «на грани фола». То у них цены были просто «о***ть», то всем, кто разденется, давали по бесплатной трубке… Короче, не одними низкими ценами славится эта сеть салонов связи.

Евросеть, голый телефон, С350

Счастливая обладательница телефона С350. С цензурой

Евросеть-Nokia

Но то, как Евросеть выстраивает свои отношения с покупателями – это ещё цветочки. Стоит посмотреть на то, как она общается со своими партнёрами. Были у «Евросети» некоторые конфликты с «Вымпелкомом», но самые весёлые выпады происходят в отношении вендоров.

В 2002 и 2005 году были серьёзные проблемы с Samsung, которых отечественный ритейлер обвинял в недопоставке телефонов на очень существенные суммы. Тогда «Евросеть» отменила все бонусы для продавцов-консультантов от продажи мобильников этой марки.

Ситуация повторилась в этом году. Только не с корейским Samsung, а с финской Nokia, которая как-никак самый крупный производитель сотовых в мире. За что «Евросеть» переставила в конце лета все телефоны Nokia на дальние полки и запретила своим продавцам-консультантам рекомендовать их покупателям, не очень ясно.

Официальных мер и заявлений по этому поводу никто не делал. Но от журналистов Чичваркин не скрывал, что проблемы с Nokia у них есть. По его словам, они начались после прихода на пост генерального менеджера Nokia в России Алессандро Фиорентино вместо Кеннета Йонссона. Вроде как до этой смены караула у «Евросети» были отдельные соглашения с Nokia, а с приходом Фиорентино все изменилось. «Евросеть» перестала быть каким-то особым клиентом для вендора, и относиться к ней стали, как и ко всем остальным ритейлерам.

Кеннет Йонссон, Алессандро Фиорентино, Noki

Кеннет Йонссон и Алессандро Фиорентино – лица российской Nokia

Хотя это странно – «Евросеть» контролирует около 34 процентов рынка, а ближайшим соперником её является «Связной», у которого салонов почти в четыре раза меньше. Так вот, проблема в том, что новый менеджмент Nokia решил не отдавать предпочтения «Евросети» и не предоставлять льготных цен на оптовые закупки товара.

Также Чичваркин жаловался, что вендор недопоставляет самые новые и модные модели, которые приносят как раз больше всего денег. Nokia же открыла в августе новый салон, в котором были абсолютно все новинки этой компании. Причём не просто стоящие за стеклом «конфетки для глаз», а полноценные, работающие модели, на которых можно было слушать музыку, играть, выходить с них в Интернет, крутить в руках.

Каким именно образом две компании договорились – осталось между ними. Мы же наблюдаем только результат – «Евросеть» активно продает телефоны Nokia. На самых видных полках.

Евросеть-Motorola

Самые позитивные отношения у «Евросети» сложились с компанией Motorola. Но и с этим названием в 2006 году были связаны некоторые неприятные моменты. Точнее – целое разбирательство, которое активно освещалось всеми возможными СМИ.

Всё началось в марте этого года, когда правоохранительные органы конфисковали 167,5 тыс. телефонов Motorola прямо рядом с аэропортом Шереметьево, где этот груз, ценностью около 19 млн. долларов, только что прошёл таможню. Изначально предполагалось, что именно при прохождении таможни был нарушен закон. В этот раз Motorola и «Евросеть» выступали как свидетели. Но оказалось, что все документы в порядке, таможенная очистка была пройдена правильно.

Тогда те же правоохранительные органы заявили, что партия телефонов С115 слишком сильно «фонит», т.е. электромагнитное излучение этих аппаратов чуть ли не в два раза выше нормы. Подтверждались такие заявления экспертизой государственного Центра информационных технологий и систем. Чтобы обезопасить ни о чем не подозревающих пользователей телефонов, 50 тыс. аппаратов этой модели тут же превратили в «опилки», уничтожили (хотя не факт, что уничтожили все 50 тыс. – журналисты были приглашены только на первый день акции, а она длилась три дня).

Motorola заявила, что все их аппараты соответствуют международным гигиеническим нормам. Под вопрос ставилась объективность экспертизы, проведенной у нас.

C115, МВД, Евросеть

Последние моменты жизни этой партии C115

На этом этапе в конфликт втянулись посольство и торгпредство США. Были написаны несколько писем, в том числе и президенту Путину. На какое-то время скандал затих.

Но потом сам Путин потребовал разобраться с этой ситуацией. И тут всплыли интересные моменты из 2005 года, когда правоохранительные органы конфисковали партию телефонов на 50 с лишним миллионов долларов, но успели её продать на реализацию госструктурам за 3 млн. ещё до завершения следствия. В общем, власти решили разобраться с таким «произволом».

И разобрались. Дело относительно «Евросети» и  Motorola было закрыто за отсутствием состава преступления, а трубки (которые не успели уничтожить) вернули импортёру. Удивительно, что компенсации за перемолотые телефоны «Евросеть» не потребовала. Извиняться за случившееся никто не стал. Хотя это и не удивительно.

Заводить отдельный параграф для освещения последнего скандала «российские ритейлеры против Panasonic» не будем. Просто чтобы закончить разговор о «Евросети», стоит упомянуть, что в начале декабря шесть отечественных ритейлеров (среди которых «Евросеть») объявили бойкот японской компании Panasonic. Дело ещё не разрешилось, но факт налицо: «крестовые походы» Чичваркина против вендоров не знают границ. Подробнее смотрите тут:

BenQ-Siemens

Банкротство BenQ Mobile – очень печальное событие этой осени. Тайваньская компания, купившая в октябре 2005 подразделение Siemens Mobile, провалилась. BenQ Mobile рассчитывала с помощью Siemens только подняться, а получилось все наоборот.

Подразделение не приносило никаких доходов, только убытки. И советом директоров BenQ было решено, что если в 4 квартале 2006 года ситуация не изменится, придётся закрывать бизнес. Увы, сделать компанию прибыльной к самому жаркому, предпраздничному сезону у BenQ Mobile не получилось. BenQ Mobile даже обещала принести прибыль в первом квартале 2007, но совет директоров посчитал, что это уже слишком поздно, и компания была закрыта.

BenQ Siemens, банкротство

Он был славным вендором

Правда, сказать, что BenQ-Siemens полностью пропал как брэнд, нельзя. Он пропал в первую очередь в Европе. Однако в Азии и Южной Америке он, может быть, и будет ещё использоваться. Представители BenQ по этому поводу пока ничего конкретного не говорят, но и не отрицают возможности продвижения этого имени на других рынках. Поживём – увидим.

CPP

И напоследок – пару слов о том, как этим летом мы перешли на систему «платит звонящий» или СРР («цэ-пэ-пэ» или «си-пи-пи» – кому как больше нравится). Само введение нового принципа тарификации скандалом не назовёшь, хотя народ пошумел. Но ничего страшного не произошло. А вот то, как большая тройка сплотилась в первые дни против региональных операторов – это серьёзно!

Напомним, что всё дело было в том, что интерконнект между операторами большой тройки был сильно дешевле, чем интерконнект с региональными операторами. Таким образом получается, что компании, не входящие в «тройку», оставались в очень невыгодном положении, относительно своих могучих конкурентов. Цена вопроса была 15 коп.: между МТС, Билайном и Мегафоном интерконнект стоил 95 копеек, а для всех остальных операторов – 1,1 руб.

Ассоциации региональных операторов это, ясное дело, не понравилось, и она подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ. Было заведено дело на трёх главных операторов по подозрению в сговоре. Новый поворот ситуация получила в сентябре, когда на заседании комиссии ФАС представители «тройки» официально заявили, что сложившаяся ситуация – это случайность. Т.е. более высокие тарифы для региональных операторов и фиксированный тариф внутри «тройки» – это всего лишь совпадение (бывает же!). Мы, конечно же, освещали эти события (см. также обзор «МТС, Вымпелком и Мегафон ответили на обвинение ФАС»).

Эксперты на факультете Высшей Математики и Кибернетики МГУ провели свои подсчёты (по просьбе всё той же Ассоциации региональных операторов) и пришли к тому, что вероятность такого совпадения равна 0,0003-0,0012%. Это очень маловероятно…

Большая тройка, ФАС

Цифры говорят сами за себя

В ноябре ФАС всё-таки предписала операторам большой тройки снизить тарифы для региональных операторов. Заметим, что МТС и Вымпелком пошли на это добровольно, а  вот Мегафон – нет, пришлось заставить.

Вердикт Ferra.ru

Несмотря на то, что в этом материале освещаются не только отечественные скандалы, «наши» всё равно поярче будут, повеселее. Хотя, с другой стороны, подсознательно понимаешь, почему некоторые западные компании с большой опаской относятся к нашему рынку. Будем надеяться, что это просто год такой выдался, и в следующем всё будет куда лучше. А если нет – ровно через год увидимся на страницах Ferra.ru, вспоминая скандалы уходящего 2007-го.